Файл: Предпринимательское право - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8054

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Лекция 2. Государственный контроль
за предпринимательской деятельностью

151

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Рекомендуемая литература к разделу VII

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

[1]

Алексеева Д. Г. Российское предпринимательское право : учебник /
Д. Г. Алексеева, Л. В. Андреева, В. К. Андреев. — М. : Велби, 2010.

[2]

Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
в России : учебник / В. С. Белых. — М. : Проспект, 2010.

[3]

Белых В. С. Предпринимательское право России : учебник / В. С. Белых,
Г. Э. Берсункаев, С. И. Винниченко. — М. : Проспект, 2010.

[4]

Березин М. Ю. Юридическая конструкция налога как фактор совершен-
ствования налогового законодательства / М. Ю. Березин, М. Н. Иванова //
Государство и право. — 2010. — №10. — С. 122–123.

[5]

Комарова Г. В. Правовое регулирование налоговых отношений: актуальные
теоретические проблемы // Государство и право. — 2010. — №4.

[6]

Малько А. В. Принципы современного российского налогового права /
А. В. Малько, Ю. А. Крохина, Д. А. Смирнов // Государство и право. —
2010. — №11.

[7]

Пантюшов О. Повторные налоговые проверки // Хозяйство и право. —
2011. — №3.

[8]

Шеленков С. Н. Налоговая амнистия: новые правила игры // Законодатель-
ство. — 2010. — №2.

Нормативные акты

[1]

О лицензировании отдельных видов деятельности : федер. закон Рос. Фе-
дерации от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. —
2011. — №19. — Ст. 2716.

[2]

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципаль-
ного контроля : федер. закон Рос. Федерации от 26 дек. 2008 г. №294-ФЗ //
Собрание законодательства РФ. — 2008. — №52 (Ч. 1). — Ст. 6249.


background image

РАЗДЕЛ VIII

Правовое регулирование

монополистической деятельности


background image

Лекция 1

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ

И ЗНАЧЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ

ОРГАНОВ

1) Антимонопольное законодательство. Основные понятия ФЗ «О защите

конкуренции».

2) Понятие, задачи и функции антимонопольных органов.

1.1 Антимонопольное законодательство. Основные
понятия ФЗ «О защите конкуренции»

С момента принятия Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конку-

ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
прошло уже много лет. За это время в Закон неоднократно вносились измене-
ния и дополнения. Большинство из них носило частный характер и затрагивало
лишь отдельные положения Закона. В настоящее время основным нормативным
актом в этой области является Федеральный закон «О защите конкуренции» от
26.06.2006 г. №135-ФЗ

1

.

1

О защите конкуренции : федер. закон от 26.06.2006 г. №135-ФЗ // Собрание законодательства

РФ. 2006. №31 (Ч. 1). Ст. 3434.


background image

154

РАЗДЕЛ VIII. Правовое регулирование монополистической деятельности

Антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской

Федерации и состоит из различных федеральных законов и большого количества
различных подзаконных актов.

Основные понятия:

• товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая фи-

нансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного вве-
дения в оборот;

• взаимозаменяемые товары — товары, которые могут быть сравнимы по

их функциональному назначению, применению, качественным и техниче-
ским характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что при-
обретатель действительно заменяет или готов заменить один товар дру-
гим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных
целях);

• товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностран-

ного производства), который не может быть заменен другим товаром, или
взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географиче-
ских), исходя из экономической, технической или иной возможности либо
целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая воз-
можность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

• хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая ор-

ганизация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индиви-
дуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное
в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее про-
фессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с феде-
ральными законами на основании государственной регистрации и (или)
лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

• конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором са-

мостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничива-
ется возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать
на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

• дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, усло-

вия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной пе-
редачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хо-
зяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению
с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъ-
ектами.


background image

Лекция 1. Антимонопольное законодательство.
Задачи, функции и значение антимонопольных органов

155

1.2 Понятие, задачи и функции антимонопольных
органов

Основным антимонопольным органом в РФ является федеральный орган ис-

полнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативно-право-
вых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства — Фе-
деральная антимонопольная служба России.

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольно-

го законодательства федеральными органами исполнительной власти, орга-
нами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры

по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привле-
кает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную кон-

куренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией,

в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других
природных ресурсов.

Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

• возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законо-

дательства;

• выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;

• выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполни-

тельной власти субъектов Российской Федерации, органам местного само-
управления обязательные для исполнения предписания;

• направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных

бумаг, Центральный банк Российской Федерации предложения о приведе-
нии в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими
актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или)
действия нарушают антимонопольное законодательство;

• привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законода-

тельства коммерческие организации и некоммерческие организации, их
должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнитель-
ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федера-
ции, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции
указанных органов или организаций, а также должностных лиц государ-
ственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивиду-
альных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены
законодательством Российской Федерации;

• обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении анти-

монопольного законодательства;