ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 5268
Скачиваний: 66
Глава 13
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
13.1 Правовое регулирование информационных
отношений в области коммерческой тайны
Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым огра-
ничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федераль-
ными законами (коммерческая тайна) согласно Указу Президента РФ от 06.03.1997
N 188, включены в Перечень сведений конфиденциального характера. Таким обра-
зом, коммерческая тайна является одним из видов конфиденциальной информации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, ин-
формационных технологиях и о защите информации» под конфи-
денциальностью информации понимается обязательное для вы-
полнения лицом, получившим доступ к определенной информации,
требование не передавать такую информацию третьим лицам
без согласия ее обладателя.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен
федеральными законами, является обязательным. Согласно ч. 4 ст. 9 указанно-
го закона условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерче-
скую тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации,
а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными зако-
нами. Центральное место среди правовых актов, определяющих статус коммерче-
ской тайны, занимает Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой
92
Глава 13. Правовое регулирование
отношений в области коммерческой тайны
тайне». Данный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изме-
нением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации,
составляющей секрет производства (ноу-хау). Законодательство о коммерческой
тайне относится к исключительному ведению Российской Федерации.
13.2 Понятие коммерческой тайны
Определение коммерческой тайны приведено в Федеральном законе от 29.07.2004
N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Закон трактует коммерческую тайну как режим конфиденци-
альности информации, позволяющий ее обладателю при суще-
ствующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы,
избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рын-
ке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет
производства), — сведения любого характера (производственные,
технические, экономические, организационные и другие), в том
числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-
технической сфере, а также сведения о способах осуществления
профессиональной деятельности, которые имеют действитель-
ную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвест-
ности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет сво-
бодного доступа на законном основании и в отношении которых
обладателем таких сведений введён режим коммерческой тайны.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую
тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обла-
дателю такой информации с учетом положений Федерального закона «О коммер-
ческой тайне».
Традиционно выделяют следующие признаки коммерческой тайны.
1. Информация, составляющая коммерческую тайну, должна иметь коммер-
ческую ценность, то есть полезность для принятия решений в сфере ком-
мерции, которая складывается из таких составляющих, как достоверность,
актуальность и полнота. В соответствии с данным критерием из числа
сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те, которые
не являются коммерчески ценными, то есть важными для интересов осу-
ществления предпринимательской деятельности. Критерий коммерческой
ценности должен рассматриваться во взаимосвязи с вышеназванным требо-
ванием неизвестности сведений, составляющих коммерческую тайну, тре-
тьим лицам. Сведения предполагаются обладающими коммерческой цен-
ностью именно в силу неизвестности их третьим лицам. Коммерческая
ценность может проявляться в форме некоторых экономических преиму-
ществ, возникающих у лица, обладающего определёнными сведениями, по
сравнению с его конкурентами, которым данные сведения неизвестны.
13.3 Правовой режим коммерческой тайны
93
2. Ограничение доступа к коммерческой тайне на законном основании. Если
информация может быть получена лицом на законном основании из откры-
тых источников, то такая информация не может быть признана коммерче-
ской тайной. Способы получения информации, составляющей коммерче-
скую тайну, можно разделить на две группы — законные и незаконные. Кри-
терием определения законности или незаконности получения информации
конкретным способом является часть 4 статьи 4 Закона «О коммерческой
тайне», устанавливающая, что «информация, составляющая коммерческую
тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной
незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолени-
ем принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тай-
ну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если
получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основа-
ния полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обла-
дателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу
этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного
основания».
3. Обладателем информации приняты меры к охране ее конфиденциальности.
Не могут выступать в качестве обладателей коммерческой тайны граждане,
выступающие в гражданском обороте в качестве потребителей, а также занимаю-
щиеся предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве индивиду-
альных предпринимателей.
В ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» закреплен перечень све-
дений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Режим коммерческой
тайны не может быть установлен, в частности, в отношении сведений: о загряз-
нении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-
эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продук-
тов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение без-
опасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого
гражданина и безопасности населения в целом; о численности, о составе работни-
ков, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о по-
казателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о
наличии свободных рабочих мест; о задолженности работодателей по выплате за-
работной платы и по иным социальным выплатам. Сведения, обязательность рас-
крытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена
иными федеральными законами, также не могут быть отнесены к коммерческой
тайне.
