Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8484
Скачиваний: 25
166
13 Местное самоуправление и управление
в зарубежных странах
1. Понятие местного самоуправления и управления.
2. Системы органов местного самоуправления и управления.
3. Органы общинного самоуправления и управления.
4. Органы регионального самоуправления и управления.
13.1 Понятие местного самоуправления и управления
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Местное управление – это управленческая деятельность в
местной территориальной единице, осуществляемая центральной
властью или администрацией вышестоящего территориального
уровня управления.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Осуществляется местное управление, как правило, через назначаемые
вышестоящей властью административные органы.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Местное самоуправление – это деятельность самого населе-
ния местной территориальной единицы – территориального коллек-
тива (сообщества) и его выборных органов по управлению его де-
лами.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В некоторых странах, например в Великобритании, вопросы местного са-
моуправления и управления регулируются нормами административного, а не
конституционного права, хотя четкого различия между сферами их применения
не проводится. В большинстве стран основные положения об управлении на
местах содержатся в конституциях и традиционно рассматриваются в науке
конституционного права, хотя в некоторых постсоциалистических странах и
других государствах выделяется особая отрасль и наука муниципального права.
Территория государства (в федерациях – территория субъектов федера-
ции) делится на административно-территориальные единицы. Такого деления
нет только в очень мелких островных государствах (Аруба, Бахрейн, Мальта,
Науру, Тувалу и др.). Бывает двухзвенное деление: области (губернии, округа,
провинции) – общины (муниципии, коммуны), трехзвенное: области – районы –
167
общины, четырехзвенное: регионы – области – районы – общины. Двухзвенное
деление существует, например, в Болгарии, трехзвенное – в Китае, четырех-
звенное – во Франции. В каждой из таких единиц есть либо назначенное долж-
ностное лицо, управляющее ею (губернатор в Финляндии, воевода в Польше,
управитель области в Болгарии), либо назначенное должностное лицо и из-
бранный гражданами совет (префект и генеральный совет в департаменте
Франции), либо только избранный совет, выбираемые его председатель и мэр (в
графствах Великобритании, в коммунах Франции).
Характер органов, осуществляющих управление на местах – в админи-
стративно-территориальных единицах, в районах административной автоно-
мии, – определяется двумя факторами: разным подходом к понятию государ-
ственной власти и публичной власти территориального коллектива и доктриной
разделения административно-территориальных единиц на «естественные» и
«искусственные».
В большинстве государств принята концепция, согласно которой органа-
ми государственной власти являются только центральные органы (парламент,
глава государства, правительство и др.), их представители на местах (назначае-
мые комиссары, префекты, губернаторы), а также суды. Что же касается вы-
борных органов на местах и формируемой ими собственной администрации, то
они рассматриваются как местные органы самоуправления и управления терри-
ториальных коллективов. Это тоже публичная власть, но не государственная, а
власть населения тех административно-территориальных единиц, которые рас-
сматриваются как территориальные коллективы (не все административно-
территориальные единицы признаются территориальными коллективами). Ис-
токи такого подхода лежат в «общинной теории», пользовавшейся раньше
большим влиянием.
Органы местного самоуправления автономны по вопросам их компетен-
ции, и по этим вопросам центральные органы не вправе давать указания, как
органам самоуправления следует решить тот или иной вопрос (например,
сколько средств отвести в местном бюджете на цели образования, возвести ли
мост через ручеек или построить сельский клуб и т. д.). Они вправе и обязаны
вмешаться, если орган самоуправления нарушает закон. В отличие от системы
советов в странах тоталитарного социализма местные органы самоуправления
не соподчинены между собой: каждое звено местных органов самоуправления
осуществляет собственные полномочия.
168
По уполномочию центральных органов государства местные органы са-
моуправления могут осуществлять также некоторые функции органов государ-
ственной власти, и тогда последние вправе давать им конкретные указания. Но
в этом случае органам местного самоуправления передаются необходимые ма-
териальные и финансовые средства. Детально правовое положение органов са-
моуправления регулируется специальными законами (в некоторых постсоциа-
листических странах – законами об основах самоуправления), а также
принимаемыми ими хартиями, уставами или даже, как в Бразилии, местными
органическими законами (так называются акты органов самоуправления, регу-
лирующие их правовое положение).
В некоторых странах, однако, принята иная, «государственная» теория
местного самоуправления: эти органы рассматриваются как продолжение цен-
тральной власти, агенты центра, министерств. Такой подход чаще всего обос-
новывается тем, что основную долю средств органы местного самоуправления
получают из государственного бюджета, а их политика по принципиальным
вопросам должна быть единой с государственными органами и определяться
центром.
«Естественные» и «искусственные» административно-территориальные
единицы. Второе отмеченное выше обстоятельство – различная природа адми-
нистративно-территориальных единиц – оказывает влияние не столько на
принципиальный подход к положению местных органов в целом, сколько на их
структуру. Согласно принятой во многих странах доктринальной концепции,
различаются «естественные» и «искусственные» административно-террито-
риальные единицы. Первые – это разного рода поселения, села, города, где лю-
ди исторически и «естественно» группировались для совместной жизни, обыч-
но возле источников воды. Они выбирали для управления определенных лиц –
вождей, старейшин, создавали свои коллегиальные органы управления – сходы,
собрания, советы. Эта форма получила в современном праве название общин-
ного (коммунального) самоуправления. Города тоже рассматриваются в праве
как общины, но компетенция крупных городов шире. В настоящее время
наблюдается тенденция укрупнения мелких общин, оказавшихся нежизнеспо-
собными. В Нидерландах их число сократилось вдвое, в Германии – втрое.
