Файл: Краснов - Травматология. Справочник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.01.2020

Просмотров: 13074

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

момент происшествия: в транспортном средстве (водитель, пас-

сажир) или вне его (пешеход). Транспортным считается любое

средство, используемое для перевозки грузов, предметов, людей

(автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус,

трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травма-

тизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен

большим комплексом причин. Виновниками преобладающего

большинства этих травм (73—75%) являются пешеходы и пасса-

жиры. В 17—19% случаев травмы происходят по вине водителей

транспорта. Наиболее опасна аварийная ситуация, приводящая

к наезду на пешехода. Этим обусловлено 65—85% летальных

исходов.' Наибольшее количество дорожно-транспортных проис-
шествий наблюдается летом и в первые осенние месяцы. До-

рожно-транспортные травмы учащаются в последние дни неде-

ли и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако

их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной

транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, пре-

имущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преоб-

ладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской ме-

стности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с

мотоциклетным и грузовым транспортом. При автодорожных ка-

тастрофах 90—94% умерших имеют множественные и еочетая-

ные повреждения (см.) как у взрослых, так и

 у

 детей, это че-

репно-мозговые травмы с повреждениями опорно-двигательного

аппарата и внутренних органов. В настоящее время от повреж-
дений головного мозга в стационарах умирает около

 42%,

 от

травматического шока и кровопотери —

 35—37%

 пострадавших

в автодорожных катастрофах. Из распределения происшествий

по времени, месту возникновения, причинам и ряду других фак-

торов складываются так называемые эпидемиологические осо-

бенности дорожно-транспортного травматизма, присущие той

или иной" области, административному району, отдельной авто-

магистрали и т. д. Лицам, ответственным за повышение безопас-

ности движения транспорта и предупреждение данного вида

травматизма, важно знать указанные закономерности.

Борьба с дорожно-транстюртвы м травматизмом я его послед-

ствиями — одна из наиболее острых проблем современности. В
России предусмотрены осуществление общегосударственных

мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транс-

портных происшествий} совершенствование государственной

системы оказания медицинской помощи пострадавшим яри до-

рожно-транспортных происшествиях и расширение научных ис-

следований в области безопасности дорожного движения,

Тр  а в м а т и з м  у л и ч н ы й — травмы, полученные постра-

давшими вне производственной деятельности, «а улицах, в от-


background image

крытых общественных местах, в поле, в лесу, независимо от

вызвавших причин (кроме транспортных средств). Они связаны

с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число

значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляет-

ся зависимость данного вида травматизма от времени суток. При

падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68—

70% случаев, ушибы и растяжения в 20—22%, ранения мягких

тканей в 4—6%. Главным образом повреждаются конечности

(83—85%). Увеличению уличного травматизма способствуют пло-

хая организация уличного движения, узкие улицы с интенсив-

ным движением, недостаточная освещенность и сигнализация;

нарушение пешеходами правил уличного движения; неисправ-

ное состояние уличных покрытий и т. п. Профилактика травма-

тизма при пешеходном движении предусматривает: 1) рацио-

нальное планирование и благоустройство улиц и мостовых,

надлежащий уход за ними (применение песка во время гололе-

да, заделка рытвин и т. д.), освещение улиц и площадей, ограж-

дение строящихся и ремонтируемых зданий; 2) рациональную

организацию и регулирование уличного движения, строгий кон-

троль за соблюдением правил уличного движения; 3) обеспече-

ние хорошего технического состояния уличного транспорта, его

безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах

и трамваях и т. п.); 4) надзор за детьми и их досугом; 5) широ-

кую воспитательную и разъяснительную работу с населением

(печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.).

Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма

является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные трав-

мы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.

Т р а в м а т и з м  б ы т о в о й . К нему относят несчастные слу-

чаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью

пострадавшего — в доме, квартире, во дворе, личном гараже и

т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к

снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев)

является выполнение домашней работы — приготовление пищи,

уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают

ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается

кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во

дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различ-

ных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль

принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные

и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3—

4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18—25 лет они воз-

никают в 4—5 раз чаще, чем у людей 45—50 лет.

