ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10518
Скачиваний: 7
26
РАЗДЕЛ I. Основы теории государства и права
ки: полупрезидентская, полупарламентская, с преобладанием черт той или другой
республики, а иногда и с такими чертами, которые не были присущи ни прези-
дентской, ни парламентской республике
1
.
Республиканская форма правления характерна для современных конституци-
онных государств с демократическим политическим режимом, однако необходимо
иметь в виду два момента.
Во-первых, республики существовали и в рабовладельческом обществе, и при
феодализме, правда, на ограниченной территории: как правило, это были города-
республики.
Во-вторых, за внешне демократической республиканской формой правления
вполне может стоять авторитарный политический режим. Сама идея демократии
и республики как наиболее демократической формы правления приобрела боль-
шую популярность в XX в. И распад колониальной системы, за незначительными
исключениями, повлек за собой образование именно республик в Азии, Африке,
Латинской Америке. Многие страны, однако, ни по уровню экономического, ни по
уровню культурного развития оказались не готовы к восприятию демократических
идей и возвратились к авторитаризму.
Таким образом, после рассмотрения различных форм правления возможно уточ-
нить понимание принципиальных вопросов организации и деятельности государ-
ственного аппарата. Проблема формы правления — это прежде всего проблема при-
знания или непризнания разделения властей, способов формирования и соотноше-
ния органов законодательной и исполнительной власти, проблема их ответствен-
ности перед народом.
2.3 Форма государственного устройства
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Форма государственного устройства — это политико-террито-
риальное устройство государства, характер взаимоотношений
между центральными и местными властями.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Решать абсолютно все задачи, стоящие перед государством, из центра неце-
лесообразно, а во многих случаях и невозможно. Поэтому территория государства
после определенного порога численности населения и размеров территории делит-
ся на части, каждая из которых имеет свои органы власти и управления. Характер
взаимоотношений между центральными и местными органами и составляет про-
блему государственного устройства.
Она возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства,
далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специ-
альных органов и учреждений для управления периферией.
Возможны различные варианты взаимоотношений между центральными и мест-
ными властями. По форме государственного устройства различают унитарные и фе-
деративные государства. Кроме того, в теории государства и права традиционно
1
Сравнительное конституционное право. С. 465.
Лекция 2. Форма государства
27
определенное внимание уделяется различным видам объединений государств: кон-
федерациям, содружествам, сообществам и т. п.
Унитарным (unus (лат.) — один) является единое государство, части которого не
обладают признаками государственности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
К унитарным государствам относится, например, Республика Беларусь, что за-
креплено в ч. 1 ст. 1 Конституции: «Республика Беларусь — унитарное демократи-
ческое социальное правовое государство».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Унитарное государство делится на административно-территориальные едини-
цы. Они не обладают политической самостоятельностью, хотя в экономической,
социальной, культурной сферах могут наделяться значительной компетенцией для
управления соответствующей территорией с учетом ее особенностей. Как правило,
административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический ста-
тус, равное положение по отношению к государству в целом (это симметричные
унитарные государства). Если же на той или иной территории существуют до-
статочно яркие национальные, исторические, культурные или иные особенности,
которые обусловливают специфические подходы к управлению данной территори-
ей, может иметь место политическая или административная автономия (это асим-
метричные унитарные государства). Права у органов административной автоно-
мии несколько шире, чем у органов обычных административно-территориальных
единиц, но границы самостоятельности автономий устанавливают высшие органы
государства. Административно-территориальное деление может быть двух-, трех-
или четырехзвенным. Его не имеют вообще только некоторые крайне малые госу-
дарства.
Унитарное государство характеризуется единой структурой государственного
аппарата на всей территории страны. Компетенция высших органов ни юридиче-
ски, ни фактически не ограничена компетенцией местных органов. В зависимости
от административно-территориального деления государства действует один уро-
вень высших органов государства и один или несколько уровней местных органов.
В унитарном государстве существует единое гражданство, административно-
территориальные единицы собственного гражданства не имеют. Есть одна консти-
туция, единое законодательство; нормотворческая деятельность местных органов
носит подчиненный, подзаконный характер.
