Файл: Римское право-пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10408

Скачиваний: 140

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

Лекция 1. История римского государства и права. Рецепция римского права

истории, что ходят вокруг его имени. Моральные предписания новой религии не
могли не оказать влияния на его жизнь. И он дал своим сыновьям христианское об-
разование. Однако по мотивам политической целесообразности Константин отло-
жил полное признание христианства как государственной религии до тех пор, пока
не стал единственным правителем империи. Хотя он не только обеспечил терпи-
мое к нему отношение сразу же после победы над Максенцием, но уже в 313 г. вы-
ступил на его защиту от оппозиционного течения донатистов и в следующем году
председательствовал на совете в Арелате. Рядом актов он освободил Католическую
церковь и священнослужителей от налогов и даровал им разнообразные привиле-
гии, которые не распространялись на еретиков, и постепенно выявилось отноше-
ние императора к язычеству: его можно было бы назвать презрительной терпи-
мостью. С высоты признанной государством религии оно скатилось до простого
суеверия. В то же время разрешалось отправлять языческие обряды, за исключени-
ем тех мест, где их считали подрывающими моральные устои. И даже в последние
годы правления Константина мы находим законы в пользу местных жрецов — фла-
менов и их коллегий. В 333 году или позже был установлен культ рода Флавиев, как
называлась императорская семья; однако жертвоприношения в новом храме были
строго запрещены. Только после окончательной победы Константина над Лицини-
ем языческие символы исчезли с монет, и на них появилась отчетливая христиан-
ская монограмма (которая уже служила знаком монетного двора). С этого времени
постоянного внимания императора требовала ересь арианства, и тем, что он пред-
седательствовал на соборе в Никее, и впоследствии, вынеся приговор об изгнании
Афанасию, он не только откровеннее прежнего заговорил о своей причастности
к христианству, но и выказал решимость утверждать свое верховенство в делах
Церкви, ничуть не сомневаясь в том, что его сан Великого понтифика дает ему
высшую власть над религиозными делами всей империи и приведение в порядок
христианства находится в его компетенции. В этом вопросе ему изменила его про-
ницательность. Было сравнительно легко применить принуждение к донатистам,
сопротивление которых светской власти не было всецело духовным, но в значи-
тельной степени являлось результатом не столь уже чистых мотивов. Но ересь
арианства подняла фундаментальные вопросы, которые, по мысли Константина,
возможно, было примирить, но на деле, как справедливо полагал Афанасий, они
обнажали существенные противоречия доктрины. Результат предвещал возникно-
вение процесса, приведшего к тому, что Церковь, которую Константин надеялся
сделать орудием абсолютизма, стала решительным противником последнего. Не
заслуживает более чем беглого упоминания легенда, согласно которой Константин,
пораженный проказой после казни Криспа и Фаусты, получил отпущение грехов
и был крещен Сильвестром I и своим пожертвованием епископу Рима заложил
фундамент светской власти папства. Другим эпохальным решением Константина
было основание новой столицы — Константинополя — на месте древней мегарской
колонии Византия (Византиума). В первой половине VII в. до н. э. мегарцы осно-
вали небольшой город на азиатском берегу Босфора, который получил название
Халкидон. Через несколько лет после этого другая экспедиция мегарцев во главе
с неким Бизасом (Визасом) основала город Византий. Страбон и Тацит рассказы-
вают историю о том, как перед началом экспедиции Бизас отправился за советом
в Дельфы к Пифийскому Аполлону. Там жрецы посоветовали ему основать город


background image

1.2 Периодизация истории Древнего Рима

27

напротив слепцов. Когда экспедиция мегарцев наткнулась на небольшой треуголь-
ный полуостров на европейском берегу Босфора — т. е. ровно напротив Халкидо-
на, — они поняли, что пророчество было именно об этом месте. Действительно,
проглядеть такое гениальное со стратегической точки зрения расположение мог-
ли только слепцы. На монетах Константина изображалось «Непобедимое Солнце»,
и он остался верховным жрецом («pontifex maximus») римского языческого культа.
Римский сенат воздвиг арку в честь его победы (она и сегодня стоит близ Колизея),
где изображены войска Максентия, тонущие в реке, и написано, что Константин
победил с помощью божества.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Обращение Константина — поворотный момент в истории Церкви
и Европы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Оно значило гораздо больше, чем просто завершение эпохи гонений. Импе-

ратор — суверенный самодержец — немедленно и неизбежно оказался вовлеченным
в развитие Церкви, и соответственно Церковь оказалась все более и более втяну-
той в принятие важных политических решений. Но несмотря на то, что император
Константин предпринял небезуспешные попытки по внедрению христианства, по
самым благоприятным подсчетам число христиан не превышало 10% населения
империи. Однако за время его царствия Непобедимое Солнце все больше отож-
дествлялось в его сознании с Христом христиан. Он принимал большое участие
в делах Церкви и оказывал много милостей священству. Константин остро осо-
знавал несовместимость императорской должности с христианской жизнью и не
крестился до своих последних дней. Нужно сказать, что приблизительно до 400 г.
эта практика была весьма распространена среди лиц, занимавших официальные
должности, хотя бы потому, что в их обязанности входило применение пыток и каз-
ни к преступникам. Константин был крещен на смертном одре арианином — епи-
скопом Евсевием Никомидийским. Многие христианские идеи нашли отражение
в новом законодательстве. Например, император запретил ставить клейма на лица
преступников, т. к. лицо отражает образ Божий. Указом 321 г. воскресенье было
объявлено нерабочим днем. Труд в воскресенье был запрещен, кроме необходимо-
го на фермах и в судах, чтобы освобождать рабов. Раньше рыночным днем был
каждый восьмой день. Константин повелел рынкам собираться по воскресеньям.
Интересно, что в указе было оговорено, что он мотивирован уважением к Солнцу
в его день. Христианский обычай поминовения воскресения Господня в первый
день недели был традиционным уже ко времени написания св. Павлом 1-го посла-
ния к Коринфянам. Церковь наследовала обычай совершать главное богослужение
в один день из семи от иудаизма, а не от митраистического культа бога-Солнца, как
говорят некоторые исследователи. Воскресенье было избрано как день, в который
воскрес Господь. Однако, согласно популярной в то время астрологии, каждый из
семи дней недели был посвящен одной из планет (в том числе Луне и Солнцу).
Например, такие римские поэты, как Тибулл и Овидий, писали, что день Сатурна
(суббота) был несчастливым для работы и путешествий. Во втором веке обратив-
шиеся из язычества христиане (св. Игнатий, св. Иустин, Климент Александрий-
ский и Тертуллиан) считали, что в совпадении Дня Господня с днем света и Солнца


background image

28

Лекция 1. История римского государства и права. Рецепция римского права

заключена глубокая символика. Введение семидневной недели, в классический век
неизвестной, вскоре в головах многих людей смешалось с популярной астрологи-
ей. Эти предрассудки мешали распространению христианства. Церковь пыталась
с ними бороться и заменить языческие названия дней недели числительными. На
Востоке это ей удалось, но на Западе нет: до сих пор во всех западноевропей-
ских языках, кроме португальского, большая часть дней недели носит планетар-
ные названия. Возможно, не стоит называть Константина первым христианским
императором, т. к. он до последних моментов не разделял сакраментальной жизни
Церкви.

Однако, несмотря на его арианское крещение, Церковь признает его святым

«равноапостольным». Воистину, ни один другой человек в истории не способство-
вал, прямо или косвенно, обращению стольких людей в христианство.

В связи с распространением христианства в начале III в. н. э. в Древнем Риме

появилась новая система управления церковью и глава римского церковного окру-
га — епископ предъявил претензии на главенствование всей христианской церкви,
и в V в. н. э. ему присвоили титул Папы. Позже появился церковный чин Патри-
арха. Со временем влияние церкви распространилось далеко за ее пределами (на
вопросы, ранее подсудные гражданскому суду).

При сыновьях императора Феодосия I в целях управления в 395 г. произошло

окончательное разделение Империи на Западную и Восточную части: Западная им-
перия во главе с Римом закончила существование в 476 г. после захвата и разграб-
ления его германскими племенами, а Восточная со столицей в Константинополе
существовала еще тысячу лет, называясь Византией со столицей в Константинопо-
ле (Стамбул). Позже Византия стала Османской Империей и, наконец, Турцией.

В процессе тех отношений, которые возникали, римскими юристами были вы-

делены общие для всех нормы. Эти нормы легли в основу римского права, которое
и занималось регулированием возникающих отношений. Древнее римское право
легло в основу многих институтов буржуазного права и используется до сих пор.
Развитию римского права способствовал высокий уровень товарных отношений,
«всесветный» характер самой империи, в которой происходила «притирка и при-
мирение» многих и различных правовых систем, результатом которой явилось воз-
никновение системы римского права.

