Файл: Информационное право - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4730

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

86

Глава 12. Правовое регулирование

отношений в области государственной тайны

отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степе-
ням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября
1995 г. N 870. Данные правила являются обязательными для исполнения органа-
ми государственной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии
«Росатом», руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведе-
ний к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений,
подлежащих засекречиванию, а также другими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организаци-
ями при подготовке предложений о включении в перечень сведений, собственни-
ками которых они являются.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется должностными

лицами (руководителями) органов государственной власти согласно нормам пе-
речня сведений, составляющих государственную тайну, определяемым Законом
о государственной тайне, и Перечня должностных лиц, наделенных полномочи-
ями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемого Президен-
том РФ. Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых
полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также пере-
чень сведений, отнесенных к государственной тайне, формируются Межведом-
ственной комиссией по защите государственной тайны, которая действует в со-
ответствии с Положением, утвержденным указом Президента РФ от 06.10.2004
N 1286. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны являет-
ся коллегиальным органом, координирующим деятельность федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации по защите государственной тайны в интересах разработки и выпол-
нения государственных программ, нормативных правовых актов и методических
документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о госу-
дарственной тайне. Руководство деятельностью Межведомственной комиссии осу-
ществляет Президент Российской Федерации.

Органами государственной власти, руководители которых наделены полномо-

чиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с переч-
нем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые
перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются све-
дения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы,
и устанавливается степень их секретности.

Информация, находящаяся в собственности предприятий, учреждений, органи-

заций и граждан, если она включает сведения, перечисленные в перечне сведений,
отнесенных к государственной тайне, также может быть отнесена к государствен-
ной тайне. Необходимым условием при этом является возмещение материального
ущерба, наносимого собственнику информации. Между органом государственной
власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником
заключается договор, в котором определяется размер такого возмещения, а также
обязательства собственника информации по ее нераспространению.

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в ре-

зультате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности
органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, явля-
ется их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях,


background image

12.4 Рассекречивание сведений и их носителей

87

в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекре-
чиванию. Законом РФ «О государственной тайне» предусмотрен дополнительный
механизм засекречивания сведений, составляющих государственную тайну: пред-
варительное засекречивание полученных (разработанных) сведений с предполага-
емой степенью секретности. Предварительное засекречивание является реализаци-
ей принципа своевременности отнесения сведений к государственной тайне.

Любым носителям сведений, составляющих государственную тайну, присваи-

ваются обязательные реквизиты:

• о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на

соответствующий пункт действующего в данном органе государственной
власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации пе-
речня сведений, подлежащих засекречиванию;

• об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, органи-

зации, осуществивших засекречивание носителя;

• о регистрационном номере;
• о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после на-

ступления которого сведения будут рассекречены.

12.4 Рассекречивание сведений и их носителей

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Рассекречивание сведений и их носителей — снятие ранее вве-
денных в предусмотренном порядке ограничений на распростра-
нение сведений, составляющих государственную тайну, и на до-
ступ к их носителям
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Законом РФ «О государственной тайне» предусмотрено два основания для рас-

секречивания сведений:

• взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по

открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации
государственную тайну;

• изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая

защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецеле-
сообразной.

При рассекречивании сведений необходимо руководствоваться принципами обос-

нованности и своевременности. Так, руководители органов государственной вла-
сти обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать
содержание перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснован-
ности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени
секретности.


background image

88

Глава 12. Правовое регулирование

отношений в области государственной тайны

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную
тайну, не должен превышать 30 лет.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению

межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Однако федераль-
ными законами могут быть предусмотрены исключения из данного правила. В част-
ности, ст. 19 Федерального закона «О внешней разведке» предусматривает, что све-
дения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие орга-
нам внешней разведки Российской Федерации, составляют государственную тайну
и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекре-
чивания сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат.

Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречивают-

ся не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих
сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действу-
ющего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении
и организации перечня, на основании которых они были засекречены. Рассекречи-
вание сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей неразрыв-
но связаны между собой.

Порядок рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных доку-

ментов Правительства СССР установлен Положением о порядке рассекречивания
и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР,
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.02.1995 N 170. Решение
о рассекречивании таких документов принимает Межведомственная комиссия по
защите государственной тайны.

Кроме того, граждане, предприятия, учреждения, организации и органы госу-

дарственной власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государ-
ственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в госу-
дарственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к госу-
дарственной тайне. В соответствии с положением о Межведомственной комиссии
по защите государственной тайны органы местного самоуправления так же обла-
дают правом обращения с запросом о рассекречивании сведений.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 12

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Дайте определение понятия «государственная тайна».

2. Какие сведения входят в состав государственной тайны?

3. Какие сведения не могут быть отнесены к государственной тайне?

4. Какие основания необходимы для отнесения сведений к государственной

тайне?

5. Назовите основания для рассекречивания сведений.


background image

Рекомендуемая литература и нормативно-правовые акты к главе 12

89

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Рекомендуемая литература
и нормативно-правовые акты к главе 12

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

[1]

Бачило И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. —
М. : Юрайт, 2011. — 522 с.

[2]

Рассолов И. М. Информационное право : учебник для вузов / И. М. Рас-
солов. — М. : Юрайт, 2011. — 440 с.

[3]

Копылов В. А. Информационное право / В. А. Копылов. — М. : Юрист,
2005. — 510 с.

[4]

Чаннов Е. С. Информационное право : пособие для сдачи экзамена /
Е. С. Чаннов. — М. : Юрайт, 2006.

[5]

Тимошенко В. А. Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 июля
1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (постатейный), 2006 /
В. А. Тимошенко, С. С. Козлов. // КонсультантПлюс: справ. правовая
система.

[6]

Фатьянов А. А. Правовые проблемы отнесения сведений к государствен-
ной тайне в условиях модернизации экономики // Административное пра-
во и процесс. — 2012. — N 7. — С. 29–32.

[7]

Стрельников В. Защита государственной тайны // ЭЖ-Юрист, — 2011. —
N 35. — С. 1, 3.

[8]

Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием
12 дек. 1993 г. — М. : Юрид. лит., 2000. — 61 с.

[9]

О государственной тайне : закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от
21.12.2013).

[10]

Об информации, информационных технологиях и о защите информации :
федер. закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014).

[11]

О безопасности : федер. закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ.

[12]

О внешней разведке : федер. закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ (ред. от
23.06.2014).

[13]

Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне :
указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 03.10.2014).

[14]

Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны :
указ Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 (ред. от 11.08.2014).


background image

90

Глава 12. Правовое регулирование

отношений в области государственной тайны

[15]

Об утверждении Правил организации и осуществления федерального го-
сударственного контроля за обеспечением защиты государственной тай-
ны : постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1205.

[16]

Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граж-
дан Российской Федерации к государственной тайне : постановление Пра-
вительства РФ от 06.02.2010 N 63 (ред. от 01.11.2012).

[17]

Об утверждении Правил разработки перечня сведений, отнесенных к госу-
дарственной тайне : постановление Правительства РФ от 23.07.2005 N 443
(ред. от 22.05.2008).

[18]

Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государ-
ственную тайну, к различным степеням секретности : постановление Пра-
вительства РФ от 04.09.1995 N 870 (ред. от 22.05.2008).

[19]

Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составля-
ющих государственную тайну, другим государствам : постановление Пра-
вительства РФ от 2 августа 1997 г. N 973 (ред. от 06.04.2013).

[20]

О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций
по проведению работ, связанных с использованием сведений, составля-
ющих государственную тайну, созданием средств защиты информации,
а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защи-
те государственной тайны : постановление Правительства РФ от 15 апреля
1995 г. N 333 (ред. от 05.05.2012).

[21]

Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречи-
вания архивных документов Правительства СССР : постановление Прави-
тельства РФ от 20 февраля 1995 г. N 170 (ред. от 07.09.2011).

[22]

О перечне должностных лиц органов государственной власти и организа-
ций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государствен-
ной тайне : распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп (ред. от
27.06.2014).