Унитарные государства можно разделить на децентрализованные, относитель-
но децентрализованные и централизованные с точки зрения соотношения компе-
тенции высших и местных органов, участия первых в формировании вторых. Здесь
прослеживается связь с различными моделями организации местного самоуправ-
ления.
Федерация (от лат. foedus — союз) — сложное союзное государство, части кото-
рого обладают признаками государственности.
28
РАЗДЕЛ I. Основы теории государства и права
Федерации могут быть образованы или в результате договора (иногда он за-
ключается в письменной форме) между ранее независимыми государствами, или
путем присоединения к государству территорий с сохранением их определенной
государственной самостоятельности, или вследствие развития стремлений к об-
ретению государственности в административно-территориальных или автономных
единицах унитарных государств.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В мире сейчас насчитывается 27 федераций. Это в большинстве своем доста-
точно крупные государства, расположенные на всех материках, — Австрия, ФРГ,
Россия, Индия, Малайзия, Нигерия, Танзания, США, Канада, Мексика, Аргенти-
на, Бразилия, Австралия и т. д. После Второй мировой войны число федераций
значительно возросло. В последние десятилетия наблюдаются процессы как лик-
видации (стали унитарными государствами Индонезия, Ливия, Уганда, распались
СССР, ЧССР), так и возникновения (Бельгия — 1993 г., Эфиопия — 1994 г.) федера-
тивных государств.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Субъекты, т. е. составные части федерации, в большей или меньшей степени
обладают признаками самостоятельных государств, одновременно и федерация —
единое суверенное государство. В связи с этим при конструировании и теоретиче-
ском осмыслении различных моделей федеративных государств возникает немало
практических и теоретических проблем.
В некоторых федеративных государствах составляющие их государственные
образования имеют свои конституции (США, Мексика, ФРГ) и свое гражданство
(США, Российская Федерация). В отдельных федерациях эти признаки самостоя-
тельной государственности у субъектов федераций отсутствуют (Индия, Нигерия,
Пакистан). Существуют также проблемы соотношения федерального законодатель-
ства и законодательства субъектов федераций.
Основная отличительная особенность построения государственного аппарата
в федеративных государствах — наличие двух уровней высших государственных
органов — федерации в целом и субъектов федерации. Союзный парламент, как
правило, двухпалатный, обычно здесь принята следующая модель: верхняя палата
отражает интересы субъектов федерации, от каждого субъекта федерации в нее
входит равное количество депутатов вне зависимости от численности населения;
нижняя палата избирается всем населением федерации.
Охраной внешних границ федерации занимаются федеральные погранвойска,
обороной федеративного государства — федеральные вооруженные силы.
В зависимости от принципа образования существуют национально-государст-
венные федерации (которые строятся с учетом национальных особенностей насе-
ления, но их относительно немного — Эфиопия, Бельгия, СССР) и административ-
но-территориальные федерации (США, Бразилия, Мексика, Австралия, Германия,
Австрия). Ни первый, ни второй принципы образования федераций нельзя абсолю-
Лекция 2. Форма государства
29
тизировать, каждый имеет свои плюсы и минусы, каждый может быть применен
с учетом конкретной ситуации.
Федерации, состоящие из обладающих одинаковыми полномочиями субъек-
тов, называют симметричными (СССР). В случае различия правового статуса со-
ставных частей это асимметричная федерация (Россия). Абсолютно симметричных
федераций, даже при одинаковом названии их субъектов, в настоящее время не су-
ществует, поскольку и в этом случае имеются особенности в правовом положении
составных частей сложного государства. Можно говорить лишь о наличии относи-
тельно симметричных федераций.
Возможны различные варианты взаимоотношения между центральной феде-
ральной властью и органами субъектов федерации. По этому критерию различа-
ют относительно централизованные федеративные государства со значительными
полномочиями федеральных органов, они приближаются к унитарным государ-
ствам; и относительно децентрализованные федеративные государства — со значи-
тельными полномочиями субъектов федерации.
Конфедерация (в переводе с латинского означает «сообщество») — объедине-
ние государств для решения каких-либо политических, военных, экономических,
социальных задач.
