ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.01.2020
Просмотров: 13356
Скачиваний: 34
момент происшествия: в транспортном средстве (водитель, пас-
сажир) или вне его (пешеход). Транспортным считается любое
средство, используемое для перевозки грузов, предметов, людей
(автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус,
трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травма-
тизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен
большим комплексом причин. Виновниками преобладающего
большинства этих травм (73—75%) являются пешеходы и пасса-
жиры. В 17—19% случаев травмы происходят по вине водителей
транспорта. Наиболее опасна аварийная ситуация, приводящая
к наезду на пешехода. Этим обусловлено 65—85% летальных
исходов.' Наибольшее количество дорожно-транспортных проис-
шествий наблюдается летом и в первые осенние месяцы. До-
рожно-транспортные травмы учащаются в последние дни неде-
ли и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако
их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной
транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, пре-
имущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преоб-
ладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской ме-
стности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с
мотоциклетным и грузовым транспортом. При автодорожных ка-
тастрофах 90—94% умерших имеют множественные и еочетая-
ные повреждения (см.) как у взрослых, так и
у
детей, это че-
репно-мозговые травмы с повреждениями опорно-двигательного
аппарата и внутренних органов. В настоящее время от повреж-
дений головного мозга в стационарах умирает около
42%,
от
травматического шока и кровопотери —
35—37%
пострадавших
в автодорожных катастрофах. Из распределения происшествий
по времени, месту возникновения, причинам и ряду других фак-
торов складываются так называемые эпидемиологические осо-
бенности дорожно-транспортного травматизма, присущие той
или иной" области, административному району, отдельной авто-
магистрали и т. д. Лицам, ответственным за повышение безопас-
ности движения транспорта и предупреждение данного вида
травматизма, важно знать указанные закономерности.
Борьба с дорожно-транстюртвы м травматизмом я его послед-
ствиями — одна из наиболее острых проблем современности. В
России предусмотрены осуществление общегосударственных
мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транс-
портных происшествий} совершенствование государственной
системы оказания медицинской помощи пострадавшим яри до-
рожно-транспортных происшествиях и расширение научных ис-
следований в области безопасности дорожного движения,
Тр а в м а т и з м у л и ч н ы й — травмы, полученные постра-
давшими вне производственной деятельности, «а улицах, в от-
крытых общественных местах, в поле, в лесу, независимо от
вызвавших причин (кроме транспортных средств). Они связаны
с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число
значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляет-
ся зависимость данного вида травматизма от времени суток. При
падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68—
70% случаев, ушибы и растяжения в 20—22%, ранения мягких
тканей в 4—6%. Главным образом повреждаются конечности
(83—85%). Увеличению уличного травматизма способствуют пло-
хая организация уличного движения, узкие улицы с интенсив-
ным движением, недостаточная освещенность и сигнализация;
нарушение пешеходами правил уличного движения; неисправ-
ное состояние уличных покрытий и т. п. Профилактика травма-
тизма при пешеходном движении предусматривает: 1) рацио-
нальное планирование и благоустройство улиц и мостовых,
надлежащий уход за ними (применение песка во время гололе-
да, заделка рытвин и т. д.), освещение улиц и площадей, ограж-
дение строящихся и ремонтируемых зданий; 2) рациональную
организацию и регулирование уличного движения, строгий кон-
троль за соблюдением правил уличного движения; 3) обеспече-
ние хорошего технического состояния уличного транспорта, его
безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах
и трамваях и т. п.); 4) надзор за детьми и их досугом; 5) широ-
кую воспитательную и разъяснительную работу с населением
(печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.).
Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма
является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные трав-
мы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.
Т р а в м а т и з м б ы т о в о й . К нему относят несчастные слу-
чаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью
пострадавшего — в доме, квартире, во дворе, личном гараже и
т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к
снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев)
является выполнение домашней работы — приготовление пищи,
уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают
ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается
кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во
дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различ-
ных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль
принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные
и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3—
4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18—25 лет они воз-
никают в 4—5 раз чаще, чем у людей 45—50 лет.
