Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7719

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

66 

правовую защиту. Лишение состояния гражданства приводило к лишению пра-
ва на вступление в римский (квиритский) брак (jus conubii) и права на участие в 
имущественных отношениях  (jus  commercii).  Как  особое  право римских  граж-
дан  существовало  право  на  трехчастное  имя.  Вышеприведенные  частноправо-
вые  полномочия  существовали  и  использовались  как  гражданские  права  на 
протяжении всей истории римского государства. 

Ограничения  правоспособности  действовали  в  отношении  женщин,  вар-

варов, еретиков, отступников, евреев и колонов (зависимых крестьян).  

Женщины в римском праве не были равноправны с мужчинами, хотя уже 

отдельные  классические  юристы  подчеркивали,  что  неверно  и  несправедливо 
недооценивать способности представительниц женского пола. Женщины после 
12 лет освобождались из-под опеки над несовершеннолетними. Это не значило, 
что  при  этом  они  достигали  полной  дееспособности.  Женщины  оставались 
ограниченно дееспособными и подпадали под власть опекуна над совершенно-
летними женщинами. Это решение римского права было плодом примитивного 
представления, что женщины не способны отдавать отчет в своих действиях.  

Одним из наиболее ранних случаев ограничения гражданских прав в осо-

бых обстоятельствах был случай так называемого долгового рабства. Долговы-
ми рабами были лица, которые добровольно или по решению суда отрабатыва-
ли  долг  у  доверителя.  Эти  лица  до  выплаты  долга  не  имели  ни  публично-
правовых, ни частноправовых полномочий. 

Римские  граждане,  попавшие  в  плен  в  ходе  военных  действий,  теряли 

гражданство и свободу (postliminium – постлиминий). При родовом устройстве 
обязанностью выкупить пленных обременялись все члены рода; позднее, если 
патрон  попадал  в  рабство,  клиенты  должны  были  его  освобождать. 
В классическом и постклассическом праве обязанность выкупа пленных не бы-
ла  юридически отрегулирована.  Если в  это  время  какой-нибудь  римлянин  вы-
купался из рабства, он, согласно постлиминию, получал все прежние граждан-
ские права, кроме тех, что носили сугубо личный характер. 

Другие  случаи  потери  некоторых  гражданских  прав  проявлялись  как 

санкции,  налагаемые  за  поведение  граждан,  которое,  по  общему  мнению  или 
согласно  определенным  правовым  нормам,  признавалось  недопустимым  или 
нечестным. Personae intestabiles, например, являлись лицами, которые участво-
вали  при  заключении  определенных  юридических  договоров,  a  потом  отказы-
вались свидетельствовать о том, что видели и слышали. Такие лица больше не 
могли ни свидетельствовать, ни вызываться свидетелями.  


background image

67 

Минимальным  ограничением  правоспособности  считалось  лишение  се-

мейного  статуса.  Максимальная  степень  ограничения  статуса  лица  (capitis 
deminutio  maxima)  включала  утрату  статуса  гражданства,  семейного  статуса, 
статуса свободы. 

Ограничивались  в  дееспособности  также  расточители,  то  есть  лица  сла-

бовольные,  не  способные  соблюдать  необходимую  меру  в  расходовании  иму-
щества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разоре-
ния.  Расточителю  назначали  попечителя,  после  чего  расточитель  мог 
самостоятельно  совершать  только  такие  сделки,  которые направлены  лишь  на 
приобретение; кроме того, расточитель признавался ответственным за деликты 
(правонарушения). Сделки, связанные с уменьшением имущества или установ-
лением обязательства, расточитель мог совершить только с согласия попечите-
ля. Составлять завещание расточитель не мог. 

