Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8519
Скачиваний: 10
101
курсник мог работать в лабораториях, связанных с предприятиями, и участво-
вать в реальных проектах. Сегодня эта практика трансформировалась в новую
уникальную образовательную технологию, предполагающую серьёзную работу
студентов по созданию конкретных продуктов (с перспективой продвижения
этих продуктов на рынке через УНИК) – технологию группового проектного
обучения (ГПО)
1
.
Рис. 3.2 – Учебно-научный инновационный комплекс (УНИК)
Процесс обучения студентов по методике группового проектного обуче-
ния строится, начиная со второго-третьего курса, вокруг реальных научных
проектов
2
.
Основные требования, предъявляемые к проекту:
• инновационный и/или наукоёмкий характер разработки;
• перспективы коммерциализации проекта.
Студенты-участники группируются в творческие коллективы по 5–7 че-
ловек, для каждого проекта назначается руководитель, который поможет сфор-
мулировать и развить тематику работы, спланировать сроки и наметить инди-
видуальные задачи каждому участнику. В рамках одного проекта могут сотруд-
1
Официальный сайт Федерального государственного бюджетного образовательного учре-
ждения высшего образования «Томский государственный университет систем управления и
радиоэлектроники» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tusur.ru/ru/nauka-i-
innovatsii/innovatsionnaya-deyatelnost (дата обращения: 27.02.2017).
2
Там же.
102
ничать студенты разных курсов, разных направлений обучения, разных кафедр,
факультетов и даже вузов города, а иногда и студенты разных стран.
Студенческие проекты, которые успешно прошли конкурс бизнес-планов
на этапе ГПО, попадают в студенческий бизнес-инкубатор (СБИ) ТУСУР
«Дружба» – первый студенческий бизнес-инкубатор в России
1
.
Инкубатор оснащён всем необходимым для помощи студентам в созда-
нии собственного дела.
Персонал бизнес-инкубатора оказывает консультационную и организаци-
онную помощь студенческим проектам. Когда команда студентов в СБИ созда-
ёт опытный образец устройства, проект может пройти конкурс, и группа про-
должит работу уже в технологическом бизнес-инкубаторе.
Технологический бизнес-инкубатор (ТБИ) был создан ТУСУР в рамках
реализации инновационной образовательной программы при поддержке Мини-
стерства образования и науки России. Деятельность ТБИ направлена на органи-
зацию малых и средних инновационных предприятий: предоставление им
оснащённых офисных помещений и комплексных сервисных услуг. ТБИ – это
около 30 помещений площадью от 19,66 м
2
до 74,19 м
2
, здесь может быть со-
здано около 200 рабочих мест
2
.
Предприятия, созданные в СБИ «Дружба» и достигшие значительного ро-
ста в ТБИ при его инфраструктурной поддержке, имеют возможность перейти в
особую экономическую зону технико-внедренческого типа «Томск».
Распространение результатов научно-инновационной деятельности ТУ-
СУР и его предприятий-партнёров обеспечивается эффективной работой инно-
вационной инфраструктуры университета. Специалисты вуза занимаются про-
движением технологий, товаров и услуг, производимых наукоёмким бизнесом
ТУСУР через сеть тусуровских представительств в регионах России, а также
через мосты знаний и технологий в мировых инновационных центрах
3
.
1
Официальный сайт Федерального государственного бюджетного образовательного учре-
ждения высшего образования «Томский государственный университет систем управления и
радиоэлектроники» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tusur.ru/ru/nauka-i-
innovatsii/innovatsionnaya-deyatelnost (дата обращения: 27.02.2017).
2
Там же.
3
Там же.
103
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 3
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Дайте определение институтам поддержки (развития) субъектов ин-
новационной деятельности.
2. В чем значение институтов поддержки (развития) субъектов иннова-
ционной деятельности?
3. В чем состоят основные цели деятельности АО «Российская венчур-
ная компания»?
