ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7697
Скачиваний: 20
11
Ромулом, первым царем Рима. Таким образом, начало царской эпохи знамено-
вало собой начало истории объединенной римской общины.
В это время народ Рима (populus) состоял из трех родовых триб (tribus,
племя). Известны только их поздние летописные названия – тиции, рамны и
луцеры. Считается, что тиции – сабины, рамны – латины, а луцеры – этруски.
Современная археология подтверждает это тройственное деление. Римское
население в национальном плане с самого начала было неоднородным. Но пре-
обладали в нем латины и сабины, этруски располагались намного севернее и
примешивались незначительно. Этнические трибы служили базой комплекто-
вания военных отрядов.
В начале царского периода в Риме были все элементы военной демокра-
тии. Но уже тогда Рим начал выходить за пределы родоплеменного строя. Раз-
витие хозяйства, участившиеся войны и рост населения способствовали мо-
бильности членов общины разрыву родственных связей. Наряду с
кровнородственными союзами (родами, gentes) складывались общины сосед-
ского характера. Развивалось патриархальное рабство и частное владение зем-
лей внутри семей. Происходило имущественное расслоение между родами и
внутри родов. Вместо первобытных принципов авторитета по старшинству,
опытности и мудрости устанавливались критерии знатности, способности от-
считывать свой род как можно глубже в прошлое. Древнейшими патрициан-
скими родами были Юлии, Юнии, Горации, Фабии.
Так в рамках царской эпохи росло социальное неравенство. Сначала вы-
явились сословные различия между патрициями и клиентами, а со второй по-
ловины VII в. до н. э. наметилось формирование известных римских сословий –
патрициев и плебеев. Плебеями становилось население, не имеющее земельной
собственности или недвижимости в Риме. В VI в. до н. э. процесс разделения
усилился.
Для упрочения своей власти царям необходимо было подавлять родовую
клановую элиту, влияние которой строилось на могуществе отдельных древних
родов, и найти социальную опору помимо старой местной аристократии. С этой
целью цари укрепляли свое материальное положение, расширяли свой личный
земельный надел (домен).
История царского Рима являет собой процесс роста города из разобщен-
ных деревень и эволюции общества от первого расслоения и появления патри-
архального рабства до формирования сословий патрициев и плебеев и образо-
вания полисного государства. Цари с их управленческим аппаратом и
12
телохранителями, а также народные собрания (центуриатные комиции) пред-
ставляли собой новую публичную власть, не совпадавшую с массой народа.
Основой государственности в ранний период была община, союз племен.
Во главе каждого племени стоял старейшина. Римская община возникала как
союз 3 племен, члены союза, квириты, кроме деления на 3 трибы, делились
также на 30 курий (curia, община) и 300 родов (gentes).
Полноправный статус имели только члены местных старинных родов –
патриции. Им принадлежала монополия на владение землей, службу в военном
ополчении и на судебную защиту. Членом рода могли быть только те, кто был
рожден от свободных и знатных родителей, никогда не состоявших в рабстве и
не лишенные прав гражданина. Пришлое население имело полуправный статус
и называлось плебеи (plebs, по одной из версий – «те, кого много»). Плебеи за-
нимались созданием материального благосостояния будущего государства
(торговля, ремесла), так как патриции считали неприемлемыми для себя любые
занятия, кроме военной службы, земледелия и политической деятельности.
Плебеи были ограничены в личных и имущественных правах, но лично свобод-
ны. Они возделывали землю, торговали, несли военную службу (без права за-
нимать офицерские должности), платили налоги. Торговля и производство то-
варов в основном сосредотачивались в руках плебеев, тогда как патриции
извлекали доходы в основном из владения землей. В царский и республикан-
ский периоды в руках плебса концентрируется экономическая мощь Рима. Од-
нако наряду с этим процессом постоянно увеличивалось количество плебеев,
проданных в рабство за долги.
Основным социальным делением являлось деление на курии. Каждая ку-
рия имела выборного главу (куриона), свой религиозный культ и места для со-
браний. По куриям созывалось народное собрание и велись списки граждан.
Члены курии обязаны были помогать друг другу, нести солидарную граждан-
ско-правовую и уголовную ответственность, наследовать друг другу, в периоды
войн вести боевые действия в одних отрядах.
Во главе государства стоял царь (rex). Царь имел жреческие, судебные и
военные полномочия, которые в сумме назывались «империум», откуда в даль-
нейшем произошло слово «империя». Царь выбирался советом старейшин (Се-
натом) с учетом мнения народных собраний и религиозных гаданий. С некото-
рой условностью современной науке известно семь царей: Сервий Туллий,
Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск,
Тарквиний Гордый. Вождь в основном занимался военными, религиозными де-
13
лами и установлением законов общины. Участвовать в управлении общиной,
родом, семьей вождь (царь) не имел права. Избирали вождя на куриатном со-
брании. В ранний период становления монархии династическая преемствен-
ность власти отсутствовала. В известное нам царское время (VIII–VI вв. до
н. э.) своего преемника вождь определял сам. В царский период образования
государственности в Риме были созданы особые знаки власти, вошедшие потом
в обиход республиканского и имперского Рима: скипетр, держава, корона (из-
начально – венок), тога, ликторы (охрана) со связками розог (фасциями), особое
кресло. У чиновника, наделенного «империем», имелся особый символ власти,
который также был этрусского происхождения. Этот атрибут, называвшийся
«фасции», представлял собой связку прутьев длиной около полутора метров;
они были соединены ремешками из красной кожи, а среди прутьев был встав-
лен топор.
