ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8058
Скачиваний: 12
Лекция 1
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК
СРЕДСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
1) Понятие и виды государственного воздействия на предпринимательскую
деятельность.
2) Лицензирование как средство государственного регулирования.
1.1 Понятие и виды государственного воздействия
на предпринимательскую деятельность
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государственное регулирование предпринимательской деятель-
ности — управленческая деятельность государства в лице соот-
ветствующих уполномоченных органов, направленная на упорядо-
чение экономических отношений в сфере предпринимательства
с целью защиты публичных и частных интересов участников
предпринимательской деятельности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
142
РАЗДЕЛ VII. Государственное регулирование
в сфере предпринимательской деятельности
Государственное регулирование может быть прямым и косвенным.
Прямое государственное регулирование — средства воздействия на экономи-
ческие отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздей-
ствием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соот-
ветствующих субъектов. Прямые методы государственного регулирования в основ-
ном связаны с использованием административных средств воздействия на эконо-
мические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным
воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение
соответствующих субъектов.
Прямой характер применяемых при государственном регулировании админи-
стративных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компе-
тенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически
обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного
(директивного) характера на совершение определенных действий. При этом ис-
пользуются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам го-
сударственного регулирования относятся, например, государственная регистрация
субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов
предпринимательской деятельности и т. д.
Косвенное государственное регулирование — экономические средства воздей-
ствия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управлен-
ческой деятельности.
Они без прямого властного воздействия отражаются на поведении участни-
ков экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию
должного поведения посредством материальных стимулов, таких, как материаль-
ное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся, прежде
всего, средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирова-
ние, инструменты ценообразования и др.
Одно из важнейших экономических косвенных средств — прогнозирование
и планирование.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государственное прогнозирование представляет собой систему
научно обоснованных представлений о направлениях социально-
экономического развития Российской Федерации, основанных на
законах рыночного хозяйства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Планирование — деятельность государства в лице его органов
управления, а также субъектов экономической деятельности по
разработке планов, представляющих собой последовательность
действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на
достижение определенного конечного результата. Прогнозирова-
ние является предпосылкой для планирования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Лекция 1. Государственное воздействие
на предпринимательскую деятельность
143
1.2 Лицензирование как средство государственного
регулирования
Одним из основных средств государственного регулирования является лицен-
зирование.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Лицензирование — одно из средств государственного регулирова-
ния экономики, которое представляет собой разрешение государ-
ства в лице его органов на определенные действия, в том числе
на те или иные виды предпринимательской деятельности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основным нормативным актом в сфере лицензирования является Федеральный
закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. №99-ФЗ
1
.
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предот-
вращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан,
окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культу-
ры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возмож-
ность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и ин-
дивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществле-
ние лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускает-
ся. Основными задачами лицензирования отдельных видов деятельности являют-
ся предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его
руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимате-
лем, его уполномоченными представителями.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществ-
ление которых может повлечь за собой нанесение ущерба и регулирование которых
не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
• обеспечение единства экономического пространства на территории Россий-
ской Федерации;
• установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
• установление единого порядка лицензирования на территории Российской
Федерации;
• установление лицензионных требований и условий положениями о лицен-
зировании конкретных видов деятельности;
• гласность и открытость лицензирования;
• соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Условия лицензии включают количественные показатели, технические парамет-
ры, временные, территориальные и иные границы осуществления лицензируемого
вида деятельности. Другие условия могут относиться к самому предпринимате-
1
О лицензировании отдельных видов деятельности : федер. закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ //
Собрание законодательства РФ. 2011. №19. Ст. 2716.
144
РАЗДЕЛ VII. Государственное регулирование
в сфере предпринимательской деятельности
лю и содержать перечень полномочий, составляющих его компетенцию по осу-
ществлению лицензируемого вида деятельности. Иногда закон требует, чтобы при
осуществлении лицензируемого вида деятельности предприниматель не занимал-
ся какой-либо другой деятельностью (например, банковская деятельность, ведение
реестра ценных бумаг). Такой вид деятельности становится исключительным для
одного субъекта предпринимательства.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицен-
зирование которых они осуществляют.
Лицензирующие органы в пределах компетенции вправе:
1) проверять деятельность лицензиата на предмет соответствия осуществляе-
мой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
2) запрашивать и получать от лицензиата объяснения и справки по вопросам,
возникающим при проверках;
3) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указа-
нием конкретных нарушений;
4) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нару-
шения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
5) выносить предупреждение лицензиату;
6) осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.
Аннулирование лицензии производится в судебном порядке на основании обра-
щения лицензирующего органа, если в установленный срок лицензиат не устранил
нарушения, указанные лицензирующим органом, а также если нарушение лицен-
зиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба
правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства.
Лекция 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. НАЛОГОВЫЙ
КОНТРОЛЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) Понятие и виды государственного контроля за предпринимательской де-
ятельностью.
2) Налоговая система РФ.
3) Налоговый контроль при осуществлении предпринимательской деятельности.
2.1 Понятие и виды государственного контроля за
предпринимательской деятельностью
Контроль — одно из средств государственного регулирования экономики и пред-
принимательской деятельности. Поскольку государственный контроль осуществ-
ляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм
реализации государственной власти.
Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности —
система проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерче-