Файл: Арбит.процесс (Раздел 2) УП.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7959

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

176

вследствие  этого  особую  доказательственную  силу.  В  силу  при-
сущей  российскому  гражданскому  и  арбитражному  процессу 
правилу  свободной  оценки  доказательств  подобные  документы 
будут  оцениваться  в  совокупности  с  другими  доказательствами, 
исследованными по делу. 

Согласно ч. 2 ст. 255 АПК документы, составленные на ино-

странном  языке,  при  представлении  в  арбитражный  суд  должны 
сопровождаться  надлежаще  заверенным  переводом  на  русский 
язык.  
 

20.7.3 Поручения о выполнении отдельных процессуальных 

действий 

 

Нахождение  участников  спора  и  доказательств  за  границей 

нередко  ставит  перед  судом,  рассматривающим  дело,  дополни-
тельные  сложности.  Они  объективно  связаны  с  невозможностью 
прямого  распространения  властных  полномочий  юрисдикцион-
ных органов и обеспечивающего их принуждения на территорию 
иностранных государств.  

Будучи основанной на концепции территориального сувере-

нитета,  компетенция  национальных  судов,  по  общему  правилу, 
останавливается  на  границе  (полномочия  некоторых  междуна-
родных юрисдикционных органов, таких, как, например, Между-
народный уголовный трибунал в Гааге, Европейский суд по пра-
вам  человека  в  Страсбурге  и  ряда  других,  имеют  экстерритори-
альный  характер  и  обязательны  для  всех  органов  государств-
членов  соответствующих  организаций  (ООН,  Совет  Европы)). 
Одним из средств преодоления "разрывов" национальных право-
порядков  в  процессуальной  области  является  механизм  поруче-
ния, которое чаще всего является судебным. 

Под судебным поручением традиционно понимается проце-

дура  передачи  одним  судьей  другому  своих  полномочий  по  со-
вершению определенного процессуального действия.  

Статья 256 АПК  не  регламентирует  по  существу  процедур 

судебного  поручения,  используемых  при  международном  со-
трудничестве, отсылая к международным источникам. Направле-
ние  и  исполнение  судебного  поручения  арбитражным  судом  РФ 


background image

 

 

177

может быть основано на международном договоре или на прави-
лах международной вежливости. 

Международные  договоры.  Российская  Федерация  связана 

двусторонними  соглашениями  о  правовой  помощи  по  граждан-
ским  делам  порядка  с  тридцатью  государствами  мира.  Все  эти 
международные договоры содержат специальные разделы, нормы 
которых  достаточно  детально  регулируют  порядок  использова-
ния  судебных  поручений  компетентными  органами  двух  госу-
дарств. 

Кроме  того,  Россия  участвует  в  ряде  многосторонних  меж-

дународных  конвенций,  которые  предусматривают  использова-
ние  механизма  судебных  поручений  в  рамках  сотрудничества 
между  компетентными  органами  государств-участников.  Это: 
Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осущест-
влением  хозяйственной  деятельности  (Киев, 20 марта 1992 г.); 
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по граж-
данским,  семейным  и  уголовным  делам  (Минск, 22 января 1993 
г.);  Конвенция  о  вручении  за  границей  судебных  и  несудебных 
документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 15 нояб-
ря 1965 г.); Конвенция о получении за границей доказательств по 
гражданским или торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 г.). 

Международная вежливость. В отсутствие дву- и многосто-

ронних  международных  соглашений  возможно  направление  в 
иностранное государство судебного поручения, равно как испол-
нение арбитражным судом на территории Российской Федерации 
поручения иностранного суда. Внедоговорное оказание правовой 
помощи основано на правилах международной вежливости, при-
знаваемых  большинством  государств  мира.  Причем  в  данном 
случае речь идет об "активной" вежливости, когда одно государ-
ство,  на  территории  которого  осуществляются  определенные 
процессуальные  действия,  предоставляет  в  распоряжение  друго-
го,  по  его  просьбе,  свой  государственный  аппарат.  Взаимность 
позволит ему в свою очередь рассчитывать на помощь "запраши-
вающего" государства в необходимом случае. 

Исполнение  поручений  иностранных  судов  возможно  толь-

ко  при  соблюдении  материальной  и  территориальной  компетен-
ции арбитражного суда (гл. 4 АПК).  


background image

 

 

178

В силу специализированного характера арбитражных судов 

в  Российской  Федерации  они  будут  компетентны  исполнять 
только  поручения,  которые  направлены  в  рамках  рассмотрения 
иностранными  судами  экономических  споров.  При  определении 
"экономического" характера спора неизбежны расхождения меж-
ду российским и иностранным правом.  

Приоритет  должен  отдаваться  российскому  праву  в  силу 

принципа  территориального  верховенства,  когда  только  самому 
государству принадлежит право определения властных полномо-
чий  его  властных  органов.  В  то  же  время  арбитражный  суд,  ре-
шая здесь вопрос о собственной компетенции, может принять во 
внимание  нормы  иностранного  права,  основываясь  на  правилах 
международной вежливости и п. 2 ст. 1192 ГК РФ. 

И наоборот, при направлении арбитражным судом РФ пору-

чения  о  совершении  отдельных  процессуальных  действий  ино-
странному  суду  или  иному  компетентному  органу  следует  учи-
тывать  компетенцию  последнего  согласно  праву  страны  его  на-
хождения. 

