ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9666
Скачиваний: 24
18.1 Организация области гражданской обороны, чрезвычайных
ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий
171
21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»; Указа Президента РФ от 11.07.2004 N 868
«Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обо-
роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 N 712 «Об утверждении Поло-
жения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвы-
чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и др.
Гражданская оборона
В данной области правовое регулирование осуществляется на основании норм
ФЗ «О гражданской обороне». Закон определяет задачи, правовые основы их осу-
ществления и полномочия органов государственной власти РФ, органов исполни-
тельной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций
в области гражданской обороны.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке
к защите и по защите населения, материальных и культурных
ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, а так-
же при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и тех-
ногенного характера.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Федеральный закон «О гражданской обороне» устанавливает полномочия Пре-
зидента РФ и Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления, организаций, а также права и обязанности граж-
дан в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в РФ осу-
ществляет Правительство РФ. Государственную политику в области гражданской
обороны осуществляет МЧС России как федеральный орган исполнительной вла-
сти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской
обороны.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение
задач в области гражданской обороны;
2) территориальные органы — региональные центры по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны
и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по
субъектам РФ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Для осуществления деятельности в области гражданской оборо-
ны создаются силы гражданской обороны — спасательные воин-
ские формирования федерального органа исполнительной власти,
172
Глава 18. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области гражданской обороны,
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий
уполномоченного на решение задач в области гражданской оборо-
ны, подразделения Государственной противопожарной службы,
аварийно-спасательные формирования и спасательные службы,
нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприя-
тий по гражданской обороне, а также специальные формирова-
ния, создаваемые на военное время в целях решения задач в обла-
сти гражданской обороны.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера
Отношения в рассматриваемой сфере регулируются ФЗ «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области за-
щиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на
территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах
РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также
окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак-
тера.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной тер-
ритории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые
могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб
здоровью людей или окружающей среде, значительные матери-
альные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Закон устанавливает полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ,
Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов мест-
ного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан РФ в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение пожарной безопасности
В данной сфере действует ФЗ «О пожарной безопасности». Закон определя-
ет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной
безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами госу-
дарственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организа-
циями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а так-
же между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателя-
ми, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами
без гражданства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пожарная безопасность — состояние защищенности личности,
имущества, общества и государства от пожаров.
18.2 Организация и компетенция МЧС России
173
Требования пожарной безопасности — специальные условия со-
циального и (или) технического характера, установленные в це-
лях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ,
нормативными документами или уполномоченным государствен-
ным органом.
Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность
сил и средств, а также мер правового, организационного, эконо-
мического, социального и научно-технического характера, направ-
ленных на борьбу с пожарами.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности явля-
ются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органи-
зации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности
в соответствии с законодательством РФ.
Обеспечение безопасности людей на водных объектах
Президент РФ Указом «О совершенствовании единой государственной систе-
мы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» возложил на МЧС
России следующие функции:
1) организацию поиска и спасения людей во внутренних водах и в террито-
риальном море РФ;
2) организацию и осуществление надзора во внутренних водах и в террито-
риальном море РФ за пользованием маломерными судами и базами (соору-
жениями) для их стоянок;
3) руководство деятельностью Государственной инспекции по маломерным
судам РФ.
В системе МЧС России создана Государственная инспекция по маломерным
судам. На нее возложены две основные задачи: а) осуществление государственно-
го и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для
их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море РФ;
б) обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объ-
ектах.
18.2 Организация и компетенция Министерства
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(МЧС России)
Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции
установлены в Указе Президента РФ от 11.07.2004 N 868 «Вопросы Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий».
174
Глава 18. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области гражданской обороны,
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий
В систему МЧС России входят:
1) центральный аппарат;
2) территориальные органы — региональные центры по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи граждан-
ской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, по субъектам РФ;
3) федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной
службы;
4) спасательные воинские формирования Министерства РФ по делам граж-
данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий;
5) Государственная инспекция по маломерным судам;
6) аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизи-
рованные горноспасательные части;
7) образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные и иные учре-
ждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сферой деятельности МЧС России является область:
1) гражданской обороны;
2) защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуа-
ций природного и техногенного характера;
3) обеспечения пожарной безопасности;
4) обеспечения безопасности людей на водных объектах.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
МЧС России разрабатывает и представляет Президенту РФ и (или) в Пра-
вительство РФ:
1) предложения по формированию основ государственной политики в области
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в том числе в области преодоления последствий радиационных
аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безо-
пасности людей на водных объектах;
2) проекты законов, иных нормативных правовых актов и проекты техни-
ческих регламентов в области гражданской обороны, защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопас-
ности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах своей
компетенции;
3) проекты нормативных правовых актов по вопросам преодоления послед-
ствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ
особого (специального) назначения, чрезвычайного гуманитарного реаги-
рования;
18.2 Организация и компетенция МЧС России
175
4) проект плана гражданской обороны РФ, а также предложения о порядке
введения в действие плана гражданской обороны на территории РФ или
в отдельных ее местностях в полном объеме либо частично;
5) предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации чрез-
вычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских фор-
мирований и органов.
МЧС России организует:
1) работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межре-
гионального и федерального характера, спасению людей при этих чрезвы-
чайных ситуациях;
2) предупреждение и тушение пожаров на объектах, критически важных для
безопасности РФ, других особо важных пожароопасных объектах, объек-
тах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного на-
следия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня
с массовым сосредоточением людей;
3) предупреждение и тушение пожаров в закрытых административно-терри-
ториальных образованиях;
4) работу по участию МЧС России в разработке мобилизационного плана эко-
номики РФ в части, касающейся задач, возложенных на МЧС России;
5) поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море
РФ в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов испол-
нительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на
море и водных бассейнах РФ.
Территориальные органы МЧС России
К таким органам относятся:
1) региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным си-
туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в федеральных
округах (создаются в каждом из существующих федеральных округов) —
Региональный центр МЧС России;
2) органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской оборо-
ны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
в субъектах РФ, — Главное управление МЧС России по субъекту РФ.
Государственная противопожарная служба
Она находится в составе МЧС России и является составной частью сил обес-
печения безопасности личности, общества и государства и координирует деятель-
ность других видов пожарной охраны. Согласно Федеральному закону «О пожар-
ной безопасности» в Государственную противопожарную службу входят: а) феде-
ральная противопожарная служба; б) противопожарная служба субъектов РФ.
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
1) структурные подразделения центрального аппарата федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области по-
жарной безопасности, осуществляющие управление и координацию дея-
тельности федеральной противопожарной службы;