ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.01.2020
Просмотров: 13360
Скачиваний: 34
правил уличного движения и правил поведения на улице; 3) не-
правильное пользование общественным транспортом; 4) предна-
меренное нарушение правил уличного движения вследствие
неверного представления о героизме, мужестве, храбрости;
5) игры и шалости на проезжей части улицы; 6) неисправность
транспорта, недостаточная квалификация водителя.
Профилактика: 1) усиление надзора за детьми, организация
разумного досуга; 2) обучение детей правилам уличного движе-
ния с использованием кино, радио, телевидения, прессы; 3) от-
ведение специальных мест для игр детей (игровые площадки,
детские парки, снежные горки и т. д.); 4) разъяснение опасности
игр и шалостей на проезжей части; 5) организация групп продлен-
ного дня (для школьников младшего и среднего возраста).
Т р а в м а т и з м д е т с к и й ш к о л ь н ы й включает в себя
несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных
школ всех типов (в том числе музыкальных, ПТУ) в школе (на
уроке, перемене, в учебных мастерских, на уроках физкульту-
ры, на пришкольном участке). Частота травм в известной сте-
пени зависит от возраста ребенка. Наибольшее число травм
приходится на средний детский возраст (11—13 лет). Причиной
травм в школьных коридорах, на лестницах, в местах общего
пользования, как правило, являются нарушения дисциплины.
Преобладают падения и удары о твердые предметы (ребенок
поскользнулся или споткнулся, толкнули во время бега, в игре
и пр.). В основном это легкие травмы. Более тяжелые повреж-
дения (переломы, сотрясения головного мозга) встречаются в
15% всех школьных травм.
До 46% травм у школьников происходит при занятиях лег-
кой атлетикой на уроках физкультуры, в том числе во время
бега— 53%, при прыжках в высоту'— 27%. На втором месте
стоят повреждения, полученные во время гимнастических уп-
ражнений на спортивных снарядах. Далее следуют повреждения
во время игры с мячом (футбол, баскетбол). Причинами травм
на уроках в основном являются слабая дисциплина учащихся,
отсутствие необходимого спортивного оборудования, неудов-
летворительные санитарно-гигиенические условия спортивных
залов, недостатки в преподавании физкультуры в некоторых
школах и др.
Медицинские работники должны обязательно расследовать
каждый случай школьного травматизма при занятиях физкуль-
турой, тщательно выявлять и изучать причины, приведшие к
несчастному случаю, и принимать меры по их устранению со-
вместно с преподавателем физкультуры и администрацией шко-
лы. Институтом физического воспитания и школьной гигиены
АПН РФ для школьных преподавателей физкультуры разрабо-
таны специальные методические указания, в которых предус-
мотрены: обеспечение строгой дисциплины во время занятий
физкультурой и спортом; строгая последовательность в овладе-
нии навыком, постепенное увеличение физической нагрузки;
неуклонное выполнение страховки при упражнениях, связанных
с риском падения; усиленный контроль за занятиями физичес-
ки недостаточно подготовленных учащихся; педагогический кон-
троль во время занятий за психологическим состоянием учащих-
ся (профилактика сильного утомления и переутомления,
способствующих получению травм); исключение перегрузок за-
лов, спортивных площадок, катков во избежание столкновений;
постепенное увеличение нагрузки по продолжительности и
интенсивности при возобновлении занятий после длительного
перерыва, болезни, травмы.
В учебной программе школ важное место занимает трудовое
обучение. Программы занятий по труду составлены с учетом
возраста и физического состояния учащихся и предусматрива-
ют выработку навыков, обеспечивающих безопасность работы в
условиях промышленного и сельскохозяйственного производства.
Важнейшим условием безопасности труда учащихся являются
исправность оборудования, инструментов и правильные приемы
обращения с ними. Травмы на уроках труда составляют менее
1% детского травматизма.
Т р а в м а т и з м д е т с к и й с п о р т и в н ы й составляет д о
4% всех травм у детей школьного возраста. Как правило, пре-
обладают травмы при неорганизованном спорте или плохой орга-
низации занятий в детских спортивных школах. Под травматиз-
мом при неорганизованном спорте имеются в виду повреждения,
полученные детьми во время спортивных игр или занятий, про-
водимых без контроля взрослых: катание на коньках, лыжах,
прыжки с трамплинов, игры с мячом и т. д. Основные причины
травм детей на катках во время массового катания следует ви-
деть в переполнении катков, особенно в выходные дни, ката-
нии детей в вечерние часы вместе со взрослыми. Большинство
травм происходит по причинам, зависящим от самих пострадав-
ших (падение, удары, столкновения с другими катающимися и
пр.). У 59% пострадавших наблюдаются переломы, вывихи, от-
крытые повреждения. При организованном спорте у 40% постра-
давших детей травмы происходят на занятиях в спортивных шко-
лах, у 20% — в спортивных секциях и 40% детей получают
повреждения во время соревнований и тренировок. Наибольшее ко-
личество травм происходит при занятиях спортивной гимнастикой,
затем следуют игра в баскетбол и занятия легкой атлетикой.
По характеру повреждений преобладают ушибы, растяжения;
у трети пострадавших детей возникают переломы и вывихи. До
85% переломов приходится на верхние конечности (предплечье,
пальцы кисти). Переломы костей нижних конечностей чаще
происходят у конькобежцев, при занятиях фигурным катанием,
игре в футбол.
Для предупреждения спортивного травматизма у детей сле-
дует: 1) шире организовывать занятия спортом в специальных
спортивных учреждениях (детских спортивных школах, спортив-
ных клубах, обществах и т. д.); 2) обязать детские лечебно-про-
филактические учреждения систематически извещать отделы
народного образования о каждом случае травмы при спортивных
занятиях и изучать обстоятельства и причины вместе с педаго-
гами для принятия конкретных мер по предупреждению анало-
гичных случаев; 3) в спортивных школах, где физкультурные
залы не удовлетворяют современным требованиям, в местах за-
нятий неорганизованным спортом предусмотреть меры по
перспективной профилактике детского спортивного травматиз-
ма. Для этого совместно с сотрудниками городских, районных
санитарно-эпидемиологических стандий ставят вопросы перед
строительными организациями, жилищными управлениями о
создании оптимальных условий детям для занятий спортом (бла-
гоустройство спортивных залов, создание дворовых спортивных
площадок и т. п.); 4) пересмотреть конструкции некоторых
спортивных снарядов с учетом возрастных особенностей школь-
ников; 5) на городских катках выделить время для катания де-
тей школьного возраста; б) на заседаниях межведомственных
комиссий по борьбе с детским травматизмом, на конференциях
преподавателей физкультуры шире обсуждать вопросы предуп-
реждения спортивных травм у детей.
ОРЕШИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ. В задачи травматологической службы входит про-
ведение мероприятий по профилактике травматизма в соответ-
ствии е современным состоянием науки и техники; оказание
первой помоииг лри травмах на меете вретнзаеетвй*; вечеиие
больных на веех этапах; учет пострадавших и дисла»серкве
наблюдение; планевая подготовка по травматологии кадров вра-
чей * медицинских сестер и повышение и* квалификации; раз-
работка и внедрение рациональных способов лечения всвреж-
деняй, методическое ррегавдство и сяете**ая«еашй« «еитредь
за работой травматологических лечебных учреждений.
Руководство траэматозошческей службе* в пределах города,
области, краг, республики осуществляют районные, геройски^
областные, республиканские травматологи и хирурги. Методичее-
км руководство травматологической службой проводят научио-ис-
еледеватеяъские институты травматологии и ортопедии (НИИТО).
Коитрольив-консультативным» органами во травматологичес-
кой немощи являются медицинские советы но экспертизе отда--
ленных результатов лечения, которые организуются при област-
ных, городских больницах, травматологических пунктах и ка-
бинетах. Согласно приказу МЗ СССР № 530 от 16.04.86г. они
утверждаются соответствующими органами здравоохранения.
Медицинский совет под председательством заведующего трав-
матологическим отделением, пунктом, кабинетом и в составе
ординаторов и представителей областного, городского или рай-
онного отделов здравоохранения и администрации больницы,
поликлиники осуществляет экспертизу по плану, утвержденно-
му отделом здравоохранения. Совет помогает лечащим врачам в
их практической работе, квалифицированно проверяя методы и
содержание их лечебно-профилактической работы. Члены ме-
дицинского совета лично детально обследуют лиц, подлежащих
экспертизе, изучают медицинскую документацию, выявляют
ошибки, допущенные при обследовании больного и установле-
нии диагноза, назначении и проведении лечения. Одновремен-
но медицинский совет проверяет работу обследуемого отделения,
пункта, кабинета. Рассматривают своевременность и полноту
использования лечащими врачами новейших научно обоснован-
ных методов исследования, лечения и профилактики; правиль-
ность диагноза, оценку лечащими врачами течения болезни,
лечения и его результатов; полноту отражения в медицинской
документации всех данных о заболевании.
Заседания медицинского совета протоколируются. Протокол
состоит из 3 разделов: констатации, выводов и рекомендаций,
Один экземпляр протокола направляется не позднее 10 дней после
проведения экспертизы главному травматологу-ортопеду (облас-
ти, округа, края,-города); второй— в соответствующий институт
травматологии и ортопедии для углубленной разработки.
В стране сложилась стройная система специализированной
травматолого-ортопедиче^кой помощи. Основополагающим доку-
ментом в деятельности органов здравоохранения, травматологов-
ортопедов страны является приказ МЗ СССР № 530 от 16.04.86 г.
«О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию трав-
матолого-ортопедической помощи населению страны». Органи-
зационно травматологическая помощь в-России сложилась из
следующих основных этапов; первой медицинской помощи, ам--
булаторного и стационарного лечения и реабилитации. Отдель-
ные звенья этой помощи неразрывно связаны между собой, что
обеспечивает преемственность и четкую последовательность всех
лечебно-йрофияактических мероприятий.
Первая немощь заметно влияет на исход повреждений. Она
можег быть элементарной (в порядке само- и взаимопомощи),
квалифицированной {врачи, средний медицинский персонал) и
специализированной (травматолог). Лица, ответственные за ока-
Рис. 1. Точки прижатия артерий.
1 — височная; 2 — затылочная; 3 — челюстная; 4 — сонная;
5 — подключичная; 6 — подмышечная; 7 — плечевая; 8 — лучевая; 9 — локтевая;
10, 11 — бедренная; 12, 13 — большеберцовая
зание первой медицинской помощи, должны быть в постоянной
готовности и располагать необходимыми материальными сред-
ствами, поскольку повреждения при несчастных случаях возни-
кают внезапно; первая помощь должна быть максимально при-
ближена к пострадавшим, а время от момента травмы до
оказания помощи сведено к минимуму; необходимо быстро
направлять пострадавшего в соответствующее лечебное учреж-
дение и правильно транспортировать (для чего важно иметь
информацию о местах оказания травматологической помощи).