Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7722

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76 

От  брака  отличался  конкубинат,  то  есть  дозволенное  законом,  а  не  слу-

чайное постоянное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее 
требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния 
мужа, дети конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногам-
ный характер римской семьи, мужчина в республиканскую эпоху мог наряду с 
законным римским браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой. 
Сожительство женщины с другим мужчиной давало мужу право убить жену. 

Виды брака. В Древнем Риме, вплоть до правления Юстиниана, различа-

ли две формы брака. Брак кум ману (cum manu) считался наиболее правильным 
и  характеризовался  установлением  власти  мужа,  в  силу  чего  жена  поступала 
под власть мужа или домовладыки. Брак сине ману (sine manu) оставлял жену 
подвластной прежнему домовладыке либо делал ее самостоятельным лицом.  

Первоначально в браке кум ману власть мужа была неограниченной, пра-

восубъектность  жены  постоянно  поглощалась  правосубъектностью  мужа.  Ее 
юридический статус был аналогичен статусу детей: по отношению к мужу она 
находилась  в  правовом  отношении  на  положении  дочери,  будучи  абсолютно 
бесправной.  Вступление  в  такой  брак  неизбежно  означало  ограничение  граж-
данской правоспособности (capitis deminutio minima) жены: если до брака жена 
была персоной в собственной власти (persona sui juris), то после вступления в 
брак оказывалась в чужой власти (cum manu) и становилась субъектом «чужого 
права». Если до брака она была под властью (in potestate) своего отца, то, всту-
пив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его pater familias, если 
муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа. Это бесправие 
в  равной  степени  касалось  как  личного,  так  и  имущественного  статуса  жены. 
В личном смысле от мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой он 
обладал правом жизни и смерти (jus vitae ас necis). Он мог продать жену в раб-
ство, если она без его ведома покидала дом, истребовать ее от любого лица по 
иску,  обеспечивающему  возврат  имущества  из  чужого  незаконного  владения. 
Требование  о  возврате  жены  могло  быть  предъявлено  даже  ее  родителям,  так 
как  выход  замуж  сопровождался  разрывом  агнатских  связей  с  ее  кровными 
родственниками  и  возникновением  агнатского  родства  между  нею  и  семьей 
мужа.  

Со  временем  брак  sine  manu  полностью  вытеснил  старую  форму  брака 

cum manu. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение 
года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. 
При этом сохранялась личная и имущественная независимость женщины. Зако-


background image

77 

нами  XII таблиц  было  определено,  что  женщина,  не  желавшая  установления 
над  собой  власти  мужа  фактом  давностного  сожительства,  должна  была  еже-
годно отлучаться из своего дома на три ночи и, таким образом, прерывать го-
дичное давностное владение ею. В этом выразилось наследие древних патриар-
хальных  времен,  когда  брак,  по  сути,  выступал  формой  покупки  мужчиной 
женщины у ее отца. 

6.3 Заключение брака 

Для  заключения  брака  (matrimonium  justum)  будущие  супруги  должны 

были  выполнить  несколько  существенных,  или  конститутивных,  условий.  От 
них требовалось обладать правом вступать в квиритский брак (jus conubii), яв-
ляться половозрелыми и заключать брак в предписанной правом форме. 

Римский брак могли заключать только лица, за которыми было признано 

право  на  вступление  в  брак  (jus  conubii).  Jus  conubii  обладали  лишь  римские 
граждане и старые латины. Это право было ограничено для плебеев и вольно-
отпущенников и для представителей населения, связанных со своим занятием, а 
также для лиц, объявленных еретиками и отступниками. По этому ограничению 
представители  этих  групп  населения  могли  заключать  браки  лишь  между  со-
бой, но не с представителями других общественных слоев. 