13.3 Правовой режим коммерческой тайны
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, самостоятельно
принимает меры по ее охране. Фактически меры по охране конфиденциальности
информации, составляющей коммерческую тайну, и являются режимом коммерче-
ской тайны.
94
Глава 13. Правовое регулирование
отношений в области коммерческой тайны
Перечень таких мер закреплен в ст. 10 Федерального закона «О коммерческой
тайне»:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну,
путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за
соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую
тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или
передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей
коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и конт-
рагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, состав-
ляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов до-
кументов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна»
с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное
наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимате-
лей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным
предпринимателем, и место жительства).
Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия облада-
телем информации, составляющей коммерческую тайну, перечисленных мер.
Стоит отметить, что данный перечень не является закрытым. Фактически все
меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую
тайну, можно разделить на правовые, организационные и технические. Так, к тех-
ническим может относиться установка сигнализации, использование специальных
замков и сейфов. К организационным мерам относится контроль режима защиты
документов. При этом применение любой отдельно взятой меры не может являться
эффективным способом защиты конфиденциальности информации.
В соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» меры по
охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:
1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну,
любых лиц без согласия ее обладателя;
2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей
коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нару-
шения режима коммерческой тайны.
13.4 Охрана коммерческой тайны в трудовых
отношениях
Режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия
комплекса данных мер. С этого момента работодатель вправе требовать у работни-
ков соблюдения конфиденциальности информации и привлекать к ответственности
виновных в ее разглашении. Обладатель коммерческой тайны имеет право:
13.4 Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях
95
1) самостоятельно определять критерии отнесения вновь получаемых сведе-
ний (информации) к коммерческой тайне, меры, необходимые для обес-
печения режима коммерческой тайны, порядок доступа к коммерческой
тайне, выбор и использование средств и методов защиты, хранения и пе-
редачи информации, составляющей коммерческую тайну;
2) устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны;
3) требовать обеспечения режима коммерческой тайны от лиц, получивших
доступ к коммерческой тайне на законных основаниях с целью обеспече-
ния своей фактической монополии на эту коммерческую тайну;
4) допускать (прекращать допуск) лицо, состоящее в трудовых отношениях,
с его согласия к коммерческой тайне на договорной основе. Это может
предусматривать:
• ознакомление работника с нормами законодательства РФ о коммерче-
ской тайне, предусматривающими ответственность за нарушение ре-
жима коммерческой тайны;
• соблюдение работником установленного режима коммерческой тайны,
в том числе о неразглашении коммерческой тайны после увольнения
в течение срока, установленного в законе или договоре;
• ознакомление работника с перечнем сведений, составляющих коммер-
ческую тайну работодателя, к которым работник будет иметь право
доступа;
• установление оплаты труда работнику с учетом компенсации за взя-
тую им на себя обязанность по соблюдению режима коммерческой
тайны. Размер такой компенсации может устанавливаться отдельным
соглашением.
При этом работник имеет право:
• обжаловать в судебном порядке меры, принимаемые обладателем по обес-
печению режима коммерческой тайны в отношении информации, которая
известна ему;
• требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими
доступ к коммерческой тайне в результате обстоятельств, которые облада-
тель не мог предвидеть или предотвратить;
• требовать защиты коммерческой тайны при ее получении на законных ос-
нованиях должностными лицами в органах государственной власти и орга-
нах местного самоуправления в режиме служебной тайны в соответствии
с законом в течение всего срока ее правовой охраны;
• требовать от третьих лиц воздерживаться от незаконного доступа и ис-
пользования коммерческой тайны и привлечения лиц, виновных в наруше-
нии его прав и законных интересов, к дисциплинарной, административной,
гражданско-правовой или уголовной ответственности.
При реализации своих прав обладатель коммерческой тайны обязан:
• не нарушать охраняемые законом права и интересы других лиц;