ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10370
Скачиваний: 33
136
2) исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по дого-
вору только при условии полного возмещения заказчику убытков;
3) заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке,
указанные в договоре возмездного оказания услуг;
4) заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в полном объеме в
случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, ес-
ли иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказа-
ния услуг;
5) заказчик обязан возместить исполнителю фактически понесенные им
расходы в случае возникновения невозможности исполнения по об-
стоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, если иное не
предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг;
6) заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания
услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им рас-
ходов.
4.1.2 Договор перевозки груза
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Договор перевозки является соглашением, на основании ко-
торого возникает обязательство по перевозке грузов, пассажиров
и багажа. Общие условия перевозки определяются транспортными
уставами
1
и кодексами
2
, иными законами и издаваемыми в соот-
ветствии с ними правилами.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 06.04.2015 г.) Устав железнодорожного транспорта
Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»; Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от
03.02.2014 г., с изм. от 01.12.2014 г.) Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта // СПС «КонсультантПлюс».
2
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 30.03.2015 г.);
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 04.11.2014 г., с
изм. от 01.12.2014 г.); Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.10.2014 г.)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2015 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
137
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами
транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются
соглашением сторон, если Кодексом торгового мореплавания РФ (далее –
КТМ РФ), транспортными уставами и кодексами, иными законами и издавае-
мыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Выделяются такие виды договоров перевозки:
1) договор перевозки грузов;
2) договор перевозки пассажиров и багажа.
Кроме того, выделяются тесно связанные с перевозкой договор об орга-
низации перевозок и договор транспортной экспедиции.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Договор перевозки грузов – это соглашение, по которому пе-
ревозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в
пункт назначения и выдать его управомоченному на получение гру-
за лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за пере-
возку груза установленную плату.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Такой договор реальный, считается заключенным с момента
передачи груза (вверенного отправителем) перевозчику, исключе-
ние составляет договор морской перевозки груза, который согласно
нормам ст. 115 КТМ РФ может быть консенсуальным. Договор пе-
ревозки груза является двусторонне обязывающим и возмездным.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Поскольку в большинстве случаев перевозка грузов осуществляется
транспортными организациями, которые обязаны оказывать перевозочные
услуги каждому обратившемуся лицу, она является перевозкой транспортом
общего пользования и в силу ст. 789 ГК РФ такой договор является публичным.
При этом такая организация должна быть включена в публикуемый перечень
138
транспортных организаций, осуществляющих перевозку именно транспортом
общего пользования.
Предметом такого договора являются транспортные услуги по доставке
вверенных перевозчику грузов в пункт назначения, сопровождаемые предо-
ставлением услуг по хранению и выдаче груза грузополучателю, а в случаях,
предусмотренных законом или договором, услуг по погрузке или выгрузке.
Стороны. Основными участниками являются отправитель и перевозчик.
В отношениях может участвовать такой субъект, как грузополучатель, что ста-
вит вопрос о договоре перевозки груза, как трехстороннем. Однако этот факт
его таковым не делает.
Отправитель – лицо, от имени которого груз предоставляется для целей
перевозки. Перевозчик – коммерческая организация или предприниматель без
образования юридического лица, управомоченные на осуществление грузовых
перевозок законом или лицензией. В соответствии с ФЗ «О лицензировании от-
дельных видов деятельности»
1
лицензированию подлежат только следующие
виды грузоперевозок:
внутренним водным и морским транспортом опасных грузов;
перевозка грузов воздушным транспортом;
перевозка железнодорожным транспортом опасных грузов.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Форма договора. Заключение договора перевозки груза под-
тверждается составлением и выдачей отправителю груза транс-
портной накладной (коносамента
2
или иного документа на груз,
предусмотренного соответствующим транспортным уставом или
кодексом). Составление транспортной накладной возлагается на от-
правителя, который указывает в ней данные о грузе. Отправитель
при этом отвечает за достоверность этих сведений. Перевозчик
1
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) «О лицензировании отдельных видов
деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
2
Используется при перевозке морским транспортом.
139
вправе проверить их достоверность. По ходу перевозки в наклад-
ную могут вноситься дополнительные сведения (например: пункты
перевалки). Накладная может составляться в электронной форме. В
этом случае отправителю выдается только квитанция, позволяющая
идентифицировать груз.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Обязанности сторон.
Отправитель обязан уплатить провозную плату.
Перевозчик обязан:
1) обеспечить сохранность перевозимого груза;
2) своевременно доставить груз. Сроки доставки определяются транс-
портным законодательством, они зависят от расстояния, вида, скоро-
сти движения транспортных средств. По общему правилу сроки опре-
деляются перевозчиком
1
. В случае перевозки морским транспортом
действует правило, предусмотренное ст. 152 КТМ РФ, согласно кото-
рому перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые
установлены соглашением сторон, при отсутствии соглашения в срок,
который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом кон-
кретных обстоятельств, и обычным маршрутом;
3) выполнять иные поручения отправителя, связанные с перевозкой гру-
за, например в процессе перевозки отправитель может давать обяза-
тельные для перевозчика распоряжения относительно перевозимого
груза и возмещать ему расходы, связанные с исполнением данных
указаний;
4) на основании указаний отправителя выгрузить и выдать груз другому
получателю. Такая переадресация груза возможна только до момента
выдачи груза первоначальному получателю. В случае переадресации
1
В случае перевозки транспортом общего пользования.
140
дальнейшая перевозка сопровождается оформлением новых транс-
портных документов, так как обязательство исполняется выдачей гру-
за;
5) оказывать отправителю дополнительные услуги, связанные с погруз-
кой и выгрузкой грузов.
Ответственность сторон.
1. Перевозчик несет ответственность за несвоевременную доставку груза.
Особенность ответственности перевозчика в том, что она имеет ограниченный
характер: законодательством предусмотрено только взыскание законной не-
устойки, предусмотренной транспортными уставами и кодексами. Данная не-
устойка является исключительной, то есть убытки при просрочке не взыскива-
ются. Однако если вследствие просрочки груз был испорчен – убытки подлежат
взысканию. На автомобильном, железнодорожном и внутреннем водном транс-
порте размер неустойки – 9% от провозной платы за каждые сутки просрочки
1
.
Общая сумма начисленной неустойки не может превышать размера провозной
платы. На воздушном транспорте размер составляет 25% от МРОТ за каждый
час просрочки, при этом общий размер не может превышать пятидесяти про-
центов от провозной платы
2
. На морском транспорте таких ограничений нет и
здесь перевозчик возмещает грузовладельцу убытки, вызванные просрочкой, но
при этом размер убытков не может превышать общего размера провозной пла-
ты (фрахта)
3
.
2. Необеспечение сохранности груза, вследствие чего груз не может быть
использован полностью или частично. Виды: утрата – груз считается утрачен-
ным, если он не прибыл в пункт назначения и не может быть выдан получателю
в течение 30 дней с момента той даты, которая указана в транспортной наклад-
1
Cт. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ (да-
лее – УАТ РФ), ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее – УЖТ РФ), ст. 116 Кодекса внутренне-
го водного транспорта РФ (далее – КВВТ РФ).
2
Cт. 120 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ) // СПС «КонсультантПлюс».
3
Cт. 170 КТМ РФ // СПС «КонсультантПлюс».