ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10500
Скачиваний: 143
Контрольные вопросы по лекции 12
131
В Юстиниановом праве была установлена особая льгота (beneficium inventarii),
по которой наследник отвечал по долгам наследодателя лишь в размерах активов
наследства. Для использования этой льготы опись и оценка (при участии заин-
тересованных лиц, нотариуса и оценщика) наследства должны быть составлены
в течение 3-х месяцев с того момента, как наследник узнал об открытии наслед-
ства в его пользу.
Вступление в наследство автоматически погашало взаимные обязательства на-
следника и наследодателя.
При непризнании кем-либо из должников наследодателя прав, переходящих по
наследству, наследник имел право на те же иски, что и сам наследодатель.
Если право наследника не признавалось, ему предоставлялся особый цивиль-
ный иск об истребовании наследства (hereditatis petitio), по своим последствиям
аналогичный виндикационному иску собственника вещи. Преторский наследник
получал для своей правовой защиты особый интердикт guorum bonorum, с его по-
мощью он мог получить владение наследуемыми вещами.
Если наследство не принято ни одним наследником как по завещанию, так
и по закону, оно становилось выморочным. В древнейшем праве такое имущество
считалось ничьим, бесхозным, то есть могло быть свободно захвачено (оккупиро-
вано) любым лицом. Со времени принципата такое имущество стало передаваться
государству. В период абсолютной монархии церкви муниципальным сенатам бы-
ло предоставлено преимущественное право на получение выморочного наследства
лиц, к ним принадлежащих (в частности, церкви после священнослужителей).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 12
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Чем можно объяснить, что в древнейший период римского государства пре-
обладало наследование по закону, а не по завещанию?
2) Какое родство — агнатическое или когнатическое доминировало в регули-
ровании наследственных отношений по закону в эпоху классического рим-
ского права?
3) Как определялся размер наследственной доли для каждого из законных
наследников?
4) Что означает право представления в наследовании по закону?
5) Назовите основные условия действительности завещания в римском праве.
6) Как определялся размер наследственной доли в завещании?
7) В чем сущность правила обязательной доли в наследовании по завещанию?
8) Какое преемство — универсальное или сингулярное создает легат?
9) На каком основании наследники делились на обязательных и добровольных?
10) Что такое лежачее наследство и выморочное наследство?
132
Лекция 12. Наследственное право
11) Дайте определение завещанию.
12) Какие условия требовались для юридической силы завещания?
13) Что такое активная и пассивная завещательная способность?
14) Охарактеризуйте свободу завещательного распоряжения и обязательную
долю.
15) Когда завещание утрачивало юридическую силу?
16) Назовите очереди наследников и порядок законного наследования по ци-
вильному праву, по преторскому праву и по праву Юстиниана.
17) Что означало открытие наследства для обязательных и добровольных на-
следников?
18) Охарактеризуйте способы и сроки принятия наследства.
19) Дайте характеристику легату и фидеикомиссу.
20) Каковы последствия принятия наследства?
21) Как осуществлялась защита прав наследников?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное
место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.
Зародилось оно в далекой глубине времени — тогда, когда Рим представлял еще
едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди мно-
гих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный уклад
жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом ар-
хаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характе-
ром. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно
затеряно в архивах истории.
Но судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, ма-
ленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая в себя другие соседние civitates,
и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более рас-
ширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежа-
щие острова, перебрасывается на все побережье Средиземного моря, — и на сцене
истории появляется огромное государство, объединяющее под своей властью по-
чти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.
Вместе с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй ру-
шится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономически-
ми отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки стесня-
ют. Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способностей
каждого отдельного индивида. В соответствии с этим римское право меняет свой
характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода
договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями.
Отношения военные и политические приводят Рим и к отношениям экономиче-
ским. Между тем, еще задолго до появления Рима на сцене всемирной истории, на
побережье Средиземного моря шел оживленный международный торговый обмен:
Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в посто-
янных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивался в этот международный
оборот, и по мере того, как он делался центром политической жизни мира, он ста-
новился также центром мирового торгового оборота. На его территории непрерыв-
но завязывались бесконечные деловые отношения, в которых принимали участие
торговцы разных национальностей; римские магистраты должны были разбирать
споры, возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для
134
Заключение
разрешения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не го-
дилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно от всяких мест-
ных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовлетворить
римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое-либо националь-
ное право, а право всемирное, универсальное. И римское право проникается этим
началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи международного обо-
рота, которые до него веками вырабатывались в международных сношениях; оно
придает им юридическую ясность и прочность.
