ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10371
Скачиваний: 33
141
ной; недостача – несоответствие количества фактически доставленного груза
тому количеству, которое указано в транспортной накладной; порча – измене-
ние его биохимических свойств и повреждение – под которым понимается его
механическое изменение.
Ответственность перевозчика в этих случаях также является ограничен-
ной, и перевозчик обязан возместить грузополучателю убытки в размере объяв-
ленной ценности груза и вернуть полностью или частично провозную плату.
Если ценность (плата) не была объявлена, то она определяется по договору.
При утрате и гибели груза в полном объеме возмещаются убытки в размере
стоимости груза, и возвращается провозная плата. При недостаче возмещается
стоимость недостающего количества груза. При частичной порче возмещается
стоимость в пределах разницы понижения стоимости.
При обнаружении несохранности по требованию грузополучателя пере-
возчик обязан составить коммерческий акт. Перед предъявлением иска получа-
тель обязан соблюдать претензионный порядок урегулирования спора – напра-
вить письменную претензию в течение шести месяцев. Несоблюдение этого
требования влечет отказ в удовлетворении иска.
4.1.3 Договоры об организации перевозок
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Договор об организации перевозок груза – это соглашение, в
силу которого одна сторона (грузоотправитель) обязуется в со-
гласованные сроки предъявлять к перевозке грузы в обусловленном
объеме и количестве, а другая сторона (перевозчик) обязуется
предоставлять в эти сроки согласованное количество транспорт-
ных или перевозочных средств.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Этот договор носит консенсуальный, взаимообязывающий, безвозмездный
характер.
142
Форма договора – простая письменная.
В таком договоре стороны определяют объемы, сроки и иные условия
предоставления транспортных средств и грузов для разовых перевозок, а также
порядок будущих расчетов, в нем также может устанавливаться ответственность
(ст. 798 ГК РФ).
Необходимость заключения таких договоров возникает тогда, когда субъ-
екты предпринимательской деятельности постоянно осуществляют поставки
товаров различным грузополучателям. Заключение такого договора исключает
необходимость в дальнейшем согласовывать условия каждой перевозки. В слу-
чае уклонения перевозчика от заключения такого договора предусмотрена воз-
можность его заключения в судебном порядке.
Срок – один год. На внутреннем водном транспорте срок ограничен сро-
ком навигации.
Обязанности сторон.
Основная обязанность отправителя – в согласованные сроки предостав-
лять определенное количество груза для целей перевозки. Транспортная орга-
низация-перевозчик обязана предоставлять согласованное количество техниче-
ски исправных транспортных и перевозочных средств. Техническая
исправность определяется перевозчиком, однако при перевозке «наливных»
грузов в цистернах исправность определяется отправителем, который обязан
проверить состояние емкости цистерны, арматуры, измерительных приборов,
потому что их отгрузка производится непосредственно отправителем. От тех-
нической пригодности транспортного или перевозочного средства следует от-
личать его коммерческую пригодность – его соответствие характеру и особым
свойствам перевозимых грузов. Такая пригодность определяется грузоотправи-
телем. Отправитель вправе отказаться от загрузки в случае предоставления тех-
нически неисправных или непригодных средств.
143
Ответственность сторон.
Правила об ответственности за ненадлежащее исполнение таких обя-
зательств являются исключением из общего правила гражданской от-
ветственности, т. е. положения главы 25 ГК РФ могут применяться в
части, не урегулированной транспортными уставами и кодексами.
Условием ответственности является непредъявление груза и неподача
транспортных средств под погрузку.
Форма и размер ответственности. Основной формой являются едино-
временные штрафы, размеры которых предусмотрены транспортным
законодательством. Они носят характер исключительной неустойки
(ст. 115 КВВТ РФ, ст. 35 УАТ и ГЭТ РФ), поэтому исключают возме-
щение убытков. Однако, как исключение, требование о возмещении
убытков может быть предусмотрено уставами, кодексами.
Обстоятельства, исключающие ответственность:
а) непреодолимая сила и военные действия (даже локальные конфлик-
ты) – любые обстоятельства, не зависящие от участников пере-
возочного процесса;
б) прекращение или ограничение перевозок в определенных направ-
лениях;
в) авария или другие обстоятельства, в результате которых была пре-
кращена основная производственная деятельность отправителя, что
в дальнейшем исключает возможность предъявления грузов для це-
лей перевозки (эти обстоятельства и прямую причинную связь с не-
возможностью предъявления груза должен доказывать грузоотпра-
витель).
144
4.1.4 Договор перевозки пассажиров и багажа
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Договор перевозки пассажиров и багажа – это соглашение,
в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в
пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа доставить
в пункт назначения его багаж и выдать его лицу, управомоченному
на получение багажа; пассажир обязуется уплатить установлен-
ную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Договор является консенсуальным, возмездным и двусторонне обязыва-
ющим. Однако договор, заключаемый отдельно на провоз багажа, имеет реаль-
ный характер. При перевозке транспортом общего пользования является пуб-
личным, кроме случаев нерегулярных перевозок.
Форма. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется биле-
том, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Формы билета и ба-
гажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортны-
ми уставами и кодексами.
Цена и иные существенные условия перевозок определяются перевозчи-
ком.
Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим
транспортным уставом или кодексом:
перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных
норм;
сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу. Пассажир вправе сда-
вать вещи в качестве багажа с оплатой по установленному тарифу для
доставки их к месту назначения под ответственность перевозчика в
специальных багажных помещениях или отделениях. Причем пасса-
жир вправе объявить ценность сданного багажа, но за это уплачивает-
145
ся дополнительный тариф. Как правило, багаж доставляется тем же
рейсом и транспортом, что и сам пассажир. Перевозчик может уста-
навливать нормы бесплатного провоза багажа по весу. Несданные в
багаж вещи пассажир может провозить при себе, но при условии, что
по своим габаритам, размеру и весу они могут быть размещены в спе-
циально отведенных местах транспортного средства.
Перевозчик обязан доставить пассажира в указанное в провозном доку-
менте место и только при невозможности такой доставки – в другое место. В
процессе отправки и перевозки может иметь место вынужденный отказ пасса-
жира от перевозки, при котором перевозчик обязан полностью возвратить про-
возную плату в полном объеме:
задержка отправления на срок, который противоречит интересам пас-
сажира;
тяжелая болезнь пассажира.
Пассажир может продлить годность провозного документа, а не отказы-
ваться вообще. В тех случаях, когда на одно пассажирское место вследствие
ошибки работников перевозчика или его представителей было продано два
провозных документа (билета), то приоритет имеет тот пассажир, который при-
обрел его раньше по времени. Другому пассажиру может быть предложено ме-
сто меньшей стоимости при условии возврата ему разницы, а если он не согла-
сен, то перевозчик обязан вернуть всю сумму провозной платы.
Пассажир вправе расторгнуть договор в любой момент до начала пере-
возки или в пути следования, получив стоимость провозной платы обратно за
вычетом установленного сбора или за вычетом той части тарифа, которая соот-
ветствует пройденному расстоянию.
Перевозчик несет ответственность:
1) за просрочку доставки пассажира и багажа;
2) за причинение вреда жизни (здоровью) пассажира в пути следования;
3) за гибель или повреждения его имущества, сданного в багаж.