Файл: Гражданское право. Особенная часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10358

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26 

 

засчитывается  в  покрытие  недопоставки  товаров  другого  наименования,  вхо-

дящих в тот же ассортимент (п. 2 ст. 512 ГК РФ).  

Обязанности покупателя

1.  Покупатель обязан оплатить товар. Порядок и форма расчетов ука-

зываются  в  договоре  поставки.  Если  соглашением  сторон  порядок  и 

форма  расчетов  не  определены,  то  расчеты  осуществляются  платеж-

ными поручениями (п. 1 ст. 516 ГК РФ). 

2.  Покупатель обязан принять товар. Порядок принятия товаров может 

устанавливаться  в  договоре  и/или  обычно  предъявляемыми  требова-

ниями. На практике при крупных оптовых поставках часто использу-

ются две инструкции: Инструкция о порядке приемки продукции про-

изводственно-технического  назначения  и  товаров  народного 

потребления  по  количеству,  утверждена  Постановлением  Госарбит-

ража  СССР  от  15.06.65  N  П-6;  Инструкция  о  порядке  приемки  про-

дукции производственно-технического назначения и товаров народно-

го  потребления  по  качеству  утверждена  Госарбитражем  от  25.04.66 

N П-7

1

.  

Порядок  приемки  товаров,  установленный  данными  инструкциями,  под-

лежит  применению  только  в  случаях,  когда  это предусмотрено договором  по-

ставки

2

 

Последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения сторона-

ми договора поставки товара своих обязанностей. 

Если  после  проверки  товара  по  количеству,  качеству  или  ассортименту 

покупатель  выявил  недостатки  и  несоответствия,  он  вправе  отказаться  от  по-

                                           

1

СПС «КонсультантПлюс».  

2

См. пункт 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 «О некоторых вопросах, связанных 

с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» // СПС «Кон-
сультантПлюс».  


background image

27 

 

ставленных  товаров  и  их  не  оплачивать,  но  он  обязан  совершить  следующие 

действия: 

 

незамедлительно в письменной форме уведомить поставщика об отка-

зе от поставленных товаров с обоснованием причин отказа; 

 

принять этот товар на ответственное хранение. 

Поставщик, уведомленный покупателем, обязан: 

 

Вывезти  товар  с  места  ответственного  хранения  либо  распорядиться 

товаром иным образом: он может дать покупателю поручение продать 

этот товар или переадресовать этот товар другому лицу. Но в любом 

случае поставщик обязан возместить все расходы, связанные с ответ-

ственным хранением товара. 

 

Если  поставщик  не  вывезет  товар  либо  не  распорядится  им  в  разум-

ный  срок,  то  покупатель  вправе  этот  товар  продать.  Из  вырученной 

суммы  он  вправе  удержать  необходимые  суммы,  связанные  с  возме-

щением  его  расходов  по  ответственному  хранению  и  с  реализацией 

товара. 

 

Если был поставлен товар ненадлежащего качества или товар неком-

плектный,  то  покупатель  обязан  незамедлительно  известить  об  этом 

поставщика.  В  этом  случае  поставщику  предоставляется  право  свое-

временно заменить некачественный товар либо доукомплектовать его. 

В случае замены либо доукомплектования товара поставщиком поку-

патель  лишается  права  требовать  применения  санкций,  предусмот-

ренных ст. ст. 475, 480 ГК РФ.  

 

Нормы ст. 520 ГК РФ предоставляют покупателю возможность в слу-

чае, когда переданные товары не соответствуют условиям по количе-

ству, качеству или комплектности, не расторгая договор со своим по-

ставщиком,  приобретать  товары  у  других  поставщиков.  При  этом 

расходы,  связанные  с  таким  приобретением,  возлагаются  на  постав-

щика, при условии, если покупатель докажет, что они являются необ-


background image

28 

 

ходимыми  и  разумными.  Разумной  считается  такая  цена  приобрете-

ния,  которая  не  превышает  цену  товара,  которая  была  согласована  с 

поставщиком, более чем на половину. Суд учитывает также такие об-

стоятельства,  как  территориальная  разобщенность,  наличие  таких  же 

товаров в данном регионе.  

 

Покупатель  вправе  отказаться  от  некачественных  товаров  или  от  не-

комплектных товаров, а если они уже были оплачены, то потребовать 

возврата суммы покупной цены. 

 

Односторонний отказ от договора поставки.  

