Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7847

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

176 

создаваться  совещательный  орган.  Чиновник  формирует  его  сам,  по  своему 
усмотрению (Украина), или этот орган состоит из делегатов советов нижестоя-
щих административно-территориальных единиц (например, сеймик при воеводе 
в Польше, куда делегируются по два представителя от советов гмин – общин). 
Иногда совещательными органами при губернаторе являются дирекция, секре-
тариат, состоящие из подчиненных губернатору ведущих чиновников местного 
управления, а также из некоторых других влиятельных лиц, включаемых в ди-
рекцию самим губернатором. 

2. В регионах одновременно действуют избранные советы и назначенные 

«сверху»  представители  государственной  власти.  Этот  способ  регионального 
самоуправления  и  управления  охарактеризован  выше  на  примере  романо-
германской  (европейской  континентальной)  системы  по  отношению  к  регио-
нам.  При  этом способе  управления  местные  советы  должны  уведомлять руко-
водителя  государственной  администрации  в  регионе,  комиссара  (префекта  и 
т. п.) о своих решениях, но теперь такие решения для исполнения не нуждаются 
в обязательной визе комиссара. Если в административно-территориальной еди-
нице  параллельно  действуют  представитель  государства  и  совет,  то  сферы  их 
компетенции  разграничены  законом.  Поэтому  существуют  две  системы  орга-
нов,  занимающихся  непосредственной  исполнительной  деятельностью:  чинов-
ники, подчиненные представителю государственной власти, и служащие мест-
ного самоуправления. 

3. В ряде испаноговорящих стран избираются и советы, и представители 

государственной власти. Последние, однако, становятся такими представителя-
ми только после избрания их председателями местных советов. Будучи избраны 
председателями  советов,  они  и  только  они  назначаются  правительством  как 
представители государственной власти. В данном случае нет двух систем орга-
нов,  занимающихся  непосредственной  исполнительной  деятельностью  в  реги-
оне: этот аппарат возглавляет председатель совета, он же – представитель госу-
дарства,  но  предметы  ведения  между  представителем  государства  и  советом 
разграничены. Подобная система существует в некоторых звеньях администра-
тивно-территориального деления в Египте. 

4.  В странах  тоталитарного  социализма  во  всех  звеньях  регионального 

деления  (как  и  на  низовом  уровне)  создаются  избираемые  советы,  которые  в 
свою очередь избирают исполнительные комитеты, а иногда также постоянные 
комитеты.  Как  отмечалось,  при  данной  системе  советы  и  исполнительные  ко-


background image

177 

митеты  рассматриваются  не  как  органы  местного  самоуправления  и  управле-
ния, а как органы государственной власти. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 13 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Каково соотношение понятий «местное управление» и «местное само-

управление»? 

2.  В чем состоят особенности местного управления и его органов, какую 

роль оно играет в механизме государства? 

3.  Каковы основные сферы полномочий местного самоуправления? 
4.  Какими  средствами  контроля  располагает  государство  в  отношении 

муниципальных единиц, осуществляющих самоуправление? 

5.  Как  строятся  отношения  органов  местно  управления  и  самоуправле-

ния с центральной властью? 

 

 

 


background image

178 

Литература 

Основная литература 
1.  Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран : учеб. 

пособие / И. А. Алебастрова. – М. : Юрайт-М, 2001.  

2.  Андреева  Г.  Н.  Конституционное  право  зарубежных  стран  / 

Г. Н. Андреева. – М. : Эксмо-Москва, 2005. 

3.  Арановский  К.  В.  Государственное  право  зарубежных  стран  / 

К. В. Арановский. – М., 1998. 

4.  Арбузкин А. М. Конституционное право зарубежных стран : учеб. по-

собие для вузов / А. М. Арбузкин. – М. : Юристъ, 2004. 

5.  Данилов С. Ю. Конституционное право зарубежных стран в схемах / 

С. Ю. Данилов ; Высшая школа экономики (государственный универ-
ситет). – М., 2005. 

6.  Ершов  В.  А.  Конституционное  право  зарубежных  стран  /  В.  А.  Ер-

шов. – М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 

7.  Иностранное конституционное право / под ред. В. В. Маклакова. – М., 

1996. 

8.  Ильин  Ю.  Д.  Государственное  (конституционное)  право  зарубежных 

стран / Ю. Д. Ильин. – М. : Юркомпани, 2010. 

9.  Комкова Г. Н. Конституционное право зарубежных стран / Г. Н. Ком-

кова, Е. В. Колесников, О. В. Афанасьева. – М. : Юрайт, 2011. 

10. Комкова Г. Н. Конституционное право зарубежных стран / Г. Н. Ком-

кова, Е. В. Колесников, О. В. Афанасьева. – М. : Юрайт, 2013. 

11. Конституционное  (государственное  право)  зарубежных  стран  :  учеб-

ник : в 4 т. / отв. ред. Б. А. Страшун. – М., 2000. – Т. 1–2. Часть общая. 

12. Конституционное  (государственное)  право  зарубежных  стран  /  отв. 

ред. Б. А. Страшун. – М. : Проспект, 2013. 

13. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / ред. 

М. В.  Баглай,  Ю.  И.  Лейбо,  Л.  М.  Энтин.  –  М.  :  НОРМА  (НОРМА-
ИНФРА-М), 2000. 

14. Конституционное право / отв. ред. А. Е. Козлов. – М., 1996. 
15. Конституционное  право  зарубежных  стран  /  под  ред.  М.  В.  Баглая, 

Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. – М., 1999. 


background image

179 

16. Лейбо Ю. И. Конституционное право зарубежных стран / Ю. И. Лей-

бо, А. Г. Орлов, И. А. Ракитская. – М. : Статут, 2012. 

17. Лупу  А.  А.  Конституционное  право  зарубежных  стран  /  А.  А.  Лупу, 

И. Ю. Оськина. – М. : Дело и Сервис, 2013. 

18. Маклаков  В.  В.  Конституционное  (государственное)  право  зарубеж-

ных стран / В. В. Маклаков. – М. : Инфотропик Медиа, 2012. 

19. Михалева  Н.  А.  Конституционное  право  зарубежных  стран  СНГ  / 

Н. А. Михалева. – М. : Юристъ, 1998. 

20. Мишин  А.  А.  Конституционное  право  зарубежных  стран  :  учебник  / 

А. А. Мишин. – М. : Белые альвы, 1998.  

21. Прудников  М.  Н.  Конституционное  право  зарубежных  стран  / 

М. Н. Прудников. – М. : Инфра-М, 2013. 

22. Смоленский  М.  Б.  Конституционное  право  зарубежных  стран  / 

М. Б. Смоленский, И. А. Иванников. – М. : Дашков и Ко, 2010. 

23. Смоленский  М.  Б.  Конституционное  (государственное)  право  зару-

бежных стран / М. Б. Смоленский, С. В. Рыбак. – М. : КноРус, 2011. 

24. Чиркин  В.  Е.  Конституционное  право  зарубежных  стран  :  учебник  / 

В. Е. Чиркин. – М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2012. 

25. Шестакова  К.  Д.  Конституционное  право  зарубежных  стран  / 

К. Д. Шестакова. – М. : РИОР, Инфра-М, 2010. 

Дополнительная литература 
1.  Австрийская Республика. Конституция и законодательные акты. – М., 

1985. 

2.  Ален  Андре.  Национализм  –  федерализм.  Пример  Бельгии.  Основы 

правового государства / Ален Андре // Серия публикаций Левенского 
института Центральной и Восточной Европы. – 1994. 

3.  Андреева  Г.  Н.  Конституционные  модели  собственности  в  зарубеж-

ных странах / Г. Н. Андреева // Право и жизнь. – 1992. – № 3. 

4.  Барнашов  А.  М.  Теория  разделения  властей:  становление,  развитие, 

применение / А. М. Барнашов. – Томск, 1988. 

5.  Басу Д. Л. Основы конституционного права Индии / Д. Л. Басу. – М., 

1986. 

6.  Бахин  С.  В.  О классификации  прав  человека,  провозглашенных  в 

международных соглашениях / С. В. Бахин // Правоведение. – 1994. – 
№ 2. 


background image

180 

7.  Богданова  Н.  А.  О значении  конституционного  права  для  юридиче-

ского образования и практической деятельности юриста (вступитель-
ная  лекция) /  Н.  А.  Богданова //  Вестник  Московского  университета. 
Сер. 11. Право. – 1995. – № 1. 

8.  Бромхед  П.  Эволюция  британской  конституции  /  П.  Бромхед.  –  М., 

1978. 

9.  Бюджетный федерализм: опыт развитых стран. – М., 1996. 
10. Вайль  М.  М.  Австралия:  федерализм  и  высшие  органы  власти  / 

М. М. Вайль. – М., 1970. 

11. Васильева  Т.  А.  Правовой  статус  этнических  меньшинств  в  странах 

Западной Европы / Т. А. Васильева // Государство и право. – 1992. – 
№ 7. 

12. Дженис  М.  Европейское  право  в  области  прав  человека  (практика  и 

комментарии) / М. Дженис, Р. Кэй, Э. Брэдли. – М., 1997. 

13. Джинджер  Энн  Ф.  Верховный  суд  и  права  человека  в  США  / 

Э. Ф. Джинджер. – М., 1981. 

14. Дмитриев  Ю. А.  Судебная  власть  в  механизме  разделения  властей  и 

защиты  прав  и  свобод  человека  /  Ю.  А.  Дмитриев,  Г. Г. Черемных  // 
Государство и право. – 1997. – № 8. 

15. Евдокимов  В.  В.  Партии  в  политической  системе  буржуазного  госу-

дарства / В. В. Евдокимов. – Свердловск, 1990. 

16. Егоров  С.  А.  Современная  наука  конституционного  права  США  / 

С. А. Егоров. – М., 1987. 

17. Еремин  В.  Н.  Политическая  система  современного  японского  обще-

ства / В. Н. Еремин. – М., 1992. 

18. Заболотский  Д.  Л.  О конституциях  стран  Восточной  Европы  / 

Д. Л. Заболотский // Журнал российского права. – 1998. – № 2. 

19. Зарубежное законодательство о политических партиях : сб. норматив-

ных актов. – М., 1993. 

20. Защита прав человека в современном мире. – М., 1993. 
21. Игнатова  И.  В.  Механизм  реализации  Европейской  Конвенции 

«О защите прав человека и основных свобод» / И. В. Игнатова // Госу-
дарство и право. – 1997. – № 7. 

22. Испания. Конституция и законодательные акты. – М., 1982. 
23. Италия. Конституция и законодательные акты. – М., 1988.