Файл: Римское право-пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10426

Скачиваний: 140

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6.2 Брак. Виды брака: брак с мужней властью, брак без мужней власти

71

кровное родство, основанное на общности происхождения, в конце концов полно-
стью вытеснившее агнатское родство.

Применительно к когнатскому родству выделяются линии и степени. Прямая

линия родства связывает лиц, происходящих последовательно друг от друга, на-
пример отец, сын, внук. Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка
(брат и сестра, дядя и племянник). Прямая линия могла быть восходящей и нисхо-
дящей в зависимости от того, проводилась она от потомков к предку или от пред-
ка к потомкам. Степень родства определялась количеством рождений, на которое
сопоставляемые лица отстоят друг от друга. Отсчет рождений велся от общего
предка. Например, брат и сестра состоят между собой во второй степени родства.
В то же время среди братьев и сестер различаются полнородные, то есть происхо-
дящие от общих родителей, и неполнородные, которые могли иметь общего отца
(единокровные) или общую мать (единоутробные).

От родства отличали свойство, как отношение между мужем и родственника-

ми жены, между женой и родственниками мужа или же между родственниками
обоих супругов. Свойство, как и родство, дифференцировалось по степеням, со-
ответствующим степени родства между супругом и его родственником, степень
свойства с которым определялась.

Степени родства имели значение при наследовании и вступлении в брак, по-

скольку заключение брака между близкими родственниками не допускалось. Этот
запрет распространился и на близкие степени свойства

1

.

6.2 Брак. Виды брака: брак с мужней властью, брак
без мужней власти

Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин опреде-

лял римский брак как «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общ-
ность божественного и человеческого права». Эта идеалистическая трактовка бра-
ка не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период
женщина была далеко не равноправным партнером мужа.

Как полагают некоторые исследователи, в этом общем понимании отразилось

подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого
происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный со-
юз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований
«божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим
требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческо-
му праву.

1

Маяк И. Л. Женщины в раннем Риме (V–IV вв. до н. э.) // Женщина в античном мире. М., 1995.

С. 45.


background image

72

Лекция 6. Семейное право в Древнем Риме

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало
matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, име-
ющими ius conubii, и matrimonium juris gentium между лицами,
такого права не имеющими.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных

формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные неиму-
щественные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери
в отношении детей и прекращавшегося в разном порядке.

Первым видом был брак cum manu mariti, то есть брак с мужней властью,

в силу которого жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовла-
дыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно
означало capitis deminutio minima жены: если до брака жена была persona sui iuris
(в собственной власти), то после вступления в брак сит тапи (в чужой власти) она
становилась persona alieni iuris. Если до брака она была под властью (in potestate)
своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его
paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

Второй вид брака — sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной

прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид бра-
ка похож на конкубинат, но в отличие от последнего обладал особым намерением —
основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало
возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически
подпадала под его власть — по давности. Законами XII таблиц было определено,
что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давност-
ного сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи
и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.

Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu

и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекра-
щения. Заключение брака сит тапи требовало соблюдения определенных обрядов,
это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным.
Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние. Вместе
с тем с ним связывались определенные юридические последствия.

6.3 Заключение брака. Конкубинат

Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii

(право вступать в законный римский брак) у лица, которое вступало в него. До Юс-
тиниана на этом основании не могли заключать законного римского брака некото-
рые категории иностранцев (лиц, не обладающих правами римского гражданства).
По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти
все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием
близкого родства или свойства между лицами, желающими вступить в брак.

Собственно заключение брака распадается на два раздельных по своему право-

вому значению события: обручение и последующую брачную церемонию. В древ-


background image

6.4 Отцовская власть. Усыновление и узаконение

73

нейшее время обручение подвластных лиц (alieni iuris) совершалось их paterfamilias
без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согла-
сия paterfamilias обоих. В поздний период односторонний отказ от заключения
брака после совершения обручения давал другой стороне право потребовать воз-
мещения причиненного ущерба.

Основным моментом собственно заключения брака, создававшим все преду-

смотренные правом последствия личного и имущественного характера, призна-
вался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизи-
ровали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления
брачных связей.

С развитием права в Древнем Риме шел процесс отмирания или ослабления ро-

ли старых форм заключения брака. Параллельно этому происходило утверждение
неформального совершения брака путем простого соглашения между мужчиной
и женщиной о совместном проживании.

Процедура прекращения браков sine тапи и сит тапи была различна. Первый

мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному во-
леизъявлению одной из сторон. Развод при браке сит тапи мог произойти лишь по
инициативе мужа.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

От брака следует отличать конкубинат, то есть дозволенное зако-
ном постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и жен-
щины, не отвечающее, однако, требованиям законного брака.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Конкубин не разделял социального положения мужа, а дети от такого сожи-

тельства не подпадали под его patria potestas (отцовская власть). Вопреки тому, что
в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху
мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате
с другой

1

.

