ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4238
Скачиваний: 11
10.3 Региональные международные организации (общая характеристика) 71
Канада, США и Япония. Руководящими органами Совета Европы являются Ко-
митет министров, Парламентская Ассамблея, Конгресс местных и региональных
властей Европы и Секретариат. Отдельное место в Совете Европы занимает Ев-
ропейский суд по правам человека. Его основное назначение — рассмотрение ин-
дивидуальных и коллективных жалоб на нарушения прав человека, предусмот-
ренных Конвенцией о защите прав и основных свобод человека 1950 г. Органи-
зация Североатлантического договора (НАТО) создана 4 апреля 1949 г. Целями
НАТО являются обеспечение свободы и безопасности всех членов политически-
ми и военными средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН.
Организация намерена предпринимать совместные действия и осуществлять все-
стороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-членов.
НАТО призвана обеспечивать справедливый и прочный мир в Европе на основе
общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства. Участники
Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры
мирными средствами, они воздерживаются в своих международных отношениях
от угрозы силой или применения силы каким бы то ни было способом, несов-
местимым с целями ООН. Вооруженное нападение против одной или нескольких
стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападе-
ние против всех стран. Руководящими органами НАТО являются Североатланти-
ческий Совет, Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования,
другие комитеты, Генеральный Секретарь. Военная структура НАТО состоит из
Военных комитетов, Постоянного военного комитета и Международного военного
штаба. Штаб-квартира НАТО расположена в г. Брюсселе. Договор о Европейском
Союзе (ЕС) подписан в Маастрихте (Нидерланды) в 1992 г., который вступил в си-
лу 1 ноября 1993 г. ЕС состоит из Европейских сообществ, а последние, в свою
очередь, состоят из Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ),
Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Европейского экономического
сообщества (ЕЭС). Целями ЕС являются образование тесного союза народов Ев-
ропы; содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу
посредством создания пространства без внутреннего рынка, усиления экономи-
ческого и социального взаимодействия, образования экономического и валютного
союза и создания в перспективе единой валюты. Целями общей внешней политики
и политики безопасности ЕС являются защита общих ценностей, основных инте-
ресов и независимости ЕС, укрепление безопасности Союза и входящих в него
государств, мира и международной безопасности, содействие развитию междуна-
родного сотрудничества, демократии, соблюдению прав и свобод человека. Страны
ЕС должны предоставлять друг другу и Совету всю необходимую информацию по
любому вопросу, представляющему взаимный интерес во внешней политике и по-
литике безопасности. Они должны координировать свои действия в международ-
ных конференциях. Основными органами ЕС являются Европейский парламент,
Комиссия, Совет, Суд, Палата аудиторов, Европейский совет. Членами ЕС являют-
ся 28 государств. Штаб-квартира Организации расположена в г. Брюсселе.
72
Лекция 10. Право международных организаций
10.4 Международные конференции
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Межправительственные
международные
конференции —
это временные коллективные органы суверенных государств-
участников, создаваемые для достижения согласованных целей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Цели и деятельность любой межправительственной конференции должны со-
ответствовать общепризнанным принципам международного права. Конференции
могут иметь наименования «съезд», «конгресс», «конференция», «совещание». По
кругу участников межправительственные конференции подразделяются на универ-
сальные, в работе которых имеет право принять участие любое государство ми-
ра, и региональные, участниками которых являются государства, принадлежащие
к определенному региону. Межправительственные конференции созываются либо
международными организациями (в рамках последних или под их эгидой), либо
государствами-инициаторами. В зависимости от целей созыва межправительствен-
ные конференции делятся на мирные, политические, экономические, дипломати-
ческие и смешанные. Конференции созываются для целей подготовки и принятия
международных договоров, в том числе и уставов межправительственных орга-
низаций, обсуждения определенных международных проблем, обмена мнениями
и информацией, а также выработки рекомендаций. С предложением (инициати-
вой) о созыве конференции могут выступать одно или несколько государств или
международная организация. Подготовка конференции начинается с определения
цели ее созыва исходя из которой формулируется повестка дня. Часто осуществ-
ляется предварительное согласование мнений государств относительно повестки
дня конференции. Заранее согласовываются также и уровень представительства,
время и место проведения, правила процедуры. Согласование мнений государств
относительно созыва конференции происходит по дипломатическим каналам или
в рамках специальных консультаций. Каждое участвующее государство проводит
работу по подготовке к участию в конференции. С этой целью происходит об-
мен мнениями с другими предполагаемыми участниками. Для работы конферен-
ции определяется ее регламент и формируются временные руководящие органы:
председатель конференции, несколько его заместителей; генеральный докладчик,
а также вспомогательные органы: комитеты; рабочие группы. Для принятия ре-
шения по существу может требоваться квалифицированное большинство (обычно
2/3 от числа присутствующих и принимающих участие в голосовании). По проце-
дурным вопросам решения принимаются простым арифметическим большинством
голосов. Большинство международных межправительственных конференций про-
водится с целью принятия международных договоров. В других случаях целями
международной конференции может быть принятие докладов, деклараций и резо-
люций либо обмен мнениями, информацией и т. д. На отдельных конференциях
принимается заключительный акт, в котором указываются название или цель кон-
ференции, участники, время и место ее проведения, содержатся сведения об итогах
и достижениях конференции (например, о принятии конвенции, доклада, деклара-
ций, резолюций и т. д.).
