Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8480
Скачиваний: 25
11
Как отрасль права конституционное право сложилось вокруг конститу-
ции. Поэтому в этом значении конституционное право принято определять как
основополагающую отрасль права конкретной страны, представляющую собой
систему правовых норм, регулирующих основы устройства общества, государ-
ства и положения человека в них, а также отношения, связанные с участием в
осуществлении публичной власти.
В то же время А. И. Ким указывал, что не государственное (конституци-
онное) право выполняет функции определения исходных положений, институ-
тов и норм всех отраслей права, а Конституция. Следовательно, нельзя гово-
рить о ведущей роли конституционного права. Оно является «равноправной»
отраслью российского права и от иных отраслей отличается характером обще-
ственных отношений
1
.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Пример
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В некоторых странах, например, в Германии, для обозначения данной от-
расли права используется термин «государственное право», которым обознача-
ется та же совокупность правовых норм, что и понятием «конституционное
право». В российской юридической науке данные понятия в целом отождеств-
ляются, хотя высказываются мнения о необходимости их разграничения.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Для отграничения конституционного права от других отраслей в системе
права любого государства необходимо использовать два критерия: предмет и
метод правового регулирования.
Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой
страны обусловлена прежде всего его особым предметом регулирования, под
которым понимается совокупность общественных отношений, регулируемых
нормами данной отрасти права. Понятие предмета регулирования отрасти явля-
ется доктринальным. В российской юридической науке в рамках предмета кон-
ституционного права объединяются две группы общественных отношений: во-
первых, основы устройства государства и его взаимоотношений с человеком и
обществом; во-вторых, отношения, возникающие в связи с участием населения
в осуществлении государственной власти.
1
Ким А. И. Государственное право в системе отраслей советского права / А. И. Ким // Докла-
ды итоговой научной конференции юридических факультетов (декабрь 1971 г.). – Томск,
1973. – С. 3–5.
12
Будучи урегулированными нормами конституционного права, эти обще-
ственные отношения становятся конституционно-правовыми. Однако государ-
ственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью раз-
личных политических, правовых и иных учреждений, и правоотношения,
возникающие при этом, далеко не всегда являются конституционно-правовыми.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Предметом конституционного права являются наиболее зна-
чимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни обще-
ства, государства, коллектива, личности.
Конституционное право регулирует основы социально-
экономической структуры общества, его политической системы,
духовной жизни и правового статуса личности. В социально-
экономической сфере конституционное право определяет основы
отношений собственности, социальную роль государства; в полити-
ческой сфере – создание и роль политических партий, избиратель-
ных объединений, организацию государства; в духовной сфере кон-
ституционное право может допускать плюрализм идеологий, а
может закреплять одну из них в качестве официальной, господ-
ствующей (марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна в Китае).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Необходимо отметить, что предмет конституционного права не является
неизменным и постоянно расширяется в связи с включением в сферу правового
регулирования новых общественных отношений.
Дополнительным основанием отграничения конституционного права от
других отраслей права служит метод правового регулирования, то есть сово-
купность приемов и способов правового воздействия на общественные отноше-
ния.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Преобладающим методом конституционно-правового регули-
рования общественных отношений является обязывание. Именно в
такой форме провозглашается большинство норм конституционно-
го права, относящихся к организации власти: «Все органы и госу-
дарственные предприятия обязаны оказывать депутатам необходи-
мое содействие в выполнении ими своих обязанностей» (Кон-
ституция Кубы); «Правительство должно получить доверие палат»
(Конституция Италии).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
13
Наряду с этим в конституционном праве используется метод запрета:
«Дискриминация по мотивам расы, цвета кожи, пола и национального проис-
хождения запрещена и карается законом» (Конституция Кубы); «Всякий импе-
ративный мандат является недействительным» (Конституция Франции), «Сво-
бода мысли и совести не должна нарушаться» (Конституция Японии).
Для регулирования правового статуса личности, а также при определении
полномочий государственных органов в конституционном праве применяется
метод дозволения: «Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия без
предварительного извещения или разрешения» (Основной закон Германии);
«Председатель исполнительного комитета может делегировать какую-либо из
функций, которыми он наделен, заместителю председателя» (Конституция Ку-
бы); «Кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии Парла-
мента» (Конституция Японии).
В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных
отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется
природой тех общественных отношений, которые подпадают под воздействие
норм конституционного права. Властеотношения определяют содержание зна-
чительной части этих норм. В то же время немалая их часть в демократических
государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека, что означает
соответствующие ограничения для государственной власти.
1.2 Система конституционного права в зарубежных странах:
конституционно-правовые нормы и институты
Являясь частью единой системы национального права, конституционное
право представляет собой сложную систему. Система отрасли выражается в ее
внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют меж-
ду нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интегра-
ции в институты, обладающие признаками элемента системы, а также структу-
ры этих институтов. Элементами системы конституционного права являются
нормы и институты.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные
правила поведения, регулирующие общественные отношения и
обеспечиваемые государственным принуждением.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
14
Конституционно-правовые нормы имеют как общие черты, свойственные
всем правовым нормам, так и свои особенности. Прежде всего, их структура не
соответствует классической триаде – гипотеза, диспозиция, санкция. Как пра-
вило, в нормах конституционного права отсутствует санкция.
В отличие от отраслей частного права, где используется, как правило,
диспозитивный метод регулирования (сторонам предоставляется возможность
выбора того или иного варианта поведения), в конституционном праве домини-
рует императивный (повелительный) метод. Большинство норм конституцион-
ного права, будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписы-
вающий, запрещающий, обязывающий характер. Реже используются нормы-
дозволения (они применяются при регулировании основ правового статуса
личности). В целом в конституционном праве доминируют отношения субор-
динации (подчинения), отношения же координации (согласования) применяют-
ся реже: «Президент Республики может, заслушав председателей палат, распу-
стить обе палаты или одну из них» (Конституция Италии).
Нормы конституционного права могут быть классифицированы по раз-
личным основаниям.
По юридической силе и степени значимости они подразделяются на нор-
мы, содержащиеся в конституции, законах и подзаконных актах; по способу
воздействия на общественные отношения нормы конституционного права под-
разделяются на регулятивные и охранительные; по характеру предписания, со-
держащегося в диспозиции, – на управомочивающие, обязывающие и запреща-
ющие; по характеру регулируемых отношений – на материальные и
процессуальные; по действию во времени – на постоянные и временные; по
способу изложения – на прямые, отсылочные и бланкетные.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Конституционно-правовой институт – это обособленный
комплекс однородных норм, регулирующих смежные, однородные
общественные отношения, являющиеся частью предмета консти-
туционного права. Круг конституционно-правовых институтов
различается в различных странах. Различаются они также по
объему и значимости. Вместе с тем можно выделить и общие ин-
ституты, характерные для конституционного права всех стран:
институт правового статуса личности, институт государствен-
ной власти, избирательное право, институт территориальной ор-
ганизации и др. Каждый из них включает в себя ряд частных ин-
15
ститутов. Например, институт правового статуса личности
включает в себя институт гражданства, институт прав и свобод
человека и гражданина, институт конституционных обязанно-
стей, институт гарантий прав и свобод личности.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1.3 Источники конституционного права в зарубежных странах
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Под источниками конституционного права понимаются
способы выражения или закрепления правил поведения, посред-
ством которых они приобретают обязательный характер. Ис-
точники конституционного права – это внешние формы выраже-
ния конституционно-правовых норм. В теории конституционного
права различают статутные и нестатутные источники.
К первым относятся те источники, которые содержат нормы,
являющиеся результатом непосредственной нормотворческой де-
ятельности государственных органов. Вторые отличаются тем,
что содержат нормы, которые складываются без участия госу-
дарства, но им признаются.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Основным источником конституционного права являются конституции,
однако они часто содержат лишь общие положения и обходят ряд важнейших
вопросов государственной жизни (Конституция США 1787 г.). Наряду с этим
конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных де-
талей.
Конституционные нормы дополняются целым рядом других нормативных
актов. К источникам конституционного права относятся:
1) конституционные законы, которые не являются составными частями
конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые
вопросы (законы об избирательном праве и избирательной системе,
о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении
личности, о порядке введения чрезвычайного положения, о политиче-
ских партиях и др.);
2) органические законы, которые в отличие от конституционных прини-
маются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях
(Конституция Франции 1958 г.);