В Сенат (Senatus; от senex – старик) изначально входили 100 глав патри-
цианских родов, называвшиеся «отцы» (patres). Представители в Сенат избира-
лись пожизненно и исключительно из потомственной римской аристократии, из
патрициев.
Царский период можно охарактеризовать как военно-родоплеменной, так
как происходили попытки систематизации структуры власти и военного уклада
в повседневной жизни древних римлян. С течением времени в Риме будет вы-
строена четкая структура всей власти: и законодательной, и исполнительной, и
военной.
Первоочередное право владения землей имели представители местной
общины. Большая часть военных трофеев также принадлежала им. Это повлек-
ло за собой изменение социального и имущественного статуса членов общины.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Население Древнего Рима разделилось на две большие груп-
пы: те, кто являлся членом местной общины, и те, кто ими не был.
Те, кто проживал вне священной границы города (померий, от лат.
pomerium – граница, рубеж), гражданином быть не мог. Первые из
них считались полноправными гражданами (патриции). Граждан-
ство в Древнем Риме не приобретали; гражданами были лишь те,
кто был членом общины (жители города, то есть патриции), и те,
кто происходил от них.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
14
Гражданином мог стать отпущенный на волю раб. Но он мог лишь голо-
совать в пределах собрания той трибы, где проживал. Гражданство утрачива-
лось после продажи лица в рабство, отдачи кредитору за долги, при изгнании
или ссылке из города. Лишены гражданских и политических прав в Древнем
Риме были рабы. Рабство в Риме существовало на протяжении всей истории и
негативно влияло на социальное и экономическое развитие государства. Этому
способствовала политика захвата чужих земель. Территория Рима увеличива-
лась в результате многочисленных войн, которые Древний Рим вел на протяже-
нии нескольких столетий.
Сервий Туллий (578–533 гг. до н. э.), шестой из царей, провел реформу,
в результате которой плебеям были предоставлены более обширные политиче-
ские и экономические права. Основным фактором в социальных отношениях
стало имущественное положение, а не происхождение. Необходимость реформ
назрела ввиду социального расслоения и недовольства плебеев своим полити-
ческим статусом в обществе. Всех римлян соответственно уровню доходов раз-
делили на пять имущественных разрядов. Изменился характер военной службы:
при необходимости ополченцы получали казенное оружие и продовольствие;
военнослужащим платили жалованье. Но характер римской армии на тот мо-
мент оставался ополченческим: после окончания войны солдаты расходились
по домам. Призыв на военную службу охватывал свободных граждан в возрасте
от 16 до 45 лет. Армия на поле боя делилась по возрастам и, соответственно,
уровню опытности на три части. Граждане старше 45 лет несли службу в кре-
постях и на наставнической работе и не участвовали в боевых действиях.
Восстание местного населения Рима в конце VI в. до н. э. (510 г. до н. э.)
ликвидировало царскую власть. Собранием народа было постановлено, что об-
щиной впредь будут управлять избираемые каждый год должностные лица из
наиболее уважаемых граждан – магистраты. В Риме утвердилась республикан-
ская форма правления (V–I вв. до н. э.). Это слово не тождественно демократии
(хотя подразумевает ее элементы), буквально res publicae переводится как «об-
щее дело».
«Империй» находился теперь в руках не царей, а двух ежегодно выбира-
емых чиновников, называвшихся «консулами». Под властью этих людей и их
аппарата управления Римская республика, начавшая свое существование как
небольшой античный город-государство (полис), в конечном счете сформиро-
вала мировую империю.
15
Высшим государственным органом республики считалось народное со-
брание (comitii, комиции). Комиции принимали и отменяли законы, объявляли
войну и заключали мир, были верховной судебной инстанцией по пересмотру
вынесенных решений, контролировали должностных лиц. Народное собрание
избирало всех высших чиновников, в руках которых находилась вся исполни-
тельная ветвь власти.
Народные собрания включали три вида комиций:
1) куриатные (по куриям);
2) центуриатные (по центуриям, то есть сотням);
3) трибутные (по трибам).
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, ко-
торые могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председатель-
ствовали в собрании и объявляли повестку. Голосование было открытым, тай-
ное голосование (по таблицам, с начертанием на табличке первых букв слов
«за» или «против») было введено в конце республиканского периода. В первый
век республики Сенат лишь утверждал решения комиций, с III в. до н. э. –
предварительно рассматривал вопросы повестки комиций, готовил для них
проекты законов.
Вторым основным органом власти в период республики был Сенат. Чис-
ло сенаторов за пятьсот лет (к концу существования республики – I в. до н. э.)
возросло с 300 до 900 человек. Формальный глава Сената назывался принцепс.
К функциям Сената относились: подготовка законопроектов для комиций,
утверждение решений комиций, предложение кандидатов на государственные
должности, введение и отмена налогов, формирование бюджета, объявление
военного набора, назначение полководцев, распределение легионов между ар-
миями, заключение мира, объявление войны, назначение управляющих про-
винциями, отправка дипломатов, рассмотрение наиболее значимых судебных
дел.
Сенат формировался цензорами – особо уполномоченными лицами, из-
бранными народным собранием (пять человек на пятилетний срок) и занимав-
шимися составлением ценза, то есть списков римских граждан. Подчинялся
Сенат по традиции решениям народного собрания. Если члены Сената считали,
что решение магистратов «не отвечает интересам Рима», в этом случае решения
объявлялись недействительными, а должностным лицам, ответственным за эти
решения, предлагалось покинуть свой пост.