ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8056
Скачиваний: 12
146
РАЗДЕЛ VII. Государственное регулирование
в сфере предпринимательской деятельности
скими организациями, а также индивидуальными предпринимателями требований
нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.
Виды контроля различаются в зависимости от оснований его классификации:
1) В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют:
• предварительный (имеет целью предупреждение и профилактику со-
блюдения параметров предпринимательской деятельности);
• текущий (преследует цель оценки осуществляемой предприниматель-
ской деятельности);
• последующий контроль (предполагает проверку исполнения тех или
иных решений государственных органов в сфере предприниматель-
ской деятельности и соответствующих результатов).
2) В зависимости от того, кем осуществляется контроль, и характера пол-
номочий контролирующих органов, выделяются:
• контроль Президента РФ;
• контроль органов законодательной (представительной) власти;
• контроль органов исполнительной власти;
• контроль органов судебной власти.
Отношения в области защиты прав предпринимателей при проведении госу-
дарственного контроля федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными
учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля, ре-
гулируются Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивиду-
альных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзо-
ра) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. №294-ФЗ
1
.
Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных пред-
принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муници-
пального контроля являются:
1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдель-
ных видов предпринимательской деятельности;
2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных пред-
принимателей;
3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных пред-
принимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, му-
ниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осу-
ществлении государственного контроля (надзора), муниципального контро-
ля, а также информации об организации и осуществлении государственно-
го контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанно-
стях органов государственного контроля (надзора), органов муниципально-
го контроля, их должностных лиц;
1
О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : федер. закон от 26.12.2008 г.
№294-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. №52 (Ч. 1). Ст. 6249.
Лекция 2. Государственный контроль
за предпринимательской деятельностью
147
4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государствен-
ного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должност-
ных лиц;
5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или
одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государ-
ственного контроля (надзора), органами муниципального контроля прове-
рок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований,
установленных муниципальными правовыми актами;
6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индиви-
дуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных докумен-
тов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного са-
моуправления, для начала осуществления предпринимательской деятель-
ности;
7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов му-
ниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодатель-
ства Российской Федерации при осуществлении государственного контро-
ля (надзора), муниципального контроля;
8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора),
органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых
органами государственного контроля (надзора), органами муниципального
контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти
в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществ-
ление федерального государственного контроля (надзора), органов госу-
дарственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих
сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального
государственного контроля.
Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимате-
лю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного
контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признан-
ных в порядке, установленном законодательством РФ, неправомерными, подлежит
возмещению.
2.2 Налоговая система РФ
Одним из основных средств государственного регулирования предпринима-
тельской деятельности и экономики в целом является система налогообложения.
Основная задача налогового контроля заключается в проверке выполнения пред-
принимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых
платежей.
148
РАЗДЕЛ VII. Государственное регулирование
в сфере предпринимательской деятельности
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Налоги — основной
источник
формирования
бюджета,
по-
средством которого осуществляется реализация социально-
экономических функций любого государства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физиче-
ских лиц, уплата которого является одним из условий совершения
в отношении плательщиков сборов государственными органами,
органами местного самоуправления, иными уполномоченными ор-
ганами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разреше-
ний (лицензий).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
К основным функциям налогов относятся:
• фискальная;
• регулятивная;
• координирующая;
• стимулирующая;
• внешнеэкономическая;
• контрольная.
Основной нормативный акт, регулирующий налоговые отношения, — Налого-
вый кодекс РФ. В нем закреплены основные начала законодательства о налогах
и сборах, общие принципы построения налоговой системы в РФ.
Виды налогов могут быть выделены по различным основаниям.
1) В зависимости от формы выделяют:
• прямые налоги (устанавливаются непосредственно с дохода или иму-
щества и взимаются в процессе приобретения и накопления матери-
альных благ);
• косвенные налоги (это налоги на потребление товаров и услуг, уста-
навливаемые в виде надбавок к ценам, и взимаемые в процессе рас-
ходования материальных благ).
2) По уровню компетенции различают:
• федеральные налоги (налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обя-
зательные к уплате на всей территории Российской Федерации);
• региональные налоги (налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и за-
конами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на
территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении реги-
онального налога законодательными (представительными) органами
субъектов Российской Федерации определяются следующие элемен-
ты налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных
Лекция 2. Государственный контроль
за предпринимательской деятельностью
149
НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности
по данному региональному налогу);
• местные налоги (налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нор-
мативными правовыми актами представительных органов местного
самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответству-
ющих муниципальных образований).
Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы,
не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности основыва-
ется на использовании стимулирующей функции налогов и сборов путем приме-
нения различных налоговых инструментов.
К числу налоговых инструментов, можно отнести, дифференциацию налого-
вых ставок, различного рода налоговые льготы, некоторые специальные налоговые
режимы.
Льготы по налогам и сборам — предоставляемые отдельным категориям нало-
гоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о на-
логах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или
плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо
уплачивать их в меньшем размере.
К льготам, прежде всего, относится отсрочка или рассрочка по уплате налога —
изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст. 64
НК РФ.
2.3 Налоговый контроль при осуществлении
предпринимательской деятельности
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов
в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объ-
яснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки
данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для
извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных налого-
вым законодательством.
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат поста-
новке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения органи-
зации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства фи-
зического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого
имущества и транспортных средств и по иным основаниям.
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов
и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через
таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской
Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
Налоговые органы проводят налоговые проверки налогоплательщиков, пла-
тельщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охва-
чены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосред-
ственно предшествовавшие году проведения проверки.
150
РАЗДЕЛ VII. Государственное регулирование
в сфере предпринимательской деятельности
Виды налоговых проверок
1) Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налого-
вого органа на основе налоговых деклараций и документов, представлен-
ных
налогоплательщиком,
служащих
основанием
для
исчисления
и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогопла-
тельщика, имеющихся у налогового органа.
2) Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или несколь-
ким налогам.
При проведении налоговой проверки могут быть сделаны:
• осмотр,
• истребование документов,
• выемка документов и предметов,
• экспертиза,
• привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении нало-
гового контроля.
Налоговая тайна — любые полученные налоговым органом, органами внут-
ренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным орга-
ном сведения о налогоплательщике.
При проведении налогового контроля не допускается причинение неправо-
мерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их
представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или
распоряжении.
Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их
прав и законных интересов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по разделу VII
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Какие виды государственного воздействия на предпринимательскую дея-
тельность вы знаете?
2) Что такое лицензирование? Назовите основные принципы лицензирования.
3) Какие виды государственного контроля вы знаете?
4) Назовите основные виды налогов и функции налогов.
5) Какие виды налоговых проверок вы знаете?
6) Назовите основные права и обязанности налоговых органов при проведе-
нии налоговых проверок.