ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 5270
Скачиваний: 66
Рекомендуемая литература и нормативно-правовые акты к главе 11
81
[6]
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием
12 дек. 1993 г. — М. : Юрид. лит., 2000. — 61 с.
[7]
Об информации, информационных технологиях и о защите информации :
федер. закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014).
[8]
Об обязательном экземпляре документов : федер. закон от 29.12.1994 N 77-
ФЗ (ред. от 05.05.2014).
[9]
Об обязательном экземпляре изданий (вместе с «Правилами доставки обя-
зательного платного экземпляра изданий в Центральный коллектор науч-
ных библиотек», «Перечнем изданий, обязательный платный экземпляр
которых доставляется в Центральный коллектор научных библиотек для
распределения между библиотечно-информационными организациями») :
постановление Правительства РФ от 03.12.2002 N 859 (ред. от 16.11.2009).
[10]
Об органе научно-технической информации федерального органа испол-
нительной власти в сфере научной, научно-технической и инновационной
деятельности : постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 279.
[11]
Об утверждении Правил распределения обязательного бесплатного экзем-
пляра, состоящего из комбинированных документов, а также обязатель-
ного экземпляра, содержащего аналогичную, зафиксированную на раз-
личных носителях информацию : постановление Правительства РФ от
03.12.2002 N 860.
[12]
Об утверждении Положения о представлении обязательного экземпляра
диссертаций : приказ Миннауки РФ от 31.08.1998 N 145.
[13]
Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах испол-
нительной власти : постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 477
(ред. от 07.09.2011).
[14]
О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Томской
области : закон Томской области (принят решением Государственной Думы
Томской области от 09.10.1997 N 573) (ред. от 08.04.2011).
Глава 12
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
12.1 Особенности информационных отношений,
возникающих при производстве, передаче
и потреблении информации, составляющей
государственную тайну
Значение института государственной тайны в период развития информацион-
ных технологий возрастает, поскольку информация становится одним из наиболее
ценных объектов. Главной целью законодательства о государственной тайне явля-
ется задача избежать возникновения угрозы для безопасности РФ. Поэтому при
решении вопроса об отнесении сведений к государственной тайне и принятии мер
по их защите необходима оценка возможной угрозы объекта безопасности и приня-
тие адекватных мер. Защита информационных ресурсов от несанкционированно-
го доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных
систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России в соответ-
ствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, — одна
из составляющих национальных интересов Российской Федерации в информаци-
онной сфере.
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывает-
ся на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О без-
опасности» и включает Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной
тайне», а также положения других актов законодательства, регулирующих отно-
шения, связанные с защитой государственной тайны. Термин «законодательство»
в данном случае понимается в широком смысле, поскольку к актам, регулирую-
12.2 Понятие государственной тайны
83
щим отношения в сфере государственной тайны, относятся указы и распоряжения
Президента РФ, акты Правительства РФ, нормативные правовые акты органов ис-
полнительной власти.
Правовую основу института государственной тайны составляет правовая нор-
ма, закрепленная в ст. 29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать,
получать, передавать производить и распространять информацию любым закон-
ным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, опре-
деляется федеральным законом».
Направления законодательного регулирования правовых отношений в рассмат-
риваемой сфере определены в преамбуле Закона РФ «О государственной тайне».
Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений
к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой
в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
12.2 Понятие государственной тайны. Перечни
сведений, составляющих государственную тайну,
и сведения, которые не могут относиться
к государственной тайне
Понятие государственной тайны тесно связано с понятием безопасности Рос-
сийской Федерации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне»
под государственной тайной понимаются защищаемые госу-
дарством сведения в области его военной, внешнеполитичес-
кой, экономической, разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности, распространение кото-
рых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тайной может стать информация, передаваемая как в устной, письменной, так
и электронной формах. Основным критерием отнесения информации к государ-
ственной тайне является именно то, что ее распространение может нанести ущерб
безопасности Российской Федерации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, —
совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми
сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются
на основаниях и в порядке, установленных федеральным законо-
дательством.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Перечень сведений, составляющих государственную тайну в Российской Фе-
дерации, закреплен в статье 5 Закона РФ «О государственной тайне», является
84
Глава 12. Правовое регулирование
отношений в области государственной тайны
исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Расширение дан-
ного перечня возможно только посредством внесения соответствующих изменений
и дополнений в закон.
Сведения, составляющие государственную тайну, подразделяются на 4 основ-
ные группы:
1) сведения в военной области;
2) сведения в области экономики, науки и техники;
3) сведения в области внешней политики и экономики;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оператив-
но-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.
Указанные группы сведений по своей сути — это области интересов государ-
ства, непосредственно связанные с обеспечением его безопасности и обороноспо-
собности. Согласно ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной тайне» Указом Пре-
зидента РФ от 30.11.1995 N 1203 был утвержден Перечень сведений, отнесенных
к государственной тайне. В настоящее время Перечень содержит 118 групп сведе-
ний, отнесенных к государственной тайне. В каждой группе содержатся сведения
различной важности, определяемой величиной ущерба, который может быть нане-
сен их незаконным разглашением. Данным Указом также определены наименова-
ния федеральных органов исполнительной власти и других организаций, наделен-
ных полномочиями по распоряжению этими сведениями.
Закон о государственной тайне и Перечень сведений, отнесенных к государ-
ственной тайне, не содержат сами сведений, которые являются государственной
тайной. Таким образом, указанные акты не позволяют определить, какой именно
объект является секретным. Данная информация содержится в развернутом пе-
речне, который засекречивается и не подлежит официальному опубликованию.
Наряду с перечнем сведений, составляющих государственную тайну в Россий-
ской Федерации, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат от-
несению к государственной тайне и засекречиванию. Данный перечень закреплен
в ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне». К государственной тайне и засекре-
чиванию не могут быть отнесены сведения:
• о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности
и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях,
их официальных прогнозах и последствиях;
• о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образова-
ния, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
• о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых
государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждени-
ям и организациям;
• о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
• о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Россий-
ской Федерации;
• о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
• о фактах нарушения законности органами государственной власти и их
должностными лицами.
12.3 Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание
85
За незаконное засекречивание перечисленных сведений или включение их в этих
целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, должностные
лица несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность
в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального
и морального ущерба. Граждане имеют право обжаловать в суд действия должност-
ных лиц, ущемляющих их право на информацию.
12.3 Отнесение сведений к государственной тайне
и их засекречивание
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание — введение
в порядке, предусмотренном Законом РФ «О государственной тайне» для сведений,
составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на
доступ к их носителям.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание
осуществляется в соответствии с принципами законности, обосно-
ванности и своевременности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания
основана на учете интересов личности, общества и государства. Принцип обосно-
ванности заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности
засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных послед-
ствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, об-
щества и граждан. Нарушения принципов отнесения сведений к государственной
тайне и их засекречивания могут быть обжалованы в суд.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии
с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а так-
же в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне».
Обосновать необходимость отнесения сведений к государственной тайне в со-
ответствии с принципами засекречивания сведений должны органы государствен-
ной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения по-
лучены (разработаны). При засекречивании этих сведений их носителям присваи-
вается соответствующий гриф секретности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Для сведений, составляющих государственную тайну, устанавли-
ваются три степени секретности и соответствующие этим степе-
ням грифы секретности для носителей указанных сведений: «осо-
бой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основным критерием при отнесении сведений к тому или иному грифу секрет-
ности служит степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности
Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Правила