Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6872

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11 

Ромулом, первым царем Рима. Таким образом, начало царской эпохи знамено-
вало собой начало истории объединенной римской общины. 

В это  время  народ  Рима  (populus)  состоял  из  трех  родовых  триб  (tribus, 

племя).  Известны  только  их  поздние  летописные  названия  –  тиции,  рамны  и 
луцеры. Считается, что тиции – сабины, рамны – латины, а луцеры – этруски. 
Современная  археология  подтверждает  это  тройственное  деление.  Римское 
население в национальном плане с самого начала было неоднородным. Но пре-
обладали  в  нем  латины  и  сабины,  этруски  располагались  намного  севернее  и 
примешивались  незначительно.  Этнические  трибы  служили  базой  комплекто-
вания военных отрядов. 

В начале царского периода в Риме были все элементы военной демокра-

тии. Но уже тогда Рим начал выходить за пределы родоплеменного строя. Раз-
витие  хозяйства,  участившиеся  войны  и  рост  населения  способствовали  мо-
бильности  членов  общины  разрыву  родственных  связей.  Наряду  с 
кровнородственными  союзами  (родами,  gentes)  складывались  общины  сосед-
ского характера. Развивалось патриархальное рабство и частное владение зем-
лей  внутри  семей.  Происходило  имущественное  расслоение  между  родами  и 
внутри  родов.  Вместо  первобытных  принципов  авторитета  по  старшинству, 
опытности  и  мудрости  устанавливались  критерии  знатности,  способности  от-
считывать  свой  род  как  можно  глубже  в  прошлое.  Древнейшими  патрициан-
скими родами были Юлии, Юнии, Горации, Фабии.  

Так в рамках царской эпохи росло социальное неравенство. Сначала вы-

явились  сословные различия между  патрициями и  клиентами,  а  со  второй  по-
ловины VII в. до н. э. наметилось формирование известных римских сословий – 
патрициев и плебеев. Плебеями становилось население, не имеющее земельной 
собственности  или  недвижимости  в  Риме.  В VI в.  до  н. э.  процесс  разделения 
усилился. 

Для упрочения своей власти царям необходимо было подавлять родовую 

клановую элиту, влияние которой строилось на могуществе отдельных древних 
родов, и найти социальную опору помимо старой местной аристократии. С этой 
целью цари укрепляли свое материальное положение, расширяли свой личный 
земельный надел (домен).  

История царского Рима являет собой процесс роста города из разобщен-

ных деревень и эволюции общества от первого расслоения и появления патри-
архального рабства до формирования сословий патрициев и плебеев и образо-
вания  полисного  государства.  Цари  с  их  управленческим  аппаратом  и 


background image

12 

телохранителями,  а  также  народные  собрания  (центуриатные  комиции)  пред-
ставляли собой новую публичную власть, не совпадавшую с массой народа. 

Основой государственности в ранний период была община, союз племен. 

Во  главе  каждого  племени  стоял  старейшина.  Римская  община  возникала  как 
союз  3 племен,  члены  союза,  квириты,  кроме  деления  на  3 трибы,  делились 
также на 30 курий (curia, община) и 300 родов (gentes).  

Полноправный  статус  имели  только  члены  местных  старинных  родов  – 

патриции. Им принадлежала монополия на владение землей, службу в военном 
ополчении и на судебную защиту. Членом рода могли быть только те, кто был 
рожден от свободных и знатных родителей, никогда не состоявших в рабстве и 
не лишенные прав гражданина. Пришлое население имело полуправный статус 
и называлось плебеи (plebs, по одной из версий – «те, кого много»). Плебеи за-
нимались  созданием  материального  благосостояния  будущего  государства 
(торговля, ремесла), так как патриции считали неприемлемыми для себя любые 
занятия,  кроме  военной  службы,  земледелия  и  политической  деятельности. 
Плебеи были ограничены в личных и имущественных правах, но лично свобод-
ны. Они возделывали землю, торговали, несли военную службу (без права за-
нимать офицерские должности), платили налоги. Торговля и производство то-
варов  в  основном  сосредотачивались  в  руках  плебеев,  тогда  как  патриции 
извлекали  доходы  в  основном  из  владения  землей.  В  царский  и  республикан-
ский периоды в руках плебса концентрируется экономическая мощь Рима. Од-
нако  наряду  с  этим  процессом  постоянно  увеличивалось  количество  плебеев, 
проданных в рабство за долги. 