4. В чем состоят основные цели деятельности АО «РОСНАНО»?
5. В чем состоят основные цели деятельности Государственного учре-
ждения «Фонд развития промышленности» (ГУ «ФРП»)?
6. В чем состоят основные цели деятельности ФГБУ «Фонд содействия
развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»
(Фонд содействия)?
7. В чем состоят основные цели ГК «Внешэкономбанк»?
8. В чем состоят основные цели АО «Российский Банк поддержки мало-
го и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк»)?
9. В чем состоят основные цели Фонда развития Центра разработки и
коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»)?
10. Дайте классификацию инновационной инфраструктуры.
104
4 Государственные и муниципальные программы
поддержки инновационной деятельности
4.1 Порядок разработки и утверждения государственных,
муниципальных программ поддержки субъектов инновационной
деятельности
Государственные и муниципальные программы поддержки субъектов ин-
новационной деятельности формируются в зависимости от источников финан-
сирования мер поддержки инновационной деятельности. В частности, если му-
ниципальная программа финансируется исключительно из средств муниципаль-
ного бюджета (на реализацию программы не были предоставлены денежные
средства федерального или регионального бюджетов), то ее условия реализации
определяют органы местного самоуправления.
В том случае, если муниципальному образованию были предоставлены
денежные средства из соответствующих бюджетов, то условия реализации про-
граммы определяются в рамках условия предоставления бюджетных средств.
К примеру, приказом от 25.03.2015 № 167 Минэкономразвития «Об
утверждении условий конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых
предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную под-
держку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фер-
мерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструкту-
ру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» определило
условия предоставления бюджетных средств из федерального бюджета
1
.
В настоящее время согласно данному приказу Минэкономразвития Рос-
сии завершило конкурсный отбор субъектов РФ для предоставления в 2016 г.
субсидий бюджетам субъектов РФ для финансирования мероприятий, осу-
1
Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам
которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддерж-
ку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и
требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства : Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167
[Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим до-
ступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.02.2017).
105
ществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства
1
.
В 2016 г. конкурсный отбор продемонстрировал высокий спрос со сторо-
ны регионов на мероприятия, софинансируемые в рамках программы. В кон-
курсе приняли участие 85 субъектов РФ, было рассмотрено 613 конкурсных за-
явок на общую сумму 18,9 млрд руб. Данная цифра более чем в два раза
превышает установленный объем финансирования из федерального бюджета в
рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства»
государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная
экономика»
2
.
По итогам отбора конкурсной комиссией принято решение о распределе-
нии 9,6 млрд рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ для
финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государ-
ственной поддержки МСП
3
.
Наиболее востребованными в 2016 г. со стороны регионов стали меро-
приятия по модернизации производства (поддержаны в размере 3,23 млрд руб.
или 29% от общего объема средств, предусмотренных на поддержку МСП в
2016 г.), поддержке муниципальных программ, в том числе моногородов
(1,87 млрд рублей или 17% от общего объема средств), созданию и развитию
инфраструктуры поддержки МСП (1,83 млрд руб. или 16% от общего объема
средств), в том числе инфраструктуры поддержки МСП, осуществляющей свою
деятельность в области инноваций и промышленного производства
(1,33 млрд руб. или 12% от общего объема средств)
4
.
В рамках поддержанных проектов по созданию и развитию инфраструк-
туры поддержки в области инноваций и промышленного производства можно
отметить:
1. Создание и развитие центра сертификации, стандартизации и испыта-
ний в области авиастроения в Иркутской области совместно с ОАО «Корпора-
ция «Иркут» (проект стартовал в 2015 г., в 2016 г. продолжено его финансиро-
вание). В рамках реализации центра предусмотрены стандартизация и
сертификации производств поставщиков авиационной продукции низких тех-
1
Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Элек-
тронный ресурс]. – Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/20160513 (дата обращения: 27.02.2017).
2
Там же.
3
Там же.
4
Там же.