Классический пример конфедеративного союза — Соединенные Штаты Амери-
ки с 1781 до 1787 гг. (а фактически — до 1791 г., когда вступили в силу первые
10 поправок к Конституции США). Конфедерацию в первой половине XIX в. —
с 1815 по 1848 г. — образовывали швейцарские кантоны (в этой связи отметим, что
официальное название этого государства — Швейцарская Конфедерация — не отра-
жает его федеративного устройства и носит исторический характер). С 1958 по
1961 г. существовала Объединенная Арабская Республика — конфедерация Египта
и Сирии; а в 1980-е гг. — конфедерация Гамбии и Сенегала.
Субъекты конфедерации сохраняют суверенитет практически в полном объе-
ме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство,
территорию, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода; са-
мостоятельно осуществляют власть на своей территории. Некоторое ограничение
суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые повлекли добро-
вольное объединение данных государств.
Конфедерация создается, как правило, на договорной, добровольной основе
для решения определенных задач (политических, военных, экономических, соци-
альных и т. д.). Юридическое оформление конфедеративного союза происходит пу-
тем заключения договора: так, образование союза между 13 американскими шта-
тами провозгласили «Статьи конфедерации» 1781 г.
Иногда конфедерации называют государственными образованиями, но это не
вполне точный термин: следует четко определить, являются они государствами или
нет. Конфедерация не обладает признаками государства, это не государство, а со-
юз государств. Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются
необходимые органы управления, которые могут издавать нормативные акты, при-
нимать управленческие решения. Однако в предмет ведения конфедерации входит
ограниченный круг вопросов. Образуются только те органы, которые необходимы
для решения задач, стоящих перед конфедерацией. Органы конфедерации форми-
руются, как правило, высшими органами государств, входящих в конфедерацию.
30
РАЗДЕЛ I. Основы теории государства и права
Есть особенности и в процедуре принятия актов конфедерации, которые выража-
ются прежде всего в наличии достаточно широких полномочий у представителей
субъектов конфедерации.
В конфедерациях нет единого конфедеративного гражданства. Нет и единой
территории конфедерации: есть только территории субъектов конфедерации, они
сами ее и охраняют. Оборона конфедерации (если это еще и военный союз) осу-
ществляется союзной армией, но последняя состоит из воинских формирований
субъектов конфедерации.
Конфедерации не обладают суверенитетом. У органов конфедерации есть пол-
номочия в определенных сферах, но они настолько ограничены, что ни о какой
суверенности не может быть и речи.
В конфедерациях нет конституции и законодательства: есть только договор
о создании конфедерации, подписанный представителями всех субъектов конфеде-
рации. Органам конфедерации предоставляется право издания нормативных доку-
ментов, но они носят рекомендательный характер или же для вступления в юриди-
ческую силу должны быть одобрены высшими органами субъектов конфедерации.
Конфедеративные налоги не устанавливаются, как правило, нет и общей кон-
федеративной собственности. Финансовые средства, необходимые для решения
стоящих перед конфедерацией задач, объединяются по соглашению субъектов кон-
федерации. Органы конфедерации находятся на территории одного из субъектов
конфедерации, который обеспечивает их работу, предоставляет необходимую соб-
ственность.
Субъекты конфедерации имеют право сецессии, т. е. право свободного выхода
из конфедерации. А выход из состава федеративного государства рассматривается
как подрыв его целостности.
2.4 Форма государственного (политического) режима
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Политический режим — это совокупность приемов и методов,
при помощи которых осуществляется государственная власть.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В различных учебных и научных изданиях этот элемент формы государства мо-
жет именоваться по-разному: и государственным, и государственно-политическим,
и политико-правовым режимом, однако все эти категории характеризуют одно и то
же явление.
В каждом конкретном государстве складывается свой политический режим,
имеются свои особенности осуществления государственной власти. Все же по
определенным общим признакам политические режимы можно разделить на две
большие группы — авторитарные и демократические режимы.
Принято считать, что в более широком смысле изучаемая категория характери-
зует не столько деятельность государства, сколько атмосферу всей политической
жизни, господство в ней или жестких, авторитарных, или же демократических ме-
тодов властвования.