Файл: Краснов - Травматология. Справочник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.01.2020

Просмотров: 13360

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

правил уличного движения и правил поведения на улице; 3) не-
правильное пользование общественным транспортом; 4) предна-

меренное нарушение правил уличного движения вследствие

неверного представления о героизме, мужестве, храбрости;
5) игры и шалости на проезжей части улицы; 6) неисправность

транспорта, недостаточная квалификация водителя.

Профилактика: 1) усиление надзора за детьми, организация

разумного досуга; 2) обучение детей правилам уличного движе-
ния с использованием кино, радио, телевидения, прессы; 3) от-
ведение специальных мест для игр детей (игровые площадки,

детские парки, снежные горки и т. д.); 4) разъяснение опасности

игр и шалостей на проезжей части; 5) организация групп продлен-
ного дня (для школьников младшего и среднего возраста).

Т р а в м а т и з м  д е т с к и й  ш к о л ь н ы й включает в себя

несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных

школ всех типов (в том числе музыкальных, ПТУ) в школе (на

уроке, перемене, в учебных мастерских, на уроках физкульту-
ры, на пришкольном участке). Частота травм в известной сте-
пени зависит от возраста ребенка. Наибольшее число травм

приходится на средний детский возраст (11—13 лет). Причиной

травм в школьных коридорах, на лестницах, в местах общего

пользования, как правило, являются нарушения дисциплины.
Преобладают падения и удары о твердые предметы (ребенок

поскользнулся или споткнулся, толкнули во время бега, в игре
и пр.). В основном это легкие травмы. Более тяжелые повреж-

дения (переломы, сотрясения головного мозга) встречаются в

15% всех школьных травм.

До 46% травм у школьников происходит при занятиях лег-

кой атлетикой на уроках физкультуры, в том числе во время
бега— 53%, при прыжках в высоту'— 27%. На втором месте
стоят повреждения, полученные во время гимнастических уп-

ражнений на спортивных снарядах. Далее следуют повреждения
во время игры с мячом (футбол, баскетбол). Причинами травм
на уроках в основном являются слабая дисциплина учащихся,
отсутствие необходимого спортивного оборудования, неудов-

летворительные санитарно-гигиенические условия спортивных

залов, недостатки в преподавании физкультуры в некоторых
школах и др.

Медицинские работники должны обязательно расследовать

каждый случай школьного травматизма при занятиях физкуль-

турой, тщательно выявлять и изучать причины, приведшие к

несчастному случаю, и принимать меры по их устранению со-
вместно с преподавателем физкультуры и администрацией шко-

лы. Институтом физического воспитания и школьной гигиены
АПН РФ для школьных преподавателей физкультуры разрабо-


background image

таны специальные методические указания, в которых предус-
мотрены: обеспечение строгой дисциплины во время занятий
физкультурой и спортом; строгая последовательность в овладе-

нии навыком, постепенное увеличение физической нагрузки;

неуклонное выполнение страховки при упражнениях, связанных
с риском падения; усиленный контроль за занятиями физичес-

ки недостаточно подготовленных учащихся; педагогический кон-

троль во время занятий за психологическим состоянием учащих-
ся (профилактика сильного утомления и переутомления,
способствующих получению травм); исключение перегрузок за-

лов, спортивных площадок, катков во избежание столкновений;

постепенное увеличение нагрузки по продолжительности и
интенсивности при возобновлении занятий после длительного
перерыва, болезни, травмы.

В учебной программе школ важное место занимает трудовое

обучение. Программы занятий по труду составлены с учетом
возраста и физического состояния учащихся и предусматрива-

ют выработку навыков, обеспечивающих безопасность работы в
условиях промышленного и сельскохозяйственного производства.

Важнейшим условием безопасности труда учащихся являются

исправность оборудования, инструментов и правильные приемы
обращения с ними. Травмы на уроках труда составляют менее

1% детского травматизма.

Т р а в м а т и з м  д е т с к и й  с п о р т и в н ы й составляет  д о

4% всех травм у детей школьного возраста. Как правило, пре-

обладают травмы при неорганизованном спорте или плохой орга-
низации занятий в детских спортивных школах. Под травматиз-

мом при неорганизованном спорте имеются в виду повреждения,
полученные детьми во время спортивных игр или занятий, про-
водимых без контроля взрослых: катание на коньках, лыжах,
прыжки с трамплинов, игры с мячом и т. д. Основные причины

травм детей на катках во время массового катания следует ви-

деть в переполнении катков, особенно в выходные дни, ката-

нии детей в вечерние часы вместе со взрослыми. Большинство

травм происходит по причинам, зависящим от самих пострадав-

ших (падение, удары, столкновения с другими катающимися и
пр.). У 59% пострадавших наблюдаются переломы, вывихи, от-
крытые повреждения. При организованном спорте у 40% постра-

давших детей травмы происходят на занятиях в спортивных шко-
лах, у 20% — в спортивных секциях и 40% детей получают

повреждения во время соревнований и тренировок. Наибольшее ко-

личество травм происходит при занятиях спортивной гимнастикой,

затем следуют игра в баскетбол и занятия легкой атлетикой.

По характеру повреждений преобладают ушибы, растяжения;

у трети пострадавших детей возникают переломы и вывихи. До


background image

85% переломов приходится на верхние конечности (предплечье,

пальцы кисти). Переломы костей нижних конечностей чаще

происходят у конькобежцев, при занятиях фигурным катанием,

игре в футбол.

