Файл: Конституционное право РФ - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4548

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

66

Лекция 12. Правительство Российской Федерации

Отставка Правительства Российской Федерации по решению Президента Рос-

сийской Федерации не требует соблюдения каких-либо предварительных условий.
Она может быть осуществлена в любое время и независимо от отношения парла-
мента к деятельности Правительства Российской Федерации.

Третье основание отставки Правительства Российской Федерации связано с выра-

жением недоверия ему Государственной Думой. В этом отношении можно гово-
рить об ответственности Правительства Российской Федерации перед Государ-
ственной Думой. По Конституции Российской Федерации пределы этой ответ-
ственности фактически определяются Президентом, т. к. именно он вправе принять
решение об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государствен-
ной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно
выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской
Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государствен-
ную Думу.

Постановка Правительством Российской Федерации перед парламентом вопро-

са о доверии. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент
Российской Федерации в течение семи дней принимает решение об отставке Пра-
вительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назна-
чении новых выборов.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по лекции 12

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Каково соотношение понятий «исполнительная власть» и «правительство»?

2) Какое место занимает Правительство Российской Федерации в системе ор-

ганов государственной власти Российской Федерации?

3) Какова внутренняя структура Правительства Российской Федерации?


background image

Лекция 13

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

1) Понятие судебной власти.

2) Судебная система Российской Федерации.

3) Статус судьи.

4) Конституционный Суд Российской Федерации.

В главе 7 Конституции Российской Федерации закрепляется понятие право-

вого института судебной власти в действующем законодательстве. Основу судеб-
ной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции.
За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать
независимо от других ветвей власти. Суды Российской Федерации осуществляют
государственную власть наряду с Президентом Российской Федерации, Федераль-
ным Собранием Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Назначение судебной власти — защита прав и свобод граждан,
конституционного строя Российской Федерации, обеспечение со-
ответствия нормативно-правовых актов Конституции Российской
Федерации, соблюдения законности и справедливости при испол-
нении и применении законов, а также иных нормативных актов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

68

Лекция 13. Конституционные основы

судебной власти в Российской Федерации

Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией Российской Федера-

ции прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание дея-
тельности органов судебной власти.

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, ис-

ключительность, подзаконность и полнота.

За органами судебной власти признается самостоятельность, т. е. они имеют

право действовать независимо от других ветвей власти.

Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной ор-

ган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции
по осуществлению правосудия. Государство доверяет именно суду право исполь-
зовать принудительные полномочия государственной власти: в установленном за-
коном порядке признать лицо виновным в совершении преступления, назначить
уголовное наказание.

Подзаконность судебной власти проявляется в том, что судебные органы и судьи

действуют на основе закона, подчиняются только Конституции Российской Феде-
рации и федеральным законам. Федеральные законы регулируют различные сторо-
ны организации органов судебной власти: судоустройство, деятельность прокура-
туры, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законода-
тельство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное
законодательство. Отдельными федеральными законами регулируются статус су-
дей, особенности деятельности некоторых видов судов (например, военных), раз-
личные вопросы обеспечения деятельности судебной власти.

Полнота судебной власти определяется ее объемом, окончательностью реше-

ний, принимаемых судебной властью, их обязательностью. Вступившие в закон-
ную силу решения судов, а также предусмотренные законом судебные распоря-
жения, требования, поручения и другие судебные акты должны быть обязательны
для всех без исключения органов государственной власти, органов местного само-
управления, предприятий, должностных лиц, граждан и их объединений и подле-
жат безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение вступивших в законную силу актов судебной власти, требований

и распоряжений судей, вмешательство в законную деятельность судей и аппарата
суда, проявление неуважения к суду или судьям влекут установленную законом
ответственность (ст. ст. 294–298 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Система федеральных органов судебной власти, определение порядка их орга-

низации и деятельности относятся к ведению Российской Федерации. В систему
этих судов включаются Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный
Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
иные федеральные суды.

Конституция Российской Федерации не конкретизирует структуру всей судеб-

ной системы, предоставляя решение этого вопроса федеральному конституционно-
му закону, который должен установить соподчиненность звеньев судебной систе-
мы, перечень федеральных судов, виды местных судов, их полномочия и структуру.
Законодательство о судоустройстве допускает дифференциацию судебных органов
для рассмотрения различных категорий дел, т. е. определяет возможность неко-
торой специализации судов. Они различаются своей предметной подсудностью
и процедурой судопроизводства. Только судам предоставлено право при рассмот-


background image

69

рении дела отказаться от применения актов государственных органов, если они, по
их мнению, не соответствуют закону.

