Файл: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 3432
Скачиваний: 10
36
землях на 4 года или 5 лет. Они формируют правительства земли на основе тех
же принципов, что и федерация. Положение премьер-министра земли анало-
гично положению федерального канцлера.
Земли делятся на округа (их более 50), округа – на районы и города, име-
ющие статус районов (в общей сложности их около 630), районы делятся на
общины (многие города имеют статус общин).
Во всех административно-территориальных единицах, кроме округов,
существуют представительные органы, избираемые гражданами на срок от 4 до
6 лет. В самом общем виде схема управления в округах, районах, общинах
сходна. Во главе округа стоит правительственный президент (регирунгспрези-
дент), назначенный правительством земли. Он следит за соблюдением законов
и актов правительства и федерации, и земли. Представительного органа в окру-
ге нет. В районе имеется избираемое на срок от 4 до 6 лет районное собрание, в
выборах в некоторых землях участвуют и постоянно проживающие граждане.
Глава администрации района – ландрат – избирается в одних землях районным
собранием, в других – непосредственно избирателями. В общинах население
избирает муниципальный совет. Он или непосредственно граждане избирают
бургомистра (обербургомистра в общинах с населением более 50 тыс. человек).
Бургомистр нередко избирается (иногда нанимается по контракту) на длитель-
ный срок: 8–12 лет.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по лекции 4
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Расскажите о подготовке и принятии Конституции 1949 г. Назовите
основные черты Конституции. Почему Конституцию Германии офи-
циально называют Основным законом?
2. Каково соотношение полномочий Федерального президента и Феде-
рального канцлера?
3. Опишите судебную систему Германии.
4. Каковы особенности федерализма в Германии?
37
5 Основы конституционного права
Китайской Народной Республики
1. Конституция Китая.
2. Правовой статус личности в Китае.
3. Система органов государственной власти Китая.
4. Территориальная организация государства.
5.1 Конституция Китая
Конституционное право Китая характеризуется значительными особенно-
стями. Во-первых, на его содержание и пути развития до сих пор большое вли-
яние оказывает традиция. Многие общественные отношения, которые в других
странах регулируются нормами права (в том числе конституционного), в Китае
регулируются обычаями, традицией.
Во-вторых, в условиях тоталитарного социализма, несмотря на его мо-
дернизацию, многие принципиальные общественные отношения регулируются
актами правящей Коммунистической партии Китая (КПК). Установки Компар-
тии определяют некоторые принципы права, в том числе конституционного,
которые в партийных директивах формулируются следующим образом: коллек-
тивизм вместо «западного» индивидуализма, дисциплина взамен вседозволен-
ности, гармония вместо плюрализма.
В-третьих, конституционное право Китая имеет отчетливо выраженный
идеологический характер. В его основе лежат постулаты марксистско-
ленинской идеологии (классовая борьба, диктатура пролетариата, руководящая
роль Компартии, различие прав трудящихся и «эксплуататоров», единство гос-
ударственной власти), учение Мао Цзэдуна.
В-четвертых, конституционное право отчетливо отражает современное
противоречие между экономической и политический системами китайского
общества: с одной стороны, сравнительно либеральная экономика с элементами
рыночного хозяйства при государственном планировании, с дру-гой – тотали-
тарная политическая система с обязательной государственной идеологией и ру-
ководящей ролью одной партии. Вряд ли можно бесконечно базировать разви-
тие общества на двух диаметрально противоположных системах.
В-пятых, для конституционного права Китая, как и вообще для социали-
стического конституционного права, характерно обилие норм-провозглашений,
38
норм-назиданий и т. п., которые призваны скорее отражать определенные
взгляды, идеологические принципы, чем служить нормами-правилами для ре-
гулирования конкретных отношений.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Проект действующей с 1982 г. Конституции Китая был разра-
ботан под руководством и по указанию Центрального комитета
КПК, одобрен им и после краткого обсуждения в печати принят ки-
тайским парламентом – Всекитайским собранием народных пред-
ставителей (ВСНП).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Эта Конституция заменила первую Конституцию КНР 1956 г., а также
конституционные акты, принятые в период «культурной революции».
