Файл: Конституционное право РФ - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4165

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76

Лекция 14. Понятие и конституционные основы

местного самоуправления в Российской Федерации

зования, глава муниципального образования, местная администрация (исполни-
тельно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный ор-
ган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица
местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образова-
ния и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного
значения.

Важно при этом учитывать, что конституционное положение о самостоятель-

ном определении населением структуры органов самоуправления необходимо рас-
сматривать в совокупности с другими нормами Конституции Российской Федера-
ции, трактующими компетенцию разных органов в определении правового статуса
местного самоуправления. Так, в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Рос-
сийской Федерации установление общих принципов организации системы местно-
го самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее
субъектов. Очевидно, что структура местного самоуправления, определяемая на-
селением, должна соответствовать этим общим принципам. Она не должна также
нарушать нормы, которые могут быть установлены органами государственной вла-
сти субъектов Федерации.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное
самоуправление, допускается только с учетом мнения населения
соответствующих территорий.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Это — чрезвычайно важное требование, соблюдение которого позволяет опти-

мально учесть все местные условия и особенности, исторические и иные тради-
ции. Сами решения об изменении границ, как и об их установлении, в том чис-
ле при образовании, объединении, преобразовании, упразднении муниципальных
единиц, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Рос-
сийской Федерации, однако эти органы не вправе игнорировать интересы местного
населения. Речь идет не об императивном значении мнения населения. Органы го-
сударственной власти субъектов Федерации устанавливают законом гарантии уче-
та мнения населения, чтобы предотвратить формальный подход к мнению граждан
по весьма существенному для них вопросу.

Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местно-

го значения: управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают
и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществ-
ляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного
значения.

Так, Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах орга-

низации местного самоуправления в Российской Федерации»

1

относит к вопросам

местного значения:

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными го-

сударственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления

1

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.
2003. 40. Ст. 3822.


background image

77

материальных и финансовых средств. К вопросам государственного значения, в ре-
шении которых в соответствии с действующим законодательством принимают уча-
стие органы местного самоуправления, относятся ведение записи актов граждан-
ского состояния, ведение воинского учета, участие в организации гражданской
обороны, ведение статистического учета, осуществление контроля за соблюдением
карантинных правил, архитектурно-строительный контроль и др.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Согласно Конституции Российской Федерации органы местного
самоуправления наделяются государственными полномочиями за-
коном.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Поскольку определение правового статуса местного самоуправления состав-

ляет сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также
самостоятельного ведения субъектов Российской Федерации, передача или деле-
гирование полномочий могут осуществляться только законом Российской Федера-
ции, законами субъектов Российской Федерации.

Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Такой кон-

троль, по общему правилу, означает возможность соответствующих государствен-
ных органов давать указания органам местного самоуправления по поводу реа-
лизации переданных полномочий, оценивать принимаемые ими решения с точки
зрения не только законности, но и целесообразности, а также отменять при необ-
ходимости такие решения или приостанавливать их.

Гарантии местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской

Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополни-
тельных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государ-
ственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, уста-
новленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Орган местного самоуправления вправе обратиться в суд, если его решение

не выполняется или выполняется ненадлежащим образом. Меры ответственно-
сти, применяемые в судебном порядке, определяются законом. Решения органов
местного самоуправления или их должностных лиц могут быть отменены только
органами или должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействи-
тельными по решению суда. Это гарантирует органы местного самоуправления от
вмешательства в их деятельность органов государственной власти.

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы

местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе
предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными на-
рушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти
и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления, предпри-
ятий, учреждений и организаций, а также общественных организаций.

Существенная гарантия прав местного самоуправления — запрет на ограниче-

ние прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Фе-
дерации и федеральными законами. Эта норма адресована, с одной стороны, феде-
ральным органам государственной власти, а с другой — органам государственной
власти субъектов Федерации. Ни акты исполнительной власти, ни указы Прези-


background image

78

Лекция 14. Понятие и конституционные основы

местного самоуправления в Российской Федерации

дента Российской Федерации не могут сужать права местного самоуправления,
установленные как Конституцией Российской Федерации, так и законами, прини-
маемыми федеральным законодательным органом. В то же время и органы госу-
дарственной власти субъектов Федерации не вправе уменьшать правовые возмож-
ности местного самоуправления, закрепленные на федеральном уровне.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по лекции 14

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Каково соотношение понятий «местное управление» и «местное самоуп-

равление»?

