ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10358
Скачиваний: 33
26
засчитывается в покрытие недопоставки товаров другого наименования, вхо-
дящих в тот же ассортимент (п. 2 ст. 512 ГК РФ).
Обязанности покупателя.
1. Покупатель обязан оплатить товар. Порядок и форма расчетов ука-
зываются в договоре поставки. Если соглашением сторон порядок и
форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платеж-
ными поручениями (п. 1 ст. 516 ГК РФ).
2. Покупатель обязан принять товар. Порядок принятия товаров может
устанавливаться в договоре и/или обычно предъявляемыми требова-
ниями. На практике при крупных оптовых поставках часто использу-
ются две инструкции: Инструкция о порядке приемки продукции про-
изводственно-технического назначения и товаров народного
потребления по количеству, утверждена Постановлением Госарбит-
ража СССР от 15.06.65 N П-6; Инструкция о порядке приемки про-
дукции производственно-технического назначения и товаров народно-
го потребления по качеству утверждена Госарбитражем от 25.04.66
N П-7
1
.
Порядок приемки товаров, установленный данными инструкциями, под-
лежит применению только в случаях, когда это предусмотрено договором по-
ставки
2
.
Последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения сторона-
ми договора поставки товара своих обязанностей.
Если после проверки товара по количеству, качеству или ассортименту
покупатель выявил недостатки и несоответствия, он вправе отказаться от по-
1
СПС «КонсультантПлюс».
2
См. пункт 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 «О некоторых вопросах, связанных
с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» // СПС «Кон-
сультантПлюс».
27
ставленных товаров и их не оплачивать, но он обязан совершить следующие
действия:
незамедлительно в письменной форме уведомить поставщика об отка-
зе от поставленных товаров с обоснованием причин отказа;
принять этот товар на ответственное хранение.
Поставщик, уведомленный покупателем, обязан:
Вывезти товар с места ответственного хранения либо распорядиться
товаром иным образом: он может дать покупателю поручение продать
этот товар или переадресовать этот товар другому лицу. Но в любом
случае поставщик обязан возместить все расходы, связанные с ответ-
ственным хранением товара.
Если поставщик не вывезет товар либо не распорядится им в разум-
ный срок, то покупатель вправе этот товар продать. Из вырученной
суммы он вправе удержать необходимые суммы, связанные с возме-
щением его расходов по ответственному хранению и с реализацией
товара.
Если был поставлен товар ненадлежащего качества или товар неком-
плектный, то покупатель обязан незамедлительно известить об этом
поставщика. В этом случае поставщику предоставляется право свое-
временно заменить некачественный товар либо доукомплектовать его.
В случае замены либо доукомплектования товара поставщиком поку-
патель лишается права требовать применения санкций, предусмот-
ренных ст. ст. 475, 480 ГК РФ.
Нормы ст. 520 ГК РФ предоставляют покупателю возможность в слу-
чае, когда переданные товары не соответствуют условиям по количе-
ству, качеству или комплектности, не расторгая договор со своим по-
ставщиком, приобретать товары у других поставщиков. При этом
расходы, связанные с таким приобретением, возлагаются на постав-
щика, при условии, если покупатель докажет, что они являются необ-
28
ходимыми и разумными. Разумной считается такая цена приобрете-
ния, которая не превышает цену товара, которая была согласована с
поставщиком, более чем на половину. Суд учитывает также такие об-
стоятельства, как территориальная разобщенность, наличие таких же
товаров в данном регионе.
Покупатель вправе отказаться от некачественных товаров или от не-
комплектных товаров, а если они уже были оплачены, то потребовать
возврата суммы покупной цены.
Односторонний отказ от договора поставки.
В отличие от общего правила ст. 310 ГК РФ, в соответствии с которым
односторонний отказ или одностороннее изменение обязательства не допуска-
ются, ст. 523 ГК РФ устанавливают прямо противоположную норму: односто-
ронний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или
одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения
договора одной из сторон (п. 1 ст. 523 ГК РФ). При этом законодатель признал
существенными нарушениями со стороны поставщика:
поставку товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не
могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократное нарушение сроков поставки товаров.
Существенные нарушения со стороны покупателя:
неоднократное нарушение сроков оплаты товаров;
неоднократная невыборка товаров.
При этом потерпевшей стороне нет необходимости обращаться с иском в
суд, достаточно направить нарушителю письменный обоснованный отказ от до-
говора. Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента
получения стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от
исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения
29
или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен со-
глашением сторон.
1.4 Договор поставки товара для государственных
и муниципальных нужд
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Договор поставки товаров для государственных и муници-
пальных нужд – это соглашение, в силу которого поставщик, осу-
ществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется пе-
редать в государственную или муниципальную собственность
производимые или закупаемые им товары государственному или
муниципальному заказчику или указанному им лицу (получателю)
для использования исключительно для удовлетворения государ-
ственных или муниципальных нужд.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Данный договор является разновидностью договора поставки товара, по-
этому помимо норм ст. ст. 525–534 ГК РФ к отношениям сторон применяются
нормы параграфа 3 гл. 30 ГК РФ.
Признаки договора поставки товаров для государственных и муни-
ципальных нужд:
1. Специальная цель договора – она обусловлена потребностями публич-
но-правовых образований (РФ, субъектов РФ и муниципальных образований) в
товарах для удовлетворения соответствующих нужд. Государственные нужды,
а также нужды субъектов РФ представляют собой осуществление функций и
полномочий государственных органов РФ (органов власти субъектов РФ); осу-
ществление функций государственными заказчиками. Общим признаком этих
нужд выступает то, что они обеспечиваются за счет средств федерального и ре-
гионального бюджетов. Муниципальные нужды – это потребности муници-
пальных образований и муниципальных заказчиков при решении вопросов са-
30
моуправления и иных вопросов местного значения; это обеспечение функций,
которые были делегированы органами местного самоуправления либо феде-
ральными органами исполнительной власти, или органами субъекта РФ на ос-
новании как федеральных, так и региональных законов.
2. Специальный субъектный состав: на стороне покупателя выступает
«государственный и муниципальный заказчик». В качестве государственного
заказчика могут выступать:
органы государственной власти РФ или субъекты РФ;
федеральные или региональные бюджетные учреждения;
государственные внебюджетные фонды (Пенсионный Фонд, Фонд
ОМС и социального страхования);
федеральное казенное предприятие.
Муниципальный заказчик – органы местного самоуправления и муници-
пальные бюджетные учреждения.
Бюджетные учреждения, которые не наделены функциями госзаказчика,
могут выступать только в качестве получателей.
Контрагентом государственного или муниципального заказчика может
быть любой субъект предпринимательской деятельности
1
. Иностранные по-
ставщики – импортеры – могут участвовать в конкурсе на размещение заказов,
но только в том случае, когда необходимые товары в России не производятся
либо использование своих поставщиков нецелесообразно.
3. Специальная нормативная база регулирования отношений по размеще-
нию заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
В настоящее время действует ФЗ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере за-
купок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципаль-
1
Федеральная антимонопольная служба и Общероссийская общественная организация малого и средне-
го предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» разработали совместно «Методическое пособие для предприни-
мателей, участвующих в государственных и муниципальных закупках», которые помогут предпринимателям,
принимающим участие в государственных и муниципальных закупках. В пособии разъясняется порядок подго-
товки и участие в государственных и муниципальных закупках, а также способы и порядок обжалования непра-
вомерных решений государственных и муниципальных заказчиков.