ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7722
Скачиваний: 20
76
От брака отличался конкубинат, то есть дозволенное законом, а не слу-
чайное постоянное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее
требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния
мужа, дети конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногам-
ный характер римской семьи, мужчина в республиканскую эпоху мог наряду с
законным римским браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой.
Сожительство женщины с другим мужчиной давало мужу право убить жену.
Виды брака. В Древнем Риме, вплоть до правления Юстиниана, различа-
ли две формы брака. Брак кум ману (cum manu) считался наиболее правильным
и характеризовался установлением власти мужа, в силу чего жена поступала
под власть мужа или домовладыки. Брак сине ману (sine manu) оставлял жену
подвластной прежнему домовладыке либо делал ее самостоятельным лицом.
Первоначально в браке кум ману власть мужа была неограниченной, пра-
восубъектность жены постоянно поглощалась правосубъектностью мужа. Ее
юридический статус был аналогичен статусу детей: по отношению к мужу она
находилась в правовом отношении на положении дочери, будучи абсолютно
бесправной. Вступление в такой брак неизбежно означало ограничение граж-
данской правоспособности (capitis deminutio minima) жены: если до брака жена
была персоной в собственной власти (persona sui juris), то после вступления в
брак оказывалась в чужой власти (cum manu) и становилась субъектом «чужого
права». Если до брака она была под властью (in potestate) своего отца, то, всту-
пив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его pater familias, если
муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа. Это бесправие
в равной степени касалось как личного, так и имущественного статуса жены.
В личном смысле от мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой он
обладал правом жизни и смерти (jus vitae ас necis). Он мог продать жену в раб-
ство, если она без его ведома покидала дом, истребовать ее от любого лица по
иску, обеспечивающему возврат имущества из чужого незаконного владения.
Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже ее родителям, так
как выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей с ее кровными
родственниками и возникновением агнатского родства между нею и семьей
мужа.
Со временем брак sine manu полностью вытеснил старую форму брака
cum manu. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение
года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности.
При этом сохранялась личная и имущественная независимость женщины. Зако-
77
нами XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления
над собой власти мужа фактом давностного сожительства, должна была еже-
годно отлучаться из своего дома на три ночи и, таким образом, прерывать го-
дичное давностное владение ею. В этом выразилось наследие древних патриар-
хальных времен, когда брак, по сути, выступал формой покупки мужчиной
женщины у ее отца.
6.3 Заключение брака
Для заключения брака (matrimonium justum) будущие супруги должны
были выполнить несколько существенных, или конститутивных, условий. От
них требовалось обладать правом вступать в квиритский брак (jus conubii), яв-
ляться половозрелыми и заключать брак в предписанной правом форме.
Римский брак могли заключать только лица, за которыми было признано
право на вступление в брак (jus conubii). Jus conubii обладали лишь римские
граждане и старые латины. Это право было ограничено для плебеев и вольно-
отпущенников и для представителей населения, связанных со своим занятием, а
также для лиц, объявленных еретиками и отступниками. По этому ограничению
представители этих групп населения могли заключать браки лишь между со-
бой, но не с представителями других общественных слоев.
Римский брак мог заключаться только тогда, когда союз мужчины и
женщины основывался с намерением супругов жить именно в браке (affectio
maritalis). В старом праве affectio maritalis, или намерение заключить брачный
союз, не было обязательным для будущих супругов. В то время было достаточ-
но, чтобы это намерение изъявил глава соответствующей семьи. В классиче-
ском праве наличие affectio maritalis было необходимо и для будущих супругов,
и для глав их семей, а в постклассическом праве такое намерение требовалось
лишь для лиц, вступающих в брак.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В римский брак могли вступать лишь лица, способные осуще-
ствить рождение ребенка как главную цель брака: женщины с 12, а
мужчины с 14 лет.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Для того чтобы совершить все правовые действия, брак должен был за-
ключаться в форме, предусмотренной законом. Формами заключения брака
римского брака являлись:
78
• confarratio – древняя религиозная форма заключения брака. Она при-
менялась высшими слоями римского общества (патрициями);
• coemptio – более поздняя и доступная всем гражданам форма брака,
который заключался в светском обряде путем символической прода-
жи;
• usus – наиболее простая форма брака, состоявшая в том, что женаты-
ми считались мужчина и женщина, живущие вместе в доме мужа в те-
чение года.
В тех случаях, когда между мужчиной и женщиной существовал посто-
янный союз, но не было выполнено какое-либо из приведенных конститутив-
ных условий, необходимых для существования брака, римляне считали, что та-
кой союз представляет собой «естественный брак» (concubinatus), не
обладающий правовыми последствиями.