Районирование территории страны актами государственных органов вы-
звало к жизни «искусственные» административно-территориальные единицы –
воеводства, губернии, области, районы и т. д. В этих единицах, если они при-
знаются территориальными коллективами, могут быть созданы выборные орга-
169
ны самоуправления или действуют только назначенные сверху чиновники (в
Польше – воеводы, в Болгарии – управители областей, в Таиланде – губернато-
ры и т. д.). Это региональные самоуправления, если есть выборные органы, и
региональное государственное управление, если есть назначенные чиновники.
Региональные выборные органы самоуправления (обычно они, как и в общин-
ных единицах, называются советами) создают свою региональную администра-
цию местного самоуправления. Это чиновники, ведающие делами по кругу
компетенции местных органов самоуправления. Государственное региональное
управление тоже имеет свою администрацию – чиновников, подчиненных гу-
бернатору, воеводе или префекту. В демократических странах назначенные ор-
ганы государственного управления бывают только на региональном уровне, но
в странах с полудемократическими, авторитарными, тоталитарными режимами
представители государства – чиновники – назначаются (хотя и редко) также в
общины. Вместе с тем во многих странах существуют промежуточные админи-
стративно-территориальные единицы – районы, округа, где в отличие от других
административно-территориальных единиц страны представительные органы
не избираются. Ими управляют назначенные чиновники или делегатуры выше-
стоящих советов.
В марксистско-ленинской концепции конституционного права ни те, ни
другие различия (государственной власти и политической власти местного са-
моуправления, общинного и регионального самоуправления и управления) не
проводятся. В соответствии с лозунгом «Вся власть Советам!» все органы типа
советов – народные советы, советы депутатов трудящихся, собрания депутатов,
собрания народных представителей и т. д. – рассматриваются как единственные
полновластные органы на своей территории. Они избираются гражданами (в
некоторых странах в какие-то периоды избирались только трудящимися граж-
данами) и соподчинены по вертикали. Муниципальной автономией они не об-
ладают. Советы рассматриваются как государственные органы.
Особыми территориальными единицами являются крупные города с при-
легающими окрестностями (городские агломерации), союзы общин, школьные
округа, экологические округа и т. д. Они не считаются административно-
территориальными единицами, не имеют органов самоуправления и управле-
ния, хотя для решения своих вопросов создают комитеты и советы (иногда вы-
борные). На особом положении находятся столичные округа (столица государ-
ства с прилегающими окрестностями), но в них также избираются свои
коллегиальные органы (советы). Территории (союзные территории) в федера-
170
циях рассматриваются как особые административно-территориальные единицы
и имеют особый порядок управления.
13.2 Системы органов местного самоуправления и управления
В зависимости от применения той или иной концепции (единой государ-
ственной власти или разделения государственной власти и местного само-
управления, признания или непризнания «естественных» и «искусственных»
административно-территориальных единиц и др.), а также от национальных
особенностей и традиций различных государств различаются четыре основные
системы осуществления публичной власти на местах: англосаксонская, романо-
германская, иберийская и система советов.
В соответствии с англосаксонской системой для решения местных вопро-
сов в административно-территориальных единицах (графствах в Англии и
Уэльсе, областях и округах в Шотландии, графствах, округах, тауншипах в
США, Австралии, Канаде) жителями избирается совет (правление), обычно на
два–четыре года. Он состоит из трех–семи членов, в крупнейших городах – из
35–50 человек. Наряду с советом (правлением) население непосредственно из-
бирает некоторых должностных лиц – шерифа (в США это в основном началь-
ник полиции), атторнея, являющегося представителем данной административ-
но-территориальной единицы в суде (он избирается только в крупных едини-
цах – графствах), казначея и др.
Органа общей компетенции, аналогичного исполкому совета в странах
тоталитарного социализма, не создается. В США местной управленческой дея-
тельностью занимаются избранные населением должностные лица и те члены
совета, которым это поручено, в Великобритании – отраслевые постоянные ко-
миссии (комитеты), создаваемые из членов совета, – комитеты по строитель-
ству, по вопросам образования, по местным дорогам и др. Комитеты подбирают
служащих, которые утверждаются советом, и под руководством постоянного
комитета занимаются исполнительной деятельностью, но только в рамках ком-
петенции местного самоуправления. В городах, как правило, действуют хартии
самоуправления (некоторые из них пожалованы монархами столетия назад), в
соответствии с которыми избираются советы и мэры. Мэры избираются либо
непосредственно гражданами, либо советами. В первом случае это «сильный»
мэр, получивший свою должность непосредственно от избирателей и нередко
даже обладающий правом вето по отношению к решениям совета, во втором –
«слабый», во многом зависящий от совета, его избравшего. В некоторых горо-