1.3 Историко-культурное и правовое значение
римского государства и права для человечества

История Древнего Рима насчитывает целое тысячелетие: с момента возник-

новения первого поселения на месте «Вечного города» до момента уничтожения
империи в 476 г. н. э. В течение одной тысячи лет происходил бурный рост, со-
вершенствование политической системы, длительные, жестокие и кровопролит-
ные захватнические и оборонительные войны, развитие собственной культуры,
поглощение культур покоренных народов, создание основ современной системы
государственного управления, той модели, которая легла в основу систем государ-
ственного управления в других странах (прежде всего европейских). И, конечно
же, создание основ юриспруденции (лат. «juris prudentia» — «забота о праве») — на-


background image

1.3 Историко-культурное и правовое значение
римского государства и права для человечества

29

уки о праве и практике юристов, системы образования, науки и многого другого,
без чего сегодня нельзя представить современное государство. Ученые считают,
что культура Древнего Рима оказала огромное влияние на национальные культуры
как Азии, так и Европы. Культура Рима сформировалась под влиянием греческой
культуры как самой древней из культур на Земле. В мировой истории Римскую им-
перию можно рассматривать как одну из самых великих многонациональных дер-
жав. Объединив много этносов, племен и народов Средиземноморья и Западной
Европы, это уникальное государственное образование было достаточно прочным
и стабильным в течение нескольких столетий; оно достигло устойчивого баланса
сильной центральной власти, авторитетного среднего звена и широкого местного
самоуправления. Поэтому, по мнению исследователей, история римской государ-
ственности занимает одно из выдающихся мест.

Начало римского права относится к тому периоду, когда Рим представлял собой

небольшую общину на берегу реки Тибр. С превращением Рима в центр мировой
экономической и политической жизни меняется и характер римского права — из
узконационального, квиритского оно становится общемировым. С падением Рима
и гибелью античного мира казалось, что римское право погибло навсегда.

Но после эпохи великого переселения народов начинает возрождаться великая

античная культура. В XI в. в итальянском городе Болонья был основан универси-
тет, в котором читались лекции о Своде законов императора Юстиниана (Corpus
Iuris Civilis). Развитие государств Европы привело к расширению мировой торгов-
ли, и, естественно, возникла потребность в праве, которое могло бы объединить
различные народы и государства, т. е. в праве, свободном от национальных осо-
бенностей, в универсальном праве. Таким правом и стало римское частное право,
которое распространилось по всей Европе, а особенно широкое применение оно
нашло в Германии

1

.

Римское частное право вызывает огромный теоретический интерес как пра-

во, построенное логически, согласующее индивидуализм и интерес частного соб-
ственника с интересами иных лиц (например, сервитуты, защита интересов несо-
вершеннолетних (в римском праве — это лица, не достигшие 25 лет) и т. д.).

Дополнительными факторами, приведшими к распространению римского част-

ного права, можно назвать следующие:

• римско-католическая церковь, бывшая единой в Европе, проводила служ-

бы на латинском языке, придерживалась многих норм римского семейного
права и применяла римское право в церковных судах;

• научное изучение античного наследия в целом и римского частного пра-

ва в частности. Так, в Болонском университете в XII в. начала свою де-
ятельность школа глоссаторов, которые собирали и изучали материалы,
имеющие отношение к римской юриспруденции. Глоссаторы занимались
главным образом теоретическим изучением римского наследия. В начале
XIV в. школа комментаторов перешла к практическому применению тео-
ретических знаний. Постепенно с XII в. — в Италии, с XIII в. — в южной
части Франции, со второй половины XVI в. — в Германии римское право
начинает вытеснять нормы обычного права.

1

Борисевич М. М. Римское частное право. М., 2003. С. 75.


background image

30

Лекция 1. История римского государства и права. Рецепция римского права

Изучение римского частного права необходимо по следующим причинам:

1) на нем базируется современное гражданское право как европейских госу-

дарств, так и России;

2) на примере римского частного права студент знакомится с теорией граждан-

ско-правовых институтов;

3) также важно изучение римского частного права является базовой теоретико-

методологической подготовкой для последующего изучения различных от-
раслей права.

Итак, римское право является необходимым элементом европейской общей

и правовой культуры. Изучение первоисточников — Институций, Дигест, казусов,
споров и правовых принципов римского права — является необходимым условием
для формирования юридического мышления.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по лекции 1

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Дайте характеристику основным периодам истории Древнего Рима. Назо-

вите источники права в каждом рассматриваемом периоде.

2) С какими государствами древности активно сотрудничал Древний Рим?

Как происходило территориальное развитие Рима? Определите основные
этапы данного процесса.

3) В чем причины появления римского права и каково его значение для со-

временной юриспруденции и культуры?

4) Что означает рецепция римского права? Когда она была проведена?

5) Дайте характеристику основным научным школам изучения римского

права.