Файл: Предпринимательское право - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8058

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Лекция 1

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ НА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК

СРЕДСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

1) Понятие и виды государственного воздействия на предпринимательскую

деятельность.

2) Лицензирование как средство государственного регулирования.

1.1 Понятие и виды государственного воздействия
на предпринимательскую деятельность

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Государственное регулирование предпринимательской деятель-
ности 
— управленческая деятельность государства в лице соот-
ветствующих уполномоченных органов, направленная на упорядо-
чение экономических отношений в сфере предпринимательства
с целью защиты публичных и частных интересов участников
предпринимательской деятельности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

142

РАЗДЕЛ VII. Государственное регулирование

в сфере предпринимательской деятельности

Государственное регулирование может быть прямым и косвенным.
Прямое государственное регулирование — средства воздействия на экономи-

ческие отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздей-
ствием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соот-
ветствующих субъектов. Прямые методы государственного регулирования в основ-
ном связаны с использованием административных средств воздействия на эконо-
мические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным
воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение
соответствующих субъектов.

Прямой характер применяемых при государственном регулировании админи-

стративных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компе-
тенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически
обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного
(директивного) характера на совершение определенных действий. При этом ис-
пользуются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам го-
сударственного регулирования относятся, например, государственная регистрация
субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов
предпринимательской деятельности и т. д.

Косвенное государственное регулирование — экономические средства воздей-

ствия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управлен-
ческой деятельности.

Они без прямого властного воздействия отражаются на поведении участни-

ков экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию
должного поведения посредством материальных стимулов, таких, как материаль-
ное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся, прежде
всего, средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирова-
ние, инструменты ценообразования и др.

Одно из важнейших экономических косвенных средств — прогнозирование

и планирование.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Государственное прогнозирование представляет собой систему
научно обоснованных представлений о направлениях социально-
экономического развития Российской Федерации, основанных на
законах рыночного хозяйства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Планирование — деятельность государства в лице его органов
управления, а также субъектов экономической деятельности по
разработке планов, представляющих собой последовательность
действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на
достижение определенного конечного результата. Прогнозирова-
ние является предпосылкой для планирования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

Лекция 1. Государственное воздействие
на предпринимательскую деятельность

143

1.2 Лицензирование как средство государственного
регулирования

Одним из основных средств государственного регулирования является лицен-

зирование.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Лицензирование — одно из средств государственного регулирова-
ния экономики, которое представляет собой разрешение государ-
ства в лице его органов на определенные действия, в том числе
на те или иные виды предпринимательской деятельности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основным нормативным актом в сфере лицензирования является Федеральный

закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. №99-ФЗ

1

.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предот-

вращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан,
окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культу-
ры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возмож-
ность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и ин-
дивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществле-
ние лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускает-
ся. Основными задачами лицензирования отдельных видов деятельности являют-
ся предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его
руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимате-
лем, его уполномоченными представителями.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществ-

ление которых может повлечь за собой нанесение ущерба и регулирование которых
не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

• обеспечение единства экономического пространства на территории Россий-

ской Федерации;

• установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

• установление единого порядка лицензирования на территории Российской

Федерации;

• установление лицензионных требований и условий положениями о лицен-

зировании конкретных видов деятельности;

• гласность и открытость лицензирования;

• соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Условия лицензии включают количественные показатели, технические парамет-

ры, временные, территориальные и иные границы осуществления лицензируемого
вида деятельности. Другие условия могут относиться к самому предпринимате-

1

О лицензировании отдельных видов деятельности : федер. закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ //

Собрание законодательства РФ. 2011. №19. Ст. 2716.


background image

144

РАЗДЕЛ VII. Государственное регулирование

в сфере предпринимательской деятельности

лю и содержать перечень полномочий, составляющих его компетенцию по осу-
ществлению лицензируемого вида деятельности. Иногда закон требует, чтобы при
осуществлении лицензируемого вида деятельности предприниматель не занимал-
ся какой-либо другой деятельностью (например, банковская деятельность, ведение
реестра ценных бумаг). Такой вид деятельности становится исключительным для
одного субъекта предпринимательства.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицен-

зирование которых они осуществляют.

Лицензирующие органы в пределах компетенции вправе:

1) проверять деятельность лицензиата на предмет соответствия осуществляе-

мой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

2) запрашивать и получать от лицензиата объяснения и справки по вопросам,

возникающим при проверках;

3) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указа-

нием конкретных нарушений;

4) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нару-

шения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

5) выносить предупреждение лицензиату;

6) осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.

Аннулирование лицензии производится в судебном порядке на основании обра-

щения лицензирующего органа, если в установленный срок лицензиат не устранил
нарушения, указанные лицензирующим органом, а также если нарушение лицен-
зиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба
правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства.


background image

Лекция 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. НАЛОГОВЫЙ

КОНТРОЛЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) Понятие и виды государственного контроля за предпринимательской де-

ятельностью.

2) Налоговая система РФ.

3) Налоговый контроль при осуществлении предпринимательской деятельности.

2.1 Понятие и виды государственного контроля за
предпринимательской деятельностью

Контроль — одно из средств государственного регулирования экономики и пред-

принимательской деятельности. Поскольку государственный контроль осуществ-
ляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм
реализации государственной власти.

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности 

система проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерче-