Файл: Гражданское право. Особенная часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10361

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31 

 

ных  нужд»

1

  (далее  –  ФЗ  N  44),  который  в  большей  части  вступает  в  силу  с 

01.01.14 г., а полностью начнет действовать с 01.01.17 г. Данный закон поэтап-

но заменяет действующий ранее ФЗ «О размещении заказов на поставки това-

ров,  выполнении  работ  и  оказании  услуг  для  государственных  и  муниципаль-

ных нужд» от 27.06.05 N 94 (далее – ФЗ N 94). Если ФЗ N 94 регулировал толь-

только  порядок  размещения  заказов,  но  не  их  исполнение,  то  ФЗ  N  44  будет 

осуществлять  комплексное  регулирование  заключения  и  исполнения  контрак-

тов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд. К 2017 г. 

в  России  планируется  создать  единую  федеральную  контрактную  систему  в 

сфере закупок товара. Правила ФЗ N 44 применяются к тем правоотношениям, 

которые возникли после вступления его в силу. Отдельные положения вступи-

ли в силу с 1 января 2014 года. ФЗ N 44 изменяет и далее конкретизирует поря-

док определения поставщиков

2

.  

Под  определением  поставщика  понимается  совокупность  действий  заказ-

чиков, начиная с размещения извещения о закупке и заканчивая собственно за-

ключением государственного или муниципального контракта.  

Согласно ст. 24 этого закона возможны следующие способы определения 

поставщиков: 

 

Открытый конкурс. 

 

Конкурс с ограниченным участием. 

 

Двухэтапный конкурс. 

 

Электронный аукцион. 

 

Запрос котировок цен. 

 

Запрос предложений. 

                                           

1

Федеральный  закон  от  05.04.2013  N  44-ФЗ  «О  контрактной  системе  в  сфере  закупок  товаров,  работ, 

услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 08.04.2013. N 14. Ст. 1652 // СПС 
«КонсультантПлюс».  

2

Подробнее о правовом регулировании государственных и муниципальных закупок см.: Борисов А. Н., 

Трефилова Т. Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, 
услуг  для  обеспечения  государственных  и  муниципальных  нужд»  (постатейный).  М.:  Деловой  двор,  2014. 
664 с. // СПС «КонсультантПлюс»; Лобов А. Ю. Сравнительная характеристика Закона о размещении заказов и 
Закона о контрактной системе // СПС «КонсультантПлюс». 2013. 


background image

32 

 

 

Закрытый конкурс. 

 

Закрытый конкурс с ограниченным участием. 

 

Закрытый двухэтапный конкурс. 

 

Закрытый аукцион. 

 

Закупка у единственного поставщика. 

Основные нововведения ФЗ N 44 касаются введения особенностей испол-

нения  государственных  и  муниципальных  контрактов,  уточнения  оснований и 

порядка их изменения и расторжения. Закон также вводит мониторинг закупок, 

которые  обеспечиваются  Министерством  экономического  развития.  Помимо 

этого закон предусматривает проведения аудита в сфере закупок. Функции по 

аудиту будут осуществляться Счетной палатой РФ. Контроль в сфере закупок 

возлагается на федеральную антимонопольную службу.  

 

1.5 Договор контрактации  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Договор контрактации – соглашение, в силу которого одна 

сторона  –  производитель  товарной  сельскохозяйственной  продук-

ции – обязуется передать выращенную или произведенную им про-

дукцию  другой  стороне  –  заготовителю,  осуществляющему  дея-

тельность  по  ее  дальнейшей  переработке  или  перепродаже  (п.  1 

ст. 535 ГК РФ). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

К  отношениям  по  договору  контрактации,  не  урегулированным  специ-

альными правилами о данном виде договора, применяются правила о договоре 

поставки,  а  в  соответствующих  случаях  о  поставке  товаров  для  государствен-

ных нужд. 

Признаки договора контрактации: 

1.  Субъектный состав: поставщиком выступает производитель сельско-

хозяйственной  продукции.  Судебная  практика  признает,  что  на  сто-


background image

33 

 

роне поставщика может выступать и некоммерческая организация, ко-

торая  реализует  излишки  своего  производства.  Покупатель – всегда 

коммерческая  организация,  которая  приобретает  продукцию  не  для 

личных нужд

1

2.  Предмет  договора  –  только  такая  продукция,  которая  не  прошла  пе-

реработку,  например  урожай  зерна,  живой  скот  или  птица.  Если  по-

добная продукция прошла первичную обработку, к таким отношениям 
следует применять договор поставки. Существенным условием такого 

договора является ассортимент товара. 

3.  Особый  способ  исполнения  –  всегда  выборка.  Сельскохозяйственный 

производитель обязан к установленному сроку вырастить продукцию, 
предоставить ее  в распоряжение заготовителю, а он обязан в срок ее 

вывезти за свой счет.  

4.  Ответственность сторон – в отличие от других субъектов предпри-

нимательской деятельности сельскохозяйственный производитель от-

вечает  за  неисполнение  своих  обязательств  исключительно  при  на- 
личии вины (ст. 538 ГК РФ).
 Положения п. 3 ст. 401 ГК РФ, закреп-

ляющие  безвиновную  ответственность  предпринимателя,  на  него  не 
распространяются.  Он  может  ссылаться  на  отсутствие  финансовых 

средств, необходимых товаров и на обстоятельства, исключающие его 
ответственность,  которые  не  попадают  под  признаки  непреодолимой 

силы: неблагоприятная погодная обстановка. А заготовитель отвечает 
как обычный предприниматель, т. е. вправе ссылаться только на дей-

ствие непреодолимой силы. 

 

                                           

1

Специальные  правила  о  закупках  и  поставках  продукции  для  государственных  нужд  устанавливает 

Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и 
продовольствия для государственных нужд» // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3303. 


background image

34 

 

1.6 Договор энергоснабжения 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Договор энергоснабжения – это соглашение, в силу которого 

продавец  (энергоснабжающая  организация)  обязуется  подавать 

через присоединенную сеть энергию другой стороне  – покупателю 

(абонент  или  потребитель),  а  покупатель  обязуется  соблюдать 

установленный  договором  режим  потребления  и  обеспечивать 

надлежащее техническое состояние и безопасность приборов уче-

та и контроля потребления энергии и иного сопутствующего обо-

рудования (п. 1 ст. 539 ГК РФ). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Договор энергоснабжения – это самостоятельный вид догово-

ра  купли-продажи,  конструкция  которого  закреплена  нормами  па-

раграфа 6 гл. 30 ГК РФ. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Признаки договора энергоснабжения: 

1. Предмет договора, которым выступает энергия. В гражданском оборо-

те энергия является товарной ценностью и характеризуется следующим: 

 

энергия  –  это  бестелесная  вещь,  не  имеющая  предметной  формы. 

Предметную форму могут иметь энергоносители: нефть, газ и др.;  

 

энергия является потребляемым объектом, поэтому подача энергии 

продавцом  сопровождается  ее  одновременным  потреблением  со 

стороны покупателя, а покупатель именуется в договоре потребите-

лем.  

Предметом договора энергоснабжения может быть только такая энергия, 

которая способна подаваться на расстояние через присоединенную сеть. Этими 

свойствами  обладает  электрическая  энергия,  в  определенном  случае  тепловая. 

Поскольку предметом сетевой подачи могут быть не только эти виды энергии, 


background image

35 

 

но и отдельные виды энергоносителей, способные двигаться по сети самостоя-

тельно, в том числе за счет создания определенных технических условий.  

2.  Особый  способ  исполнения  договора  –  только  через  присоединенную 

сеть. Именно поэтому энергия не передается, а подается, а также принимается 

потребителем  посредством  совершения  потребителем  самостоятельных  дей-

ствий. Поэтому продавец обязан обеспечивать наличие энергии в сети. Внесе-

тевая продажа энергии в аккумулированном виде является предметом договора 

поставки. При этом сама присоединенная сеть, представляет собой единый тех-

нологический  комплекс  (статья  133.1  ГК  РФ),  принадлежащий  потребителю. 

Это,  прежде  всего,  линия  подачи,  принимающая  аппаратура  и  приборы  кон-

троля  и  учета.  Его  наличие  у  потребителя  –  одно  из  условий  такого  договора 

(п. 2 ст. 539 ГК РФ).  

3.  Специальный  субъектный  состав. Продавец  в таком договоре  называ-

ется энергоснабжающей организацией (ЭСО). Различают два типа: энергогене-

рирующие и энергосбытовые компании. Покупателем может быть любой субъ-

ект гражданского права. 

Договор  энергоснабжения  подлежит  заключению  в  простой  письменной 

форме.  Этот  договор  является  публичным  (ст.  426  ГК  РФ).  Лицо,  намеренное 

заключить такой договор, направляет поставщику или ЭСО заявку на подклю-

чение  с  приложением  всех  необходимых  документов,  которые  подтверждают 

наличие условий для подключения и соответственно для заключения такого до-

говора, а именно: как то наличие энергопринимающих устройств, их присоеди-

нение  к  сети,  техническое  состояние  этих  устройств,  наличие  приборов  кон-

троля и учета, их состояние.  

Если  договор  заключается  между  двумя  энергоснабжающими  организа-

циями (одна из которых – поставщик, другая – потребитель), то в этом случае 

покупатель дополнительно предоставляет поставщику сведения о так  называе-

мых  «точках  поставки»,  в  которых  покупатель  будет  приобретать  энергию  у 

поставщика.