Профилактика бытовых травм сводится к улучшению условий

быта и расширению коммунальных услуг населению; рациональ-


background image

ной организации досуга, проведению разнообразных культурно-
массовых мероприятий; широкой антиалкогольной пропаганде,
целенаправленной работе по созданию здорового быта; органи-

зации при жилищных конторах специальных комиссий по борь-
бе с бытовым травматизмом, широкому привлечению обществен-
ности (народные дружины, домовые комитеты и др.).

Т р а в м а т и з м  с п о р т и в н ы й — несчастные случаи, воз-

никшие при занятиях спортом (плановых, групповых или инди-
видуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной
площадке под наблюдением преподавателя или тренера). Несча-
стные случаи со школьниками во время занятий физкультурой

по школьной программе в эту группу травм не включаются.
Спортивные травмы составляют 2—3% всех травм. Наиболее

часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем,
борьбой, мотоспортом, гимнастикой. При каждом виде спорта

бывают типичные травмы. Так, у футболистов и хоккеистов чаще
наблюдаются повреждения менисков коленного сустава; у лыж-
ников и лиц, занятых фигурным катанием, — винтообразные
переломы диафиза голени, лодыжек и растяжения связочного

аппарата голеностопного сустава. Наиболее распространены

повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потер-

тостей; переломы костей не превышают 3% общего числа травм,
вывихи составляют 3—5%. По локализации наибольшее число

повреждений приходится на конечности, далее следуют травмы

головы и туловища. Объективным показателем тяжести повреж-

дения является длительность и стойкость потери спортивной
работоспособности.

Основные причины спортивного травматизма: 1) нарушения

в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований;
2) неудовлетворительное состояние мест занятий и неблагопри-

ятные условия их проведения; 3) неудовлетворительное состоя-

ние спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви;
4) недостаточный врачебный контроль; 5) слабая физическая
подготовленность спортсмена (длительные перерывы в заняти-

ях, отсутствие систематической тренировки, переутомление и
т. д.); 6) нарушения спортсменами дисциплины во время трени-

ровок и соревнований.

Основные мероприятия по профилактике: 1) контроль за

организацией и методикой учебно-тренировочных занятий и

соревнований (особенно у начинающих спортсменов). Весьма
важны так называемая страховка и помощь на занятиях; 2) тех-
нический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием мест

занятий и соревнований, спортивного инвентаря, одежды, обу-

ви и снаряжения спортсмена. Использование специальных за-
щитных приспособлений (щитки, налокотники, наколенники,


background image

напульсники и т.д.); 3) защита от неблагоприятных метеороло-

гических условий (тепловые и солнечные удары, отморожения

и т.д.); 4) медицинский контроль за занимающимися спортом.
Первичные и вторичные медицинские осмотры перед участием

в соревнованиях, перед возобновлением занятий после переры-
ва, 5) воспитание у спортсменов дисциплины, товарищеских

взаимоотношений, а также пресечение всяких проявлений не-

дисциплинированности; 6) обязательный анализ спортивных
травм совместно с инструктором, тренерами, спортсменами.

Травматизм детский во всех странах становится предметом

особой озабоченности широкого круга лиц и работников различ-
ных специачьностей. В настоящее время от травм и несчастных
случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских
инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений

существенное значение имеют анатомо-физиологические и пси-

хологические особенности детей, их физическое и умственное
развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная
любознательность и т. п. Выделяют следующие виды детского
травматизма: I) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом,

нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий. При
изучении детского травматизма учитывают следующие возраст-
ные группы: а) грудной возраст (до года), б) преддошкольньш
(от 1 до 3 лет), в) дошкольный (от 3 до 7 лет), г) школьный (от

7 до 16 лет), поскольку характер травматизма меняется в зави-
симости от возраста ребенка. Так, в грудном и преддошкольном

возрасте преобладают бытовые травмы, состчвляя соответствен-

но 70—80 и 65—75%; в школьном большее распространение

получают другие виды травм (уличные, спортивные и др.).

К детскому бытовому травматизму относят травмы, возника-

ющие в домашней обстановке, ,во дворе, в детских дошкольных

учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (пре-

имущественно у .детей грудного возраста) и переломы. Доволь-
но часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связоч-
ного аппарата локтево-го сустава как следствие резкого

потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы
(30—35%), травмы при падении (22—20%), повреждения остры-

ми предметами (18—20%), термическое воздействие- (15—17%).

Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором
за детьми. Из многообразия причин детского бытового травма-
тизма можно выделить следующие: 1) неправильный уход за

ребенком; 2) отсутствие порядка в содержании домового хозяй^

ства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила
лестничных лроемов, открытые люки подвалов, колодцев, нео-

гражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограж-

дений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов


background image

на стройках и др ); 3) дефекты воспитания дома и в школе,

отсутствие навыков правильного поведения в местах общего
пользования и др.

Для профилактики травматизма следует: 1) обеспечить пра-

вильный уход за грудными детьми и детьми преддошкольного
ртраста ^исключить возможность ожогов, не разрешать детям
самостоятельно включать электроприборы, содержать электро-
проводку в надлежащем состоянии и др.); 2) усилить надзор за

школьниками в часы их досуга (оборудование мест для игр —

детских комнат, игровых площадок, парков и др). 3) устранить
технические погрешности в домовом хозяйстве; 4) прививать
детям правильные трудовые навыки; 5) целенаправленно обу-
чать их правилам поведения в местах общего пользования.

Т р а в м а т и з м  д е т с к и й  у л и ч н ы й включает в себя

травмы, возникающие у детей на улице, в открытых обществен-
ных местах, в поле, в лесу и т. д., как связанные с транспор-
том, так

 к

 нетранслортные. Они составляют почти треть травм

у детей. Их удельный вес в городе возрастает ^ весенние и осен-
ние месяцы, когда дети большую часть времени проводят вне

дома. Наибольшее число уличиых травм возникает в середине
дия (с 12 до 16 ч). Основным видом дорожно-транспортных про-

исшествий с детьми является иаезд на детей-пешеходов (около
80%> и детей-велоеипедшетов

 (9—9%); *А

 общего числа постра-

давших детей

1

 получают повреждения от легкового и грузового

транспорта. Удельный

 все

 травм, причиненных мотоциклами,

общественным транспортом (автобусами, троллейбусами), ниже.
Около 80% дорожно-транспортных происшествий с детьми при-
ходится на школьный возраст. В связи с возросшей интенсивно-

стью движения тю дорогам страны повреждения опорно- двягателъ-

вег© авпарата, преобладавшие в струхтуре дорожно-транспортного
травматизма у детей несколько десятилетий назад, все чаще со-
четаются с "повреждениями черепа, груди и живота, сопровожда-
ются шоком, кровопотерей. Уличная ветранснорткая травма ме-
нее тяжелая,

 я&

 более частая. Если при уличной транспортной

травме, составляющей всего

 €— 9%

 травм у детей, необходи-

мость в госпитализации возникает

 у

 85—90% пострадавших и

детальность достегает 12*8^ то ври нетраиеяортней травме эти

нифры свответетвеино составляют 25—32%,

 €—11%

 и 0,03—

&,б5%. Ра«тет ч«сло уличных детекш травм, связанных с ездой

«а ввяосняедк 22—25% пострадавших получают переломы, 25—
27® — повреждения, черепа. Из всех детей, получивши» травму а

связи е ездой на велосипеде, в стационарном лечении нуждается

М^, а в амбулаторном; — 84—869з. Дети дошкольного возраста

часто получают повреждения от наезда ва них велосипедистов.

Основные причины; 1} недостаточный надзор за детьми по

•пути в школу и из школы, а также в часы досуга; 2) незнание


Смотрите также файлы