В качестве  обстоятельства,  отражавшегося  на  правовом  положении  рим-

ского гражданина, следует упомянуть еще умаление чести. Одной из самых се-
рьезных форм умаления чести была infamia, бесчестье. Бесчестье наступало:  

1)  как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо по-

рочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам 
из таких отношений, где предполагается особая честность (например, 
из  договора  поручения,  товарищества,  хранения),  из  отношений  по 
поводу опеки и т. п.;  

2)  непосредственно  в  силу  нарушения  некоторых  правовых  норм,  каса-

ющихся брака (считалась бесчестной вдова, вступившая в новый брак 
до истечения года после смерти первого мужа), или ввиду занятий по-
зорной профессией (например, сводничеством и т. п.). 

На дееспособность физического лица влияли также всякого рода душев-

ные  болезни.  Психически  нездоровые  лица,  как  и  в  современности,  признава-
лись недееспособными и находились под опекой. Телесные недостатки влияли 
только в соответствующей сфере деятельности. Например, так как договор сти-
пуляции совершался в форме устного вопроса и ответа, то его не могли совер-
шать немые или глухие. 

В имперский период было провозглашено равенство в правоспособности 

для  всех  свободных.  В действительности  это  оказалась  декларация,  лишенная 
содержания. В реальности неравенство вызывалось образованием сословий, ко-
торое  сопровождалось  прикреплением  к  профессиям.  Различались  следующие 
сословия:  нобили  (господствующее  сословие,  сенаторы  и  всадники),  военное 


background image

68 

сословие,  декурионы,  военнослужащие,  торговцы,  ремесленники,  крестьяне, 
вольноотпущенники. Сословные и иные социальные различия особенно сильно 
давали о  себе  знать  в  области отношений  с  государством,  но  сказывались  и  в 
области  частного  права,  например,  не  допускался  брак  между  сенатором  и 
вольноотпущенницей. 

5.3 Категории населения, не имеющие гражданства 

Латины и перегрины 

Жители  покоренных  и  присоединенных  общин  и  государственных  объ-

единений не были всецело превращены в рабов. На основе договора, заключен-
ного с Римом, многие из них сохраняли свободу – status libertatis. Status libertatis 
(право на свободу) ценился высоко: libertas inaestimabilis res est – так как в об-
щественной  жизни  оставлял  право  на  самоуправление,  а  в  частной  –  право 
пользоваться собственным порядком. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Латины  были  представителями  племен,  этнически  род-

ственных  римлянам.  Их  положение  было  почти  одинаковым  с  по-
ложением римских граждан. Они имели все права, кроме права на 
занятие  государственных  должностей  (jus  honorum)  и  права  слу-
жить в римских легионах.  
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Латины  служили  во  вспомогательных  подразделениях  римского  войска. 

Status civitatis (положение гражданина) они достигали при переселении в город 
Рим, при условии, что оставят в своей общине хотя бы одного сына. Правовое 
положение  старых  латинов  исчезло,  когда  всем  свободным  жителям  Италии 
было предоставлено римское гражданство в 90 г. до н. э.  

Представители  неримской  и  нелатинской  общины,  за  которыми  в  Риме 

было  признано  право  на  свободу,  именовались  перегринами.  Основное  право, 
которое  имели  перегрины,  –  право  пользоваться  установлениями  своего  соб-
ственного  правового  порядка,  особенно  в  регулировании  внутренних  отноше-
ний. В этом смысле были ограничены лишь дедитиции – перегрины, покорен-
ные  силой.  Не  имея  политических  прав,  перегрины  могли  быть  участниками 
семейных  и  разнообразных  имущественных  правоотношений,  но  специфиче-
ские римские правовые институты, такие как римский брак, манципация и т. п., 
были для них закрыты. Не были подведомственны городскому претору (praetor 


background image

69 

urbanus)  частные  споры  перегринов.  Для  разрешения  этих  споров  учреждался 
особый  магистрат  –  претор  перегринов  (praetor  peregrinus).  Выработанные  им 
правовые положения, развитые и дополненные юристами, постепенно и образо-
вали право народов (jus gentium) как систему частноправовых норм, регулиро-
вавших отношения перегринов между собой и с римскими гражданами. В 212 г. 
при  императоре  Каракалле  права  граждан  (квиритов)  были  предоставлены 
населению всех римских провинций без исключения. 

Рабы 

Первые рабы появились при распаде родового римского устройства. В то 

время развитие производительных сил повысило производительность труда до 
такой  степени, что использование  внеродовой рабочей  силы  в родовом  хозяй-
стве  стало  рентабельным.  С дальнейшим  развитием  римского  хозяйства  по-
требность  в  рабах  увеличивалась.  Для удовлетворения  этой  потребности рабы 
приобретались самыми различными способами. 

В классическую  эпоху  развития  рабовладения  рабы  не  имели  никаких 

прав, и о них говорили, что «раб лица не имеет», то есть не является физиче-
ским лицом. «Господа имеют над рабами право жизни и смерти» (Институции 
Гая).  Если  господин  отдавал  своего  раба,  то  юридическая  ответственность  за 
него также переходила новому господину. Однако постепенно бесправие рабов 
в  имущественной  сфере  пришло  в  противоречие  с  потребностями  хозяйствен-
ной жизни. Так, начиная с I в. до н. э. юристы разработали нормы, регламенти-
рующие хозяйственную деятельность рабов от лица господина. В одной из но-
велл подчеркивалось, что ответственность по обязательствам рабов продолжает 
нести господин, в другой – рассматривался иск, характерный для операций, вы-
полняемых рабом по своей инициативе, но в интересах хозяина. В этом случае 
господин отвечал в пределах сумм, поступивших в его имущество. Более широ-
кие права (на основании преторского эдикта начала I в. до н. э.) рабы получили 
на базе пекулия, то есть обособленного имущества (движимого и недвижимого) 
и выделенного господином рабу для самостоятельного управления с внесением 
в его пользу определенной части дохода. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Рабы  в  период  республики  превращаются  в  основной  произ-

водительный и одновременно эксплуатируемый класс. Главным ис-
точником рабства было взятие в плен чужеземца. Большое значение 


background image

70 

как  источник  рабства  имела  широко  развившаяся  работорговля  – 
покупка рабов за границей.  
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их естествен-

ное  воспроизводство.  Несмотря  на  отмену  долговой  кабалы,  фактически  она, 
правда, в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода 
республики получает распространение и самопродажа в рабство. 

Рабы  были  государственные  и  частновладельческие.  Первыми  станови-

лась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и госу-
дарственных  мастерских.  Положение  частновладельческих  рабов  непрерывно 
ухудшалось.  Если  в  начале  римской  истории,  в  период  патриархального  раб-
ства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь до-
мовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, 
основанного на религиозных  верованиях)  права,  то  в  период расцвета  респуб-
лики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась.  

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся 

собственностью  своего  хозяина  и  рассматривался  как  инструмент,  часть  иму-
щества. Рабство относилось к классической модификации – власть хозяина над 
рабом была неограниченной. Все произведенное рабом автоматически поступа-
ло в распоряжение хозяина. Хозяин со своей стороны выделял рабу то, что счи-
тал необходимым для поддержания его существования. 

Рабство  было  пожизненным.  Однажды  установленная  власть  господина 

над  рабом  длилась,  как  правило,  до  смерти  раба.  Смерть  была  естественным 
юридически урегулированным событием, которое прекращало рабство. Однако 
существовал  и  институт  отпуска  раба  на  волю.  На  рабов  также  распространя-
лось действие естественного права (jus naturalе). 

Вольноотпущенники (libertini) 

По акту об освобождении рабы становились вольноотпущенниками, или 

libertini.  Правовое  положение  вольноотпущенников  зависело  от  правового  по-
ложения господ: рабы, освобожденные перегринами, получали правовое поло-
жение перегринов, освобожденные латинянами – правовое положение латинян, 
в то время как рабы, освобожденные римскими гражданами, могли обрести или 
положение  гражданина  (status  civitatis),  или  положение  свободного  (status 
libertatis).