ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8054
Скачиваний: 12
Лекция 2. Государственный контроль
за предпринимательской деятельностью
151
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рекомендуемая литература к разделу VII
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
[1]
Алексеева Д. Г. Российское предпринимательское право : учебник /
Д. Г. Алексеева, Л. В. Андреева, В. К. Андреев. — М. : Велби, 2010.
[2]
Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
в России : учебник / В. С. Белых. — М. : Проспект, 2010.
[3]
Белых В. С. Предпринимательское право России : учебник / В. С. Белых,
Г. Э. Берсункаев, С. И. Винниченко. — М. : Проспект, 2010.
[4]
Березин М. Ю. Юридическая конструкция налога как фактор совершен-
ствования налогового законодательства / М. Ю. Березин, М. Н. Иванова //
Государство и право. — 2010. — №10. — С. 122–123.
[5]
Комарова Г. В. Правовое регулирование налоговых отношений: актуальные
теоретические проблемы // Государство и право. — 2010. — №4.
[6]
Малько А. В. Принципы современного российского налогового права /
А. В. Малько, Ю. А. Крохина, Д. А. Смирнов // Государство и право. —
2010. — №11.
[7]
Пантюшов О. Повторные налоговые проверки // Хозяйство и право. —
2011. — №3.
[8]
Шеленков С. Н. Налоговая амнистия: новые правила игры // Законодатель-
ство. — 2010. — №2.
Нормативные акты
[1]
О лицензировании отдельных видов деятельности : федер. закон Рос. Фе-
дерации от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. —
2011. — №19. — Ст. 2716.
[2]
О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципаль-
ного контроля : федер. закон Рос. Федерации от 26 дек. 2008 г. №294-ФЗ //
Собрание законодательства РФ. — 2008. — №52 (Ч. 1). — Ст. 6249.
РАЗДЕЛ VIII
Правовое регулирование
монополистической деятельности
Лекция 1
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ
И ЗНАЧЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ
ОРГАНОВ
1) Антимонопольное законодательство. Основные понятия ФЗ «О защите
конкуренции».
2) Понятие, задачи и функции антимонопольных органов.
1.1 Антимонопольное законодательство. Основные
понятия ФЗ «О защите конкуренции»
С момента принятия Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конку-
ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
прошло уже много лет. За это время в Закон неоднократно вносились измене-
ния и дополнения. Большинство из них носило частный характер и затрагивало
лишь отдельные положения Закона. В настоящее время основным нормативным
актом в этой области является Федеральный закон «О защите конкуренции» от
26.06.2006 г. №135-ФЗ
1
.
1
О защите конкуренции : федер. закон от 26.06.2006 г. №135-ФЗ // Собрание законодательства
РФ. 2006. №31 (Ч. 1). Ст. 3434.
154
РАЗДЕЛ VIII. Правовое регулирование монополистической деятельности
Антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской
Федерации и состоит из различных федеральных законов и большого количества
различных подзаконных актов.
Основные понятия:
• товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая фи-
нансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного вве-
дения в оборот;
• взаимозаменяемые товары — товары, которые могут быть сравнимы по
их функциональному назначению, применению, качественным и техниче-
ским характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что при-
обретатель действительно заменяет или готов заменить один товар дру-
гим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных
целях);
• товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностран-
ного производства), который не может быть заменен другим товаром, или
взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географиче-
ских), исходя из экономической, технической или иной возможности либо
целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая воз-
можность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
• хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая ор-
ганизация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индиви-
дуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное
в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее про-
фессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с феде-
ральными законами на основании государственной регистрации и (или)
лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;
• конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором са-
мостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничива-
ется возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать
на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
• дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, усло-
вия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной пе-
редачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хо-
зяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению
с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъ-
ектами.
Лекция 1. Антимонопольное законодательство.
Задачи, функции и значение антимонопольных органов
155
1.2 Понятие, задачи и функции антимонопольных
органов
Основным антимонопольным органом в РФ является федеральный орган ис-
полнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативно-право-
вых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства — Фе-
деральная антимонопольная служба России.
Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:
1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольно-
го законодательства федеральными органами исполнительной власти, орга-
нами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления;
2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры
по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привле-
кает к ответственности за такие нарушения;
3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную кон-
куренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;
4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией,
в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других
природных ресурсов.
Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
• возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законо-
дательства;
• выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;
• выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации, органам местного само-
управления обязательные для исполнения предписания;
• направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных
бумаг, Центральный банк Российской Федерации предложения о приведе-
нии в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими
актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или)
действия нарушают антимонопольное законодательство;
• привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законода-
тельства коммерческие организации и некоммерческие организации, их
должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнитель-
ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федера-
ции, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции
указанных органов или организаций, а также должностных лиц государ-
ственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивиду-
альных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены
законодательством Российской Федерации;
• обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении анти-
монопольного законодательства;