ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10366
Скачиваний: 33
146
В силу п. 1 ст. 795 ГК РФ за задержку отправления пассажира или опоз-
дание его прибытия в пункт назначения, за исключением перевозок в город-
ском и пригородном сообщении, перевозчик обязан уплатить штраф, если не
докажет отсутствие своей вины. Обстоятельствами, которые освобождают пе-
ревозчика от ответственности, являются:
непреодолимая сила;
устранение неисправности транспортного средства, которая угрожает
жизни пассажиров;
военные действия, блокада путей, эпидемии;
запрещение и ограничение перевозок по определенным маршрутам
следования.
Данные штрафы устанавливаются на каждом виде транспорта правилами
отдельных перевозчиков: на морском транспорте размер штрафа не может пре-
вышать 50% от провозной платы; на воздушном – 25% МРОТ за каждый час
просрочки; на внутреннем водном и железнодорожном транспорте штраф за за-
держку отправления или опоздание поезда составляет 3% от стоимости проезда
за каждый час задержки, но при этом сумма не может превышать размера про-
возной платы.
Перевозчик принимает на себя обязанность по сохранности багажа с мо-
мента его сдачи, при этом за вещи, не сданные в багаж, перевозчик не отвечает,
т. е. риск утраты лежит на пассажире, за исключением случаев, когда гибель
или повреждение ручной клади произошли вследствие транспортного происше-
ствия. В случае повреждения багажа сумма возмещения пропорциональна сум-
ме понижения его стоимости, а в случае гибели багажа применяются правила,
предусмотренные для перевозки груза. На воздушном транспорте дополнитель-
ным пределом ответственности перевозчика является возмещение уплаты дву-
кратного размера МРОТ за один килограмм веса сданного багажа и 10 МРОТ за
все оставленные при себе вещи. Провозная плата за несохраненный багаж так-
же возвращается.
147
В случае причинения вреда жизни пассажира ответственность перевозчи-
ка согласно ст. 800 ГК РФ определяется по правилам гл. 59 ГК РФ «Обязатель-
ства из причинения вреда», в частности подлежат применению нормы
ст. 1079 ГК РФ, которые закрепляют ответственность за вред, причиненный де-
ятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. В силу п. 1
данной статьи любое транспортное средство является источником повышенной
опасности, а это значит, что перевозчик, как владелец такого источника, отвечает за
причиненный пассажиру вред независимо от наличия вины и в полном объеме. Од-
новременно ст. 800 ГК РФ прямо предусматривает, что законом или договором
может быть предусмотрен больший размер ответственности (например, ст. ст. 117,
118 ВК РФ).
Поскольку договор является публичным, компенсации подлежит и мо-
ральный вред.
4.1.5 Договор транспортной экспедиции
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Договор транспортной экспедиции – это соглашение, в силу
которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение
и за счет другой стороны (клиенты) выполнить или организовать
выполнение определенных услуг, непосредственно связанных с пере-
возкой грузов, а клиент обязуется оплатить расходы экспедитора
и выплатить ему причитающееся вознаграждение.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Организация и осуществление перевозок грузов требуют определенных
знаний и навыков, без которых у субъектов отношений перевозки могут возни-
кать сложности. Такие услуги оказывают специализированные посредники –
транспортно-экспедиционные организации. Помимо норм главы 41 ГК РФ от-
148
ношения с их участием регулируются Федеральным законом от 30.06.03 г. (ред.
14.10.2014 г.) N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»
1
.
Договор консенсуальный, двусторонне обязывающий, возмездный.
Стороны:
1) экспедитор, который является субъектом предпринимательской дея-
тельности;
2) клиентом может быть любое лицо.
Форма – простая письменная.
