Файл: Гражданское право. Особенная часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10366

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

146 

 

В силу п. 1 ст. 795 ГК РФ за задержку отправления пассажира или опоз-

дание  его  прибытия  в  пункт  назначения,  за  исключением  перевозок  в  город-

ском  и  пригородном  сообщении,  перевозчик  обязан  уплатить  штраф,  если  не 

докажет  отсутствие  своей  вины.  Обстоятельствами,  которые  освобождают  пе-

ревозчика от ответственности, являются: 

 

непреодолимая сила; 

 

устранение неисправности транспортного средства, которая угрожает 

жизни пассажиров; 

 

военные действия, блокада путей, эпидемии; 

 

запрещение  и  ограничение  перевозок  по  определенным  маршрутам 

следования. 

Данные штрафы устанавливаются на каждом виде транспорта правилами 

отдельных перевозчиков: на морском транспорте размер штрафа не может пре-

вышать  50%  от  провозной  платы;  на  воздушном  –  25%  МРОТ  за  каждый  час 

просрочки; на внутреннем водном и железнодорожном транспорте штраф за за-

держку отправления или опоздание поезда составляет 3% от стоимости проезда 

за каждый час задержки, но при этом сумма не может превышать размера про-

возной платы.  

Перевозчик принимает на себя обязанность по сохранности багажа с мо-

мента его сдачи, при этом за вещи, не сданные в багаж, перевозчик не отвечает, 

т. е.  риск  утраты  лежит  на  пассажире,  за  исключением  случаев,  когда  гибель 

или повреждение ручной клади произошли вследствие транспортного происше-

ствия. В случае повреждения багажа сумма возмещения пропорциональна сум-

ме понижения его стоимости, а в случае гибели багажа применяются правила, 

предусмотренные для перевозки груза. На воздушном транспорте дополнитель-

ным пределом ответственности перевозчика является возмещение уплаты дву-

кратного размера МРОТ за один килограмм веса сданного багажа и 10 МРОТ за 

все оставленные при себе вещи. Провозная плата за несохраненный багаж так-

же возвращается. 


background image

147 

 

В случае причинения вреда жизни пассажира ответственность перевозчи-

ка согласно ст. 800 ГК РФ определяется по правилам гл. 59 ГК РФ «Обязатель-

ства  из  причинения  вреда»,  в  частности  подлежат  применению  нормы 

ст. 1079 ГК РФ, которые закрепляют ответственность за вред, причиненный де-

ятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. В силу п. 1 

данной  статьи  любое  транспортное  средство  является  источником  повышенной 

опасности, а это значит, что перевозчик, как владелец такого источника, отвечает за 

причиненный пассажиру вред независимо от наличия вины и в полном объеме. Од-

новременно  ст.  800  ГК  РФ  прямо  предусматривает,  что  законом  или  договором 

может быть предусмотрен больший размер ответственности (например, ст. ст. 117, 

118 ВК РФ).  

Поскольку  договор  является  публичным,  компенсации  подлежит  и  мо-

ральный вред. 

 

4.1.5 Договор транспортной экспедиции 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Договор транспортной экспедиции – это соглашение, в силу 

которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение 

и за счет другой стороны (клиенты) выполнить или организовать 

выполнение определенных услуг, непосредственно связанных с пере-

возкой грузов, а клиент обязуется оплатить расходы экспедитора 

и выплатить ему причитающееся вознаграждение. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Организация  и  осуществление  перевозок  грузов  требуют  определенных 

знаний и навыков, без которых у субъектов отношений перевозки могут возни-

кать  сложности.  Такие  услуги  оказывают  специализированные  посредники – 

транспортно-экспедиционные  организации.  Помимо норм главы 41  ГК  РФ  от-


background image

148 

 

ношения с их участием регулируются Федеральным законом от 30.06.03 г. (ред. 

14.10.2014 г.) N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»

1

.  

Договор консенсуальный, двусторонне обязывающий, возмездный. 

Стороны

1)  экспедитор,  который  является  субъектом  предпринимательской  дея-

тельности; 

2)  клиентом может быть любое лицо. 

Форма – простая письменная. 