Профилактика бытовых травм сводится к улучшению условий
быта и расширению коммунальных услуг населению; рациональ-
ной организации досуга, проведению разнообразных культурно-
массовых мероприятий; широкой антиалкогольной пропаганде,
целенаправленной работе по созданию здорового быта; органи-
зации при жилищных конторах специальных комиссий по борь-
бе с бытовым травматизмом, широкому привлечению обществен-
ности (народные дружины, домовые комитеты и др.).
Т р а в м а т и з м с п о р т и в н ы й — несчастные случаи, воз-
никшие при занятиях спортом (плановых, групповых или инди-
видуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной
площадке под наблюдением преподавателя или тренера). Несча-
стные случаи со школьниками во время занятий физкультурой
по школьной программе в эту группу травм не включаются.
Спортивные травмы составляют 2—3% всех травм. Наиболее
часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем,
борьбой, мотоспортом, гимнастикой. При каждом виде спорта
бывают типичные травмы. Так, у футболистов и хоккеистов чаще
наблюдаются повреждения менисков коленного сустава; у лыж-
ников и лиц, занятых фигурным катанием, — винтообразные
переломы диафиза голени, лодыжек и растяжения связочного
аппарата голеностопного сустава. Наиболее распространены
повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потер-
тостей; переломы костей не превышают 3% общего числа травм,
вывихи составляют 3—5%. По локализации наибольшее число
повреждений приходится на конечности, далее следуют травмы
головы и туловища. Объективным показателем тяжести повреж-
дения является длительность и стойкость потери спортивной
работоспособности.
Основные причины спортивного травматизма: 1) нарушения
в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований;
2) неудовлетворительное состояние мест занятий и неблагопри-
ятные условия их проведения; 3) неудовлетворительное состоя-
ние спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви;
4) недостаточный врачебный контроль; 5) слабая физическая
подготовленность спортсмена (длительные перерывы в заняти-
ях, отсутствие систематической тренировки, переутомление и
т. д.); 6) нарушения спортсменами дисциплины во время трени-
ровок и соревнований.
Основные мероприятия по профилактике: 1) контроль за
организацией и методикой учебно-тренировочных занятий и
соревнований (особенно у начинающих спортсменов). Весьма
важны так называемая страховка и помощь на занятиях; 2) тех-
нический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием мест
занятий и соревнований, спортивного инвентаря, одежды, обу-
ви и снаряжения спортсмена. Использование специальных за-
щитных приспособлений (щитки, налокотники, наколенники,
напульсники и т.д.); 3) защита от неблагоприятных метеороло-
гических условий (тепловые и солнечные удары, отморожения
и т.д.); 4) медицинский контроль за занимающимися спортом.
Первичные и вторичные медицинские осмотры перед участием
в соревнованиях, перед возобновлением занятий после переры-
ва, 5) воспитание у спортсменов дисциплины, товарищеских
взаимоотношений, а также пресечение всяких проявлений не-
дисциплинированности; 6) обязательный анализ спортивных
травм совместно с инструктором, тренерами, спортсменами.
Травматизм детский во всех странах становится предметом
особой озабоченности широкого круга лиц и работников различ-
ных специачьностей. В настоящее время от травм и несчастных
случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских
инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений
существенное значение имеют анатомо-физиологические и пси-
хологические особенности детей, их физическое и умственное
развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная
любознательность и т. п. Выделяют следующие виды детского
травматизма: I) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом,
нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий. При
изучении детского травматизма учитывают следующие возраст-
ные группы: а) грудной возраст (до года), б) преддошкольньш
(от 1 до 3 лет), в) дошкольный (от 3 до 7 лет), г) школьный (от
7 до 16 лет), поскольку характер травматизма меняется в зави-
симости от возраста ребенка. Так, в грудном и преддошкольном
возрасте преобладают бытовые травмы, состчвляя соответствен-
но 70—80 и 65—75%; в школьном большее распространение
получают другие виды травм (уличные, спортивные и др.).