Так возникало то римское право, которое стало затем общим правом всего
античного мира. По существу творцом этого права был, таким образом, весь мир;
Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи
международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности
целое. Универсализм и индивидуальность — основные начала этого целого.
Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией классиче-
ского периода, римское право нашло себе затем окончательное завершение в зна-
менитом своде — Corpus Juris Civilis императора Юстиниана и в таком виде было
завещано новому миру. Железный колосс, державший в своих руках судьбы ми-
ра, дряхлел: разнообразные народности, входившие в состав всемирного римского
государства, тянулись в разные стороны; с границ напирали варвары — новые пре-
тенденты на активное участие в мировой истории. Наступил момент, они хлынули
могучими потоками и затопили весь античный мир. Настала беспокойная эпоха
великого переселения народов, и кажется, что вся богатая культура древности по-
гибла навсегда, что порвались все связи между старым и новым, что история вовсе
зачеркивает страницы прошлого и начинает писать все заново.
Но это «кажется» — обманчиво. На некоторое время, действительно, ход чело-
веческого культурного развития как будто приостанавливается; влившийся боль-
шой массой новый человеческий материал нуждается в предварительной обработ-
ке. Несколько веков проходит в беспрерывных передвижениях новых народов, в их
взаимных столкновениях; пришельцы еще не могут освоиться на новых местах,
двигаются, устраиваются. Много ценного, конечно, погибает при этом из антич-
ной культуры, но не все.
Мало-помалу беспокойный период переселения и устроения проходит. Новые
народы начинают вести более или менее спокойную жизнь, развиваются, и еще че-
рез несколько столетий наступает момент, когда все, что было продумано и создано
античным гением, делается понятным и ценным его наследникам.
Наступает одно за другим возрождение античного права, античной культуры,
античного искусства. Естественное экономическое развитие новых народов приво-
дит их также мало-помалу к международным торговым отношениям. Снова, как
в старом мире, на почве международного обмена сходятся друг с другом пред-
ставители разных национальностей, и снова для регулирования этого обмена воз-
никает нужда в едином общем праве, праве универсальном. Снова экономический
прогресс требует освобождения личности от всяких феодальных, общинных и пат-
риархальных пут, требует предоставления индивиду свободы деятельности, свобо-
ды самоопределения. И наследники вспоминают о заброшенном ими завещании
античного мира, о римском праве и находят в нем как раз то, что было нужно.
Заключение
135
Римское право делается предметом изучения: оно начинает применяться в су-
дах; оно переходит в местное и национальное законодательство, совершается то,
что носит название рецепции римского права. Во многих местах Corpus Juris Civilis
Юстиниана делается прямо законом. Римское право воскресло для новой жизни
и во второй раз объединило мир. Все правовое развитие Западной Европы идет под
знаком римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступле-
ния в действие нового общегерманского гражданского уложения — лишь с 1 января
1900 г. исчезло формальное действие Юстиниановского Свода в тех частях Гер-
мании, в которых оно еще сохранялось. Но материальное действие его не исчезло
и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных
кодексов и действует под именем этих последних.
Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное мно-
говековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической
литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало
сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой за-
конодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло
ее и в теоретических исканиях: юриспруденция французская работала все время
рука об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на од-
ном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала
на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции,
продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким-либо
римским Юлианом или Папиньяном, через бесконечную цепь сменявшихся рук
дошел до современных ученых всех наций.
Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юриди-
ческого творчества античного мира, оно легло затем в качестве фундамента для
правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для
всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно — в Германии, Фран-
ции, Италии, Англии и т. д. Явившись базисом, на котором веками формировалась
юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как
правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли
себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение.
Недаром в прежнее время оно считалось за самый писаный разум, за ratio scripta.