Контрольные вопросы по лекции 10
73
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 10
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Дайте понятие международной межправительственной организации.
2) Назовите главные органы ООН и определите их функции.
3) Каковы особенности региональных международных организаций?
4) Каково назначение международных конференций?
Лекция 11
ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
1) Международно-правовые средства обеспечения международной безопас-
ности
2) Ограничение вооружений и разоружение
11.1 Международно-правовые средства
обеспечения международной безопасности
Главная роль в поддержании и укреплении международного мира и безопасно-
сти отводится Организации Объединенных Наций. Деятельность ООН базируется
на совместных действиях государств в соответствии с общепризнанными прин-
ципами международного права. От имени международного сообщества главные
цели и задачи ООН в деле поддержания мира и безопасности осуществляют Ге-
неральная Ассамблея и Совет Безопасности. Генеральная Ассамблея может об-
суждать любые вопросы или дела, относящиеся к поддержанию международного
мира и безопасности, в том числе рассматривать общие принципы сотрудничества
в этой области и делать в их отношении рекомендации государствам и Совету Без-
опасности до или после обсуждения. На Совет Безопасности возложена главная
ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он явля-
ется единственным органом ООН, который обладает правом предпринимать дей-
ствия, превентивные и принудительные, от имени ООН, в том числе объединен-
ными вооруженными силами государств-членов ООН. Устав ООН устанавливает,
что такие силы могут применяться в случае угрозы миру, нарушений мира и актов
11.2 Ограничение вооружений и разоружение
75
агрессии для поддержания или восстановления международного мира и безопас-
ности. Квалификации Совета Безопасности конкретной политической ситуации яв-
ляются юридической базой для его дальнейших действий по поддержанию мира.
Совет Безопасности может прибегнуть к временным мерам — предъявлению тре-
бований о прекращении огня, отводу войск на ранее занимаемые позиции, выводу
войск с оккупированной территории, проведению временной демаркационной ли-
нии, созданию демилитаризованной зоны и т. д. Совет Безопасности вправе, в зави-
симости от развития ситуации, принять как меры, не связанные с использованием
вооруженных сил, так и меры с их применением. К первым относится полный или
частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воз-
душных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также
разрыв дипломатических отношений. Ко вторым относится использование воен-
ных воздушных, морских или сухопутных сил каких-либо государств для проведе-
ния военных операций. Кроме того, в целях обеспечения поддержания состояния
мира в отдельных конфликтных регионах проводятся операции по поддержанию
мира. Они обычно делятся на две категории: миссии военных наблюдателей, со-
стоящие из невооруженных офицеров, и силы по поддержанию мира, включаю-
щие контингенты войск, имеющие легкое оружие, используемое только для са-
мообороны. Операции по поддержанию мира проводятся при наличии обоюдного
согласия сторон, прекращения боевых действий, разъединения вооруженных сил,
создания буферной зоны между ними. Помимо всеобщей системы международной
безопасности Устав ООН предусматривает возможность создания региональных
систем поддержания международного мира. Региональные системы безопасности
составляют часть всемирной системы безопасности. В учредительных актах таких
региональных организаций, как Лига арабских государства, Африканский союз,
Организация американских государств, ОАЕ, ОАГ, содержатся положения о кол-
лективных мерах в случае вооруженного нападения против какого-либо из их чле-
нов. На европейском континенте региональную безопасность поддерживают такие
организации, как ОБСЕ, НАТО, СНГ и др.
11.2 Ограничение вооружений и разоружение
Разоружением принято считать комплекс мер, направленных на прекращение
наращивания средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Современное международное право не содержит нормы, прямо
обязывающей государства разоружаться.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государства обязаны сотрудничать в данной сфере в целях обеспечения между-
народного мира и международной безопасности. В настоящее время разоружение
подразумевает полное уничтожение отдельных видов вооружений, частичное со-
кращение вооружений, а также ограничение в распространении вооружений. Дей-
ствующее международное право запрещает испытывать ядерное оружие в атмо-
сфере, в космическом пространстве и под водой (Договор о запрещении испы-