Содержанием обязательства из договора являются действия как фактиче-

ского  (погрузка,  выгрузка,  доставка  груза  от  склада  к  пункту  назначения,  со-

провождение  груза,  его обслуживание),  так  и  юридического  характера  (заклю-

чение договоров с транспортными организациями, с организациями складского 

хранения, юридическое оформление грузов, составление и выдача претензии от 

имени клиента). В силу п. 2 ст. 801 ГК РФ обязанности экспедитора может ис-

полнять  и  сам  перевозчик  за  дополнительное  вознаграждение.  В  этом  случае 

одно  и  то  же  лицо выполняет  обязанности, составляющие  содержание разных 

договоров  с  разными  предметами,  что  при  возникновении  споров  с  клиентом 

позволяет также применять нормы гл. 40 и нормы о транспортной экспедиции.  

Экспедитор  без  согласия  клиента  может  привлечь  к  исполнению  своих 

обязанностей другое лицо, за исключением случаев, предусмотренных догово-

ром. При этом экспедитор несет ответственность за действия третьего лица.  

В  случае  необходимости  клиент  должен  выдать  экспедитору  доверен-

ность  на  совершение  юридических  действий,  которая  может  быть  разовой  и 

специальной. Экспедитор же обязан предоставлять клиенту оригиналы догово-

ров с перевозчиком, другими лицами, которые были заключены от имени кли-

ента.  

Услуги, оказываемые экспедитором, можно разделить на основные, кото-

рые формируют предмет договора, и дополнительные.  

                                           

1

СПС «КонсультантПлюс». 


background image

149 

 

К основным услугам относятся: 

 

организация  перевозки  груза  определенным  видом  транспорта  и  по 

определенным маршрутам, избранным клиентом или экспедитором;  

 

заключение  от  имени  клиента  договоров  перевозки,  складского  хране-

ния; 

 

сдача груза перевозчику, получение груза, передача хранителю. 

Во исполнение этих обязанностей экспедитор заключает договоры об ор-

ганизации перевозок, договоры разовых перевозок грузов, фрахтует транспорт-

ные средства, бронирует их тоннаж, оформляет заявки на их подачу, оплачива-

ет провозную плату и иные платежи, доставляет грузы к месту отправки и сдает 

перевозчику, составляет перевозочные документы, получает грузы. 

Дополнительные услуги, оказываемые по договору экспедиции: 

 

получение  экспортно-импортных  документов,  таможенное  оформле-

ние; 

 

проверка количества и состояния груза при его доставке; 

 

затаривание и упаковка, маркировка, взвешивание; 

 

погрузка и выгрузка; 

 

оплата пошлин и сборов; 

 

заявление претензий к перевозчику; 

 

страхование груза. 

 

Права и обязанности сторон.  

1.  В  процессе  исполнения  договора  клиент  может  давать  экспедитору 

различные указания, связанные с перевозкой, а экспедитор должен их 

выполнять, однако может отступать от этих указаний, если это в инте-

ресах клиента и отсутствует возможность связаться с клиентом в тече-

ние одних суток.  


background image

150 

 

2.  Клиент обязан представить экспедитору все необходимые документы 

и информацию о свойствах груза и условиях его перевозки, а экспеди-

тор, в случае неполноты информации, вправе запросить у клиента до-

полнительные  сведения,  а  непредоставление  этих  сведений  дает  экс-

педитору право не приступать к исполнению своих обязанностей.  

3.  Обязанность клиента оплатить услуги экспедитора состоит из его воз-

награждения и фактических расходов. Если в договоре не установлен 

порядок оплаты, то расходы экспедитора оплачиваются после предо-

ставления  полного  отчета  о  совершенных  действиях.  С  этого  же  мо-

мента клиент обязан выплатить вознаграждение в полном объеме.  

4.  В  любой  момент  любая  из  сторон  может  отказаться  от  договора  при 

условии письменного предупреждения другой стороны. В этом случае 

отказывающая  сторона  должна  возместить  другой  стороне  убытки,  а 

если отказывается клиент, то он обязан уплатить экспедитору штраф в 

размере 10% от суммы фактически понесенных затрат. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Ответственность.  Экспедитор  отвечает  перед  клиентом  за 

неисполнение  своих  обязанностей  независимо  от  вины.  Исключе-

ние: если экспедитор докажет, что обязательство было им нарушено 

вследствие  ненадлежащего  исполнения  перевозчиком  своих  обя-

занностей, то ответственность такого экспедитора определяется по 

правилам для соответствующих перевозчиков. Например, при несо-

хранности  груза,  произошедшей  во  время  перевозки,  экспедитор 

пользуется  теми  преимуществами,  которые  предоставляются  пере-

возчику транспортным законодательством. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·