Как правило, международные договоры о правовой помощи 

максимально  широко  определяют  объект  своего  регулирования. 
Однако  это  далеко  не  всегда  позволяет  исключить  сомнения  в 
компетентности конкретного суда из-за расхождений в квалифи-
кации одних и тех же терминов международно-правовых актов. 

Предметом  судебного  поручения  может  быть  совершение 

самых различных процессуальных действий: вручение повесток и 
других  документов,  получение  письменных  доказательств,  про-
изводство экспертизы, осмотр на месте и др. Данный перечень не 
является исчерпывающим и может быть дополнен.  

Нередко  сами  международные  соглашения  определяют  пе-

речень  процессуальных  действий,  могущих  стать  предметом  по-
ручения (ст. 1 Гаагской конвенции 1965 г., ст. 1 Гаагской конвен-
ции 1970 г.,  ст. 5 Киевского  соглашения,  ст. 6 Минской  конвен-
ции).  На  практике  наиболее  часто  поручения  используются  для 
вручения или уведомления за рубежом о судебных документах, а 
также для получения доказательств. 

Поручение о совершении отдельных процессуальных дейст-

вий проходит два основных этапа: 


background image

 

 

179

а) передачу компетентному органу иностранного государст-

ва; 

б) исполнение. 
Кроме  того,  в  качестве  факультативной  стадии  выступает 

адаптация  полученных  результатов  исполнения  поручения  ком-
петентным  органом  иностранного  государства  к  национальной 
процедуре. 

Порядок  передачи  и  исполнения  поручений  может  быть 

различным  и  в  каждом  конкретном  случае  должен  определяться 
на  основании  норм  применимого  международного  соглашения, 
участником которого является Российская Федерация. 

Передача поручений. Здесь возможны следующие варианты 

передачи поручений: 

1)  Дипломатический,  или  консульский  путь.  Это  классиче-

ский  способ  передачи  поручений,  который  в  настоящее  время 
практически  утратил  свое  значение  ввиду  громоздкости  и  боль-
ших затрат времени. Например, использование арбитражным су-
дом  дипломатического  пути  передачи  поручений  включает  це-
почку: Минюст РФ в МИД РФ,  МИД РФ в Посольство (консуль-
ство) РФ,  Посольство (консульство) РФ в иностранном государ-
стве в МИД иностранного государства,  МИД иностранного госу-
дарства  в  Учреждение  юстиции  иностранного  государства,  Уч-
реждение  юстиции  иностранного  государства  в  компетентный 
суд  или  иной  орган.  Использование  дипломатического  пути  пе-
редачи судебных поручений предусмотрено рядом двусторонних 
соглашений  Российской  Федерации,  в  частности  с  Финляндией. 
Здесь необходимо учитывать, что в случае, когда запрашиваемое 
государство, так же как и Российская Федерация, является участ-
ником  многосторонней  конвенции,  упрощающей  порядок  пере-
дачи судебных поручений, то применяются положения последне-
го. 

2) Через центральный орган. В мировой договорной практи-

ке это самый распространенный способ передачи судебных пору-
чений. В частности, назначение центрального органа, обязанного 
обеспечивать  прием  и  передачу  для  исполнения  компетентному 
органу  своего  государства  поручений,  исходящих  от  судебных 
органов другого государства, предусматривается в Гаагских кон-
венциях 1965 и 1970 гг.  В  Российской  Федерации  функции  цен-


background image

 

 

180

трального  органа  выполняет  Министерство  юстиции.  Судебные 
поручения  направляются  центральному  органу  запрашиваемого 
государства без посредничества какого-либо другого органа этого 
государства.  

3)  Непосредственно  компетентному  органу.  Поручение  в 

этом  случае  направляется  напрямую  суду  или  иному  органу, 
компетентному  совершить  запрашиваемые  процессуальные  дей-
ствия. Такой порядок передачи поручений предполагает высокий 
уровень  доверия,  существующий  между  государствами.  В  част-
ности,  он  предусматривается  в  Киевском  соглашении,  которое 
указывает, что суды и другие органы государств-участников СНГ 
при  оказании  правовой  помощи  сносятся  друг  с  другом  непо-
средственно.  

Судебное  поручение  должно  содержать  некоторое  количе-

ство  обязательных  элементов,  касающихся  сведений  о  сторонах, 
самом деле и запрашиваемых действиях. Иногда форма и содер-
жание поручения прямо определяются в международном догово-
ре,  включающем  в  качестве  приложения  формуляры  соответст-
вующих  документов.  Кроме  того,  в  случае  необходимости  оно 
содержит  более  подробную  информацию 

−  указания  дополни-

тельных  сведений:  о  лицах,  подлежащих  допросу;  вопросах,  ко-
торые должны быть заданы; документах, подлежащих осмотру и 
т.д.  

Поручение, а также прилагаемые к нему документы должны 

быть  изготовлены  на  официальном  языке  запрашиваемого  госу-
дарства или сопровождаться переводом на этот язык. Однако это 
правило не абсолютно. В некоторых случаях международные до-
говоры  предусматривают  возможность  использования  "диплома-
тического"  языка,  в  качестве  которого  обычно  выступают  фран-
цузский или английский.  

При передаче поручения иностранного суда или иного орга-

на  иностранного  государства  через  центральный  орган  (Мини-
стерство  юстиции  РФ)  последний  оценивает  соблюдение  усло-
вий, предъявляемых к его форме и содержанию. Если он полага-
ет,  что  нарушены  те  или  иные  требования  международного  пра-
вового акта, в соответствии с которым было направлено поруче-
ние, то по общему правилу он обязан незамедлительно поставить