Файл: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 3433
Скачиваний: 10
31
По рождению немцем становится ребенок, рожденный в браке, если хотя
бы один из его родителей является гражданином страны. Ребенок, рожденный
вне брака, также становится гражданином Германии, если немецкое граждан-
ство имеет его мать или отец, при условии, что отец признал ребенка в соответ-
ствии с законодательством страны.
Усыновленный гражданином ФРГ ребенок автоматически приобретает
гражданство страны.
Закон различает натурализацию по праву и по усмотрению.
Условиями натурализации по праву являются дееспособность и совер-
шеннолетие лица, постоянное проживание в стране в течение установленного
срока (от 8 до 15 лет), а также безупречный образ жизни, отсутствие судимо-
стей за деяния, признаваемые преступными в ФРГ; отказ от прежнего граждан-
ства; наличие в Германии жилища и источника дохода.
По усмотрению властей натурализация может быть произведена при
наличии следующих условий: постоянное проживание в стране в течение не
менее чем 10 лет (для лиц, состоящих в браке с немецкими гражданами, – 5 лет,
а в исключительных случаях – 3 года); уверенное владение немецким языком;
знание основ государственного устройства ФРГ; готовность отказаться от
гражданства другого государства.
Гражданство ФРГ утрачивается в результате выхода из него, приобрете-
ния гражданства другого государства, усыновления иностранцем. Основной за-
кон запрещает прекращение немецкого гражданства против воли лица, если
иное не предусмотрено законом и если лицо в результате становится апатри-
дом.
4.3 Система органов государственной власти Германии
Регулируя отношения основных органов государства, а также государства
в целом и его составных частей, методы деятельности органов государства, Ос-
новной закон исходит из того, что Германия является по форме правления пар-
ламентарной республикой, относительно децентрализованным федеративным
государством с демократическим режимом.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В ФРГ есть два органа, участвующих в законодательстве:
бундестаг и бундесрат (Союзное заседание и Союзный совет).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
32
В этом процессе участвует и президент республики, который подписыва-
ет законы и вправе возвратить их на вторичное рассмотрение.
Бундестаг (672 депутата в 1997 г.) избирается на 4 года путем всеобщих,
прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Его депутаты
имеют свободный мандат. Им запрещено совмещать свою деятельность в бун-
дестаге с другими должностями, занимать руководящие посты в частных фир-
мах. Депутаты обладают иммунитетом, но могут быть задержаны без разреше-
ния парламента на месте совершения преступления и в течение следующего за
этим дня. Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии и
созывается его председателем на пленарные заседания по мере надобности. За-
седания бундестага, как и большинства парламентов мира, открытые: они могут
быть закрыты по решению большинства присутствующих депутатов.
Бундесрат (68 членов) является представительством земель, но он не из-
бирается, его члены назначаются правительствами земель (органами исполни-
тельной власти земель) и отзываются ими. Поэтому какого-либо срока полно-
мочий для этого органа Конституция не устанавливает. Он имеет переменный
членский состав. Число представителей земель в нем зависит от численности
населения каждой земли, но не пропорционально ему: земли имеют от трех до
шести представителей, тогда как население может разниться в десятки раз, а
размеры территории – более чем в 100 раз (в дальнейшем об этом будет сказано
в связи с особенностями германского федерализма).
Правом законодательной инициативы обладают федеральное правитель-
ство, депутаты бундестага и члены бундесрата. Законопроекты правительства
должны сначала вноситься в бундесрат (для получения мнения земель), а затем
с мнением бундесрата в течение установленного срока (6 недель) должны быть
переданы в нижнюю палату. Если правительство считает проект срочным, оно
может передать его в бундестаг, не дожидаясь решения верхней палаты.
Депутаты бундестага могут вносить законопроекты только коллективно:
от имени фракции либо если собрано не менее 5% подписей общего числа де-
путатов бундестага. Члены бундесрата могут вносить законопроекты также
группой (от земли), но направлять их в бундестаг они могут только через феде-
ральное правительство, которое прилагает к законопроекту свое заключение.
Законопроекты в бундестаге рассматриваются в трех чтениях по класси-
ческой схеме: обсуждение основных положений и передача законопроекта в
соответствующую отраслевую постоянную комиссию или комитет; постатей-
ное обсуждение с докладом комиссии каждой статьи и голосование по статьям;
33
обсуждение законопроекта в целом и голосование. Принятый бундестагом за-
конопроект передается в бундесрат. Однако в определенных условиях бундес-
рат, напротив, может принимать законы самостоятельно, без участия бундеста-
га. Это возможно в условиях объявления правительством состояния законо-
дательной необходимости. Если правительство считает законопроект неотлож-
ным, бундесрат вправе принять его без согласия бундестага.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Исполнительная власть в Германии принадлежит федераль-
ному президенту, который действует по указаниям правительства.
Поэтому на деле президент является лишь главой государства, а ре-
ально исполнительная власть осуществляется правительством.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Федеральный президент избирается на 5 лет косвенными выборами – Фе-
деральным собранием, которое состоит из членов бундестага и такого же числа
членов, избранных представительными органами земель (ландтагами) пропор-
ционально числу их депутатов в бундестаге. Президентом может быть избран
гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Одно и
то же лицо может быть избрано президентом только на два срока.