Римский  брак  мог  заключаться  только  тогда,  когда  союз  мужчины  и 

женщины  основывался  с  намерением  супругов  жить  именно  в  браке  (affectio 
maritalis).  В старом  праве  affectio  maritalis,  или  намерение  заключить  брачный 
союз, не было обязательным для будущих супругов. В то время было достаточ-
но,  чтобы  это  намерение  изъявил  глава  соответствующей  семьи.  В  классиче-
ском праве наличие affectio maritalis было необходимо и для будущих супругов, 
и для глав их семей, а в постклассическом праве такое намерение требовалось 
лишь для лиц, вступающих в брак. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В римский брак могли вступать лишь лица, способные осуще-

ствить рождение ребенка как главную цель брака: женщины с 12, а 
мужчины с 14 лет. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Для  того  чтобы  совершить  все  правовые  действия,  брак  должен  был  за-

ключаться  в  форме,  предусмотренной  законом.  Формами  заключения  брака 
римского брака являлись:  


background image

78 

•  confarratio  – древняя  религиозная  форма  заключения  брака.  Она  при-

менялась высшими слоями римского общества (патрициями); 

•  coemptio  –  более  поздняя  и  доступная  всем  гражданам  форма  брака, 

который  заключался  в  светском  обряде  путем  символической  прода-
жи; 

•  usus – наиболее простая форма брака, состоявшая в том, что женаты-

ми считались мужчина и женщина, живущие вместе в доме мужа в те-
чение года. 

В тех  случаях,  когда  между  мужчиной  и  женщиной  существовал  посто-

янный  союз,  но  не  было  выполнено  какое-либо  из  приведенных  конститутив-
ных условий, необходимых для существования брака, римляне считали, что та-
кой  союз  представляет  собой  «естественный  брак»  (concubinatus),  не 
обладающий правовыми последствиями. 

Заключение брака включало два самостоятельных события – обручение и 

брачную церемонию. Существовало несколько видов заключения браков: пра-
вильный  (cum  manu)  в  двух  специальных формах: обрядовой и неформальной  
(с  приводом  жены  в  дом  мужа):  и  неправильный  (sine  manu)  –  брачное  сожи-
тельство, требовавшее ухода жены из дома на несколько дней для прерывания 
совместного годичного проживания. В древнейшее время обручение подвласт-
ных  лиц  (alieni  juris)  совершалось  главой  их  семьи  без  участия  брачующихся. 
Позднее  обручение  совершали  жених  и  невеста  с  согласия  глав  семей  обоих. 
В поздний период односторонний отказ от заключения брака после совершения 
обручения  предоставлял  другой  стороне  полномочие  требовать  возмещения 
причиненного имущественного ущерба, включая упущенную выгоду. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Моментом  заключения  брака,  создававшим  все  юридические 

последствия  личного  и  имущественного  характера,  признавался 
увод  жены  в  дом  мужа;  все  другие  обрядовые  процедуры  только 
символизировали заключение брака, но не считались формальными 
условиями наступления брачных связей. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

С развитием права в Древнем Риме шел процесс отмирания или ослабле-

ния  роли  старых  форм  заключения  брака.  Параллельно  этому  происходило 
утверждение  неформального  совершения  брака  путем  простого  соглашения 
между мужчиной и женщиной о совместном проживании. 

Основаниями прекращения брака являлись: 


background image

79 

•  смерть супруга; 

•  заявление об отказе от брачного союза; 

•  утрата одним из супругов его гражданского правового статуса. 
Оформить развод можно было только в отношении ранее действительно-

го брака. Требовать развода при неправовом брачном союзе было нельзя. Таким 
образом, процедура развода зависела от форм заключения брака. Расторжение 
брака  сопровождалось  выяснением  причин  развода,  и  виновная  сторона  несла 
имущественные  санкции  в  виде  потери  своего  добрачного  имущества  или 
штрафов. Процедура прекращения браков sine manu и cum manu была различна. 
Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по сво-
бодному  волеизъявлению  одной  из  сторон.  Развод  при  браке  cum  manu  мог 
произойти  лишь  по  инициативе  мужа.  При  разводе  по  инициативе  жены  не 
предусматривалась имущественная компенсация мужу. 