2) В чем состоят особенности местного управления и его органов, какую роль

оно играет в механизме государства?

3) Каковы основные сферы полномочий местного самоуправления?

4) Какими средствами контроля располагает государство в отношении муни-

ципальных единиц, осуществляющих самоуправление?

5) Как строятся отношения органов местного управления и самоуправления

с центральной властью?


background image

ЛИТЕРАТУРА

[1] «Нам нужна новая Конституция». Интервью главного редактора журнала

А. И. Ковлера с А. И. Лукьяновым, председателем Комитета Государственной
Думы по законодательству и судебной реформ // Государство и право. —
1999. — №12.

[2] Абдулатипов Р. Г. Федерализм в истории России : в 3 кн. / Р. Г. Абдулатипов,

Л. Ф. Болтенкова, Ю. Ф. Яров. — М., 1992–1993.

[3] Абдулатипов Р. Г. Поиск перспектив российского федерализма // Федера-

лизм. — 2001. — №4.

[4] Абрамов В. Н. Многопартийность в постсоветской России / В. Н. Абрамов. —

М., 1997.

[5] Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность /

С. А. Авакьян. — М., 2000.

[6] Авакьян С. А. О статусе субъекта Российской Федерации // Конституционный

вестник. — 1994. — №1.

[7] Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Рос-

сийской Федерации: конституционно-правовые основы / С. А. Авакьян. — М.,
1996.

[8] Агапов А. Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право. —

1998. — №4.

[9] Алексеев Н. Советский федерализм // Россия. — 1993. — №— 11.

[10] Арановский К. В. Суверенитет в системе федеративных отношений // Право

и политика. — 2000. — №1.

[11] Ассиметричность федерации / под ред. А. А. Захарова. М., 1997.

[12] Ахмадеев А. А. Генезис и развитие современной модели федерализма в Рос-

сии / А. А. Ахмадеев, Т. А. Кириллова. — Уфа, 2000.


background image

80

Литература

[13] Баялджиев Д. Идея правового государства и функционирование государства

в условиях переходного периода // Вестник Московского университета. Серия
11 Право. — 1998. — №6.

[14] Борисов И. Б. Некоторые практические аспекты объединения субъектов РФ //

Адвокат. — 2004. — №5.

[15] В каких поправках нуждается Конституция? (материалы «круглого стола») //

Журнал российского права. — 1999. — №1.

[16] В повестке дня — назревшие вопросы внесения изменений в Основной за-

кон // Журнал российского права. — 1999. — №12.

[17] Варлаамова Н. В. Современный российский федерализм: конституционная мо-

дель и политико-правовая динамика / Варламова Н. В. — М., 2001.

[18] Варламова Н. Пять лет шестой Конституции России: проблемы реализации //

Конституционное право: восточноевропейское обозрение. — 1998. — №2 (23).

[19] Варламова Н. В. Социальное государство в России: особенности формирова-

ния // Государственно-правовое развитие России: Научные доклады. М., 1998.

[20] Веденеев Ю. А. Политические партии в избирательном процессе: правовые

иллюзии и юридические реальности // Государство и право. — 1995. — №7.

[21] Венгеров А. Б. Прямое действие Конституции: правовые, социальные и пси-

хологические аспекты // Общественные науки и современность. — 1995. — №5.

[22] Витрук Н. В. Конституционное правосудие в России (1991–2001 гг.): очерки

теории и практики / Н. В. Витрук. — М., 2001.

[23] Витрук Н. В. Федерализм, автономия и права национальных меньшинств: со-

временная ситуация в России // Право и жизнь. — 1997. — №11.

[24] Габоев А. Б. Актуальные вопросы укрепления федеративных отношений

в Российской Федерации на современном этапе // Конституционное и му-
ниципальное право. — М. : Юрист, 2003. — №6.

[25] Гаджиев Г. А. Разграничение предметов ведения и полномочий в экономиче-

ской сфере: юридико-технический аспект // Федерализм. — 1998. — №1.

[26] Гаджиев Х. Понятие конституции и ее соотношение с другими нормативно-

правовыми актами // Право и жизнь. 2001. №34.

[27] Гаджиев Х. Пределы толкования норм Конституции Конституционным Су-

дом // Право и политика. 2000. №12.

[28] Гершунский Б. С. Гражданское общество в России: проблемы становления

и развития / Б. С. Гершунский. — М., 2001.

[29] Гоптарева И. Б. Федеральная государственность и проблема регионализации:

политико-правовой аспект // Право и политика. — 2006. — №1.