Для предупреждения спортивного травматизма у детей сле-

дует: 1) шире организовывать занятия спортом в специальных

спортивных учреждениях (детских спортивных школах, спортив-

ных клубах, обществах и т. д.); 2) обязать детские лечебно-про-

филактические учреждения систематически извещать отделы

народного образования о каждом случае травмы при спортивных

занятиях и изучать обстоятельства и причины вместе с педаго-

гами для принятия конкретных мер по предупреждению анало-

гичных случаев; 3) в спортивных школах, где физкультурные

залы не удовлетворяют современным требованиям, в местах за-

нятий неорганизованным спортом предусмотреть меры по

перспективной профилактике детского спортивного травматиз-

ма. Для этого совместно с сотрудниками городских, районных

санитарно-эпидемиологических стандий ставят вопросы перед

строительными организациями, жилищными управлениями о

создании оптимальных условий детям для занятий спортом (бла-

гоустройство спортивных залов, создание дворовых спортивных

площадок и т. п.); 4) пересмотреть конструкции некоторых

спортивных снарядов с учетом возрастных особенностей школь-

ников; 5) на городских катках выделить время для катания де-

тей школьного возраста; б) на заседаниях межведомственных

комиссий по борьбе с детским травматизмом, на конференциях

преподавателей физкультуры шире обсуждать вопросы предуп-

реждения спортивных травм у детей.

ОРЕШИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ. В задачи травматологической службы входит про-

ведение мероприятий по профилактике травматизма в соответ-

ствии е современным состоянием науки и техники; оказание

первой помоииг лри травмах на меете вретнзаеетвй*; вечеиие

больных на веех этапах; учет пострадавших и дисла»серкве

наблюдение; планевая подготовка по травматологии кадров вра-

чей * медицинских сестер и повышение и* квалификации; раз-

работка и внедрение рациональных способов лечения всвреж-

деняй, методическое ррегавдство и сяете**ая«еашй« «еитредь

за работой травматологических лечебных учреждений.

Руководство траэматозошческей службе* в пределах города,

области, краг, республики осуществляют районные, геройски^

областные, республиканские травматологи и хирурги. Методичее-

км руководство травматологической службой проводят научио-ис-

еледеватеяъские институты травматологии и ортопедии (НИИТО).

Коитрольив-консультативным» органами во травматологичес-

кой немощи являются медицинские советы но экспертизе отда--


background image

ленных результатов лечения, которые организуются при област-
ных, городских больницах, травматологических пунктах и ка-
бинетах. Согласно приказу МЗ СССР № 530 от 16.04.86г. они

утверждаются соответствующими органами здравоохранения.

Медицинский совет под председательством заведующего трав-

матологическим отделением, пунктом, кабинетом и в составе
ординаторов и представителей областного, городского или рай-

онного отделов здравоохранения и администрации больницы,
поликлиники осуществляет экспертизу по плану, утвержденно-
му отделом здравоохранения. Совет помогает лечащим врачам в
их практической работе, квалифицированно проверяя методы и

содержание их лечебно-профилактической работы. Члены ме-

дицинского совета лично детально обследуют лиц, подлежащих

экспертизе, изучают медицинскую документацию, выявляют
ошибки, допущенные при обследовании больного и установле-
нии диагноза, назначении и проведении лечения. Одновремен-
но медицинский совет проверяет работу обследуемого отделения,

пункта, кабинета. Рассматривают своевременность и полноту
использования лечащими врачами новейших научно обоснован-

ных методов исследования, лечения и профилактики; правиль-
ность диагноза, оценку лечащими врачами течения болезни,

лечения и его результатов; полноту отражения в медицинской
документации всех данных о заболевании.

Заседания медицинского совета протоколируются. Протокол

состоит из 3 разделов: констатации, выводов и рекомендаций,
Один экземпляр протокола направляется не позднее 10 дней после
проведения экспертизы главному травматологу-ортопеду (облас-

ти, округа, края,-города); второй— в соответствующий институт

травматологии и ортопедии для углубленной разработки.

В стране сложилась стройная система специализированной

травматолого-ортопедиче^кой помощи. Основополагающим доку-

ментом в деятельности органов здравоохранения, травматологов-

ортопедов страны является приказ МЗ СССР № 530 от 16.04.86 г.
«О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию трав-
матолого-ортопедической помощи населению страны». Органи-

зационно травматологическая помощь в-России сложилась из

следующих основных этапов; первой медицинской помощи, ам--
булаторного и стационарного лечения и реабилитации. Отдель-

ные звенья этой помощи неразрывно связаны между собой, что
обеспечивает преемственность и четкую последовательность всех

лечебно-йрофияактических мероприятий.

Первая немощь заметно влияет на исход повреждений. Она

можег быть элементарной (в порядке само- и взаимопомощи),

квалифицированной {врачи, средний медицинский персонал) и
специализированной (травматолог). Лица, ответственные за ока-


background image

Рис. 1. Точки прижатия артерий.

1 — височная; 2 — затылочная; 3 — челюстная; 4 — сонная;

5 — подключичная; 6 — подмышечная; 7 — плечевая; 8 — лучевая; 9 — локтевая;

10, 11 — бедренная; 12, 13 — большеберцовая

зание первой медицинской помощи, должны быть в постоянной

готовности и располагать необходимыми материальными сред-

ствами, поскольку повреждения при несчастных случаях возни-

кают внезапно; первая помощь должна быть максимально при-

ближена к пострадавшим, а время от момента травмы до

оказания помощи сведено к минимуму; необходимо быстро

направлять пострадавшего в соответствующее лечебное учреж-

дение и правильно транспортировать (для чего важно иметь

информацию о местах оказания травматологической помощи).


Смотрите также файлы