6.4 Отцовская власть. Усыновление и узаконение

Отцовская власть (patria potestas), первоначально безграничная, постепенно,

с развитием древнеримского общества, смягчалась. Основной причиной этого яв-
лялось распадение прежней крестьянской семьи (в связи с развитием рабовладель-
ческих хозяйств), развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах
ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим сыновья приобретают самосто-
ятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате, причем
еще до достижения пожилого возраста.

Способы установления отцовской власти:

1) Рождение ребенка от данных родителей, состоящих в законном браке.

1

Кутергин В. Ф. Женщины древнего мира на троне и в семье // Художественно-исторические

портреты. Саранск, 1994. С. 39.


background image

74

Лекция 6. Семейное право в Древнем Риме

2) Узаконение — вытекает из кровных связей (отец узаконивает своего сына,

рожденного вне брака):

а) последующим браком родителей внебрачного ребенка.

б) путем получения соответствующего императорского рескрипта.

в) путем зачисления незаконного сына в члены муниципального сената,

замужества незаконной дочери за членом муниципального сената.

3) Усыновление — из кровных связей не вытекает. Усыновить можно было ли-

цо, находящееся под властью другого домовладыки (adoptio, в таком случае
усыновляемый просто меняет домовладыку, соответствующее соглашение
прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усы-
новляемого должно было быть занесено в судебный протокол), либо лицо,
не являющееся подвластным (arrogation, в таком случае подвластный теря-
ет status familiae, то есть для него происходит capitis deminutio minima,
такое усыновление производилось императорским рескриптом). Обычно
усыновителем мог быть мужчина, не являющийся подвластным, старше
усыновляемого не менее чем на 18 лет.

Правовое положение детей. Причины постепенного
расширения имущественных прав подвластных детей

В сфере имущественных отношений подвластные дети были, по-видимому, ра-

но допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок
(так же, как из сделок рабов, совершавшихся ex persona domini) возникали для
домовладыки. Обязанности же из этих сделок для домовладыки не возникали.

Со временем такое положение вещей в интересах обеспечения стабильности

и предсказуемости гражданского оборота было откорректировано, отцовская
власть в имущественной сфере фактически сошла на нет.

В республиканском праве у подвластных не было своего имущества: все при-

надлежало домовладыке. Подвластный сын имел commercium (мог совершать иму-
щественные сделки), но все, что он приобретал по таким сделкам, автоматически
поступало в собственность отца-домовладыки. Вместе с тем обязанным оставал-
ся он сам (как и в случае раба, совершающего имущественные сделки в поль-
зу господина). В случае совершения подвластным деликта потерпевшему давался
ноксальный иск.

Со временем была расширена имущественная правоспособность и дееспособ-

ность подвластных лиц, включая детей домовладыки; была признана ответствен-
ность домовладыки по сделкам подвластных. Родители и дети взаимно были обя-
заны в случае нужды предоставлять друг другу алименты.

6.5 Пекулий и его виды

В классический период подвластным детям стали, как и рабам, выделять пеку-

лий (peculium). Помимо пекулия, получаемого от отца, появился институт военного


background image

Контрольные вопросы по лекции 6

75

пекулия, то есть имущества, получаемого сыном на военной службе или в связи
с таковой (жалованье, военная добыча).

Военный пекулий принадлежал подвластному на праве собственности, однако

если подвластный умирал, не оставив завещания, это имущество передавалось его
домовладыке, как и обыкновенный, полученный от отца пекулий. Позже правовой
статус пекулия был распространен на всякого рода приобретения сына, сделанные
на государственной, придворной, духовной и иной службе. В период абсолютной
монархии за подвластным признали также право собственности на имущество,
приобретаемое с материнской стороны.

Прекращение отцовской власти: смерть, capitis, dominutis, emancipatio и иные

основания утраты patria potestas Основания прекращения отцовской власти:

1) Смерть домовладыки или подвластного.

2) Утрата свободы или гражданства (capitis deminutio maxima или capitis

deminutio media) домовладыкой или подвластным.

3) Лишение домовладыки прав отцовской власти (например, в случае остав-

ления им подвластного без помощи).

4) Приобретение

подвластным

почетного

звания

(например,

консула,

епископа).

5) Emancipatio, то есть освобождение подвластного из-под власти домовлады-

ки (в форме манципации по цивильному праву или с использованием су-
дебных полномочий претора). Эманципация могла быть отменена в случае
неблагодарности бывшего подвластного. В Юстиниановом праве эманци-
пация совершалась:

а) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол

суда;

б) заявлением домовладыки, заносившимся в протокол суда;

в) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени

самостоятельного положения подвластному.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по лекции 6

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Охарактеризуйте правовой статус домовладыки.

2) В чем состояли причины преобладания в классический период римского

права формального брака?

3) В чем сущность трех ночей по Законам XII Таблиц?

4) Каковы имущественные предпосылки власти мужа в римской семье?

5) Какова роль институтов приданого и дарения в имущественных отношени-

ях супругов?