Заключение брака включало два самостоятельных события – обручение и
брачную церемонию. Существовало несколько видов заключения браков: пра-
вильный (cum manu) в двух специальных формах: обрядовой и неформальной
(с приводом жены в дом мужа): и неправильный (sine manu) – брачное сожи-
тельство, требовавшее ухода жены из дома на несколько дней для прерывания
совместного годичного проживания. В древнейшее время обручение подвласт-
ных лиц (alieni juris) совершалось главой их семьи без участия брачующихся.
Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия глав семей обоих.
В поздний период односторонний отказ от заключения брака после совершения
обручения предоставлял другой стороне полномочие требовать возмещения
причиненного имущественного ущерба, включая упущенную выгоду.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Моментом заключения брака, создававшим все юридические
последствия личного и имущественного характера, признавался
увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только
символизировали заключение брака, но не считались формальными
условиями наступления брачных связей.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
С развитием права в Древнем Риме шел процесс отмирания или ослабле-
ния роли старых форм заключения брака. Параллельно этому происходило
утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения
между мужчиной и женщиной о совместном проживании.
Основаниями прекращения брака являлись:
79
• смерть супруга;
• заявление об отказе от брачного союза;
• утрата одним из супругов его гражданского правового статуса.
Оформить развод можно было только в отношении ранее действительно-
го брака. Требовать развода при неправовом брачном союзе было нельзя. Таким
образом, процедура развода зависела от форм заключения брака. Расторжение
брака сопровождалось выяснением причин развода, и виновная сторона несла
имущественные санкции в виде потери своего добрачного имущества или
штрафов. Процедура прекращения браков sine manu и cum manu была различна.
Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по сво-
бодному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке cum manu мог
произойти лишь по инициативе мужа. При разводе по инициативе жены не
предусматривалась имущественная компенсация мужу.
6.4 Отцовская власть. Усыновление и узаконение
Все свободные (liberi) домочадцы (рожденные в законном браке и усы-
новленные) пребывали во власти их домовладыки (супруга, перешедшая во
власть мужа, подчинялась как супружеской власти – manus, так и власти домо-
владыки). Объем этой власти определялся самой ее природой, генетически свя-
занной с ответственностью главы семейства за продолжение самого существо-
вания этого организма, и не был ограничен никаким частным правом
домочадцев.
Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (jus
vitae ас necis), которое оставалось в силе весь классический период. Право пре-
давать подвластных смерти связано исключительно с ролью домовладыки и
пресекается публичной властью, если pater familias, наказывая подвластного,
действует из соображений, отличных от дисциплинарных.
Pater familias имел право не признать новорожденного своим ребенком:
только ребенок, признанный отцом, становился членом familia и подпадал под
власть домовладыки. В противном случае (например, при явном уродстве) дитя
выбрасывалось. Эта власть первоначально ограничивалась лишь контролем со-
седей и родственников. Ребенок от рабыни и свободного рождался рабом.
Отцовская власть (patria potestas), первоначально безграничная, посте-
пенно, с развитием древнеримского общества, смягчалась. Основной причиной
этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в связи с развитием
рабовладельческих хозяйств), развитие в городах ремесел: сыновья начинают
80
вести самостоятельное хозяйство. Наряду с этим сыновьями приобретается са-
мостоятельное положение в армии и в государственном аппарате.
Способы установления отцовской власти:
1. Рождение ребенка от данных родителей, состоящих в законном браке.
2. Узаконение – признание законными детей данных родителей, рож-
денных ими вне брака:
• последующим браком родителей внебрачного ребенка;
• путем получения соответствующего императорского рескрипта;
• путем зачисления незаконного сына в члены муниципального се-
ната, замужества незаконной дочери за членом муниципального
сената.
3. Усыновление. Усыновить можно было лицо, находящееся под вла-
стью другого домовладыки – adoptio (в таком случае усыновляемый
просто менял домовладыку, соответствующее соглашение прежнего
домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усынов-
ляемого фиксировалось документально), либо усыновить лицо, не яв-
ляющееся подвластным – arrogation (в таком случае подвластный те-
рял status familiae, такое усыновление производилось императорским
рескриптом). Обычно усыновителем мог быть мужчина, не являю-
щийся подвластным лицом, с возрастной разницей с усыновляемым
не менее 18 лет.
В республиканском праве у подвластных детей не было своего имуще-
ства: все принадлежало домовладыке. Подвластный сын мог совершать имуще-
ственные сделки, но все, что он приобретал по таким сделкам, автоматически
поступало в собственность отца-домовладыки. Вместе с тем обязанным оста-
вался он сам (как и в случае раба, совершающего имущественные сделки в
пользу господина).
Со временем была расширена имущественная правоспособность и дее-
способность подвластных лиц, включая детей домовладыки; была признана от-
ветственность домовладыки по сделкам подвластных. Родители и дети были
взаимно обязаны в случае нужды предоставлять друг другу алименты.
Прекращение отцовской власти происходило по следующим основаниям:
1) смерть pater familias или подвластного;
2) утрата свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;
3) лишение домовладыки прав отцовской власти (например, в случае
оставления им подвластного без помощи);