ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8390
Скачиваний: 6
176
вследствие этого особую доказательственную силу. В силу при-
сущей российскому гражданскому и арбитражному процессу
правилу свободной оценки доказательств подобные документы
будут оцениваться в совокупности с другими доказательствами,
исследованными по делу.
Согласно ч. 2 ст. 255 АПК документы, составленные на ино-
странном языке, при представлении в арбитражный суд должны
сопровождаться надлежаще заверенным переводом на русский
язык.
20.7.3 Поручения о выполнении отдельных процессуальных
действий
Нахождение участников спора и доказательств за границей
нередко ставит перед судом, рассматривающим дело, дополни-
тельные сложности. Они объективно связаны с невозможностью
прямого распространения властных полномочий юрисдикцион-
ных органов и обеспечивающего их принуждения на территорию
иностранных государств.
Будучи основанной на концепции территориального сувере-
нитета, компетенция национальных судов, по общему правилу,
останавливается на границе (полномочия некоторых междуна-
родных юрисдикционных органов, таких, как, например, Между-
народный уголовный трибунал в Гааге, Европейский суд по пра-
вам человека в Страсбурге и ряда других, имеют экстерритори-
альный характер и обязательны для всех органов государств-
членов соответствующих организаций (ООН, Совет Европы)).
Одним из средств преодоления "разрывов" национальных право-
порядков в процессуальной области является механизм поруче-
ния, которое чаще всего является судебным.
Под судебным поручением традиционно понимается проце-
дура передачи одним судьей другому своих полномочий по со-
вершению определенного процессуального действия.
Статья 256 АПК не регламентирует по существу процедур
судебного поручения, используемых при международном со-
трудничестве, отсылая к международным источникам. Направле-
ние и исполнение судебного поручения арбитражным судом РФ
177
может быть основано на международном договоре или на прави-
лах международной вежливости.
Международные договоры. Российская Федерация связана
двусторонними соглашениями о правовой помощи по граждан-
ским делам порядка с тридцатью государствами мира. Все эти
международные договоры содержат специальные разделы, нормы
которых достаточно детально регулируют порядок использова-
ния судебных поручений компетентными органами двух госу-
дарств.
Кроме того, Россия участвует в ряде многосторонних меж-
дународных конвенций, которые предусматривают использова-
ние механизма судебных поручений в рамках сотрудничества
между компетентными органами государств-участников. Это:
Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осущест-
влением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.);
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по граж-
данским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993
г.); Конвенция о вручении за границей судебных и несудебных
документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 15 нояб-
ря 1965 г.); Конвенция о получении за границей доказательств по
гражданским или торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 г.).
Международная вежливость. В отсутствие дву- и многосто-
ронних международных соглашений возможно направление в
иностранное государство судебного поручения, равно как испол-
нение арбитражным судом на территории Российской Федерации
поручения иностранного суда. Внедоговорное оказание правовой
помощи основано на правилах международной вежливости, при-
знаваемых большинством государств мира. Причем в данном
случае речь идет об "активной" вежливости, когда одно государ-
ство, на территории которого осуществляются определенные
процессуальные действия, предоставляет в распоряжение друго-
го, по его просьбе, свой государственный аппарат. Взаимность
позволит ему в свою очередь рассчитывать на помощь "запраши-
вающего" государства в необходимом случае.
Исполнение поручений иностранных судов возможно толь-
ко при соблюдении материальной и территориальной компетен-
ции арбитражного суда (гл. 4 АПК).
178
В силу специализированного характера арбитражных судов
в Российской Федерации они будут компетентны исполнять
только поручения, которые направлены в рамках рассмотрения
иностранными судами экономических споров. При определении
"экономического" характера спора неизбежны расхождения меж-
ду российским и иностранным правом.
Приоритет должен отдаваться российскому праву в силу
принципа территориального верховенства, когда только самому
государству принадлежит право определения властных полномо-
чий его властных органов. В то же время арбитражный суд, ре-
шая здесь вопрос о собственной компетенции, может принять во
внимание нормы иностранного права, основываясь на правилах
международной вежливости и п. 2 ст. 1192 ГК РФ.
И наоборот, при направлении арбитражным судом РФ пору-
чения о совершении отдельных процессуальных действий ино-
странному суду или иному компетентному органу следует учи-
тывать компетенцию последнего согласно праву страны его на-
хождения.
Как правило, международные договоры о правовой помощи
максимально широко определяют объект своего регулирования.
Однако это далеко не всегда позволяет исключить сомнения в
компетентности конкретного суда из-за расхождений в квалифи-
кации одних и тех же терминов международно-правовых актов.