Президент не может быть членом парламента, правительства, ландтага
земли, местных представительных органов, занимать другие оплачиваемые
должности, входить в состав руководства или наблюдательных советов пред-
приятий, фирм, занимающихся извлечением прибыли. Он пользуется иммуни-
тетом, который прекращается в случаях, установленных Основным законом для
ответственности президента. Он представляет государство, заключает междуна-
родные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает
федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. Однако
для действительности таких актов необходима их контрассигнатура канцлером
или соответствующим министром.
Основные рычаги руководства государством в ФРГ принадлежат прави-
тельству, состоящему из канцлера (председатель правительства) и министров.
Они не могут занимать другие оплачиваемые должности, осуществлять про-
фессиональную деятельность, входить в состав руководства предприятий, за-
нимающихся извлечением прибыли (в состав наблюдательных советов пред-
приятий они могут входить с согласия бундестага). Особую роль в пра-
вительстве играет канцлер.
34
Федеральный канцлер избирается бундестагом по предложению прези-
дента. Избранным считается лицо, которое получит абсолютное большинство
голосов в бундестаге.
Основные направления федеральной политики определяет канцлер. Фе-
деральные министры, которых он назначает и смещает (с помощью указов пре-
зидента), действуют в рамках установленных направлений политики самостоя-
тельно, но несут за это ответственность перед канцлером, который вправе
уволить министра, и перед нижней палатой парламента, которая может выра-
зить вотум недоверия министру. При расхождении мнений федеральных мини-
стров решение принимает правительство. Ответственность за деятельность
правительства несет канцлер. С его сменой уходят в отставку и министры.
В Германии функционирует разветвленная судебная система, не имеющая
какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Это
специализированная судебная система. Помимо конституционной юстиции –
Федерального конституционного суда и конституционных судов земель – дей-
ствуют еще пять ветвей правосудия: общая, административная, трудовая, фи-
нансовая и социальная юстиция. Каждая ветвь судебной власти имеет свой вер-
ховный орган (верховный суд), который называется по-разному: Федеральная
судебная палата (возглавляет систему общих судов), Федеральный администра-
тивный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым де-
лам, Федеральный суд по социальным делам. Конституция устанавливает, что
федерация может создавать и другие суды, в частности военно-уголовные, и
они существуют.
Названные пять высших судебных органов независимы по отношению
друг к другу и к другим органам. Если между ними возникают разногласия
(скажем, неодинаково применяется тот или иной закон), то созывается совеща-
ние (оно называется «сенат») из представителей этих органов, которое прини-
мает решения, обеспечивающие единство судебной практики.
Суды общей компетенции рассматривают уголовные и гражданские дела;
суды по трудовым спорам – споры между работодателями и работниками, меж-
ду профсоюзами и союзами работодателей; административные суды – иски
граждан к государственным служащим по вопросу о соблюдении прав граждан
в процессе управления, споры государственных служащих с администрацией по
вопросу об их правах, по вопросам охраны окружающей среды, споры между
административно-территориальными единицами, жалобы, связанные с разре-
шением или с отказом в выдаче разрешения органами исполнительной власти
35
на проведение тех или иных массовых мероприятий вне помещения. Суды по
социальным делам рассматривают иски граждан к государственным учрежде-
ниям по вопросам пенсий, выплаты различных социальных пособий (например,
на детей).
В системе общих судов большую часть уголовных и гражданских дел
рассматривает участковый суд, в котором судопроизводство обычно осуществ-
ляет единолично судья. Суд земли рассматривает более сложные уголовные и
гражданские дела и является апелляционной инстанцией по отношению к
участковым судам. В одних случаях уголовные дела могут рассматриваться
коллегией судей, в других – с участием нескольких присяжных, которые, одна-
ко, вместе с судьей или судьями решают вопрос не только факта, но и права.
Верховный суд земли проводит ревизию. Это особый процесс в германском
праве, где сочетаются элементы апелляции и кассации, т. е. проверяется реше-
ние нижестоящего суда с точки зрения соответствия фактической стороне дела
и соблюдения закона. Федеральная судебная палата осуществляет только кас-
сационный процесс.
4.4 Германский федерализм
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
ФРГ – это конституционная федерация, учрежденная на осно-
ве Конституции 1949 г.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Каких-либо федеративных договоров между федерацией и землями в
Германии не существует. Систему отношений федерации и земель, а также зе-
мель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм, по-
скольку существует законодательно оформленное их сотрудничество между
собой.
После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит
16 земель, являющихся ее субъектами, в том числе три города – Берлин, Гам-
бург и Бремен. ФРГ построена по территориальному принципу. При обособле-
нии земель учитывались прежде всего исторические традиции, экономические
связи. Других территориальных образований, кроме земель, являющихся субъ-
ектами федерации, в ее составе не существует. Германская федерация в своей
основе симметрична, хотя определенные элементы юридического неравенства
между землями все же есть. Земли имеют свои законодательные органы – ланд-
таги (сенаты). Обычно они однопалатные и избираются гражданами в разных