Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8519

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

101 

курсник мог работать в лабораториях, связанных с предприятиями, и участво-
вать в реальных проектах. Сегодня эта практика трансформировалась в новую 
уникальную образовательную технологию, предполагающую серьёзную работу 
студентов  по  созданию  конкретных  продуктов  (с  перспективой  продвижения 
этих  продуктов  на  рынке  через  УНИК)  –  технологию  группового  проектного 
обучения (ГПО)

1

 

Рис. 3.2 – Учебно-научный инновационный комплекс (УНИК)  

Процесс обучения студентов по методике группового проектного обуче-

ния  строится,  начиная  со  второго-третьего  курса,  вокруг  реальных  научных 
проектов

2

Основные требования, предъявляемые к проекту: 

•  инновационный и/или наукоёмкий характер разработки; 

•  перспективы коммерциализации проекта. 
Студенты-участники  группируются  в  творческие  коллективы  по  5–7  че-

ловек, для каждого проекта назначается руководитель, который поможет сфор-
мулировать и развить тематику работы, спланировать сроки и наметить инди-
видуальные задачи каждому участнику. В рамках одного проекта могут сотруд-

                                           

1

Официальный  сайт  Федерального  государственного  бюджетного  образовательного  учре-

ждения высшего образования «Томский государственный университет систем управления и 
радиоэлектроники»  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа:  https://tusur.ru/ru/nauka-i-
innovatsii/innovatsionnaya-deyatelnost (дата обращения: 27.02.2017). 

2

Там же. 


background image

102 

ничать студенты разных курсов, разных направлений обучения, разных кафедр, 
факультетов и даже вузов города, а иногда и студенты разных стран. 

Студенческие проекты, которые успешно прошли конкурс бизнес-планов 

на  этапе  ГПО,  попадают  в  студенческий  бизнес-инкубатор  (СБИ)  ТУСУР 
«Дружба» – первый студенческий бизнес-инкубатор в России

1

Инкубатор  оснащён  всем  необходимым  для  помощи  студентам  в  созда-

нии собственного дела. 

Персонал бизнес-инкубатора оказывает консультационную и организаци-

онную помощь студенческим проектам. Когда команда студентов в СБИ созда-
ёт  опытный  образец  устройства,  проект  может пройти конкурс,  и  группа  про-
должит работу уже в технологическом бизнес-инкубаторе. 

Технологический  бизнес-инкубатор  (ТБИ)  был  создан  ТУСУР  в  рамках 

реализации инновационной образовательной программы при поддержке Мини-
стерства образования и науки России. Деятельность ТБИ направлена на органи-
зацию  малых  и  средних  инновационных  предприятий:  предоставление  им 
оснащённых офисных помещений и комплексных сервисных услуг. ТБИ – это 
около  30 помещений  площадью  от  19,66 м

2

  до  74,19 м

2

,  здесь  может  быть  со-

здано около 200 рабочих мест

2

Предприятия, созданные в СБИ «Дружба» и достигшие значительного ро-

ста в ТБИ при его инфраструктурной поддержке, имеют возможность перейти в 
особую экономическую зону технико-внедренческого типа «Томск». 

Распространение  результатов  научно-инновационной  деятельности  ТУ-

СУР и его предприятий-партнёров обеспечивается эффективной работой инно-
вационной инфраструктуры  университета.  Специалисты  вуза  занимаются  про-
движением технологий, товаров и услуг, производимых наукоёмким бизнесом 
ТУСУР  через  сеть  тусуровских  представительств  в  регионах  России,  а  также 
через мосты знаний и технологий в мировых инновационных центрах

3

 

 

                                           

1

Официальный  сайт  Федерального  государственного  бюджетного  образовательного  учре-

ждения высшего образования «Томский государственный университет систем управления и 
радиоэлектроники»  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа:  https://tusur.ru/ru/nauka-i-
innovatsii/innovatsionnaya-deyatelnost (дата обращения: 27.02.2017). 

2

Там же. 

3

Там же. 


background image

103 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по главе 3 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Дайте  определение  институтам  поддержки  (развития)  субъектов  ин-

новационной деятельности. 

2.  В  чем  значение  институтов  поддержки  (развития)  субъектов  иннова-

ционной деятельности? 

3.  В  чем  состоят  основные  цели  деятельности  АО  «Российская  венчур-

ная компания»? 

4.  В чем состоят основные цели деятельности АО «РОСНАНО»? 
5.  В  чем  состоят  основные  цели  деятельности  Государственного  учре-

ждения «Фонд развития промышленности» (ГУ «ФРП»)? 

6.  В чем состоят основные цели деятельности ФГБУ «Фонд содействия 

развитию  малых  форм  предприятий  в  научно-технической  сфере» 
(Фонд содействия)? 

