Файл: Римское право-пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10404

Скачиваний: 140

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Контрольные вопросы по лекции 12

131

В Юстиниановом праве была установлена особая льгота (beneficium inventarii),

по которой наследник отвечал по долгам наследодателя лишь в размерах активов
наследства. Для использования этой льготы опись и оценка (при участии заин-
тересованных лиц, нотариуса и оценщика) наследства должны быть составлены
в течение 3-х месяцев с того момента, как наследник узнал об открытии наслед-
ства в его пользу.

Вступление в наследство автоматически погашало взаимные обязательства на-

следника и наследодателя.

При непризнании кем-либо из должников наследодателя прав, переходящих по

наследству, наследник имел право на те же иски, что и сам наследодатель.

Если право наследника не признавалось, ему предоставлялся особый цивиль-

ный иск об истребовании наследства (hereditatis petitio), по своим последствиям
аналогичный виндикационному иску собственника вещи. Преторский наследник
получал для своей правовой защиты особый интердикт guorum bonorum, с его по-
мощью он мог получить владение наследуемыми вещами.

Если наследство не принято ни одним наследником как по завещанию, так

и по закону, оно становилось выморочным. В древнейшем праве такое имущество
считалось ничьим, бесхозным, то есть могло быть свободно захвачено (оккупиро-
вано) любым лицом. Со времени принципата такое имущество стало передаваться
государству. В период абсолютной монархии церкви муниципальным сенатам бы-
ло предоставлено преимущественное право на получение выморочного наследства
лиц, к ним принадлежащих (в частности, церкви после священнослужителей).

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по лекции 12

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Чем можно объяснить, что в древнейший период римского государства пре-

обладало наследование по закону, а не по завещанию?

2) Какое родство — агнатическое или когнатическое доминировало в регули-

ровании наследственных отношений по закону в эпоху классического рим-
ского права?

3) Как определялся размер наследственной доли для каждого из законных

наследников?

4) Что означает право представления в наследовании по закону?

5) Назовите основные условия действительности завещания в римском праве.

6) Как определялся размер наследственной доли в завещании?

7) В чем сущность правила обязательной доли в наследовании по завещанию?

8) Какое преемство — универсальное или сингулярное создает легат?

9) На каком основании наследники делились на обязательных и добровольных?

10) Что такое лежачее наследство и выморочное наследство?


background image

132

Лекция 12. Наследственное право

11) Дайте определение завещанию.

12) Какие условия требовались для юридической силы завещания?

13) Что такое активная и пассивная завещательная способность?

14) Охарактеризуйте свободу завещательного распоряжения и обязательную

долю.

15) Когда завещание утрачивало юридическую силу?

16) Назовите очереди наследников и порядок законного наследования по ци-

вильному праву, по преторскому праву и по праву Юстиниана.

17) Что означало открытие наследства для обязательных и добровольных на-

следников?

18) Охарактеризуйте способы и сроки принятия наследства.

19) Дайте характеристику легату и фидеикомиссу.

20) Каковы последствия принятия наследства?

21) Как осуществлялась защита прав наследников?


background image

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное

место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.

Зародилось оно в далекой глубине времени — тогда, когда Рим представлял еще

едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди мно-
гих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный уклад
жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом ар-
хаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характе-
ром. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно
затеряно в архивах истории.

Но судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, ма-

ленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая в себя другие соседние civitates,
и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более рас-
ширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежа-
щие острова, перебрасывается на все побережье Средиземного моря, — и на сцене
истории появляется огромное государство, объединяющее под своей властью по-
чти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.

Вместе с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй ру-

шится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономически-
ми отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки стесня-
ют. Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способностей
каждого отдельного индивида. В соответствии с этим римское право меняет свой
характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода
договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями.

Отношения военные и политические приводят Рим и к отношениям экономиче-

ским. Между тем, еще задолго до появления Рима на сцене всемирной истории, на
побережье Средиземного моря шел оживленный международный торговый обмен:
Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в посто-
янных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивался в этот международный
оборот, и по мере того, как он делался центром политической жизни мира, он ста-
новился также центром мирового торгового оборота. На его территории непрерыв-
но завязывались бесконечные деловые отношения, в которых принимали участие
торговцы разных национальностей; римские магистраты должны были разбирать
споры, возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для


background image

134

Заключение

разрешения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не го-
дилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно от всяких мест-
ных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовлетворить
римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое-либо националь-
ное право, а право всемирное, универсальное. И римское право проникается этим
началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи международного обо-
рота, которые до него веками вырабатывались в международных сношениях; оно
придает им юридическую ясность и прочность.

Так возникало то римское право, которое стало затем общим правом всего

античного мира. По существу творцом этого права был, таким образом, весь мир;
Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи
международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности
целое. Универсализм и индивидуальность — основные начала этого целого.

Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией классиче-

ского периода, римское право нашло себе затем окончательное завершение в зна-
менитом своде — Corpus Juris Civilis императора Юстиниана и в таком виде было
завещано новому миру. Железный колосс, державший в своих руках судьбы ми-
ра, дряхлел: разнообразные народности, входившие в состав всемирного римского
государства, тянулись в разные стороны; с границ напирали варвары — новые пре-
тенденты на активное участие в мировой истории. Наступил момент, они хлынули
могучими потоками и затопили весь античный мир. Настала беспокойная эпоха
великого переселения народов, и кажется, что вся богатая культура древности по-
гибла навсегда, что порвались все связи между старым и новым, что история вовсе
зачеркивает страницы прошлого и начинает писать все заново.

Но это «кажется» — обманчиво. На некоторое время, действительно, ход чело-

веческого культурного развития как будто приостанавливается; влившийся боль-
шой массой новый человеческий материал нуждается в предварительной обработ-
ке. Несколько веков проходит в беспрерывных передвижениях новых народов, в их
взаимных столкновениях; пришельцы еще не могут освоиться на новых местах,
двигаются, устраиваются. Много ценного, конечно, погибает при этом из антич-
ной культуры, но не все.

Мало-помалу беспокойный период переселения и устроения проходит. Новые

народы начинают вести более или менее спокойную жизнь, развиваются, и еще че-
рез несколько столетий наступает момент, когда все, что было продумано и создано
античным гением, делается понятным и ценным его наследникам.

Наступает одно за другим возрождение античного права, античной культуры,

античного искусства. Естественное экономическое развитие новых народов приво-
дит их также мало-помалу к международным торговым отношениям. Снова, как
в старом мире, на почве международного обмена сходятся друг с другом пред-
ставители разных национальностей, и снова для регулирования этого обмена воз-
никает нужда в едином общем праве, праве универсальном. Снова экономический
прогресс требует освобождения личности от всяких феодальных, общинных и пат-
риархальных пут, требует предоставления индивиду свободы деятельности, свобо-
ды самоопределения. И наследники вспоминают о заброшенном ими завещании
античного мира, о римском праве и находят в нем как раз то, что было нужно.


background image

Заключение

135

Римское право делается предметом изучения: оно начинает применяться в су-

дах; оно переходит в местное и национальное законодательство, совершается то,
что носит название рецепции римского права. Во многих местах Corpus Juris Civilis
Юстиниана делается прямо законом. Римское право воскресло для новой жизни
и во второй раз объединило мир. Все правовое развитие Западной Европы идет под
знаком римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступле-
ния в действие нового общегерманского гражданского уложения — лишь с 1 января
1900 г. исчезло формальное действие Юстиниановского Свода в тех частях Гер-
мании, в которых оно еще сохранялось. Но материальное действие его не исчезло
и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных
кодексов и действует под именем этих последних.

Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное мно-

говековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической
литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало
сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой за-
конодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло
ее и в теоретических исканиях: юриспруденция французская работала все время
рука об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на од-
ном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала
на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции,
продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким-либо
римским Юлианом или Папиньяном, через бесконечную цепь сменявшихся рук
дошел до современных ученых всех наций.

Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юриди-

ческого творчества античного мира, оно легло затем в качестве фундамента для
правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для
всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно — в Германии, Фран-
ции, Италии, Англии и т. д. Явившись базисом, на котором веками формировалась
юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как
правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли
себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение.
Недаром в прежнее время оно считалось за самый писаный разум, за ratio scripta.