Файл: Арбит.процесс (Раздел 2) УП.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8396

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

166

Арбитражный  суд  принимает  иск  по  коммерческому  спору,  от-
ветчиком  в  котором  является  иностранное  государство,  высту-
пающее  в  качестве  суверена,  или  межгосударственная  организа-
ция,  имеющая  иммунитеты  согласно  международному  договору, 
только  при  наличии  явно  выраженного  согласия  ответчика  на 
рассмотрение спора в арбитражном суде Российской Федерации. 
Подобное  согласие  следует  рассматривать  в  качестве  отказа  от 
судебного  иммунитета  иностранного  государства  или  междуна-
родной  организации.  Согласие  на  рассмотрение  спора  в  арбит-
ражном суде Российской Федерации должно быть подписано ли-
цами,  уполномоченными  законодательством  иностранного  госу-
дарства  или  внутренними  правилами  международной  организа-
ции на отказ от судебного иммунитета.  

В-пятых,  правила  иммунитета  государств  проецируются  и 

на иммунитет его представителей. В этом плане можно привести 
такие  международные  договоры,  как  Венская  конвенция  о  ди-
пломатических  сношениях  и  Венская  конвенция  о  консульских 
сношениях. Остановимся на иммунитете по первой конвенции. 

Иммунитет  международных  организаций  имеет  производ-

ный характер от иммунитета государств, образовавших междуна-
родные  организации.  В  учредительных  документах  организаций 
и прежде всего уставах закреплен принцип наличия иммунитета, 
в то время как содержание иммунитета раскрывается в соглаше-
ниях  со  страной  пребывания  штаб-квартиры  такой  организации.  
Иммунитетом наделены многие известные международные орга-
низации, например ООН в соответствии с Конвенцией о привиле-
гиях  и  иммунитетах  ООН  от 13 февраля 1946 г.,  Конвенцией  о 
привилегиях  и  иммунитетах  специализированных  учреждений 
ООН от 21 ноября 1947 г., Совет Европы 

− в соответствии с Ге-

неральным соглашением о привилегиях и иммунитетах от 2 сен-
тября 1949 г.  

Различают  иммунитет  при  выполнении  функциональных 

обязанностей  международной  организации,  для  выполнения  ко-
торых она и была образована, и участие международной органи-
зации в гражданском обороте. 

Арбитражное  процессуальное  законодательство  и  сложив-

шаяся судебная практика устанавливают, что иск к международ-


background image

 

 

167

ной  организации,  имеющей  в  соответствии  с  положениями  меж-
дународных договоров судебный иммунитет, может быть принят 
арбитражным судом к рассмотрению только с ее согласия.  

Не подлежит рассмотрению в арбитражном суде спор по ис-

ку о признании недействительной двусторонней сделки, предъяв-
ленной к обеим сторонам этой сделки, если одна из сторон сдел-
ки является международной организацией, пользующейся судеб-
ным  иммунитетом,  поскольку  в  этом  случае  выбывает  одна  из 
сторон арбитражного процесса. 
 

20.6 Процессуальные последствия рассмотрения 

иностранным судом дела по спору между теми же лицами, о 
том же предмете и по тем же основаниям 
 

Процессуально-правовые  последствия  рассмотрения  тожде-

ственного  дела  иностранным  судом  в  зависимости  от  того,  рас-
смотрено ли дело иностранным судом либо процесс продолжает-
ся, а также в зависимости от того, не отнесено ли дело к исклю-
чительной  компетенции  арбитражных  судов  России  либо  может 
ли  быть  оно  признано  и  приведено  в  исполнение  в  Российской 
Федерации, даны в ст. 252 АПК.  

Последствия  рассмотрения  иностранным  судом  тождест-

венного  дела  различаются  следующим  образом.  При  рассмотре-
нии в иностранном суде тождественного дела иск следует остав-
лять без рассмотрения. Ведь процесс в другом государстве по це-
лому ряду причин может завершиться без результатов, в том чис-
ле  иск  и  там  может  быть  не  рассмотрен.  При  наличии  решения 
иностранного суда, исполнение которого может быть возможным 
в  Российской  Федерации,  следует  прекращать  производство  по 
делу. 

Процессуальные последствия, связанные с оставлением иска 

без  рассмотрения  либо  прекращением  производства  по  делу,  на-
ступают  только  при  условии  возможности  придания  судебному 
решению,  которое  может  быть  вынесено  за  рубежом,  равной 
юридической  силы  с  российским  судебным  решением  на  основе 
двустороннего  или  международного  договора  о  взаимном  при-
знании и исполнении судебных решений. 


background image

 

 

168

Ряд  международных  соглашений  и  актов  регулируют  по-

следствия  рассмотрения  тождественных  дел  судами  различных 
государств. Например, в ст. 22 Минской конвенции установлено 
вообще  только  одно  правовое  последствие 

− в случае возбужде-

ния  производства  по  делу  между  теми  же  сторонами,  о  том  же 
предмете и по тем же основаниям в судах двух Договаривающих-
ся Сторон, компетентных в соответствии с настоящей Конвенци-
ей, суд, возбудивший дело позднее, прекращает производство. 
      

20.7 Особенности рассмотрения дел с участием 

иностранных лиц 
 

20.7.1 Порядок рассмотрения дел с участием иностранных 

лиц 

 

Согласно  ч. 1 ст. 253 АПК  разбирательство  дел  с  участием 

иностранных лиц в арбитражных судах ведется преимущественно 
в соответствии с национальным процессуальным законодательст-
вом. Если международным договором Российской Федерации ус-
тановлены иные правила судопроизводства, чем те, которые пре-
дусмотрены  законодательством  Российской  Федерации,  то  при-
меняются правила международного договора. Поэтому возникает 
необходимость  анализа  правил  судопроизводства,  во-первых,  с 
точки  зрения  особенностей  правового  регулирования  рассмотре-
ния дел с иностранным элементом с точки зрения национального 
законодательства,  и,  во-вторых,  применения  и  в  целом  реализа-
ции положений международного и иностранного процессуально-
го законодательства. 

В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, на-

ходятся вне пределов Российской   Федерации,  такие  лица  из-
вещаются  о  судебном  разбирательстве  определением  арбитраж-
ного  суда  путем  направления  поручения  в  учреждение  юстиции 
или другой компетентный орган иностранного государства. 

На  период  извещения  о  судебном  разбирательстве  ино-

странных  лиц,  находящихся  вне  пределов  Российской  Федера-
ции, согласно ч. 3 ст. 253 АПК время рассмотрения дела продле-
вается на срок в соответствии с договором о правовой помощи. 


background image

 

 

169

В ч. 1 ст. 254 АПК установлено правило о равном правовом 

режиме  для  иностранцев,  лиц  без  гражданства,  иностранных  ор-
ганизаций  и  других  лиц.  Оно  получило  название  принципа  на-
ционального правового режима, вытекающего из такого принци-
па международного и национального гражданского процесса, как 
принцип  равенства.  Говоря  о  порядке  предъявления  иска  и  осо-
бенностях судопроизводства с участием иностранных лиц, следу-
ет  также  исходить  из  правил  национального  правового  режима. 
Поэтому  речь  идет  только  о  тех  положениях,  которые  могут 
иметь  специфику,  связанную,  например,  с  гарантиями  возмеще-
ния  судебных  расходов,  особенностями  уплаты  государственной 
пошлины, поскольку истец 

− иностранное лицо может и не иметь 

счета, имущества на территории страны, в связи с чем могут воз-
никнуть сомнения в возможностях иностранного лица адекватно 
возместить потери другой стороны на судебные издержки, кото-
рые  затем  могут  быть  предъявлены  к  взысканию  в  зависимости 
от результатов рассмотрения дела. 

На  иностранных  лиц  распространяются  в  полной  мере  по-

ложения  арбитражной  процессуальной  правоспособности  и  дее-
способности, установленные для российских лиц. При этом про-
цессуальный  статус  иностранных  лиц  одинаков  как  в  исковом 
производстве,  так  и  в  неисковых  производствах  арбитражного 
процесса. 

Равенство  правовых  возможностей  проявляется  в  равных 

возможностях доступа к национальному механизму судебной за-
щиты на одних и тех же условиях вместе с гражданами и органи-
зациями  данного  государства,  который  вместе  с  тем  в  каждой 
стране может быть и является весьма различным.  

В  ч. 1 ст. 254 АПК  содержится  положение  о  том,  что  про-

цессуальные  льготы  предоставляются  иностранным  лицам,  если 
они  предусмотрены  международным  договором  Российской  Фе-
дерации.  Под  процессуальными  льготами  можно  понимать  пра-
вила, допускающие более удобный правовой режим в арбитраж-
ном процессе по сравнению с общим процессуальным регламен-
том, например при уплате судебных расходов, получении право-
вой  помощи  и  т.д.  Право  на  получение  льгот  иностранные  лица 


background image

 

 

170

имеют только в случаях, предусмотренных международными до-
говорами.  

Между  странами  СНГ  заключено  специальное  Соглашение 

о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при 
рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйст-
вования разных государств (Ашгабат, 24 декабря 1993 г., с изме-
нениями от 1 июня 2001 г.). В целях обеспечения при разрешении 
споров  равной  возможности  для  судебной  защиты  прав  и  закон-
ных  интересов  хозяйствующих  субъектов,  находящихся  на  тер-
ритории разных государств, здесь прямо установлены ставки го-
сударственной  пошлины  при  обращении  в  суд  другого  государ-
ства с иском. 

В качестве единого денежного эквивалента при уплате госу-

дарственной пошлины в судебно-арбитражные органы государств 
− участников СНГ установлен рубль. Курсы национальных валют 
к  рублю  определяются  национальными  банками  государств 

− 

участников  СНГ.  Оплата  государственной  пошлины  в  судебно-
арбитражные органы производится в национальной валюте госу-
дарства нахождения суда либо в рублях Российской Федерации с 
пересчетом  по  курсам  национальных  валют,  определяемых  на-
циональными банками государств 

− участников СНГ. 

Что касается истцов из стран, которые не являются участни-

цами  Ашгабадского  соглашения,  то  они  уплачивают  государст-
венную  пошлину  при  обращении  в  суды  общей  юрисдикции  и 
арбитражные  суды  в  размерах,  установленных  Законом  РФ  "О 
государственной пошлине". 

Согласно ГК иностранные лица имеют право участвовать в 

экономическом  обороте  на  территории  России  через  представи-
телей. Последнее относится и к праву иностранных лиц на судеб-
ную защиту в Российской Федерации. Отказ в приеме государст-
венной пошлины в этом случае может рассматриваться как отказ 
в осуществлении правосудия.  

В  некоторых  странах  законодательством  установлено  пра-

вило о необходимости внесения судебного залога. Речь идет о га-
рантиях  возмещения  судебных  расходов  от  истца,  являющегося 
иностранным  лицом,  в  случае  отказа  в  иске.  Ведь  судебные  из-
держки  могут  быть  весьма  значительными,  тем  более  что  в  раз-