Укреплению авторитета носителей судебной власти служит установленный Кон-

ституцией Российской Федерации порядок назначения на должность судей Кон-
ституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Феде-
рации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Советом Федерации
по представлению Президента Российской Федерации и назначения судей других
федеральных судов Президентом Российской Федерации.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Судьями являются лица, наделенные в конституционном поряд-
ке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои
обязанности на профессиональной основе.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Определенны-

ми особенностями обладают судьи военных судов и судьи Конституционного Суда
Российской Федерации.

Ст. 119 Конституции Российской Федерации устанавливает четыре основных

требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи: наличие граждан-
ства; 25-летний минимальный возраст; наличие высшего юридического образова-
ния; стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Наряду с конституционными требованиями установлен ряд дополнительных

требований, обусловленных спецификой судебной деятельности: высокий уровень
профессионализма; особые морально-этические требования; условия несовмести-
мости судебной функции с занятием других должностей или выполнением парал-
лельных юридических функций.

Высокий уровень профессионализма означает наличие высшего юридического

образования, стаж работы по юридической профессии. Кандидаты на должность
судьи сдают квалификационный экзамен.

Морально-этические требования сводятся к следующему: судья обязан неукос-

нительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы; при
исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья дол-
жен избегать того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство
судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристраст-
ности.

Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и дви-

жениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать ра-
боту в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, препода-
вательской, литературной и иной творческой деятельности.

Установлен единый статус судей Российской Федерации. Жизнь, достоинство,

имущество судей и членов их семей должны находиться под особой защитой го-
сударства. Конституция Российской Федерации утверждает независимость, несме-
няемость, неприкосновенность носителей судебной власти (ст. ст. 120–122).

Независимость судей — главное условие существования самостоятельной и ав-

торитетной судебной власти. Данный принцип состоит из двух неотделимых друг
от друга элементов: судьи независимы; судьи подчиняются только Конституции


background image

70

Лекция 13. Конституционные основы

судебной власти в Российской Федерации

Российской Федерации и федеральному закону. Независимость судьи обеспечи-
вается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запре-
том под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятель-
ность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления
и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенно-
стью судьи.

Несменяемость судей — одна из гарантий их независимости от исполнительной

и законодательной властей. Несменяемость судей означает, что после наделения
судьи полномочиями в установленном законом порядке действительность полно-
мочий судьи в Российской Федерации не ограничивается определенным сроком.
Исключения из этого правила оговариваются в законодательстве. Например, в со-
ответствии ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» судья Консти-
туционного Суда Российской Федерации назначается на должность на срок 15 лет.
Предельный возраст пребывания в должности судьи составляет 65 лет (для судей
Конституционного Суда Российской Федерации — 70 лет).

Судьи федеральных судов, за исключением судей Конституционного Суда Рос-

сийской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитраж-
ного Суда Российской Федерации, в первый раз назначаются на должность сроком
на три года, по истечении которого они могут быть назначены на ту же должность
без ограничения срока полномочий до достижения ими предельного возраста пре-
бывания в должности судьи.

Полномочия судьи могут быть приостановлены не иначе как по основаниям

и в порядке, установленном законодательством: признание судьи безвестно отсут-
ствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного
дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по уголов-
ному делу; участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав
органа законодательной власти Российской Федерации или субъекта Российской
Федерации; избрание судьи в состав органа законодательной власти Российской
Федерации или субъекта Российской Федерации.

Полномочия судьи прекращаются в случаях: письменного заявления об отстав-

ке; неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам
осуществлять полномочия судьи; письменного заявления о прекращении полномо-
чий в связи с переходом на другую работу; истечения срока полномочий, если они
были ограничены определенным сроком; увольнения судьи военного суда с воен-
ной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной служ-
бе; прекращения гражданства Российской Федерации; занятия деятельностью, не
совместимой с должностью судьи; вступления в законную силу обвинительного
приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему
принудительных мер медицинского характера; вступления в законную силу реше-
ния суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособ-
ным; смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении
его умершим; отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или
реорганизацией суда; достижения предельного возраста пребывания в должности
судьи.

Неприкосновенность судьи. Судья — лицо неприкосновенное. Неприкосновен-

ность судьи является не личной привилегией гражданина, занимающего должность