Предметом судебного поручения может быть совершение
самых различных процессуальных действий: вручение повесток и
других документов, получение письменных доказательств, про-
изводство экспертизы, осмотр на месте и др. Данный перечень не
является исчерпывающим и может быть дополнен.
Нередко сами международные соглашения определяют пе-
речень процессуальных действий, могущих стать предметом по-
ручения (ст. 1 Гаагской конвенции 1965 г., ст. 1 Гаагской конвен-
ции 1970 г., ст. 5 Киевского соглашения, ст. 6 Минской конвен-
ции). На практике наиболее часто поручения используются для
вручения или уведомления за рубежом о судебных документах, а
также для получения доказательств.
Поручение о совершении отдельных процессуальных дейст-
вий проходит два основных этапа:
179
а) передачу компетентному органу иностранного государст-
ва;
б) исполнение.
Кроме того, в качестве факультативной стадии выступает
адаптация полученных результатов исполнения поручения ком-
петентным органом иностранного государства к национальной
процедуре.
Порядок передачи и исполнения поручений может быть
различным и в каждом конкретном случае должен определяться
на основании норм применимого международного соглашения,
участником которого является Российская Федерация.
Передача поручений. Здесь возможны следующие варианты
передачи поручений:
1) Дипломатический, или консульский путь. Это классиче-
ский способ передачи поручений, который в настоящее время
практически утратил свое значение ввиду громоздкости и боль-
ших затрат времени. Например, использование арбитражным су-
дом дипломатического пути передачи поручений включает це-
почку: Минюст РФ в МИД РФ, МИД РФ в Посольство (консуль-
ство) РФ, Посольство (консульство) РФ в иностранном государ-
стве в МИД иностранного государства, МИД иностранного госу-
дарства в Учреждение юстиции иностранного государства, Уч-
реждение юстиции иностранного государства в компетентный
суд или иной орган. Использование дипломатического пути пе-
редачи судебных поручений предусмотрено рядом двусторонних
соглашений Российской Федерации, в частности с Финляндией.
Здесь необходимо учитывать, что в случае, когда запрашиваемое
государство, так же как и Российская Федерация, является участ-
ником многосторонней конвенции, упрощающей порядок пере-
дачи судебных поручений, то применяются положения последне-
го.
2) Через центральный орган. В мировой договорной практи-
ке это самый распространенный способ передачи судебных пору-
чений. В частности, назначение центрального органа, обязанного
обеспечивать прием и передачу для исполнения компетентному
органу своего государства поручений, исходящих от судебных
органов другого государства, предусматривается в Гаагских кон-
венциях 1965 и 1970 гг. В Российской Федерации функции цен-
180
трального органа выполняет Министерство юстиции. Судебные
поручения направляются центральному органу запрашиваемого
государства без посредничества какого-либо другого органа этого
государства.
3) Непосредственно компетентному органу. Поручение в
этом случае направляется напрямую суду или иному органу,
компетентному совершить запрашиваемые процессуальные дей-
ствия. Такой порядок передачи поручений предполагает высокий
уровень доверия, существующий между государствами. В част-
ности, он предусматривается в Киевском соглашении, которое
указывает, что суды и другие органы государств-участников СНГ
при оказании правовой помощи сносятся друг с другом непо-
средственно.
Судебное поручение должно содержать некоторое количе-
ство обязательных элементов, касающихся сведений о сторонах,
самом деле и запрашиваемых действиях. Иногда форма и содер-
жание поручения прямо определяются в международном догово-
ре, включающем в качестве приложения формуляры соответст-
вующих документов. Кроме того, в случае необходимости оно
содержит более подробную информацию
− указания дополни-
тельных сведений: о лицах, подлежащих допросу; вопросах, ко-
торые должны быть заданы; документах, подлежащих осмотру и
т.д.
Поручение, а также прилагаемые к нему документы должны
быть изготовлены на официальном языке запрашиваемого госу-
дарства или сопровождаться переводом на этот язык. Однако это
правило не абсолютно. В некоторых случаях международные до-
говоры предусматривают возможность использования "диплома-
тического" языка, в качестве которого обычно выступают фран-
цузский или английский.
При передаче поручения иностранного суда или иного орга-
на иностранного государства через центральный орган (Мини-
стерство юстиции РФ) последний оценивает соблюдение усло-
вий, предъявляемых к его форме и содержанию. Если он полага-
ет, что нарушены те или иные требования международного пра-
вового акта, в соответствии с которым было направлено поруче-
ние, то по общему правилу он обязан незамедлительно поставить