ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 5267
Скачиваний: 66
Рекомендуемая литература и нормативно-правовые акты к главе 3
21
Доктриной информационного права отдельно выделяются принципы, которые
пока еще не нашли закрепления в действующем информационном законодатель-
стве (доктринальные принципы). Среди них можно назвать принципы двуединства
информации и ее носителя, оборотоспособности и распространяемости информа-
ции, организационной формы. Выделяют также внутриотраслевые принципы, т. е.
принципы конкретных институтов изучаемой отрасли.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 3
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Что такое «информационные отношения»? Назовите их основные особен-
ности.
2. Назовите основные методы правового регулирования информационных от-
ношений.
3. Дайте определение понятию «информационное право».
4. Назовите основные информационные права и свободы.
5. Что относится к принципам информационного права?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рекомендуемая литература
и нормативно-правовые акты к главе 3
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
[1]
Бачило И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. —
М. : Юрайт, 2011. — 522 с.
[2]
Рассолов И. М. Информационное право : учебник для вузов / И. М. Рас-
солов. — М. : Юрайт, 2011. — 440 с.
[3]
Копылов В. А. Информационное право / В. А. Копылов. — М. : Юрист,
2005. — 510 с.
[4]
Чаннов Е. С. Информационное право : пособие для сдачи экзамена /
Е. С. Чаннов. — М. : Юрайт, 2006.
[5]
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием
12 дек. 1993 г. — М. : Юрид. лит., 2000. — 61 с.
[6]
Об информации, информационных технологиях и о защите информации :
федер. закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014).
Глава 4
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПРАВООТНОШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ
И СТРУКТУРА
4.1 Информационные нормы: общие положения
Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулиру-
ют обособленные группы общественных отношений применительно к особенно-
стям информационной сферы.
Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты
норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они
содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), которые уста-
навливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие
в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают со-
держание прав и обязанностей субъектов-участников правоотношений, исполнение
которых обеспечивается принудительной силой государства.
Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том,
что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи
с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информацион-
ных процессов при обращении информации.
В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть
материальными и процессуальными.
Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит
из гипотезы, диспозиции и санкции.
Информационно-правовые нормы могут классифицироваться в зависимости от
способов их воздействия на субъектов правоотношений. Здесь действуют две груп-
пы норм — диспозитивные и императивные.
4.2 Понятие, содержание и структура информационного отношения
23
Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их при-
менения (по масштабу действия):
• нормы федерального уровня и действия;
• нормы субъектов Российской Федерации;
• нормы органов местного самоуправления.
Классификация информационно-правовых норм по методу воздействия на по-
ведение субъектов информационно-правовых отношений в зависимости от их кон-
кретного юридического содержания. На основе указанного критерия можно выде-
лить следующие виды информационно-правовых норм:
• уполномочивающие, или дозволительные, информационно-правовые нор-
мы (разнообразные по наименованию), в которых выражается возможность
адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмот-
рению;
• обязывающие информационно-правовые нормы, т. е. предписывающие в пре-
дусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия;
• запрещающие информационно-правовые нормы, т. е. такие, которые преду-
сматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, опре-
деленных данной нормой. Запреты могут носить либо общий, либо специ-
альный характер.
При классификации по субъектам (адресатам) выделяются нормы, которые ре-
гулируют:
• поведение индивидуальных субъектов (граждан Российской Федерации,
иностранных граждан, лиц без гражданства) в информационной сфере;
• деятельность коллективных субъектов, в число которых входят органы го-
сударственной власти и местного самоуправления, предприятия и учрежде-
ния различных форм собственности, общественные объединения в инфор-
мационной сфере.
4.2 Понятие, содержание и структура
информационного отношения
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Информационно-правовые отношения — это регулируемые нор-
мами информационного права общественные отношения, склады-
вающиеся в информационной сфере.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Поскольку информационные правоотношения являются разновидностью пра-
вовых отношений вообще, то они имеют все общие признаки, которые присущи
любым правовым отношениям. Вместе с тем они обладают особенностями, кото-
рые свойственны им как информационно-правовым отношениям.
24
Глава 4. Информационное правоотношение: понятие, виды и структура
Эти особенности состоят в том, что информационные правоотношения склады-
ваются в информационной сфере, т. е. в непосредственной деятельности субъектов,
связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Элементами (составными частями) информационных правоотно-
шений являются: субъекты (участники), объекты (то, по поводу
чего возникли отношения) и содержание правоотношения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Субъектом информационно-правового отношения называется тот, кто наделен
информационными правами и обязанностями:
• индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранные граждане, лица без
гражданства), наделенные правами и обязанностями в информационной
сфере;
• коллективные субъекты — органы государственной власти и местного са-
моуправления, предприятия и учреждения различных форм собственности,
а также общественные объединения, наделенные информационными пра-
вами и обязанностями выступать в отношениях с другими субъектами как
единое целое, персонифицированно.
Основываясь на модели информационной сферы, можно выделить основные
группы субъектов информационных правоотношений:
• производители, или создатели, информации, в том числе авторы;
• обладатели информации (информационных объектов);
• потребители информации.
Общим объектом регулирования информационно-правовых норм, как и любых
других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным
объектом — те общественные отношения, по поводу которых возникает правоот-
ношение субъектов. В каждом конкретном информационном правоотношении его
стороны (участники) осуществляют предоставленные им права и возложенные на
них обязанности.
В содержании информационного правоотношения различают две стороны: ма-
териальную (поведение субъектов) и юридическую (субъективные юридические
права и обязанности).
Понятие субъекта информационного правоотношения тесно связано с терми-
ном «субъект информационного права».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Субъект
информационного
правоотношения — это
субъект
права, который реализовал свою правосубъектность и уже стал
участником конкретного правового отношения. Любой субъект
правоотношения всегда субъект права, но не всякий субъект пра-
ва — участник того или иного конкретного правоотношения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.4 Юридические факты как основания возникновения,
изменения и прекращения информационных отношений
25
4.3 Классификация информационных отношений
Информационно-правовые отношения по целям подразделяются на регулятив-
ные и охранительные.
По содержанию информационно-правовые отношения делятся на материаль-
ные и процессуальные. К первым относятся общественные отношения, возни-
кающие в информационной сфере, регулируемые материальными нормами ин-
формационного права, ко вторым — те, которые складываются в информацион-
ной сфере в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются
информационно-процессуальными нормами. Их взаимоотношения характеризуют-
ся тем, что материальные отношения реализуются посредством процессуальных.
В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты,
которая осуществляется в административном или судебном порядке.
Непосредственное воздействие компетентного органа на участников правоот-
ношений позволяет оперативно реагировать на факты нарушения информационно-
правовых норм и быстро восстанавливать нарушенные права и законные интересы.
В установленных законодательством случаях информационно-правовые отноше-
ния защищаются и в судебном порядке.
4.4 Юридические факты как основания
возникновения, изменения и прекращения
информационных отношений
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В юридической литературе под юридическими фактами понима-
ются конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в со-
ответствии с нормами права наступление тех или иных правовых
последствий — возникновение, изменение или прекращение право-
вого отношения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Таким образом, юридические факты, во-первых, являются конкретными жиз-
ненными обстоятельствами и, во-вторых, юридические факты — это обстоятель-
ства, признанные нормами права, прямо или косвенно отраженные в законодатель-
стве. Факты, которые не попадают в правовое поле действующего законодатель-
ства, не становятся юридическими фактами.
Важнейший признак юридического факта — его способность вызывать наступ-
ление правовых последствий.
По волевому признаку юридические факты принято классифицировать на со-
бытия и действия.
События — это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли
и сознания людей. Действия — это такие факты, которые в отличие от событий
прямо зависят от воли и сознания людей. Действия делятся на юридические акты
и поступки.