ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10361
Скачиваний: 33
31
ных нужд»
1
(далее – ФЗ N 44), который в большей части вступает в силу с
01.01.14 г., а полностью начнет действовать с 01.01.17 г. Данный закон поэтап-
но заменяет действующий ранее ФЗ «О размещении заказов на поставки това-
ров, выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципаль-
ных нужд» от 27.06.05 N 94 (далее – ФЗ N 94). Если ФЗ N 94 регулировал толь-
только порядок размещения заказов, но не их исполнение, то ФЗ N 44 будет
осуществлять комплексное регулирование заключения и исполнения контрак-
тов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд. К 2017 г.
в России планируется создать единую федеральную контрактную систему в
сфере закупок товара. Правила ФЗ N 44 применяются к тем правоотношениям,
которые возникли после вступления его в силу. Отдельные положения вступи-
ли в силу с 1 января 2014 года. ФЗ N 44 изменяет и далее конкретизирует поря-
док определения поставщиков
2
.
Под определением поставщика понимается совокупность действий заказ-
чиков, начиная с размещения извещения о закупке и заканчивая собственно за-
ключением государственного или муниципального контракта.
Согласно ст. 24 этого закона возможны следующие способы определения
поставщиков:
Открытый конкурс.
Конкурс с ограниченным участием.
Двухэтапный конкурс.
Электронный аукцион.
Запрос котировок цен.
Запрос предложений.
1
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 08.04.2013. N 14. Ст. 1652 // СПС
«КонсультантПлюс».
2
Подробнее о правовом регулировании государственных и муниципальных закупок см.: Борисов А. Н.,
Трефилова Т. Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). М.: Деловой двор, 2014.
664 с. // СПС «КонсультантПлюс»; Лобов А. Ю. Сравнительная характеристика Закона о размещении заказов и
Закона о контрактной системе // СПС «КонсультантПлюс». 2013.
32
Закрытый конкурс.
Закрытый конкурс с ограниченным участием.
Закрытый двухэтапный конкурс.
Закрытый аукцион.
Закупка у единственного поставщика.
Основные нововведения ФЗ N 44 касаются введения особенностей испол-
нения государственных и муниципальных контрактов, уточнения оснований и
порядка их изменения и расторжения. Закон также вводит мониторинг закупок,
которые обеспечиваются Министерством экономического развития. Помимо
этого закон предусматривает проведения аудита в сфере закупок. Функции по
аудиту будут осуществляться Счетной палатой РФ. Контроль в сфере закупок
возлагается на федеральную антимонопольную службу.
1.5 Договор контрактации
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Договор контрактации – соглашение, в силу которого одна
сторона – производитель товарной сельскохозяйственной продук-
ции – обязуется передать выращенную или произведенную им про-
дукцию другой стороне – заготовителю, осуществляющему дея-
тельность по ее дальнейшей переработке или перепродаже (п. 1
ст. 535 ГК РФ).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
К отношениям по договору контрактации, не урегулированным специ-
альными правилами о данном виде договора, применяются правила о договоре
поставки, а в соответствующих случаях о поставке товаров для государствен-
ных нужд.
Признаки договора контрактации:
1. Субъектный состав: поставщиком выступает производитель сельско-
хозяйственной продукции. Судебная практика признает, что на сто-
33
роне поставщика может выступать и некоммерческая организация, ко-
торая реализует излишки своего производства. Покупатель – всегда
коммерческая организация, которая приобретает продукцию не для
личных нужд
1
.
2. Предмет договора – только такая продукция, которая не прошла пе-
реработку, например урожай зерна, живой скот или птица. Если по-
добная продукция прошла первичную обработку, к таким отношениям
следует применять договор поставки. Существенным условием такого
договора является ассортимент товара.
3. Особый способ исполнения – всегда выборка. Сельскохозяйственный
производитель обязан к установленному сроку вырастить продукцию,
предоставить ее в распоряжение заготовителю, а он обязан в срок ее
вывезти за свой счет.
4. Ответственность сторон – в отличие от других субъектов предпри-
нимательской деятельности сельскохозяйственный производитель от-
вечает за неисполнение своих обязательств исключительно при на-
личии вины (ст. 538 ГК РФ). Положения п. 3 ст. 401 ГК РФ, закреп-
ляющие безвиновную ответственность предпринимателя, на него не
распространяются. Он может ссылаться на отсутствие финансовых
средств, необходимых товаров и на обстоятельства, исключающие его
ответственность, которые не попадают под признаки непреодолимой
силы: неблагоприятная погодная обстановка. А заготовитель отвечает
как обычный предприниматель, т. е. вправе ссылаться только на дей-
ствие непреодолимой силы.
1
Специальные правила о закупках и поставках продукции для государственных нужд устанавливает
Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд» // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3303.
34
1.6 Договор энергоснабжения
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Договор энергоснабжения – это соглашение, в силу которого
продавец (энергоснабжающая организация) обязуется подавать
через присоединенную сеть энергию другой стороне – покупателю
(абонент или потребитель), а покупатель обязуется соблюдать
установленный договором режим потребления и обеспечивать
надлежащее техническое состояние и безопасность приборов уче-
та и контроля потребления энергии и иного сопутствующего обо-
рудования (п. 1 ст. 539 ГК РФ).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Договор энергоснабжения – это самостоятельный вид догово-
ра купли-продажи, конструкция которого закреплена нормами па-
раграфа 6 гл. 30 ГК РФ.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Признаки договора энергоснабжения:
1. Предмет договора, которым выступает энергия. В гражданском оборо-
те энергия является товарной ценностью и характеризуется следующим:
энергия – это бестелесная вещь, не имеющая предметной формы.
Предметную форму могут иметь энергоносители: нефть, газ и др.;
энергия является потребляемым объектом, поэтому подача энергии
продавцом сопровождается ее одновременным потреблением со
стороны покупателя, а покупатель именуется в договоре потребите-
лем.
Предметом договора энергоснабжения может быть только такая энергия,
которая способна подаваться на расстояние через присоединенную сеть. Этими
свойствами обладает электрическая энергия, в определенном случае тепловая.
Поскольку предметом сетевой подачи могут быть не только эти виды энергии,
35
но и отдельные виды энергоносителей, способные двигаться по сети самостоя-
тельно, в том числе за счет создания определенных технических условий.
2. Особый способ исполнения договора – только через присоединенную
сеть. Именно поэтому энергия не передается, а подается, а также принимается
потребителем посредством совершения потребителем самостоятельных дей-
ствий. Поэтому продавец обязан обеспечивать наличие энергии в сети. Внесе-
тевая продажа энергии в аккумулированном виде является предметом договора
поставки. При этом сама присоединенная сеть, представляет собой единый тех-
нологический комплекс (статья 133.1 ГК РФ), принадлежащий потребителю.
Это, прежде всего, линия подачи, принимающая аппаратура и приборы кон-
троля и учета. Его наличие у потребителя – одно из условий такого договора
(п. 2 ст. 539 ГК РФ).
3. Специальный субъектный состав. Продавец в таком договоре называ-
ется энергоснабжающей организацией (ЭСО). Различают два типа: энергогене-
рирующие и энергосбытовые компании. Покупателем может быть любой субъ-
ект гражданского права.
Договор энергоснабжения подлежит заключению в простой письменной
форме. Этот договор является публичным (ст. 426 ГК РФ). Лицо, намеренное
заключить такой договор, направляет поставщику или ЭСО заявку на подклю-
чение с приложением всех необходимых документов, которые подтверждают
наличие условий для подключения и соответственно для заключения такого до-
говора, а именно: как то наличие энергопринимающих устройств, их присоеди-
нение к сети, техническое состояние этих устройств, наличие приборов кон-
троля и учета, их состояние.
Если договор заключается между двумя энергоснабжающими организа-
циями (одна из которых – поставщик, другая – потребитель), то в этом случае
покупатель дополнительно предоставляет поставщику сведения о так называе-
мых «точках поставки», в которых покупатель будет приобретать энергию у
поставщика.