Файл: Предпринимательское право - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8056

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

146

РАЗДЕЛ VII. Государственное регулирование

в сфере предпринимательской деятельности

скими организациями, а также индивидуальными предпринимателями требований
нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Виды контроля различаются в зависимости от оснований его классификации:

1) В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют:

• предварительный (имеет целью предупреждение и профилактику со-

блюдения параметров предпринимательской деятельности);

• текущий (преследует цель оценки осуществляемой предприниматель-

ской деятельности);

• последующий контроль (предполагает проверку исполнения тех или

иных решений государственных органов в сфере предприниматель-
ской деятельности и соответствующих результатов).

2) В зависимости от того, кем осуществляется контроль, и характера пол-

номочий контролирующих органов, выделяются:

• контроль Президента РФ;

• контроль органов законодательной (представительной) власти;

• контроль органов исполнительной власти;

• контроль органов судебной власти.

Отношения в области защиты прав предпринимателей при проведении госу-

дарственного контроля федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными
учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля, ре-
гулируются Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивиду-
альных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзо-
ра) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. №294-ФЗ

1

.

Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных пред-

принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муници-
пального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдель-

ных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных пред-

принимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных пред-

принимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, му-
ниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осу-
ществлении государственного контроля (надзора), муниципального контро-
ля, а также информации об организации и осуществлении государственно-
го контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанно-
стях органов государственного контроля (надзора), органов муниципально-
го контроля, их должностных лиц;

1

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении

государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : федер. закон от 26.12.2008 г.
№294-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. №52 (Ч. 1). Ст. 6249.


background image

Лекция 2. Государственный контроль
за предпринимательской деятельностью

147

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государствен-

ного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должност-
ных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или

одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государ-
ственного контроля (надзора), органами муниципального контроля прове-
рок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований,
установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индиви-

дуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных докумен-
тов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного са-
моуправления, для начала осуществления предпринимательской деятель-
ности;

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов му-

ниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодатель-
ства Российской Федерации при осуществлении государственного контро-
ля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора),

органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых

органами государственного контроля (надзора), органами муниципального
контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти

в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществ-
ление федерального государственного контроля (надзора), органов госу-
дарственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих
сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального
государственного контроля.

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимате-

лю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного
контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признан-
ных в порядке, установленном законодательством РФ, неправомерными, подлежит
возмещению.

2.2 Налоговая система РФ

Одним из основных средств государственного регулирования предпринима-

тельской деятельности и экономики в целом является система налогообложения.

Основная задача налогового контроля заключается в проверке выполнения пред-

принимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых
платежей.


background image

148

РАЗДЕЛ VII. Государственное регулирование

в сфере предпринимательской деятельности

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Налоги — основной

источник

формирования

бюджета,

по-

средством которого осуществляется реализация социально-
экономических функций любого государства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физиче-
ских лиц, уплата которого является одним из условий совершения
в отношении плательщиков сборов государственными органами,
органами местного самоуправления, иными уполномоченными ор-
ганами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разреше-
ний (лицензий).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

К основным функциям налогов относятся:

• фискальная;

• регулятивная;

• координирующая;

• стимулирующая;

• внешнеэкономическая;

• контрольная.

Основной нормативный акт, регулирующий налоговые отношения, — Налого-

вый кодекс РФ. В нем закреплены основные начала законодательства о налогах
и сборах, общие принципы построения налоговой системы в РФ.

Виды налогов могут быть выделены по различным основаниям.

1) В зависимости от формы выделяют:

• прямые налоги (устанавливаются непосредственно с дохода или иму-

щества и взимаются в процессе приобретения и накопления матери-
альных благ);

• косвенные налоги (это налоги на потребление товаров и услуг, уста-

навливаемые в виде надбавок к ценам, и взимаемые в процессе рас-
ходования материальных благ).

2) По уровню компетенции различают:

• федеральные налоги (налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обя-

зательные к уплате на всей территории Российской Федерации);

• региональные налоги (налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и за-

конами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на
территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении реги-
онального налога законодательными (представительными) органами
субъектов Российской Федерации определяются следующие элемен-
ты налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных


background image

Лекция 2. Государственный контроль
за предпринимательской деятельностью

149

НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности
по данному региональному налогу);

• местные налоги (налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нор-

мативными правовыми актами представительных органов местного
самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответству-
ющих муниципальных образований).

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы,

не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности основыва-

ется на использовании стимулирующей функции налогов и сборов путем приме-
нения различных налоговых инструментов.

К числу налоговых инструментов, можно отнести, дифференциацию налого-

вых ставок, различного рода налоговые льготы, некоторые специальные налоговые
режимы.

Льготы по налогам и сборам — предоставляемые отдельным категориям нало-

гоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о на-
логах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или
плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо
уплачивать их в меньшем размере.

К льготам, прежде всего, относится отсрочка или рассрочка по уплате налога —

изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст. 64
НК РФ.

2.3 Налоговый контроль при осуществлении
предпринимательской деятельности

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов

в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объ-
яснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки
данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для
извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных налого-
вым законодательством.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат поста-

новке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения органи-
зации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства фи-
зического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого
имущества и транспортных средств и по иным основаниям.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов

и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через
таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской
Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговые органы проводят налоговые проверки налогоплательщиков, пла-

тельщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охва-
чены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосред-
ственно предшествовавшие году проведения проверки.


background image

150

РАЗДЕЛ VII. Государственное регулирование

в сфере предпринимательской деятельности

Виды налоговых проверок

1) Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налого-

вого органа на основе налоговых деклараций и документов, представлен-
ных

налогоплательщиком,

служащих

основанием

для

исчисления

и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогопла-
тельщика, имеющихся у налогового органа.

2) Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или несколь-

ким налогам.

При проведении налоговой проверки могут быть сделаны:

• осмотр,

• истребование документов,

• выемка документов и предметов,

• экспертиза,

• привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении нало-

гового контроля.

Налоговая тайна — любые полученные налоговым органом, органами внут-

ренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным орга-
ном сведения о налогоплательщике.

При проведении налогового контроля не допускается причинение неправо-

мерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их
представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или
распоряжении.

Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их

прав и законных интересов.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по разделу VII

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Какие виды государственного воздействия на предпринимательскую дея-

тельность вы знаете?

2) Что такое лицензирование? Назовите основные принципы лицензирования.

3) Какие виды государственного контроля вы знаете?

4) Назовите основные виды налогов и функции налогов.

5) Какие виды налоговых проверок вы знаете?

6) Назовите основные права и обязанности налоговых органов при проведе-

нии налоговых проверок.