Файл: Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 3433

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31 

По рождению немцем становится ребенок, рожденный в браке, если хотя 

бы один из его родителей является гражданином страны. Ребенок, рожденный 
вне  брака,  также  становится  гражданином  Германии,  если  немецкое  граждан-
ство имеет его мать или отец, при условии, что отец признал ребенка в соответ-
ствии с законодательством страны. 

Усыновленный  гражданином  ФРГ  ребенок  автоматически  приобретает 

гражданство страны. 

Закон различает натурализацию по праву и по усмотрению. 
Условиями  натурализации  по  праву  являются  дееспособность  и  совер-

шеннолетие  лица,  постоянное  проживание  в  стране  в  течение  установленного 
срока  (от  8  до  15 лет),  а  также  безупречный  образ  жизни,  отсутствие  судимо-
стей за деяния, признаваемые преступными в ФРГ; отказ от прежнего граждан-
ства; наличие в Германии жилища и источника дохода. 

По  усмотрению  властей  натурализация  может  быть  произведена  при 

наличии  следующих  условий:  постоянное  проживание  в  стране  в  течение  не 
менее чем 10 лет (для лиц, состоящих в браке с немецкими гражданами, – 5 лет, 
а в исключительных случаях – 3 года); уверенное владение немецким языком; 
знание  основ  государственного  устройства  ФРГ;  готовность  отказаться  от 
гражданства другого государства. 

Гражданство ФРГ утрачивается в результате выхода из него, приобрете-

ния гражданства другого государства, усыновления иностранцем. Основной за-
кон  запрещает  прекращение  немецкого  гражданства  против  воли  лица,  если 
иное  не  предусмотрено  законом  и  если  лицо  в  результате  становится  апатри-
дом. 

4.3 Система органов государственной власти Германии 

Регулируя отношения основных органов государства, а также государства 

в целом и его составных частей, методы деятельности органов государства, Ос-
новной закон исходит из того, что Германия является по форме правления пар-
ламентарной  республикой,  относительно  децентрализованным  федеративным 
государством с демократическим режимом. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В ФРГ  есть  два  органа,  участвующих  в  законодательстве: 

бундестаг и бундесрат (Союзное заседание и Союзный совет). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

32 

В этом процессе участвует и президент республики, который подписыва-

ет законы и вправе возвратить их на вторичное рассмотрение. 

Бундестаг (672 депутата в 1997 г.) избирается на 4 года путем всеобщих, 

прямых,  равных,  свободных  выборов  при  тайном  голосовании.  Его  депутаты 
имеют свободный мандат. Им запрещено совмещать свою деятельность в бун-
дестаге с другими должностями, занимать руководящие посты в частных фир-
мах. Депутаты обладают иммунитетом, но могут быть задержаны без разреше-
ния парламента на месте совершения преступления и в течение следующего за 
этим дня. Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии и 
созывается его председателем на пленарные заседания по мере надобности. За-
седания бундестага, как и большинства парламентов мира, открытые: они могут 
быть закрыты по решению большинства присутствующих депутатов. 

Бундесрат (68 членов) является представительством земель, но он не из-

бирается,  его  члены  назначаются  правительствами  земель  (органами  исполни-
тельной  власти  земель)  и отзываются ими.  Поэтому  какого-либо  срока полно-
мочий для этого органа Конституция не устанавливает. Он имеет переменный 
членский  состав.  Число  представителей  земель  в  нем  зависит  от  численности 
населения каждой земли, но не пропорционально ему: земли имеют от трех до 
шести  представителей,  тогда  как  население  может  разниться  в  десятки  раз,  а 
размеры территории – более чем в 100 раз (в дальнейшем об этом будет сказано 
в связи с особенностями германского федерализма). 

Правом  законодательной  инициативы  обладают  федеральное  правитель-

ство,  депутаты  бундестага  и  члены  бундесрата.  Законопроекты  правительства 
должны сначала вноситься в бундесрат (для получения мнения земель), а затем 
с мнением бундесрата в течение установленного срока (6 недель) должны быть 
переданы в нижнюю палату. Если правительство считает проект срочным, оно 
может передать его в бундестаг, не дожидаясь решения верхней палаты. 

Депутаты  бундестага  могут  вносить  законопроекты  только коллективно: 

от имени фракции либо если собрано не менее 5% подписей общего числа де-
путатов  бундестага.  Члены  бундесрата  могут  вносить  законопроекты  также 
группой (от земли), но направлять их в бундестаг они могут только через феде-
ральное правительство, которое прилагает к законопроекту свое заключение. 

Законопроекты в бундестаге рассматриваются в трех чтениях по класси-

ческой  схеме:  обсуждение  основных  положений  и  передача  законопроекта  в 
соответствующую  отраслевую  постоянную  комиссию  или  комитет;  постатей-
ное обсуждение с докладом комиссии каждой статьи и голосование по статьям; 


background image

33 

обсуждение  законопроекта  в  целом  и  голосование.  Принятый  бундестагом  за-
конопроект передается в бундесрат. Однако в определенных условиях бундес-
рат, напротив, может принимать законы самостоятельно, без участия бундеста-
га.  Это  возможно  в  условиях  объявления  правительством  состояния  законо-
дательной необходимости. Если правительство считает законопроект неотлож-
ным, бундесрат вправе принять его без согласия бундестага. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Исполнительная  власть  в  Германии  принадлежит  федераль-

ному  президенту,  который  действует  по  указаниям  правительства. 
Поэтому на деле президент является лишь главой государства, а ре-
ально исполнительная власть осуществляется правительством. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Федеральный президент избирается на 5 лет косвенными выборами – Фе-

деральным собранием, которое состоит из членов бундестага и такого же числа 
членов,  избранных представительными  органами  земель  (ландтагами)  пропор-
ционально  числу  их  депутатов  в  бундестаге.  Президентом  может быть  избран 
гражданин,  достигший  40 лет,  обладающий  избирательными  правами.  Одно  и 
то же лицо может быть избрано президентом только на два срока. 

Президент  не  может  быть  членом  парламента,  правительства,  ландтага 

земли,  местных  представительных  органов,  занимать  другие  оплачиваемые 
должности,  входить  в  состав  руководства  или  наблюдательных  советов  пред-
приятий, фирм, занимающихся извлечением прибыли. Он пользуется иммуни-
тетом, который прекращается в случаях, установленных Основным законом для 
ответственности президента. Он представляет государство, заключает междуна-
родные  договоры,  аккредитует  дипломатических  представителей,  назначает 
федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. Однако 
для действительности таких актов необходима их контрассигнатура канцлером 
или соответствующим министром. 

Основные  рычаги  руководства  государством  в  ФРГ  принадлежат  прави-

тельству,  состоящему  из  канцлера  (председатель  правительства)  и  министров. 
Они  не  могут  занимать  другие  оплачиваемые  должности,  осуществлять  про-
фессиональную  деятельность,  входить  в  состав  руководства  предприятий,  за-
нимающихся  извлечением  прибыли  (в  состав  наблюдательных  советов  пред-
приятий  они  могут  входить  с  согласия  бундестага).  Особую  роль  в  пра-
вительстве играет канцлер. 


background image

34 

Федеральный  канцлер  избирается  бундестагом  по  предложению  прези-

дента.  Избранным  считается  лицо,  которое  получит  абсолютное  большинство 
голосов в бундестаге. 

Основные  направления  федеральной  политики  определяет  канцлер.  Фе-

деральные министры, которых он назначает и смещает (с помощью указов пре-
зидента), действуют в рамках установленных направлений политики самостоя-
тельно,  но  несут  за  это  ответственность  перед  канцлером,  который  вправе 
уволить  министра,  и  перед  нижней  палатой  парламента,  которая  может  выра-
зить вотум недоверия министру. При расхождении мнений федеральных мини-
стров  решение  принимает  правительство.  Ответственность  за  деятельность 
правительства несет канцлер. С его сменой уходят в отставку и министры. 

В Германии функционирует разветвленная судебная система, не имеющая 

какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Это 
специализированная  судебная  система.  Помимо  конституционной  юстиции  – 
Федерального конституционного суда и конституционных судов земель – дей-
ствуют  еще  пять  ветвей  правосудия:  общая,  административная,  трудовая,  фи-
нансовая и социальная юстиция. Каждая ветвь судебной власти имеет свой вер-
ховный  орган  (верховный  суд),  который  называется  по-разному:  Федеральная 
судебная палата (возглавляет систему общих судов), Федеральный администра-
тивный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым де-
лам, Федеральный суд по социальным делам. Конституция устанавливает, что 
федерация  может  создавать  и  другие  суды,  в  частности  военно-уголовные,  и 
они существуют. 

Названные  пять  высших  судебных  органов  независимы  по  отношению 

друг  к  другу  и  к  другим  органам.  Если  между  ними  возникают  разногласия 
(скажем, неодинаково применяется тот или иной закон), то созывается совеща-
ние (оно называется «сенат») из представителей этих органов, которое прини-
мает решения, обеспечивающие единство судебной практики. 

Суды общей компетенции рассматривают уголовные и гражданские дела; 

суды по трудовым спорам – споры между работодателями и работниками, меж-
ду  профсоюзами  и  союзами  работодателей;  административные  суды  –  иски 
граждан к государственным служащим по вопросу о соблюдении прав граждан 
в процессе управления, споры государственных служащих с администрацией по 
вопросу  об  их правах,  по  вопросам  охраны  окружающей среды,  споры  между 
административно-территориальными  единицами,  жалобы,  связанные  с  разре-
шением или с отказом  в  выдаче  разрешения органами  исполнительной  власти 


background image

35 

на проведение  тех или иных  массовых  мероприятий  вне помещения.  Суды по 
социальным  делам  рассматривают  иски  граждан  к  государственным  учрежде-
ниям по вопросам пенсий, выплаты различных социальных пособий (например, 
на детей). 

В системе  общих  судов  большую  часть  уголовных  и  гражданских  дел 

рассматривает участковый суд, в котором судопроизводство обычно осуществ-
ляет единолично судья. Суд земли рассматривает более сложные уголовные и 
гражданские  дела  и  является  апелляционной  инстанцией  по  отношению  к 
участковым  судам.  В одних  случаях  уголовные  дела  могут  рассматриваться 
коллегией судей, в других – с участием нескольких присяжных, которые, одна-
ко,  вместе с  судьей  или  судьями решают  вопрос не  только  факта,  но  и права. 
Верховный  суд  земли  проводит  ревизию.  Это  особый  процесс  в  германском 
праве, где сочетаются элементы апелляции и кассации, т. е. проверяется реше-
ние нижестоящего суда с точки зрения соответствия фактической стороне дела 
и  соблюдения  закона.  Федеральная  судебная  палата  осуществляет  только  кас-
сационный процесс. 

4.4 Германский федерализм 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

ФРГ – это конституционная федерация, учрежденная на осно-

ве Конституции 1949 г. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Каких-либо  федеративных  договоров  между  федерацией  и  землями  в 

Германии не существует. Систему отношений федерации и земель, а также зе-
мель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм, по-
скольку  существует  законодательно  оформленное  их  сотрудничество  между 
собой. 

После  объединения  двух  германских  государств  в  состав  ФРГ  входит 

16 земель, являющихся ее субъектами, в том числе три города – Берлин, Гам-
бург и Бремен. ФРГ построена по территориальному принципу. При обособле-
нии земель учитывались прежде всего исторические традиции, экономические 
связи. Других территориальных образований, кроме земель, являющихся субъ-
ектами федерации, в ее составе не существует. Германская федерация в своей 
основе  симметрична,  хотя  определенные  элементы  юридического  неравенства 
между землями все же есть. Земли имеют свои законодательные органы – ланд-
таги  (сенаты).  Обычно  они  однопалатные  и  избираются  гражданами  в  разных