ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4547
Скачиваний: 9
76
Лекция 14. Понятие и конституционные основы
местного самоуправления в Российской Федерации
зования, глава муниципального образования, местная администрация (исполни-
тельно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный ор-
ган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица
местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образова-
ния и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного
значения.
Важно при этом учитывать, что конституционное положение о самостоятель-
ном определении населением структуры органов самоуправления необходимо рас-
сматривать в совокупности с другими нормами Конституции Российской Федера-
ции, трактующими компетенцию разных органов в определении правового статуса
местного самоуправления. Так, в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Рос-
сийской Федерации установление общих принципов организации системы местно-
го самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее
субъектов. Очевидно, что структура местного самоуправления, определяемая на-
селением, должна соответствовать этим общим принципам. Она не должна также
нарушать нормы, которые могут быть установлены органами государственной вла-
сти субъектов Федерации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное
самоуправление, допускается только с учетом мнения населения
соответствующих территорий.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Это — чрезвычайно важное требование, соблюдение которого позволяет опти-
мально учесть все местные условия и особенности, исторические и иные тради-
ции. Сами решения об изменении границ, как и об их установлении, в том чис-
ле при образовании, объединении, преобразовании, упразднении муниципальных
единиц, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Рос-
сийской Федерации, однако эти органы не вправе игнорировать интересы местного
населения. Речь идет не об императивном значении мнения населения. Органы го-
сударственной власти субъектов Федерации устанавливают законом гарантии уче-
та мнения населения, чтобы предотвратить формальный подход к мнению граждан
по весьма существенному для них вопросу.
Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местно-
го значения: управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают
и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществ-
ляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного
значения.
Так, Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах орга-
низации местного самоуправления в Российской Федерации»
1
относит к вопросам
местного значения:
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными го-
сударственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления
1
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.
2003. 40. Ст. 3822.
77
материальных и финансовых средств. К вопросам государственного значения, в ре-
шении которых в соответствии с действующим законодательством принимают уча-
стие органы местного самоуправления, относятся ведение записи актов граждан-
ского состояния, ведение воинского учета, участие в организации гражданской
обороны, ведение статистического учета, осуществление контроля за соблюдением
карантинных правил, архитектурно-строительный контроль и др.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Согласно Конституции Российской Федерации органы местного
самоуправления наделяются государственными полномочиями за-
коном.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Поскольку определение правового статуса местного самоуправления состав-
ляет сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также
самостоятельного ведения субъектов Российской Федерации, передача или деле-
гирование полномочий могут осуществляться только законом Российской Федера-
ции, законами субъектов Российской Федерации.
Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Такой кон-
троль, по общему правилу, означает возможность соответствующих государствен-
ных органов давать указания органам местного самоуправления по поводу реа-
лизации переданных полномочий, оценивать принимаемые ими решения с точки
зрения не только законности, но и целесообразности, а также отменять при необ-
ходимости такие решения или приостанавливать их.
Гарантии местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской
Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополни-
тельных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государ-
ственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, уста-
новленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Орган местного самоуправления вправе обратиться в суд, если его решение
не выполняется или выполняется ненадлежащим образом. Меры ответственно-
сти, применяемые в судебном порядке, определяются законом. Решения органов
местного самоуправления или их должностных лиц могут быть отменены только
органами или должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействи-
тельными по решению суда. Это гарантирует органы местного самоуправления от
вмешательства в их деятельность органов государственной власти.
Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы
местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе
предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными на-
рушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти
и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления, предпри-
ятий, учреждений и организаций, а также общественных организаций.
Существенная гарантия прав местного самоуправления — запрет на ограниче-
ние прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Фе-
дерации и федеральными законами. Эта норма адресована, с одной стороны, феде-
ральным органам государственной власти, а с другой — органам государственной
власти субъектов Федерации. Ни акты исполнительной власти, ни указы Прези-
78
Лекция 14. Понятие и конституционные основы
местного самоуправления в Российской Федерации
дента Российской Федерации не могут сужать права местного самоуправления,
установленные как Конституцией Российской Федерации, так и законами, прини-
маемыми федеральным законодательным органом. В то же время и органы госу-
дарственной власти субъектов Федерации не вправе уменьшать правовые возмож-
ности местного самоуправления, закрепленные на федеральном уровне.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 14
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Каково соотношение понятий «местное управление» и «местное самоуп-
равление»?