В  отличие  от  общего  правила  ст.  310  ГК  РФ,  в  соответствии  с  которым 

односторонний отказ или одностороннее изменение обязательства не допуска-

ются, ст. 523 ГК РФ устанавливают прямо противоположную норму: односто-

ронний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или 

одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения 

договора одной из сторон (п. 1 ст. 523 ГК РФ). При этом законодатель признал 

существенными нарушениями со стороны поставщика 

 

поставку товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не 

могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; 

 

неоднократное нарушение сроков поставки товаров. 

Существенные нарушения со стороны покупателя: 

 

неоднократное нарушение сроков оплаты товаров; 

 

неоднократная невыборка товаров. 

При этом потерпевшей стороне нет необходимости обращаться с иском в 

суд, достаточно направить нарушителю письменный обоснованный отказ от до-

говора. Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента 

получения стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от 

исполнения  договора  полностью  или  частично,  если  иной  срок  расторжения 


background image

29 

 

или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен со-

глашением сторон.  

 

1.4 Договор поставки товара для государственных  

и муниципальных нужд 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Договор поставки товаров для государственных и муници-

пальных нужд – это соглашение, в силу которого поставщик, осу-

ществляющий  предпринимательскую  деятельность,  обязуется  пе-

редать  в  государственную  или  муниципальную  собственность 

производимые  или  закупаемые  им  товары  государственному  или 

муниципальному  заказчику  или  указанному  им  лицу  (получателю) 

для  использования  исключительно  для  удовлетворения  государ-

ственных или муниципальных нужд. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Данный договор является разновидностью договора поставки товара, по-

этому помимо норм ст. ст. 525–534 ГК РФ к отношениям сторон применяются 

нормы параграфа 3 гл. 30 ГК РФ.  

Признаки  договора  поставки  товаров  для  государственных  и  муни-

ципальных нужд

1. Специальная  цель договора – она обусловлена потребностями публич-

но-правовых образований (РФ, субъектов РФ и муниципальных образований) в 

товарах для удовлетворения соответствующих нужд. Государственные нужды, 

а также нужды субъектов РФ представляют собой осуществление функций и 

полномочий государственных органов РФ (органов власти субъектов РФ); осу-

ществление  функций  государственными  заказчиками.  Общим  признаком  этих 

нужд выступает то, что они обеспечиваются за счет средств федерального и ре-

гионального  бюджетов.  Муниципальные  нужды – это  потребности  муници-

пальных образований и муниципальных заказчиков при решении вопросов са-


background image

30 

 

моуправления и иных вопросов местного значения; это обеспечение функций, 

которые  были  делегированы  органами  местного  самоуправления  либо  феде-

ральными органами исполнительной власти, или органами субъекта РФ на ос-

новании как федеральных, так и региональных законов.  

2.  Специальный  субъектный  состав:  на  стороне  покупателя  выступает 

«государственный  и  муниципальный  заказчик».  В  качестве  государственного 

заказчика могут выступать: 

 

органы государственной власти РФ или субъекты РФ; 

 

федеральные или региональные бюджетные учреждения; 

 

государственные внебюджетные фонды (Пенсионный Фонд, Фонд 

ОМС и социального страхования); 

 

федеральное казенное предприятие. 

Муниципальный  заказчик  –  органы  местного  самоуправления  и  муници-

пальные бюджетные учреждения. 

Бюджетные  учреждения,  которые  не  наделены  функциями  госзаказчика, 

могут выступать только в качестве получателей.  

Контрагентом  государственного  или  муниципального  заказчика  может 

быть  любой  субъект  предпринимательской  деятельности

1

.  Иностранные  по-

ставщики – импортеры – могут участвовать в конкурсе на размещение заказов, 

но  только  в  том  случае,  когда необходимые  товары  в  России  не  производятся 

либо использование своих поставщиков нецелесообразно.  

3. Специальная нормативная база регулирования отношений по размеще-

нию заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. 

В настоящее время действует ФЗ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере за-

купок  товаров,  работ,  услуг  для  обеспечения  государственных  и  муниципаль-

                                           

1

Федеральная антимонопольная служба и Общероссийская общественная организация малого и средне-

го  предпринимательства  «ОПОРА  РОССИИ»  разработали  совместно  «Методическое  пособие  для  предприни-
мателей,  участвующих  в  государственных  и  муниципальных  закупках»,  которые  помогут  предпринимателям, 
принимающим участие в государственных и муниципальных закупках. В пособии разъясняется порядок подго-
товки и участие в государственных и муниципальных закупках, а также способы и порядок обжалования непра-
вомерных решений государственных и муниципальных заказчиков.