Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8478

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Введение 

Конституционное  право  зарубежных  стран  –  самостоятельная  учебная 

дисциплина. Она тесно связана с другими юридическими дисциплинами, таки-
ми  как  теория  государства  и  права,  история  государства  и  права  зарубежных 
стран, история политических и правовых учений, конституционное право Рос-
сии,  международное  право.  Связь  с  другими  юридическими  дисциплинами 
определяется спецификой предмета курса. С одной стороны, в курсе конститу-
ционного  права  зарубежных  стран  используется  понятийный  аппарат  иных 
юридических дисциплин. С другой – особо важное значение имеет то, что глу-
бокое усвоение студентом материала данной дисциплины предполагает знание 
истории возникновения и развития зарубежных конституционно-правовых ин-
ститутов, политико-правовых идей и иного материала, являющегося предметом 
названных  юридических  дисциплин.  В  этой  связи  значительное  внимание 
должно быть уделено возникновению и развитию отечественной науки консти-
туционного права зарубежных стран и ее современному состоянию. 

Задачей  курса  является  ознакомление  студента  с  основными  теоретиче-

скими  положениями  науки  зарубежного  конституционного  права  и  основами 
конституционного права отдельных стран. Студент должен знать не только ма-
териал учебника, но и конституции соответствующих стран, монографическую 
литературу, а также статьи периодической печати. 

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны: 
знать: 

•  предмет, методы регулирования, механизм реализации, систему и ис-

точники конституционного права зарубежных стран как отрасли пра-
ва; 

•  сущность  и  содержание  основных  понятий,  категорий,  институтов 

науки конституционного права зарубежных стран; 

•  особенности  формы,  структуры  и  содержания  зарубежных  конститу-

ций, основных этапов их развития; 

•  особенности конституционного строя зарубежных стран;  

•  основы правового положения граждан в зарубежных странах;  

•  форму  правления,  государственного  устройства  и  политического  ре-

жима в зарубежных странах; 


background image

•  особенности  избирательного  права  и  виды  избирательных  систем  в 

зарубежных странах; 

•  основные муниципальные системы в зарубежных странах;  
уметь: 

•  оперировать юридическими понятиями и категориями; 

•  анализировать  юридические  факты  и  возникающие  в  связи  с  ними 

правовые отношения; 

•  анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; 

•  принимать решения и совершать юридические действия в точном со-

ответствии с законом; 

•  осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; да-

вать  квалифицированные  юридические  заключения  и  консультации; 
правильно оформлять юридические документы;  

владеть: 

•  юридической терминологией; 

•  навыками работы с правовыми актами; 

•  навыками  анализа  различных  правовых  явлений,  юридических  фак-

тов,  правовых  норм  и  правовых  отношений,  являющихся  объектами 
профессиональной деятельности. 

Учебный курс конституционного права зарубежных стран включает в се-

бя  вопросы,  связанные  с  характеристикой  и  сравнительно-правовым  анализом 
основных государственно-правовых институтов ряда современных зарубежных 
стран.  Изучение  конституционного  права  зарубежных  стран  связано  также  с 
повышением общей культуры студентов. Оно развивает самостоятельное поли-
тико-правовое мышление, помогает разобраться в особенностях становления и 
развития  государственно-правовых  институтов  и  в  их  конституционном  за-
креплении  в  различных  зарубежных  странах.  Знание  конституционного  права 
зарубежных стран способствует правильной оценке происходящих в современ-
ном мире событий и явлений. Благодаря этому можно понять перспективы раз-
вития государственности в различных странах. 

Изучение курса «Конституционное право зарубежных стран» имеет еще и 

объективную  практическую  значимость.  Исторический  опыт  развития  совре-
менных зарубежных стран представляет социальную ценность. Он показывает, 
что строительство современной демократии в Российской Федерации возможно 
с учетом достижений мировой цивилизации и на основе собственного истори-


background image

ческого  опыта.  Знание  конституционной  теории  и  практики  различных  госу-
дарств способно также помочь совершенствованию конституционно-правового 
регулирования в России. 

Программа  учебного  курса  «Конституционное  право  зарубежных  стран» 

состоит  из  двух  самостоятельных  и  взаимосвязанных  друг  с  другом  частей. 
Общая часть включает в себя изучение основных институтов конституционного 
права зарубежных стран. В ней рассматривается происхождение, развитие и со-
временное  состояние  таких  важных  институтов  конституционного  права,  как 
конституция, правовой статус личности, главы государства и т. д. Этот раздел 
курса имеет, прежде всего, общетеоретическое значение, в нем углублено изу-
чаются  понятие  и  сущность  различных  конституционно-правовых  категорий. 
В особенной части курса рассматриваются политико-правовые институты и ос-
новы конституционного права ряда зарубежных стран (США, Великобритания, 
Германия, Япония и др.). В процессе обучения преследуется важная цель – изу-
чение  всего  богатства  и  многообразия  конституционно-правовых  и  политиче-
ских систем современного мира. 

Студенты  должны  прилагать  усилия  к  самостоятельному  изучению  кон-

ституционного права зарубежных стран. Для овладения курсом необходимо об-
ратиться к учебникам и различным учебным пособиям, изданным в последние 
годы. Каждый из них имеет свою научную ценность, поэтому студенты свобод-
ны в выборе того или иного учебника. 

Соглашения, принятые в курсе лекций 

Для  улучшения  восприятия  материала  в  данном  курсе  лекций  использу-

ются пиктограммы и специальное выделение важной информации. 

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Эта пиктограмма означает определение или новое понятие. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Эта пиктограмма означает «Внимание!». Здесь выделена важ-

ная  информация,  требующая  акцента  на  ней.  Автор  может  поде-
литься  с  читателем  опытом,  чтобы  помочь  избежать  некоторых 
ошибок. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Эта пиктограмма означает совет. В данном блоке можно ука-

зать  более  простые  или  иные  способы  выполнения  определенной 
задачи.  Совет  может  касаться  практического  применения  только 
что  изученного  или  содержать  указания  на  то,  как  немного  повы-
сить  эффективность  и  значительно  упростить  выполнение  некото-
рых задач. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Эта пиктограмма означает пример. В данном блоке автор может привести 

практический  пример  для  пояснения  и  разбора  основных  моментов,  отражен-
ных в теоретическом материале. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

10 

1 Конституционное право как отрасль права 

в зарубежных странах 

1.  Понятие,  предмет  и  метод  конституционного  права  в  зарубежных 

странах.  

2.  Система  конституционного  права  в  зарубежных  странах:  консти-

туционно-правовые нормы и институты.  

3.  Источники конституционного права в зарубежных странах.  
4.  Конституционно-правовые отношения и их субъекты.  
5.  Конституционное право как наука и учебная дисциплина. 

1.1 Понятие, предмет и метод конституционного права  

в зарубежных странах 

В российской юридической науке понятие «конституционное право» упо-

требляется  в  трех  значениях:  отрасль  права,  отрасль  юридической  науки  и 
учебная дисциплина. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конституционное  право  как  отрасль  права  представляет 

собой систему правовых норм, регулирующих общественные отно-

шения,  которые  определяют  организационное  и  функциональное 

единство общества: основы конституционного строя, основы пра-

вового  статуса  человека  и  гражданина  (подданного),  территори-

альное  устройство,  систему  государственной  власти  и  систему 

местного самоуправления. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конституционное  право  как  самостоятельная  и  автономная 

отрасль  национального  права  начала  формироваться  на  рубеже 
XVIII–XIX вв.,  в  эпоху  буржуазных  революций.  Это  связано  со 
спецификой  и  социальным  предназначением  конституционного 
права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от 
возможных неправомерных покушений со стороны государства, его 
органов и должностных лиц. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·