Файл: Гражданское право. Особенная часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10371

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

141 

 

ной;  недостача  –  несоответствие  количества  фактически  доставленного  груза 

тому количеству, которое указано в транспортной накладной; порча  – измене-

ние его биохимических свойств и повреждение – под которым понимается его 

механическое изменение. 

Ответственность  перевозчика  в  этих  случаях  также  является  ограничен-

ной, и перевозчик обязан возместить грузополучателю убытки в размере объяв-

ленной  ценности  груза  и  вернуть  полностью  или  частично  провозную  плату. 

Если  ценность  (плата)  не  была  объявлена,  то  она  определяется  по  договору. 

При  утрате  и  гибели  груза  в  полном  объеме  возмещаются  убытки  в  размере 

стоимости груза, и возвращается провозная плата. При недостаче возмещается 

стоимость недостающего количества груза. При частичной порче возмещается 

стоимость в пределах разницы понижения стоимости.  

При  обнаружении  несохранности  по  требованию  грузополучателя  пере-

возчик обязан составить коммерческий акт. Перед предъявлением иска получа-

тель обязан соблюдать претензионный порядок урегулирования спора – напра-

вить  письменную  претензию  в  течение  шести  месяцев.  Несоблюдение  этого 

требования влечет отказ в удовлетворении иска. 

 

4.1.3 Договоры об организации перевозок 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Договор об организации перевозок груза – это соглашение, в 

силу  которого  одна  сторона  (грузоотправитель)  обязуется  в  со-

гласованные сроки предъявлять к перевозке грузы в обусловленном 

объеме  и  количестве,  а  другая  сторона  (перевозчик)  обязуется 

предоставлять в эти сроки согласованное количество транспорт-

ных или перевозочных средств. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Этот договор носит консенсуальныйвзаимообязывающийбезвозмездный 

характер.  


background image

142 

 

Форма договора – простая письменная. 

В  таком  договоре  стороны  определяют  объемы,  сроки  и  иные  условия 

предоставления транспортных средств и грузов для разовых перевозок, а также 

порядок будущих расчетов, в нем также может устанавливаться ответственность 

(ст. 798 ГК РФ). 

Необходимость заключения таких договоров возникает тогда, когда субъ-

екты  предпринимательской  деятельности  постоянно  осуществляют  поставки 

товаров различным грузополучателям. Заключение такого договора исключает 

необходимость в дальнейшем согласовывать условия каждой перевозки. В слу-

чае уклонения перевозчика от заключения такого договора предусмотрена воз-

можность его заключения в судебном порядке.  

Срок – один год. На внутреннем водном транспорте срок ограничен сро-

ком навигации.  

 

Обязанности сторон

Основная обязанность отправителя – в согласованные сроки предостав-

лять  определенное  количество  груза  для  целей  перевозки.  Транспортная  орга-

низация-перевозчик обязана предоставлять согласованное количество техниче-

ски  исправных  транспортных  и  перевозочных  средств.  Техническая 

исправность  определяется  перевозчиком,  однако  при  перевозке  «наливных» 

грузов  в  цистернах  исправность  определяется  отправителем,  который  обязан 

проверить  состояние  емкости  цистерны,  арматуры,  измерительных  приборов, 

потому  что  их  отгрузка  производится  непосредственно  отправителем.  От  тех-

нической  пригодности  транспортного  или  перевозочного  средства  следует  от-

личать его коммерческую пригодность – его соответствие характеру и особым 

свойствам перевозимых грузов. Такая пригодность определяется грузоотправи-

телем. Отправитель вправе отказаться от загрузки в случае предоставления тех-

нически неисправных или непригодных средств. 

 


background image

143 

 

Ответственность сторон

 

Правила об ответственности за ненадлежащее исполнение таких обя-

зательств являются исключением из общего правила гражданской от-

ветственности, т. е. положения главы 25 ГК РФ могут применяться в 

части, не урегулированной транспортными уставами и кодексами. 

 

Условием ответственности является непредъявление груза и неподача 

транспортных средств под погрузку. 

 

Форма и размер ответственности. Основной формой являются едино-

временные  штрафы,  размеры  которых  предусмотрены  транспортным 

законодательством.  Они  носят  характер  исключительной  неустойки 

(ст. 115 КВВТ РФ, ст. 35 УАТ и ГЭТ РФ), поэтому исключают возме-

щение  убытков.  Однако,  как  исключение,  требование  о  возмещении 

убытков может быть предусмотрено уставами, кодексами. 

