ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9667
Скачиваний: 24
176
Глава 18. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области гражданской обороны,
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий
2) структурные подразделения территориальных органов федерального орга-
на исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области
пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны
и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по
субъектам РФ;
3) органы исполнительной власти и подведомственные им государственные
учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государст-
венного пожарного надзора;
4) пожарно-технические, научные и образовательные организации;
5) подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях
обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях
(объектовые подразделения);
6) подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях
организации профилактики и тушения пожаров в закрытых администра-
тивно-территориальных образованиях, особо важных и режимных органи-
зациях (специальные и воинские подразделения);
7) подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях
организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (тер-
риториальные подразделения);
8) подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях
охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (дого-
ворные подразделения федеральной противопожарной службы).
Войска гражданской обороны
Они являются частью сил обеспечения безопасности и предназначены для за-
щиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их
возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофа-
ми, стихийными бедствиями. Войска гражданской обороны в соответствии с ФЗ
«Об обороне» могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной
борьбы.
Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России
Входит в систему МЧС России. Основы ее организации установлены Поста-
новлением Правительства РФ от 23.12.2004 N 835 «Об утверждении Положения
о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти-
хийных бедствий». В состав указанной инспекции входят структурные подразде-
ления центрального аппарата МЧС России, ее территориальные органы в составе
территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломер-
ным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
Контрольные вопросы по главе 18
177
Основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам яв-
ляются:
1) осуществление государственного и технического надзора за маломерными
судами и базами (сооружениями) для их стоянок и пользованием во внут-
ренних водах и территориальном море РФ, т. е. на водных объектах;
2) обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных
объектах.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 18
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Основные нормативные правовые акты, осуществляющие регулирование
в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации их
последствий.
2. Что понимается под гражданской обороной?
3. Что понимается под чрезвычайной ситуацией?
4. Какие органы относятся к территориальным органам МЧС России?
5. Основные полномочия МЧС России.
6. Что понимается под пожарной безопасностью?
7. Какие органы включает в себя Федеральная противопожарная служба?
8. Основные задачи Государственной инспекции по маломерным судам.
Глава 19
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ
19.1 Организация обороны, правовые основы
управления и регулирования в области обороны
Согласно Конституции РФ оборона, оборонное производство, определение по-
рядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого воен-
ного имущества находятся в ведении РФ.
Одним из основных документов стратегического планирования организации
обороны является Указ Президента РФ от 05.02.2010 N 146 «О Военной доктрине
Российской Федерации». Военная доктрина РФ является одним из основных до-
кументов стратегического планирования в РФ и представляет собой систему офи-
циально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите
и вооруженную защиту РФ.
Следующим законом, регулирующим отношения в области обороны, является
Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне». Закон определяет осно-
вы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти РФ,
функции органов государственной власти субъектов РФ, органов местного само-
управления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ
в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность
за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, ка-
сающиеся обороны.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Оборона — система политических, экономических, военных, соци-
альных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защи-
те и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенно-
сти ее территории.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19.2 Организация и компетенция Министерства обороны РФ
179
В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и воен-
но-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, ор-
ганов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления
и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транс-
портных средств. В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне
привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел РФ.
19.2 Организация и компетенция Министерства
обороны Российской Федерации, подведомственных
ему федеральных служб и федеральных агентств
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)
Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции
установлены в Положении «O Министерстве обороны Российской Федерации»,
утвержденном Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082.
Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами РФ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сферой деятельности Минобороны России является область
обороны.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основными задачами Минобороны России являются:
1) выработка и проведение государственной политики в области обороны;
2) нормативно-правовое регулирование в области обороны;
3) нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и под-
ведомственных Минобороны России федеральных органов исполнитель-
ной власти;
4) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны, ко-
ординация деятельности войск, воинских формирований и органов по вы-
полнению задач в области обороны, а также координация строительства
войск и воинских формирований;
5) координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны Рос-
сии федеральных органов исполнительной власти;
6) координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам
обеспечения безопасности дорожного движения;
7) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральны-
ми конституционными законами, федеральными законами и международ-
ными договорами РФ;
8) поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;
9) осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;
180
Глава 19. Административное управление
и административно-правовое регулирование в области обороны
10) обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского пер-
сонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и чле-
нов их семей;
11) выработка и реализация государственной политики в области международ-
ного военного сотрудничества РФ с иностранными государствами и меж-
дународными организациями и военно-технического сотрудничества РФ
с иностранными государствами и международными организациями.
Минобороны осуществляет в качестве органа в области обороны:
1) руководство морской деятельностью РФ в интересах решения оборонных
задач;
2) руководство созданием и организацией функционирования единой государ-
ственной системы освещения подводной и надводной обстановки;
3) координацию проведения мероприятий по развитию и использованию при-
брежно-береговой инфраструктуры военного и двойного (военного и граж-
данского) назначения;
4) координацию проведения системных исследований морской деятельности РФ;
5) государственное регулирование деятельности в области государственной
авиации;
6) государственный контроль за деятельностью авиационного персонала го-
сударственной авиации;
7) расследование, классификацию и учет авиационных происшествий и ин-
цидентов в государственной авиации;
8) реализацию государственной политики в области космической деятельно-
сти в интересах обороны и безопасности РФ;
9) координацию использования космического пространства в интересах обо-
роны;
10) координацию деятельности по контролю околоземного космического про-
странства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ является централь-
ным органом военного управления Министерства обороны РФ
(и основным органом оперативного управления Вооруженными
Силами РФ). Генеральный штаб входит в структуру Минобороны
России и состоит из центральных органов военного управления
и иных структурных подразделений. Организационную структуру
Генерального штаба утверждает Министр обороны РФ. Основы
его организации и деятельности установлены Указом Президен-
та РФ от 23.07.2013 N 631 (ред. от 01.07.2014) «Вопросы Гене-
рального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .