Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8480

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11 

Как  отрасль  права  конституционное  право  сложилось  вокруг  конститу-

ции. Поэтому в этом значении конституционное право принято определять как 
основополагающую отрасль права конкретной страны, представляющую собой 
систему правовых норм, регулирующих основы устройства общества, государ-
ства и положения человека в них, а также отношения, связанные с участием в 
осуществлении публичной власти. 

В то же время А. И. Ким указывал, что не государственное (конституци-

онное) право выполняет функции определения исходных положений, институ-
тов  и  норм  всех  отраслей  права,  а  Конституция.  Следовательно,  нельзя  гово-
рить  о  ведущей  роли  конституционного  права.  Оно  является  «равноправной» 
отраслью российского права и от иных отраслей отличается характером обще-
ственных отношений

1

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В некоторых странах, например, в Германии, для обозначения данной от-

расли права используется термин «государственное право», которым обознача-
ется  та  же  совокупность  правовых  норм,  что  и  понятием  «конституционное 
право». В российской юридической науке данные понятия в целом отождеств-
ляются, хотя высказываются мнения о необходимости их разграничения. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Для отграничения конституционного права от других отраслей в системе 

права  любого  государства  необходимо  использовать  два  критерия:  предмет  и 
метод правового регулирования. 

Самостоятельность  конституционного  права  в  правовой  системе  любой 

страны  обусловлена  прежде  всего  его  особым  предметом  регулирования,  под 
которым  понимается  совокупность  общественных  отношений,  регулируемых 
нормами данной отрасти права. Понятие предмета регулирования отрасти явля-
ется доктринальным. В российской юридической науке в рамках предмета кон-
ституционного права объединяются две группы общественных отношений: во-
первых, основы устройства государства и его взаимоотношений с человеком и 
обществом; во-вторых, отношения, возникающие в связи с участием населения 
в осуществлении государственной власти. 

                                           

1

Ким А. И. Государственное право в системе отраслей советского права / А. И. Ким // Докла-

ды  итоговой  научной  конференции  юридических  факультетов  (декабрь  1971 г.).  –  Томск, 
1973. – С. 3–5. 


background image

12 

Будучи  урегулированными  нормами  конституционного  права,  эти  обще-

ственные  отношения  становятся  конституционно-правовыми.  Однако  государ-
ственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью раз-
личных  политических,  правовых  и  иных  учреждений,  и  правоотношения, 
возникающие при этом, далеко не всегда являются конституционно-правовыми. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Предметом  конституционного  права  являются  наиболее  зна-

чимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни обще-
ства, государства, коллектива, личности. 

Конституционное  право  регулирует  основы  социально-

экономической  структуры  общества,  его  политической  системы, 
духовной  жизни  и  правового  статуса  личности.  В социально-
экономической  сфере  конституционное  право  определяет  основы 
отношений собственности, социальную роль государства; в полити-
ческой сфере – создание и роль политических партий, избиратель-
ных объединений, организацию государства; в духовной сфере кон-
ституционное  право  может  допускать  плюрализм  идеологий,  а 
может  закреплять  одну  из  них  в  качестве  официальной,  господ-
ствующей (марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна в Китае). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Необходимо отметить, что предмет конституционного права не является 

неизменным и постоянно расширяется в связи с включением в сферу правового 
регулирования новых общественных отношений. 

Дополнительным  основанием  отграничения  конституционного  права  от 

других  отраслей  права  служит  метод  правового  регулирования,  то  есть  сово-
купность приемов и способов правового воздействия на общественные отноше-
ния. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Преобладающим методом конституционно-правового регули-

рования общественных отношений является обязывание. Именно в 
такой форме провозглашается большинство норм конституционно-
го  права,  относящихся  к  организации  власти:  «Все  органы  и  госу-
дарственные  предприятия  обязаны  оказывать  депутатам  необходи-
мое  содействие  в  выполнении  ими  своих  обязанностей»  (Кон-
ституция  Кубы);  «Правительство должно получить  доверие  палат» 
(Конституция Италии). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

13 

Наряду  с  этим  в  конституционном  праве  используется  метод  запрета: 

«Дискриминация  по  мотивам  расы,  цвета  кожи,  пола  и  национального  проис-
хождения запрещена и карается законом» (Конституция Кубы); «Всякий импе-
ративный  мандат  является  недействительным»  (Конституция  Франции),  «Сво-
бода мысли и совести не должна нарушаться» (Конституция Японии). 

Для регулирования правового статуса личности, а также при определении 

полномочий  государственных  органов  в  конституционном  праве  применяется 
метод дозволения: «Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия без 
предварительного  извещения  или  разрешения»  (Основной  закон  Германии); 
«Председатель  исполнительного  комитета  может  делегировать  какую-либо  из 
функций, которыми он наделен, заместителю председателя» (Конституция Ку-
бы);  «Кабинет  может  принять  решение  о  созыве  чрезвычайной  сессии  Парла-
мента» (Конституция Японии). 

В целом  конституционно-правовой  метод  регулирования  общественных 

отношений  основывается  на  властно-императивных  началах.  Это  объясняется 
природой  тех  общественных  отношений,  которые  подпадают  под  воздействие 
норм  конституционного права.  Властеотношения определяют  содержание  зна-
чительной части этих норм. В то же время немалая их часть в демократических 
государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека, что означает 
соответствующие ограничения для государственной власти. 

1.2 Система конституционного права в зарубежных странах:  

конституционно-правовые нормы и институты 

Являясь частью единой системы национального права, конституционное 

право представляет собой сложную систему. Система отрасли выражается в ее 
внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют меж-
ду нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интегра-
ции в институты, обладающие признаками элемента системы, а также структу-
ры  этих  институтов.  Элементами  системы  конституционного  права  являются 
нормы и институты. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные 

правила  поведения,  регулирующие  общественные  отношения  и 

обеспечиваемые государственным принуждением. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

14 

Конституционно-правовые нормы имеют как общие черты, свойственные 

всем правовым нормам, так и свои особенности. Прежде всего, их структура не 
соответствует  классической  триаде  –  гипотеза,  диспозиция,  санкция.  Как  пра-
вило, в нормах конституционного права отсутствует санкция. 

В отличие  от  отраслей  частного  права,  где  используется,  как  правило, 

диспозитивный  метод  регулирования  (сторонам  предоставляется  возможность 
выбора того или иного варианта поведения), в конституционном праве домини-
рует императивный (повелительный) метод. Большинство норм конституцион-
ного права, будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписы-
вающий,  запрещающий,  обязывающий  характер.  Реже  используются  нормы-
дозволения  (они  применяются  при  регулировании  основ  правового  статуса 
личности).  В  целом  в  конституционном  праве  доминируют  отношения  субор-
динации (подчинения), отношения же координации (согласования) применяют-
ся реже: «Президент Республики может, заслушав председателей палат, распу-
стить обе палаты или одну из них» (Конституция Италии). 

Нормы  конституционного  права  могут  быть  классифицированы  по  раз-

личным основаниям. 

По юридической силе и степени значимости они подразделяются на нор-

мы,  содержащиеся  в  конституции,  законах  и  подзаконных  актах;  по  способу 
воздействия на общественные отношения нормы конституционного права под-
разделяются на регулятивные и охранительные; по характеру предписания, со-
держащегося в диспозиции, – на управомочивающие, обязывающие и запреща-
ющие;  по  характеру  регулируемых  отношений  –  на  материальные  и 
процессуальные;  по  действию  во  времени  –  на  постоянные  и  временные;  по 
способу изложения – на прямые, отсылочные и бланкетные. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конституционно-правовой  институт  –  это  обособленный 

комплекс  однородных  норм,  регулирующих  смежные,  однородные 

общественные  отношения,  являющиеся  частью  предмета  консти-

туционного  права.  Круг  конституционно-правовых  институтов 

различается  в  различных  странах.  Различаются  они  также  по 

объему и значимости. Вместе с тем можно выделить и общие ин-

ституты,  характерные  для  конституционного  права  всех  стран: 

институт  правового  статуса  личности,  институт  государствен-

ной власти, избирательное право, институт территориальной ор-

ганизации  и  др.  Каждый  из  них  включает  в  себя  ряд  частных  ин-


background image

15 

ститутов.  Например,  институт  правового  статуса  личности 

включает в себя институт гражданства, институт прав и свобод 

человека  и  гражданина,  институт  конституционных  обязанно-

стей, институт гарантий прав и свобод личности. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.3 Источники конституционного права в зарубежных странах 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Под  источниками  конституционного  права  понимаются 

способы  выражения  или  закрепления  правил  поведения,  посред-

ством  которых  они  приобретают  обязательный  характер.  Ис-

точники  конституционного  права  –  это  внешние  формы  выраже-

ния  конституционно-правовых  норм.  В теории  конституционного 

права  различают  статутные  и  нестатутные  источники. 

К первым  относятся  те  источники,  которые  содержат  нормы, 

являющиеся  результатом  непосредственной  нормотворческой  де-

ятельности  государственных  органов.  Вторые  отличаются  тем, 

что  содержат  нормы,  которые  складываются  без  участия  госу-

дарства, но им признаются. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Основным  источником  конституционного  права  являются  конституции, 

однако они часто содержат лишь общие положения и обходят ряд важнейших 
вопросов  государственной  жизни  (Конституция  США  1787 г.).  Наряду  с  этим 
конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных де-
талей. 

Конституционные нормы дополняются целым рядом других нормативных 

актов. К источникам конституционного права относятся: 

1)  конституционные  законы,  которые  не  являются  составными  частями 

конституции,  но  регулируют  важнейшие  государственно-правовые 
вопросы  (законы  об  избирательном  праве  и  избирательной  системе, 
о полномочиях  правительств  и  парламентов,  о  правовом  положении 
личности, о порядке введения чрезвычайного положения, о политиче-
ских партиях и др.); 

2)  органические законы, которые в отличие от конституционных прини-

маются  на  основе  бланкетных  норм,  содержащихся  в  конституциях 
(Конституция Франции 1958 г.);