 

Обстоятельства, исключающие ответственность:  

а)  непреодолимая сила и военные действия (даже локальные конфлик-

ты) –  любые  обстоятельства,  не  зависящие  от  участников  пере-

возочного процесса; 

б)  прекращение  или  ограничение  перевозок  в  определенных  направ-

лениях; 

 

в)  авария или другие обстоятельства, в результате которых была пре-

кращена основная производственная деятельность отправителя, что 

в дальнейшем исключает возможность предъявления грузов для це-

лей перевозки (эти обстоятельства и прямую причинную связь с не-

возможностью предъявления груза должен доказывать грузоотпра-

витель).  

 


background image

144 

 

4.1.4 Договор перевозки пассажиров и багажа 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Договор перевозки пассажиров и багажа – это соглашение, 

в  силу  которого  перевозчик  обязуется  перевезти  пассажира  в 

пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа доставить 

в пункт назначения его багаж и выдать его лицу, управомоченному 

на  получение  багажа;  пассажир  обязуется  уплатить  установлен-

ную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Договор  является  консенсуальным,  возмездным  и  двусторонне  обязыва-

ющим. Однако договор, заключаемый отдельно на провоз багажа, имеет реаль-

ный  характер.  При  перевозке  транспортом  общего  пользования  является  пуб-

личным, кроме случаев нерегулярных перевозок. 

Форма. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется биле-

том,  а  сдача  пассажиром  багажа  –  багажной  квитанцией.  Формы  билета  и  ба-

гажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортны-

ми уставами и кодексами. 

Цена  и  иные  существенные  условия  перевозок  определяются  перевозчи-

ком.  

Пассажир  имеет  право  в  порядке,  предусмотренном  соответствующим 

транспортным уставом или кодексом: 

 

перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; 

 

провозить  с  собой  бесплатно  ручную  кладь  в  пределах  установленных 

норм; 

 

сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу. Пассажир вправе сда-

вать вещи в качестве багажа с оплатой по установленному тарифу для 

доставки  их  к  месту  назначения  под  ответственность  перевозчика  в 

специальных  багажных  помещениях  или  отделениях.  Причем  пасса-

жир вправе объявить ценность сданного багажа, но за это уплачивает-


background image

145 

 

ся  дополнительный  тариф.  Как  правило,  багаж  доставляется  тем  же 

рейсом  и  транспортом,  что  и  сам  пассажир.  Перевозчик  может  уста-

навливать  нормы  бесплатного  провоза  багажа  по  весу.  Несданные  в 

багаж вещи пассажир может провозить при себе, но при условии, что 

по своим габаритам, размеру и весу они могут быть размещены в спе-

циально отведенных местах транспортного средства.  

Перевозчик  обязан  доставить  пассажира  в  указанное  в  провозном  доку-

менте  место и  только  при  невозможности  такой доставки  –  в  другое  место.  В 

процессе отправки и перевозки может иметь место вынужденный отказ пасса-

жира от перевозки, при котором перевозчик обязан полностью возвратить про-

возную плату в полном объеме: 

 

задержка отправления на срок, который противоречит интересам пас-

сажира;  

 

тяжелая болезнь пассажира. 

Пассажир может продлить годность провозного документа, а не отказы-

ваться  вообще.  В  тех  случаях,  когда  на  одно  пассажирское  место  вследствие 

ошибки  работников  перевозчика  или  его  представителей  было  продано  два 

провозных документа (билета), то приоритет имеет тот пассажир, который при-

обрел его раньше по времени. Другому пассажиру может быть предложено ме-

сто меньшей стоимости при условии возврата ему разницы, а если он не согла-

сен, то перевозчик обязан вернуть всю сумму провозной платы.  

Пассажир вправе расторгнуть договор в любой момент до начала пере-

возки или в пути следования, получив стоимость провозной платы обратно за 

вычетом установленного сбора или за вычетом той части тарифа, которая соот-

ветствует пройденному расстоянию.  

Перевозчик несет ответственность

1)  за просрочку доставки пассажира и багажа; 

2)  за причинение вреда жизни (здоровью) пассажира в пути следования; 

3)  за гибель или повреждения его имущества, сданного в багаж.