7.  В чем состоят основные цели ГК «Внешэкономбанк»? 
8.  В чем состоят основные цели АО «Российский Банк поддержки мало-

го и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк»)? 

9.  В  чем  состоят  основные  цели  Фонда  развития  Центра  разработки  и 

коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»)? 

10. Дайте классификацию инновационной инфраструктуры. 
 

 

 


background image

104 

4 Государственные и муниципальные программы  

поддержки инновационной деятельности 

4.1 Порядок разработки и утверждения государственных,  
муниципальных программ поддержки субъектов инновационной 
деятельности 

Государственные и муниципальные программы поддержки субъектов ин-

новационной деятельности формируются в зависимости от источников финан-
сирования мер поддержки инновационной деятельности. В частности, если му-
ниципальная программа финансируется исключительно из средств муниципаль-
ного  бюджета  (на  реализацию  программы  не  были  предоставлены  денежные 
средства федерального или регионального бюджетов), то ее условия реализации 
определяют органы местного самоуправления. 

В  том  случае,  если  муниципальному  образованию  были  предоставлены 

денежные средства из соответствующих бюджетов, то условия реализации про-
граммы определяются в рамках условия предоставления бюджетных средств. 

К  примеру,  приказом  от  25.03.2015  № 167  Минэкономразвития  «Об 

утверждении  условий  конкурсного  отбора  субъектов  РФ,  бюджетам  которых 
предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную под-
держку  малого  и  среднего  предпринимательства,  включая  крестьянские  (фер-
мерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструкту-
ру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» определило 
условия предоставления бюджетных средств из федерального бюджета

1

В  настоящее  время  согласно  данному  приказу  Минэкономразвития  Рос-

сии  завершило  конкурсный  отбор  субъектов  РФ  для  предоставления  в  2016 г. 
субсидий  бюджетам  субъектов  РФ  для  финансирования  мероприятий,  осу-

                                           

1

Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам 

которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддерж-
ку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и 
требований  к  организациям,  образующим  инфраструктуру  поддержки  субъектов  малого  и 
среднего  предпринимательства  :  Приказ  Минэкономразвития  России  от  25.03.2015  №  167 
[Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим до-
ступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.02.2017). 


background image

105 

ществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего 
предпринимательства

1

В 2016 г. конкурсный отбор продемонстрировал высокий спрос со сторо-

ны  регионов  на  мероприятия,  софинансируемые  в  рамках  программы.  В  кон-
курсе приняли участие 85 субъектов РФ, было рассмотрено 613 конкурсных за-
явок  на  общую  сумму  18,9 млрд  руб.  Данная  цифра  более  чем  в  два  раза 
превышает установленный объем финансирования из федерального бюджета в 
рамках  подпрограммы  «Развитие  малого  и  среднего  предпринимательства» 
государственной  программы  РФ  «Экономическое  развитие  и  инновационная 
экономика»

2

По итогам отбора конкурсной комиссией принято решение о распределе-

нии 9,6 млрд рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ для 
финансирования  мероприятий,  осуществляемых  в  рамках  оказания  государ-
ственной поддержки МСП

3

Наиболее  востребованными  в  2016 г.  со  стороны  регионов  стали  меро-

приятия по модернизации производства (поддержаны в размере 3,23 млрд руб. 
или  29%  от  общего  объема  средств,  предусмотренных  на  поддержку  МСП  в 
2016 г.),  поддержке  муниципальных  программ,  в  том  числе  моногородов 
(1,87 млрд  рублей  или  17%  от  общего  объема  средств),  созданию  и  развитию 
инфраструктуры  поддержки  МСП  (1,83 млрд  руб.  или  16%  от  общего  объема 
средств), в том числе инфраструктуры поддержки МСП, осуществляющей свою 
деятельность  в  области  инноваций  и  промышленного  производства 
(1,33 млрд руб. или 12% от общего объема средств)

4

В рамках поддержанных проектов по созданию и развитию инфраструк-

туры  поддержки  в области  инноваций и  промышленного  производства  можно 
отметить: 

1.  Создание и развитие центра  сертификации, стандартизации и  испыта-

ний в области авиастроения в Иркутской области совместно с ОАО «Корпора-
ция «Иркут» (проект стартовал в 2015 г., в 2016 г. продолжено его финансиро-
вание).  В  рамках  реализации  центра  предусмотрены  стандартизация  и 
сертификации  производств  поставщиков  авиационной  продукции  низких  тех-

                                           

1

Официальный  сайт  Министерства  экономического  развития  Российской  Федерации  [Элек-

тронный ресурс]. – Режим доступа:  
http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/20160513 (дата обращения: 27.02.2017). 

2

Там же. 

3

Там же. 

4

Там же.