Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8514

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

106 

нологических переделов на предмет их соответствия международным и отрас-
левым стандартам качества, в том числе в рамках программы запуска и произ-
водства  самолета  МС-21,  а  также  проведение  контроля  качества  и  испытаний 
машиностроительных материалов и изделий. Реализация проекта в 2015 г. поз-
волила оказать 124 услуги для 43 субъектов МСП. 

2. Проект по созданию центра инжиниринга в сфере биотехнологий в Ал-

тайском крае. Проект реализуется в формате межрегионального с высокой ин-
новационной  составляющей  начиная  с  2014 г.  В него  вовлечены  4 сибирских 
региона  –  Новосибирская  область,  Томская  область,  Кемеровская  область  и 
Красноярский край. В рамках специализации центра предусмотрено внедрение 
таких технологий, как переработка и утилизация отходов агропищевого сектора 
методами  промышленной  биотехнологии;  разработка,  промышленные  испыта-
ния и внедрение биотехнологических продуктов для агропромышленного ком-
плекса. В 2015 г. центром оказано 274 услуги для 154 субъектов МСП. 

3.  Проект  по  созданию  центра  сертификации  и  испытаний  в  г.  Комсо-

мольске-на-Амуре. Проект стартовал в 2016 г. в рамках реализации п. 14 разде-
ла I  долгосрочного  плана  комплексного  социально-экономического  развития 
г. Комсомольск-на-Амуре,  утвержденного  распоряжением  Правительства. 
В рамках  специализации  центра  предусмотрены  стандартизация  и  сертифика-
ции производств поставщиков авиационной продукции и судостростроения. 

Распределение  субсидий  бюджетам  субъектов  РФ  для  финансирования 

мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки 
малого и среднего предпринимательства, представлено в приложении А

1

4.2 Общие требования к субъектам инновационной деятельности 
при предоставлении финансовой поддержки 

Требования  к  субъектам  инновационной  деятельности  могут  устанавли-

ваться  органами  государственной  власти,  органами  местного  самоуправления 
для целей определения круга получателей финансовой поддержки.  

Общие требования к проведению конкурсов на предоставление финансо-

вой поддержки субъектам инновационной деятельности сводятся к следующе-
му. 

 

                                           

1

Официальный  сайт  Министерства  экономического  развития  Российской  Федерации  [Элек-

тронный ресурс]. – Режим доступа: 
http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/20160513 (дата обращения: 27.02.2017). 


background image

107 

1. Дата создания (появления) субъекта инновационной деятельности. 
Конкурсный отбор может быть рассчитан на недавно созданных юриди-

ческих  лиц  и  зарегистрированных  индивидуальных  предпринимателях  либо 
уже продолжительное время действующих таких субъектах. 

2. Не находятся в состоянии реорганизации, ликвидации, банкротства. 
3. Не имеют просроченной задолженности по уплате налогов и иных обя-

зательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, а также 
по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе. 

4.  Не  имеют  неурегулированной  просроченной  задолженности  по  зара-

ботной  плате,  по  ранее  предоставленной  государственной  поддержке,  задол-
женности по оплате уставного капитала. 

5. Не занимаются производством подакцизных товаров, а также добычей 

и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных 
полезных ископаемых). 

6.  Не  являются  кредитными  организациями,  страховыми  организациями 

(за  исключением потребительских  кооперативов), инвестиционными  фондами, 
негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками 
рынка ценных бумаг, ломбардами, участниками соглашений о разделе продук-
ции. 

7. Не осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорно-

го бизнеса. 

8. Не являются в соответствии с порядком, установленным законодатель-

ством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, 
нерезидентами  Российской  Федерации,  за  исключением  случаев,  предусмот-
ренных международными договорами Российской Федерации. 

9. Подготовили и представили заявку в соответствии с условиями прове-

дения конкурса. 

10.  Имеют  размер  средней  заработной  платы,  установленный  наемным 

работникам на момент подачи заявок и на период действия договора о предо-
ставления  субсидии,  не  ниже  прожиточного  минимума  трудоспособного насе-
ления по соответствующему муниципальному образованию региона. 

11. Подтвердили понесенные затраты, связанные с началом предпринима-

тельской деятельности, в установленном объеме от суммы запрашиваемой суб-
сидии в составе заявки на конкурс. 


background image

108 

Для  субъектов  инновационной  деятельности  устанавливаются  дополни-

тельно специальные требования, к примеру

1

1. Имеют экспертное заключение или получили поддержку от институтов 

развития. 

2.  Являются  резидентами  технопарков,  инновационно-технологических 

центров, инновационных бизнес-инкубаторов. 

3.  Являются  победителями  конкурсов  инновационных  проектов  феде-

рального и регионального уровня. 

4.  Созданы  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от  2 августа  2009 г. 