К детскому бытовому травматизму относят травмы, возника-
ющие в домашней обстановке, ,во дворе, в детских дошкольных
учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (пре-
имущественно у .детей грудного возраста) и переломы. Доволь-
но часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связоч-
ного аппарата локтево-го сустава как следствие резкого
потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы
(30—35%), травмы при падении (22—20%), повреждения остры-
ми предметами (18—20%), термическое воздействие- (15—17%).
Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором
за детьми. Из многообразия причин детского бытового травма-
тизма можно выделить следующие: 1) неправильный уход за
ребенком; 2) отсутствие порядка в содержании домового хозяй^
ства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила
лестничных лроемов, открытые люки подвалов, колодцев, нео-
гражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограж-
дений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов
на стройках и др ); 3) дефекты воспитания дома и в школе,
отсутствие навыков правильного поведения в местах общего
пользования и др.
Для профилактики травматизма следует: 1) обеспечить пра-
вильный уход за грудными детьми и детьми преддошкольного
ртраста ^исключить возможность ожогов, не разрешать детям
самостоятельно включать электроприборы, содержать электро-
проводку в надлежащем состоянии и др.); 2) усилить надзор за
школьниками в часы их досуга (оборудование мест для игр —
детских комнат, игровых площадок, парков и др). 3) устранить
технические погрешности в домовом хозяйстве; 4) прививать
детям правильные трудовые навыки; 5) целенаправленно обу-
чать их правилам поведения в местах общего пользования.
Т р а в м а т и з м д е т с к и й у л и ч н ы й включает в себя
травмы, возникающие у детей на улице, в открытых обществен-
ных местах, в поле, в лесу и т. д., как связанные с транспор-
том, так
к
нетранслортные. Они составляют почти треть травм
у детей. Их удельный вес в городе возрастает ^ весенние и осен-
ние месяцы, когда дети большую часть времени проводят вне
дома. Наибольшее число уличиых травм возникает в середине
дия (с 12 до 16 ч). Основным видом дорожно-транспортных про-
исшествий с детьми является иаезд на детей-пешеходов (около
80%> и детей-велоеипедшетов
(9—9%); *А
общего числа постра-
давших детей
1
получают повреждения от легкового и грузового
транспорта. Удельный
все
травм, причиненных мотоциклами,
общественным транспортом (автобусами, троллейбусами), ниже.
Около 80% дорожно-транспортных происшествий с детьми при-
ходится на школьный возраст. В связи с возросшей интенсивно-
стью движения тю дорогам страны повреждения опорно- двягателъ-
вег© авпарата, преобладавшие в струхтуре дорожно-транспортного
травматизма у детей несколько десятилетий назад, все чаще со-
четаются с "повреждениями черепа, груди и живота, сопровожда-
ются шоком, кровопотерей. Уличная ветранснорткая травма ме-
нее тяжелая,
я&
более частая. Если при уличной транспортной
травме, составляющей всего
€— 9%
травм у детей, необходи-
мость в госпитализации возникает
у
85—90% пострадавших и
детальность достегает 12*8^ то ври нетраиеяортней травме эти
нифры свответетвеино составляют 25—32%,
€—11%
и 0,03—
&,б5%. Ра«тет ч«сло уличных детекш травм, связанных с ездой
«а ввяосняедк 22—25% пострадавших получают переломы, 25—
27® — повреждения, черепа. Из всех детей, получивши» травму а
связи е ездой на велосипеде, в стационарном лечении нуждается
М^, а в амбулаторном; — 84—869з. Дети дошкольного возраста
часто получают повреждения от наезда ва них велосипедистов.
Основные причины; 1} недостаточный надзор за детьми по
•пути в школу и из школы, а также в часы досуга; 2) незнание