Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8483
Скачиваний: 25
171
дах совет нанимает на срок (иногда до 12 лет) специалиста-менеджера для
управления. Он тоже называется мэром, бургомистром.
Данная система не предусматривает назначения из центра чиновников на
места для контроля за действиями выборных советов. Местные советы в преде-
лах закона, обычая, сложившейся практики самостоятельно решают вопросы,
не входящие в компетенцию центральных, государственных органов. Контроль
центра за их деятельностью осуществляется путем финансовых ревизий (ос-
новную долю в финансировании местных расходов составляют, как правило, не
местные налоги и доходы, а дотации из государственного бюджета), министер-
ских инспекций (проверку производят уполномоченные министра по делам
местного самоуправления), судебного контроля (центральные органы могут об-
ращаться в суде исками против органов местного самоуправления).
В развивающихся странах – бывших британских колониях, несмотря на
влияние англосаксонского права, такая система местного самоуправления не
получила распространения; там созданы более централизованные системы, со-
четающие выборность и назначаемость местных органов (Индия, Малайзия,
Кения и др.).
Романо-германская (континентальная) система местного самоуправле-
ния присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии, заимствована Турцией, Се-
негалом, другими странами. Она строится на основе сочетания выборности и
назначаемости местных органов. Основанием для применения того или иного
способа формирования местных органов (выборности или назначаемости)
обычно служат два момента: различение общинного и регионального звена ад-
министративно-территориального деления и признание или непризнание дан-
ной административно-территориальной единицы территориальным коллекти-
вом. В общинах (поселках, городах, объединениях нескольких деревень – они
обычно называются коммунами) существуют только выборные органы местно-
го самоуправления – совет и мэр с одним или несколькими заместителями. Со-
вет и мэр могут избираться населением, но раздельно: отдельно голосуют за
членов совета, отдельно – за мэра. Мэр и его заместители могут избираться
также советом коммуны, как во Франции. Иногда совет избирает коллегиаль-
ный орган. Никаких назначенных сверху администраторов – представителей
государственной власти – в коммуне нет.
Существует несколько вариантов управления «искусственными» админи-
стративно-территориальными единицами по этой системе. В соответствии с
первым вариантом в некоторых административно-территориальных единицах
172
областного или районного звена, которые не рассматриваются как территори-
альные коллективы, действуют только назначенные центром чиновники – орга-
ны государственной власти (губернаторы в Финляндии и Турции, управители
областей в Болгарии, воеводы воеводств в Польше, помощники комиссаров или
супрефекты в округах Франции – единицах районного значения). В соответ-
ствии со вторым вариантом в административно-территориальных единицах, ко-
торые рассматриваются как территориальные коллективы, одновременно дей-
ствуют выборные советы – органы местного самоуправления и назначенные из
центра чиновники, которые являются представителями президента, правитель-
ства, министра внутренних дел (в регионах и департаментах Франции, в обла-
стях Италии, в губерниях Индонезии, в губерниях и районах Таиланда, в обла-
стях и районах Украины и др.). Эти чиновники по уполномочию центра
осуществляют на местах государственную власть, контролируя законность дей-
ствий органов местного самоуправления. При таком варианте совет избирает
свой исполнительный орган, единоличный или коллегиальный (председателя,
джунту и др.), который руководит администрацией, подчиненной совету. Чи-
новник – представитель государства имеет свою администрацию. В его ведении
обычно находятся вопросы охраны порядка.
Раньше, до 1980-х гг., в некоторых странах Европы представитель госу-
дарства в регионе контролировал целесообразность принимаемых советом ре-
шений, в связи с чем употреблялся термин «административная опека».
В частности, до вступления в силу акта органа местного самоуправления пре-
фект (или комиссар, губернатор и др.) визировал каждый такой акт, без чего
решение совета не вступало в силу. Теперь этот контроль осуществляется во
многих странах только с точки зрения законности принимаемых решений. Он
является гораздо менее жестким: комиссары (префекты и др.) проверяют акты
советов, но прежнее визирование отменено; оспорить законность актов они мо-
гут лишь в местном административном суде. Установлен и срок для таких воз-
ражений. Вместе с тем в некоторых странах Европы действует прежняя кон-
цепция опеки. Сохранились прежние порядки в государствах Азии, Африки.
В ряде стран назначенные сверху представители государственной власти могут
обратиться к главе государства или к правительству с предложением о роспуске
избранного совета и проведении новых выборов в связи с систематическим
нарушением советом законодательства или его неработоспособностью.
Иберийская система управления на местах существует в Бразилии, во
многих испаноговорящих государствах Латинской Америки, хотя в самой Ис-
173
пании ее теперь нет. В ряде стран она имеет существенные особенности: в Мек-
сике она несколько иная, чем в Никарагуа, а в Аргентине совсем не похожа на
систему, существующую в Колумбии; в некоторых странах эта система близка
к охарактеризованной выше романо-германской, хотя в странах Латинской
Америки роль представителей центра всегда значительнее в силу широких пол-
номочий президента. Кроме того, во многих странах Латинской Америки име-
ются крупные земельные латифундии и господство местных землевладельцев
налагает существенный отпечаток на систему управления.
При иберийской системе местного самоуправления и управления населе-
ние административно-территориальных единиц (в том числе общин, муници-
пий) избирает совет и главное должностное лицо данной административной
единицы (алькальда, регидора, префекта, мэра); иногда избирается коллегия
должностных лиц. В некоторых странах главное должностное лицо избирается
не населением, а советом. Алькальд (префект и т. п.) одновременно является
председателем совета, его исполнительным органом и утверждается правитель-
ством (президентом, министром внутренних дел) как его представитель в дан-
ной административно-территориальной единице. Он обладает правом контроля
за деятельностью совета. Правда, опека почти не применяется: алькальду как
председателю совета предоставляются широкие возможности не принимать в
совете решения, которые он же будет вынужден позднее отклонить.