№ 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-
ской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образователь-
ными  учреждениями  хозяйственных  обществ  в  целях  практического  примене-
ния  (внедрения)  результатов  интеллектуальной  деятельности»  и  направили 
уведомление о начале деятельности в федеральный орган исполнительной вла-
сти,  осуществляющий  функции  по  выработке  государственной  политики  и 
нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической 
деятельности. 

4.3 Понятие и порядок предоставления субсидий из бюджетов 

Одной из форм государственной поддержки инновационной деятельности 

является  финансовое  обеспечение  (в  том  числе  субсидии,  гранты,  кредиты, 
займы, гарантии, взносы в уставный капитал)

2

Отношения,  связанные  с  предоставлением  бюджетных  средств,  регули-

руются  Бюджетным  кодексом  РФ

3

  и  иными  нормативно-правовыми  актами. 

Одной из форм финансового обеспечения является субсидия. 

Субсидия  (лат.  subsidium  –  помощь,  поддержка)  –  разовое  пособие  в  де-

нежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного 
бюджета,  местных  бюджетов  или  из  специальных  фондов  физическим  и  юри-
дическим лицам, местным органам, другим государствам

4

                                           

1

Постановление Администрации Томской области от 28.07.2010 № 151а // Собрание законо-

дательства Томской области. – 2010. – № 8/1 (61). – 16 авг. 

2

О  науке  и  государственной  научно-технической  политике  :  Федеральный  закон  от 

23.08.1996 № 127-ФЗ // Российская газета. – 1996. – № 167. – 03 сент. 

3

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Российская газета. – 

1998. – № 153–154. – 12 авг.  

4

Райзберг  Б. А.,  Лозовский  Л. Ш.,  Стародубцева  Е. Б.  Современный  экономический  сло-

варь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2011 // СПС «КонсультантПлюс». – 2016. 


background image

109 

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государствен-

ным  (муниципальным)  учреждениям),  индивидуальным  предпринимателям,  а 
также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставля-
ются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополу-
ченных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи 
с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, 
кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произ-
веденных  из  выращенного  на  территории  Российской  Федерации  винограда), 
выполнением работ, оказанием услуг

1

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государствен-

ным  (муниципальным)  учреждениям,  а  также  субсидий,  указанных  в  п. 6  и  7 
ст. 78  Бюджетного  кодекса  РФ),  индивидуальным  предпринимателям,  а  также 
физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных 

фондов Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных феде-
ральным  законом  о  федеральном  бюджете,  федеральными  законами  о  бюдже-
тах  государственных  внебюджетных  фондов  Российской  Федерации  и  прини-
маемыми  в  соответствии  с  ними  нормативными  правовыми  актами  Прави-
тельства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных 
органов государственной власти (федеральных государственных органов); 

2)  из  бюджета  субъекта  Российской  Федерации  и  бюджетов  территори-

альных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, преду-
смотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Рос-
сийской  Федерации,  законами  субъектов  Российской  Федерации  о  бюджетах 
территориальных  государственных  внебюджетных  фондов  и  принимаемыми  в 
соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнитель-
ного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или акта-
ми уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской 
Федерации; 

3) из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решени-

ем представительного органа муниципального образования о местном бюджете 
и  принимаемыми  в  соответствии  с  ним  муниципальными  правовыми  актами 
местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного са-
моуправления. 
                                           

1

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Российская газета. – 

1998. – № 153–154. – 12 авг. 


background image

110 

Нормативные  правовые  акты,  муниципальные  правовые  акты,  регулиру-

ющие  предоставление  субсидий  юридическим  лицам  (за  исключением  субси-
дий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным пред-
принимателям,  а  также  физическим  лицам  –  производителям  товаров,  работ, 
услуг,  должны  соответствовать  общим  требованиям,  установленным  Прави-
тельством Российской Федерации, и определять: 

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением 

государственных  (муниципальных)  учреждений),  индивидуальных  предприни-
мателей,  физических  лиц  –  производителей  товаров,  работ,  услуг,  имеющих 
право на получение субсидий; 

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нару-

шения условий, установленных при их предоставлении; 

4)  порядок  возврата  в  текущем  финансовом  году  получателем  субсидий 

остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, 
предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распо-

рядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом госу-
дарственного  (муниципального)  финансового  контроля  соблюдения  условий, 
целей и порядка предоставления субсидий их получателями. 

В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при 

их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определен-
ном  нормативными  правовыми  актами,  муниципальными  правовыми  актами, 
возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федера-
ции. 

Предоставление субсидии может осуществляться в заявительном порядке 

или  на  конкурсной  основе.  Заявительный  порядок  предоставления  субсидии 
предполагает  предоставления  необходимых  документов  уполномоченному  ор-
гану  для  предоставления  субсидии  и  при  наличии  денежных  средств  предо-
ставляется. 

Конкурсный  порядок  предоставления  субсидии  предполагает  организа-

цию конкурсного отбора среди претендентов на получение субсидии. 

К примеру, постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 

№ 1029 «О проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Пер-