Современный период определяется в Конституции Китая как «начальная
стадия строительства социализма», а китайское общество – как социалистиче-
ский строй. XIV съезд КПК (1992 г.) поставил цель: создать «социалистиче-
скую рыночную экономику». В Конституции сказано, что эксплуататоры как
класс ликвидированы, но вместе с тем упоминается о внешних и внутренних
вражеских силах и элементах. В ней содержится много демократических поло-
жений, говорится о правах граждан, но различаются, с одной стороны, права
трудящихся, а с другой – права остальных индивидов. Система органов госу-
дарства исходит из марксистско-ленинских положений, отрицающих разделе-
ние властей, предусматривающих сосредоточение государственной власти в
руках представительных органов типа советов снизу доверху, из принципа де-
мократического централизма. В Китае считается, что социалистический харак-
тер экономической системы – основы социалистического строя – проявляется в
исключении эксплуатации человека человеком, в ведущей роли государствен-
ного сектора экономики и в распределении по труду в соответствии с консти-
туционным принципом «от каждого – по способностям, каждому – по труду».
В Китае допускается многообразие форм собственности, в том числе частная
собственность, но они неравноправны. Хотя государство охраняет законные
права и интересы частного капитала, частное хозяйство рассматривается как
низшая форма организации труда, государство осуществляет контроль за ним.
Конституция содержит положения о социальной структуре общества, вы-
страивая по определенным рангам различные классы и слои населения. Она
употребляет понятия «рабочий класс», «крестьянство», «интеллигенция»,
«народ» и «враги народа».
39
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Конституция может быть изменена по предложению Посто-
янного комитета Всекитайского собрания народных представителей
или 1/5 депутатов ВСНП.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Изменения и дополнения должны быть приняты большинством в 2/3 все-
го состава ВСНП. В Китае не существует специальных органов конституцион-
ного контроля, поскольку считается, что наивысшее положение среди органов
государства занимает парламент.
5.2 Правовой статус личности в Китае
Наиболее широкими правами в Китае, как и в других странах, обладают
его граждане. Гражданами Китая считаются лица, хотя бы один из родителей
которых является китайским гражданином и которые родились на территории
Китая или другой страны, но не приобрели гражданство последней. Иностран-
цы и лица без гражданства могут быть приняты в китайское гражданство, если
они имеют близких родственников в Китае или у них есть иные основания для
приобретения гражданства (вопрос о наличии оснований решается Министер-
ством общественной безопасности, которое ведает вопросами приема в граж-
данство, его утраты и восстановления). Двойное гражданство в Китае не при-
знается, но законные права и интересы иностранцев охраняются.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
На первое место в иерархии прав в Китае выдвигаются соци-
ально-экономические права, которые считаются наиболее важными
для трудящегося человека.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В Конституции говорится о праве на труд, отдых, пенсионное обеспече-
ние, образование, о праве собственности и ее наследовании. В числе политиче-
ских прав Конституция называет: избирательные права, свободу слова, печати,
собраний, союзов, демонстраций, право обращаться с критикой или предложе-
ниями в адрес любого государственного органа или государственного служа-
щего.
В Конституции перечислены личные права и свободы: свобода и непри-
косновенность личности, свобода совести (в Китае нет доминирующей религии,
существует около десятка религиозных объединений общекитайского значения,
среди которых буддизм, ислам, христианство и др.), тайна переписки, непри-
40
косновенность жилища, право на компенсацию ущерба, причиненного незакон-
ными действиями государственного органа или государственного служащего.
Среди личных прав особо регулируются права, связанные с браком и семьей,
причем в Конституции говорится, что меры по ограничению деторождения –
это обязанность не только государства, но и супругов. Установлено, что в го-
родской семье может быть не более одного ребенка, в сельской – не более двух.
5.3 Система органов государственной власти Китая
Закрепляя основы политической системы Китая, Конституция устанавли-
вает: 1) руководящую роль Коммунистической партии в обществе и государ-
стве; 2) характер государственной власти как демократической диктатуры
народа, руководимой рабочим классом; она рассматривается как одна из форм
диктатуры пролетариата в специфических условиях Китая; 3) создание широко-
го патриотического Единого фронта, объединяющего различные партии и
народные организации под руководством Коммунистической партии; 4) вся
полнота государственной власти принадлежит собраниям народных представи-
телей – органам типа советов – снизу доверху.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В Китае не принята концепция разделения властей.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Здесь применяется иной подход: считается, что органами государствен-
ной власти являются только представительные органы типа советов, которым
снизу доверху принадлежит полнота государственной власти (организационно-
правовая концепция единства государственной власти). Различаются: органы
государственной власти (высшие и местные), органы государственного управ-
ления (высший орган общей компетенции – правительство, местные – исполни-
тельные комитеты собраний народных представителей), органы суда и проку-
ратуры.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
К числу высших органов государственной власти относятся:
Всекитайское собрание народных представителей – верховный ор-
ган государственной власти, его Постоянный комитет и Председа-
тельство республики (Председатель республики и его заместитель).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Всекитайское собрание народных представителей избирается на 5 лет со-
браниями народных представителей провинций, автономных районов (наиболее