Система советов принципиально отличается от рассмотренных выше.
Она применяется в странах тоталитарного социализма. Совет рассматривается
как орган государственной власти и в свою очередь избирает другой государ-
ственный орган – исполнительный комитет – коллегиальный орган государ-
ственного управления в данной административно-территориальной единице.
Члены исполкома являются руководителями отделов и управлений и при по-
мощи подчиненных им государственных служащих управляют отдельными
сферами местной жизни (образованием, здравоохранением, торговлей, местной
промышленностью).
Такая система создается во всех административно-территориальных еди-
ницах. Лишь в мелких населенных пунктах совет может избрать не исполком, а
председателя и секретаря совета, которые и ведают исполнительной деятельно-
стью. Иногда наряду с исполнительным комитетом совет избирает постоянный
комитет, который между сессиями совета осуществляет его полномочия (в Ки-
тае это постоянный комитет местного собрания народных представителей). Чи-
новники для контроля за деятельностью советов сверху не назначаются, но со-
174
веты как органы государственной власти подчинены по вертикали вышестоя-
щим представительным органам. Советы могут решать не только местные, но и
общегосударственные вопросы. При руководящей роли коммунистической пар-
тии деятельность советов практически направляется ее местными органами и
организациями.
Особые формы местного управления существуют в условиях военных
режимов. В административно-территориальные единицы, особенно крупные,
назначаются военные губернаторы и коменданты, которые в свою очередь
назначают офицеров в нижестоящие административно-территориальные еди-
ницы. Назначенные должностные лица осуществляют управление на основе
единоначалия с применением методов военного регулирования.
13.3 Органы общинного самоуправления и управления
Существует несколько видов органов общинного самоуправления. На ни-
зовом уровне это может быть староста (солтыс в Польше, кмет в Болгарии),
староста деревни и городского квартала (Индонезия, Таиланд). Староста изби-
рается обычно на сходе жителей села открытым голосованием, в странах Во-
стока (например, в Индонезии) он утверждается министром внутренних дел из
числа трех кандидатов, избранных собранием жителей.
В селе, группе деревень, в мелкой общине (например, в Великобритании с
числом менее 150 жителей) по мере надобности созывается сельский сход. По-
мимо выборов старосты деревни сход решает главные вопросы местной жизни:
о строительстве и ремонте дорог, мостов местного значения, о противопожар-
ной охране, санитарии и др. Для этого он может вводить очень небольшой ра-
зовый местный налог (самообложение). В некоторых странах сход (собрание)
более формализован: установлены законом возраст его участников (Филиппи-
ны – 15 лет, Танзания – 21 год), периодичность созыва (например, в Индии
2 раза в год). Собрание деревни может избрать единоличного главу сельской
администрации или коллективный орган (совет, комитет, правление).
В более крупных общинах гражданами (а иногда и постоянно проживаю-
щими в общине негражданами) избирается совет. Обычно такие советы обоб-
щенно называют муниципалитетами. Совет избирается, как правило, на 2–4 го-
да и обладает правами юридического лица, имеет свой бюджет, распоряжается
собственностью общины. В сферу его полномочий входят вопросы образова-
ния, здравоохранения, санитарии, строительство муниципального жилья для
бедных слоев населения, ремонт дорог и др. Представительный орган имеет ис-
175
ключительные полномочия. Только он (или сход граждан в общинах, где нет
совета) может принимать устав данного территориального коллектива, обяза-
тельные решения и правила, свой бюджет, планы и программы развития, вво-
дить местные налоги, устанавливать порядок управления своей муниципальной
собственностью. Свои полномочия советы осуществляют на периодически со-
зываемых сессиях. В некоторых развивающихся странах избираются не все
члены совета – часть их входит в состав совета по должности, в связи с обще-
ственным положением. Особые места резервируются для женщин, в Индии –
для зарегистрированных каст и племен.
Следующий орган общины – глава муниципального образования, обычно
называемый мэром. Иногда непосредственно гражданами или советами изби-
раются и другие должностные лица местного самоуправления.
В небольших общинах советы избирают лишь председателя – мэра – и
секретаря, в более крупных избирается коллегиальный орган и мэр (либо мэр и
его заместители). Мэр занимает своеобразное положение: он одновременно яв-
ляется органом местного самоуправления и органом управления, если избира-
ется непосредственно гражданами. Мэр, избираемый или нанимаемый советом,
часто только администратор.
Важнейшая форма осуществления местного самоуправления – местные
референдумы. Формами самоуправления являются также народная правотвор-
ческая инициатива (предложения граждан должны быть рассмотрены на откры-
том заседании совета) и территориальные органы общественного самоуправле-
ния, создаваемые в некоторых странах (уличные, квартальные и иные
комитеты). Они не имеют властных полномочий.
Работа депутата органа местного самоуправления в отличие от парламен-
тариев не оплачивается (оплачивается лишь работа освобожденных работни-
ков: председателя совета, секретаря и др.), но в ряде стран (Великобритания,
США, Япония) члены совета получают вознаграждение за каждое участие в за-
седании.
13.4 Органы регионального самоуправления и управления
Известно несколько систем регионального самоуправления и управления.
1. В ряде стран на региональном уровне органами управления являются
только назначенные чиновники (губернаторы, управители, воеводы и др.).
Представительных органов, избираемых населением, в такой административно-
территориальной единице нет. При назначаемом из центра чиновнике может