6.4 Отцовская власть. Усыновление и узаконение 

Все  свободные  (liberi)  домочадцы  (рожденные  в  законном  браке  и  усы-

новленные)  пребывали  во  власти  их  домовладыки  (супруга,  перешедшая  во 
власть мужа, подчинялась как супружеской власти – manus, так и власти домо-
владыки). Объем этой власти определялся самой ее природой, генетически свя-
занной с ответственностью главы семейства за продолжение самого существо-
вания  этого  организма,  и  не  был  ограничен  никаким  частным  правом 
домочадцев. 

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (jus 

vitae ас necis), которое оставалось в силе весь классический период. Право пре-
давать  подвластных  смерти  связано  исключительно  с  ролью  домовладыки  и 
пресекается  публичной  властью,  если  pater  familias,  наказывая  подвластного, 
действует из соображений, отличных от дисциплинарных. 

Pater  familias  имел  право  не  признать  новорожденного  своим  ребенком: 

только ребенок, признанный отцом, становился членом familia и подпадал под 
власть домовладыки. В противном случае (например, при явном уродстве) дитя 
выбрасывалось. Эта власть первоначально ограничивалась лишь контролем со-
седей и родственников. Ребенок от рабыни и свободного рождался рабом. 

Отцовская  власть  (patria  potestas),  первоначально  безграничная,  посте-

пенно, с развитием древнеримского общества, смягчалась. Основной причиной 
этого  являлось  распадение  прежней  крестьянской  семьи  (в  связи  с  развитием 
рабовладельческих  хозяйств),  развитие  в  городах  ремесел:  сыновья  начинают 


background image

80 

вести самостоятельное хозяйство. Наряду с этим сыновьями приобретается са-
мостоятельное положение в армии и в государственном аппарате. 

Способы установления отцовской власти: 
1.  Рождение ребенка от данных родителей, состоящих в законном браке. 
2.  Узаконение  –  признание  законными  детей  данных  родителей,  рож-

денных ими вне брака: 

•  последующим браком родителей внебрачного ребенка; 

•  путем получения соответствующего императорского рескрипта; 

•  путем  зачисления  незаконного  сына  в  члены  муниципального  се-

ната,  замужества  незаконной  дочери  за  членом  муниципального 
сената. 

3.  Усыновление.  Усыновить  можно  было  лицо,  находящееся  под  вла-

стью  другого  домовладыки  –  adoptio  (в  таком  случае  усыновляемый 
просто  менял  домовладыку,  соответствующее  соглашение  прежнего 
домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усынов-
ляемого фиксировалось документально), либо усыновить лицо, не яв-
ляющееся подвластным – arrogation (в таком случае подвластный те-
рял  status  familiae, такое  усыновление производилось  императорским 
рескриптом).  Обычно  усыновителем  мог  быть  мужчина,  не  являю-
щийся  подвластным  лицом,  с  возрастной  разницей  с  усыновляемым 
не менее 18 лет. 

В республиканском  праве  у  подвластных  детей  не  было  своего  имуще-

ства: все принадлежало домовладыке. Подвластный сын мог совершать имуще-
ственные  сделки, но  все, что  он приобретал по  таким сделкам,  автоматически 
поступало  в  собственность  отца-домовладыки.  Вместе  с  тем  обязанным  оста-
вался  он  сам  (как  и  в  случае  раба,  совершающего  имущественные  сделки  в 
пользу господина). 

Со  временем  была  расширена  имущественная  правоспособность  и  дее-

способность подвластных лиц, включая детей домовладыки; была признана от-
ветственность  домовладыки  по  сделкам  подвластных.  Родители  и  дети  были 
взаимно обязаны в случае нужды предоставлять друг другу алименты. 

Прекращение отцовской власти происходило по следующим основаниям:  
1)  смерть pater familias или подвластного; 
2)  утрата свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; 
3)  лишение  домовладыки  прав  отцовской  власти  (например,  в  случае 

оставления им подвластного без помощи);