2) В чем состоят особенности местного управления и его органов, какую роль
оно играет в механизме государства?
3) Каковы основные сферы полномочий местного самоуправления?
4) Какими средствами контроля располагает государство в отношении муни-
ципальных единиц, осуществляющих самоуправление?
5) Как строятся отношения органов местного управления и самоуправления
с центральной властью?
ЛИТЕРАТУРА
[1] «Нам нужна новая Конституция». Интервью главного редактора журнала
А. И. Ковлера с А. И. Лукьяновым, председателем Комитета Государственной
Думы по законодательству и судебной реформ // Государство и право. —
1999. — №12.
[2] Абдулатипов Р. Г. Федерализм в истории России : в 3 кн. / Р. Г. Абдулатипов,
Л. Ф. Болтенкова, Ю. Ф. Яров. — М., 1992–1993.
[3] Абдулатипов Р. Г. Поиск перспектив российского федерализма // Федера-
лизм. — 2001. — №4.
[4] Абрамов В. Н. Многопартийность в постсоветской России / В. Н. Абрамов. —
М., 1997.
[5] Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность /
С. А. Авакьян. — М., 2000.
[6] Авакьян С. А. О статусе субъекта Российской Федерации // Конституционный
вестник. — 1994. — №1.
[7] Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Рос-
сийской Федерации: конституционно-правовые основы / С. А. Авакьян. — М.,
1996.
[8] Агапов А. Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право. —
1998. — №4.
[9] Алексеев Н. Советский федерализм // Россия. — 1993. — №— 11.
[10] Арановский К. В. Суверенитет в системе федеративных отношений // Право
и политика. — 2000. — №1.
[11] Ассиметричность федерации / под ред. А. А. Захарова. М., 1997.
[12] Ахмадеев А. А. Генезис и развитие современной модели федерализма в Рос-
сии / А. А. Ахмадеев, Т. А. Кириллова. — Уфа, 2000.
80
Литература
[13] Баялджиев Д. Идея правового государства и функционирование государства
в условиях переходного периода // Вестник Московского университета. Серия
11 Право. — 1998. — №6.
[14] Борисов И. Б. Некоторые практические аспекты объединения субъектов РФ //
Адвокат. — 2004. — №5.
[15] В каких поправках нуждается Конституция? (материалы «круглого стола») //
Журнал российского права. — 1999. — №1.
[16] В повестке дня — назревшие вопросы внесения изменений в Основной за-
кон // Журнал российского права. — 1999. — №12.
[17] Варлаамова Н. В. Современный российский федерализм: конституционная мо-
дель и политико-правовая динамика / Варламова Н. В. — М., 2001.
[18] Варламова Н. Пять лет шестой Конституции России: проблемы реализации //
Конституционное право: восточноевропейское обозрение. — 1998. — №2 (23).
[19] Варламова Н. В. Социальное государство в России: особенности формирова-
ния // Государственно-правовое развитие России: Научные доклады. М., 1998.
[20] Веденеев Ю. А. Политические партии в избирательном процессе: правовые
иллюзии и юридические реальности // Государство и право. — 1995. — №7.
[21] Венгеров А. Б. Прямое действие Конституции: правовые, социальные и пси-
хологические аспекты // Общественные науки и современность. — 1995. — №5.
[22] Витрук Н. В. Конституционное правосудие в России (1991–2001 гг.): очерки
теории и практики / Н. В. Витрук. — М., 2001.
[23] Витрук Н. В. Федерализм, автономия и права национальных меньшинств: со-
временная ситуация в России // Право и жизнь. — 1997. — №11.
[24] Габоев А. Б. Актуальные вопросы укрепления федеративных отношений
в Российской Федерации на современном этапе // Конституционное и му-
ниципальное право. — М. : Юрист, 2003. — №6.
[25] Гаджиев Г. А. Разграничение предметов ведения и полномочий в экономиче-
ской сфере: юридико-технический аспект // Федерализм. — 1998. — №1.
[26] Гаджиев Х. Понятие конституции и ее соотношение с другими нормативно-
правовыми актами // Право и жизнь. 2001. №34.
[27] Гаджиев Х. Пределы толкования норм Конституции Конституционным Су-
дом // Право и политика. 2000. №12.
[28] Гершунский Б. С. Гражданское общество в России: проблемы становления
и развития / Б. С. Гершунский. — М., 2001.
[29] Гоптарева И. Б. Федеральная государственность и проблема регионализации:
политико-правовой аспект // Право и политика. — 2006. — №1.