Содержанием обязательства из договора являются действия как фактиче-
ского (погрузка, выгрузка, доставка груза от склада к пункту назначения, со-
провождение груза, его обслуживание), так и юридического характера (заклю-
чение договоров с транспортными организациями, с организациями складского
хранения, юридическое оформление грузов, составление и выдача претензии от
имени клиента). В силу п. 2 ст. 801 ГК РФ обязанности экспедитора может ис-
полнять и сам перевозчик за дополнительное вознаграждение. В этом случае
одно и то же лицо выполняет обязанности, составляющие содержание разных
договоров с разными предметами, что при возникновении споров с клиентом
позволяет также применять нормы гл. 40 и нормы о транспортной экспедиции.
Экспедитор без согласия клиента может привлечь к исполнению своих
обязанностей другое лицо, за исключением случаев, предусмотренных догово-
ром. При этом экспедитор несет ответственность за действия третьего лица.
В случае необходимости клиент должен выдать экспедитору доверен-
ность на совершение юридических действий, которая может быть разовой и
специальной. Экспедитор же обязан предоставлять клиенту оригиналы догово-
ров с перевозчиком, другими лицами, которые были заключены от имени кли-
ента.
Услуги, оказываемые экспедитором, можно разделить на основные, кото-
рые формируют предмет договора, и дополнительные.
1
СПС «КонсультантПлюс».
149
К основным услугам относятся:
организация перевозки груза определенным видом транспорта и по
определенным маршрутам, избранным клиентом или экспедитором;
заключение от имени клиента договоров перевозки, складского хране-
ния;
сдача груза перевозчику, получение груза, передача хранителю.
Во исполнение этих обязанностей экспедитор заключает договоры об ор-
ганизации перевозок, договоры разовых перевозок грузов, фрахтует транспорт-
ные средства, бронирует их тоннаж, оформляет заявки на их подачу, оплачива-
ет провозную плату и иные платежи, доставляет грузы к месту отправки и сдает
перевозчику, составляет перевозочные документы, получает грузы.
Дополнительные услуги, оказываемые по договору экспедиции:
получение экспортно-импортных документов, таможенное оформле-
ние;
проверка количества и состояния груза при его доставке;
затаривание и упаковка, маркировка, взвешивание;
погрузка и выгрузка;
оплата пошлин и сборов;
заявление претензий к перевозчику;
страхование груза.
Права и обязанности сторон.
1. В процессе исполнения договора клиент может давать экспедитору
различные указания, связанные с перевозкой, а экспедитор должен их
выполнять, однако может отступать от этих указаний, если это в инте-
ресах клиента и отсутствует возможность связаться с клиентом в тече-
ние одних суток.
150
2. Клиент обязан представить экспедитору все необходимые документы
и информацию о свойствах груза и условиях его перевозки, а экспеди-
тор, в случае неполноты информации, вправе запросить у клиента до-
полнительные сведения, а непредоставление этих сведений дает экс-
педитору право не приступать к исполнению своих обязанностей.
3. Обязанность клиента оплатить услуги экспедитора состоит из его воз-
награждения и фактических расходов. Если в договоре не установлен
порядок оплаты, то расходы экспедитора оплачиваются после предо-
ставления полного отчета о совершенных действиях. С этого же мо-
мента клиент обязан выплатить вознаграждение в полном объеме.
4. В любой момент любая из сторон может отказаться от договора при
условии письменного предупреждения другой стороны. В этом случае
отказывающая сторона должна возместить другой стороне убытки, а
если отказывается клиент, то он обязан уплатить экспедитору штраф в
размере 10% от суммы фактически понесенных затрат.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Ответственность. Экспедитор отвечает перед клиентом за
неисполнение своих обязанностей независимо от вины. Исключе-
ние: если экспедитор докажет, что обязательство было им нарушено
вследствие ненадлежащего исполнения перевозчиком своих обя-
занностей, то ответственность такого экспедитора определяется по
правилам для соответствующих перевозчиков. Например, при несо-
хранности груза, произошедшей во время перевозки, экспедитор
пользуется теми преимуществами, которые предоставляются пере-
возчику транспортным законодательством.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·