ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4550
Скачиваний: 9
21
сударственная Дума избирается на пять лет, а п. 1 ст. 99 определяет Федеральное
Собрание как постоянно действующий орган.
В вопросе соотношения Конституции Российской Федерации и конституций
республик и уставов других субъектов необходимо отметить высшую юридиче-
скую силу норм Конституции Российской Федерации и указать на то, что консти-
туции и уставы субъектов Российской Федерации не могут противоречить Консти-
туции Российской Федерации.
При рассмотрении порядка пересмотра и внесения поправок в Конституцию
Российской Федерации нужно проводить четкое разграничение между двумя этими
процедурами.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Под пересмотром понимается полное изменение Конституции Рос-
сийской Федерации, внесение поправок предполагает изменение
глав 3–8.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
При этом можно выделить три модели решения вопроса об изменении Консти-
туции Российской Федерации.
Положения гл. 1, 2 и 9 не подлежат изменению, т. е. они объявлены неприкос-
новенными и могут быть пересмотрены только путем принятия новой Конститу-
ции Российской Федерации. Для этого созывается Конституционное Собрание —
это особый орган осуществления учредительной власти, который имеет ограни-
ченную компетенцию, — оно либо подтверждает неизменность действующей Кон-
ституции, либо разрабатывает проект новой. При этом оно либо принимает проект
новой Конституции квалифицированным большинством — 2/3 голосов от общего
числа своих членов, либо выносит его на референдум. Если проект Конституции
выносится на референдум, то Конституция считается принятой, если за ее при-
нятие проголосовало более половины избирателей от принявших участие в голо-
совании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей,
внесенных в списки участников референдума.
Поправки к положениям гл. 3–8 Конституции Российской Федерации, за ис-
ключением ст. 65, вносятся в порядке, предусмотренном для принятия федераль-
ных конституционных законов, и вступают в силу после их одобрения законо-
дательными органами не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Под
поправкой к Конституции Российской Федерации в законе понимается любое из-
менение текста глав 3–8 Конституции Российской Федерации: исключение, до-
полнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции
Российской Федерации.
Особый порядок установлен на случай изменения ст. 65 Конституции Россий-
ской Федерации в следующих случаях: принятия в состав Российской Федерации
и образовании в ее составе нового субъекта, изменения конституционно-правового
статуса субъекта Российской Федерации, а также изменения его наименования.
Соответствующие изменения также принимаются на основании федеральных кон-
ституционных законов о принятии в состав Российской Федерации и образования
в ее составе нового субъекта, изменения конституционно-правового статуса субъ-
екта Российской Федерации. При этом данные законы не требуют одобрения со
22
Лекция 4. Понятие, юридические свойства
и сущность конституции Российской Федерации
стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Фе-
дерации. Новое наименование субъекта Российской Федерации в ч. 1 ст. 65 вносит-
ся указом Президента Российской Федерации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 4
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Дайте определение конституции.
2) Что такое высшая юридическая сила конституции?
3) В чем состоит сущность конституции?
4) Дайте понятие конституции юридической и фактической.
5) Форма и структура конституций в зарубежных странах.
6) По каким основаниям можно классифицировать конституции?
7) Какой порядок принятия конституции вы считаете наиболее демократическим?
8) Как вы оцениваете институт конституционного надзора?
Лекция 5
ПОНЯТИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1) Понятие конституционного строя.
2) Основные характеристики Российского государства.
3) Конституционные основы политических, экономических и духовно-культурных
отношений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Конституционный строй — это определенный способ организа-
ции государства, закрепленный в его конституции.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству,
в котором конституция охраняет права и свободы человека и гражданина, а госу-
дарство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.
Таким образом, конституционный строй России — это способ организации го-
сударства, при котором обеспечивается соблюдение прав и свобод личности и под-
чинение государства праву.
Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя:
1) воздействуют на общественные отношения путем установления определен-
ных начал устройства общества и государства;
2) как правило, не порождают конкретных правоотношений;
24
Лекция 5. Понятие и закрепление
конституционного строя в Конституции Российской Федерации
3) определяют содержание правового воздействия на все сферы обществен-
ных отношений;
4) адресованы всем субъектам права;
5) имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции Рос-
сийской Федерации, могут быть изменены только путем принятия новой
Конституции Российской Федерации.
Нормы, составляющие институт «основы конституционного строя», закрепля-
ют и регулируют следующие группы общественных отношений:
1) гуманистические основы конституционного строя;
2) основные характеристики государства;
3) основы организации государственной власти и местного самоуправления;
4) конституционные основы гражданского общества.
Гуманизм — важнейший правовой принцип, находящийся в основе всего про-
цесса правового регулирования. Он указывает на то, что человек, его права и сво-
боды — это высшая ценность, все ветви власти, весь государственный механизм
призван служить главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
Основные обязанности государства сводятся к признанию, соблюдению и защите
прав и свобод, вытекающих из естественного права.
Признание прав и свобод означает закрепление в Конституции Российской Фе-
дерации и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнан-
ными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вы-
текающих из естественного права. Соблюдение прав и свобод требует от государ-
ственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или
ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации. Защи-
та прав и свобод предусматривает действия судебных и административных орга-
нов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения,
а также создание соответствующих правовых гарантий.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
К основным характеристикам российского государства относятся:
демократизм, правовой характер, республиканская форма правле-
ния, федерализм, а также социальный и светский характер.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Демократизм российского государства, провозглашенный в ст. 1 Конституции
Российской Федерации, раскрывается в других ее статьях и в текущем законода-
тельстве. Важнейшими признаками демократического государства являются, во-
первых, народовластие: носителем суверенитета и единственным источником вла-
сти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Конститу-
ция Российской Федерации устанавливает формы осуществления народовластия —
представительную и непосредственную демократию. Представительная демокра-
тия — осуществление народом власти через выборных полномочных представи-
телей. Непосредственная демократия — форма непосредственного волеизъявления
народа или каких-либо групп населения (референдум и выборы). Во-вторых, обес-
печение прав и свобод человека и гражданина, в этом проявляется тесная связь
25
демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демо-
кратического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается за-
конность.
Правовым государством является государство, которое во всей своей деятель-
ности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и сво-
бод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его про-
возглашения. Правовое государство характеризуется основными признаками: при-
оритет прав и свобод человека и гражданина; независимость суда; верховенство
Конституции Российской Федерации; приоритет международного права, разделе-
ние властей.
Российская Федерация провозглашена республикой, следовательно, провозгла-
шен отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной
властью, основанного на индивидуальном праве; формирование государственных
органов осуществляется путем свободных выборов и на ограниченный срок.
Территориальное устройство России основывается на принципе федерализма.
Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов.
Конституция Российской Федерации закрепила Федерацию, состоящую из 83 рав-
ноправных субъектов. Федеративное устройство Российской Федерации основы-
вается на ряде принципов: государственная целостность Российской Федерации;
единство системы государственной власти; равноправие субъектов Российской Фе-
дерации во взаимоотношениях между собой; равноправие субъектов Российской
Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Россия провозглашается социальным государством. Социальное государство
стремится обеспечить каждому гражданину достойный жизненный уровень, уста-
навливая следующие обязанности для себя:
1) охрана труда и здоровья людей;
2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых граждан;
4) развитие системы социальных служб.
Характеристика Российской Федерации как светского государства означает, что
государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не
вмешиваются в дела друг друга; также никакая религия не может устанавливаться
в качестве государственной или обязательной.
Основы организации государственной власти в Российской Федерации базиру-
ются на двух ведущих принципах: суверенитет государства и разделение властей.
Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость госу-
дарственной власти внутри страны и по отношению к другим государствам. Вер-
ховенство государственной власти — это ее неограниченность ничем, кроме кон-
ституции, естественного права и закона. Независимость государственной власти
означает, что только она сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать
конституционный порядок.
В Российской Федерации принцип разделения властей является одним из ос-
новных принципов Конституции Российской Федерации. В ст. 10 предусмотрено,
что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе