Файл: Конституционное право РФ - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4562

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

71

судьи, а средством защиты публичных интересов и, прежде всего, правосудия.
Неприкосновенность означает, что никто не может лишить судью свободы или
подвергнуть другим мерам принуждения, привлечь к уголовной ответственности
без соблюдения особой процедуры. Неприкосновенность распространяется также
на жилище и служебное помещение судьи, используемые им транспорт и средства
связи, принадлежащие ему документы и имущество.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генераль-

ным прокурором Российской Федерации при наличии на то согласия квалифика-
ционной коллегии судей. Дав согласие на возбуждение дела, квалификационная
коллегия не устраняется от дальнейшего контроля за ходом расследования, т. к. без
ее согласия судья не может быть подвергнут приводу, заключен под стражу, при-
влечен к участию в деле в качестве обвиняемого. Заключение судьи под стражу
допускается не иначе как по решению суда.

При отказе квалификационной коллегии дать согласие на производство в от-

ношении судьи таких действий Генеральный прокурор Российской Федерации мо-
жет обратиться по этому вопросу в Высшую квалификационную коллегию судей
Российской Федерации. Отказ квалификационной коллегии судей дать согласие на
возбуждение уголовного дела в отношении судьи не является непреодолимым пре-
пятствием. Решение квалификационной коллегии судей об отказе в даче согласия
на возбуждение уголовного дела в отношении судьи может быть обжаловано в суд,
т. к. этим решением затрагиваются права как самого судьи, так и гражданина, по-
страдавшего от его действий.

Судья не может быть задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы

то ни было государственный орган в порядке производства по делам об админи-
стративных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении
преступления, доставленный в орган внутренних дел, другой государственный ор-
ган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по
установлении его личности должен быть немедленно освобожден.

Судья ответственен за профессиональные ошибки. Он может нести в опреде-

ленных случаях как гражданскую, так и уголовную ответственность за мнения или
решения, высказанные или принятые в ходе осуществления правосудия, но только
если вступившим в законную силу приговором суда будет установлено, что эти
мнения или решения сложились вследствие преступного злоупотребления судей-
скими прерогативами, личного умысла.

Статья 125 Конституции Российской Федерации закрепляет ведущую роль Кон-

ституционного Суда Российской Федерации как одного из важнейших институтов
судебной власти.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган
конституционного контроля, самостоятельно и независимо осу-
ществляющий судебную власть посредством конституционного
судопроизводства. Дополнительные принципы деятельности Кон-
ституционного Суда Российской Федерации: независимость, кол-
легиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

72

Лекция 13. Конституционные основы

судебной власти в Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации высший орган в том смысле,

что занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в госу-
дарстве, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный
характер, в том числе для всех высших государственных структур.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации: разрешает дела

о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нор-
мативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государ-
ственной Думы, Правительства Российской Федерации и иных нормативно-право-
вых актов; разрешает споры о компетенции между органами государственной вла-
сти различного уровня; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод
граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного
или подлежащего применению в конкретном деле; дает толкование Конституции
Российской Федерации; дает заключение о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной из-
мене или совершении иного тяжкого преступления; выступает с законодательной
инициативой по вопросам своего ведения; осуществляет иные полномочия.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Судьи Кон-

ституционного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по
представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Рос-
сийской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его
составе не менее 3/4 от общего числа судей. Полномочия Конституционного Су-
да Российской Федерации не ограничены определенным сроком, вследствие чего
состав судей никогда не должен сменяться одновременно.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела

в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарном заседании Конституци-
онный Суд Российской Федерации вправе рассмотреть любой вопрос, входящий
в его компетенцию.

Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Кон-

ституционного Суда Российской Федерации, является решением Конституционно-
го Суда Российской Федерации. Итоговое решение Конституционного Суда Рос-
сийской Федерации по существу любого из вопросов, именуется постановлени-
ем. Постановления выносятся именем Российской Федерации. Итоговое решение
Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюде-
нии установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Фе-
дерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
именуется заключением. Все иные решения Конституционного Суда Российской
Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизвод-
ства, именуются определениями.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по лекции 13

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Дайте понятие суда и судебной власти.

2) Задачи суда.


background image

Контрольные вопросы по лекции 13

73

3) Принципы деятельности судов.

4) Назовите основные виды судебных органов.

5) Какое место занимает суд в системе органов государственной власти?


background image

Лекция 14

ПОНЯТИЕ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ

ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) Понятие местного самоуправления.

2) Принципы местного самоуправления в Российской Федерации.

3) Система органов местного самоуправления в Российской Федерации.

4) Полномочия органов местного самоуправления в Российской Федерации.

5) Гарантии местного самоуправления в Российской Федерации.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя

Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей тер-
ритории Российской Федерации.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает
самостоятельное решение населением вопросов местного значе-
ния, владение, пользование и распоряжение муниципальной соб-
ственностью.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Самостоятельное решение населением вопросов местного значения — суть мест-

ного самоуправления. Никто, никакой орган не вправе вмешиваться в решение
этих вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать, отменять или
приостанавливать действия их актов, если они приняты в рамках закона. Это от-
носится к проблемам, которые имеют местное значение. Их перечень определяет-


background image

75

ся федеральными законами, законами и другими нормативными актами субъектов
Федерации.

Конституция Российской Федерации связывает самостоятельное решение насе-

лением вопросов местного значения с самостоятельным владением, пользованием
и распоряжением муниципальной собственностью. В сущности, важнейшую со-
держательную сторону решений, связанных с обеспечением интересов жителей
городов и сел, составляют именно отношения собственности. Реальность местно-
го самоуправления обеспечивается, во-первых, наличием в руках субъектов само-
управления собственности, во-вторых, эффективным участием органов самоуправ-
ления в определении ее пообъектного состава и, в-третьих, обеспечением право-
вого статуса этой собственности как таковой.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, вы-

боров, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы
местного самоуправления. В Федеральном законе Российской Федерации «Об об-
щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
этот перечень расширен. Кроме местного референдума и выборов названы сходы,
собрания, конференции граждан, правотворческая инициатива граждан, террито-
риальное общественное самоуправление публичные слушания, опрос граждан.

Органы местного самоуправления формируются путем выборов и иными спо-

собами. Выборность — непременный признак органов местного самоуправления.
Это гарантия самоорганизации местной власти. Наличие выборных органов му-
ниципальных образований является обязательным. Выборные органы могут быть
разными по своему назначению. На уровне местного самоуправления не действует
принцип разделения властей.

Формирование органов местного самоуправления — компетенция местного са-

моуправления. Все они подотчетны населению или представительному органу мест-
ного самоуправления. Образование органов местного самоуправления, назначе-
ние должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти
и государственными должностными лицами не допускаются.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях

и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Му-
ниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений,
объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория,
в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муници-
пальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправ-
ления.

Требованием Конституции Российской Федерации при организации местного

самоуправления является учет исторических и иных местных традиций. Посколь-
ку речь идет об учреждении и развитии института, основанного на инициативе
и самодеятельности населения, абсолютно неприемлемо игнорирование особых
условий, местной специфики, своеобразия жизненного уклада.

Структура органов местного самоуправления определяется населением само-

стоятельно. Причем под структурой органов надо понимать и строение системы
основных органов местного самоуправления, наделенных собственной компетен-
цией, и внутреннее устройство каждого из этих органов. Структуру органов мест-
ного самоуправления составляют представительный орган муниципального обра-