Основным социальным делением являлось деление на курии. Каждая ку-

рия имела выборного главу (куриона), свой религиозный культ и места для со-
браний.  По  куриям  созывалось  народное  собрание  и  велись  списки  граждан. 
Члены  курии  обязаны  были  помогать  друг  другу,  нести  солидарную  граждан-
ско-правовую и уголовную ответственность, наследовать друг другу, в периоды 
войн вести боевые действия в одних отрядах.  

Во главе государства стоял царь (rex). Царь имел жреческие, судебные и 

военные полномочия, которые в сумме назывались «империум», откуда в даль-
нейшем произошло слово «империя». Царь выбирался советом старейшин (Се-
натом) с учетом мнения народных собраний и религиозных гаданий. С некото-
рой  условностью  современной  науке  известно  семь  царей:  Сервий Туллий, 
Ромул,  Нума Помпилий,  Тулл Гостилий,  Анк Марций,  Тарквиний Приск, 
Тарквиний Гордый. Вождь в основном занимался военными, религиозными де-


background image

13 

лами  и  установлением  законов  общины.  Участвовать  в  управлении  общиной, 
родом,  семьей  вождь  (царь) не имел  права.  Избирали  вождя  на  куриатном  со-
брании.  В ранний  период  становления  монархии  династическая  преемствен-
ность  власти  отсутствовала.  В  известное  нам  царское  время  (VIII–VI вв.  до 
н. э.)  своего  преемника  вождь  определял  сам.  В  царский  период  образования 
государственности в Риме были созданы особые знаки власти, вошедшие потом 
в обиход республиканского и имперского Рима: скипетр, держава, корона (из-
начально – венок), тога, ликторы (охрана) со связками розог (фасциями), особое 
кресло. У чиновника, наделенного «империем», имелся особый символ власти, 
который  также  был  этрусского  происхождения.  Этот  атрибут,  называвшийся 
«фасции»,  представлял  собой  связку  прутьев  длиной  около  полутора  метров; 
они были соединены ремешками из красной кожи, а среди прутьев был встав-
лен топор. 

В Сенат (Senatus; от senex – старик) изначально входили 100 глав патри-

цианских родов, называвшиеся «отцы» (patres). Представители в Сенат избира-
лись пожизненно и исключительно из потомственной римской аристократии, из 
патрициев. 

Царский период можно охарактеризовать как военно-родоплеменной, так 

как происходили попытки систематизации структуры власти и военного уклада 
в повседневной жизни древних римлян. С течением времени в Риме будет вы-
строена четкая структура всей власти: и законодательной, и исполнительной, и 
военной.  

Первоочередное  право  владения  землей  имели  представители  местной 

общины. Большая часть военных трофеев также принадлежала им. Это повлек-
ло за собой изменение социального и имущественного статуса членов общины.  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Население Древнего Рима разделилось на две большие груп-

пы: те, кто являлся членом местной общины, и те, кто ими не был. 
Те, кто проживал вне священной границы города (померий, от лат. 
pomerium – граница, рубеж), гражданином быть не мог. Первые из 
них  считались  полноправными  гражданами  (патриции).  Граждан-
ство  в  Древнем  Риме  не  приобретали;  гражданами  были  лишь  те, 
кто  был  членом  общины  (жители  города,  то  есть  патриции),  и  те, 
кто происходил от них.  
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

14 

Гражданином мог стать отпущенный на волю раб. Но он мог лишь голо-

совать  в  пределах  собрания  той  трибы,  где  проживал.  Гражданство  утрачива-
лось после продажи лица в рабство, отдачи кредитору за долги, при изгнании 
или  ссылке  из  города.  Лишены  гражданских  и  политических  прав  в  Древнем 
Риме были рабы. Рабство в Риме существовало на протяжении всей истории и 
негативно влияло на социальное и экономическое развитие государства. Этому 
способствовала  политика  захвата  чужих  земель.  Территория  Рима  увеличива-
лась в результате многочисленных войн, которые Древний Рим вел на протяже-
нии нескольких столетий. 

Сервий  Туллий  (578–533 гг.  до  н. э.),  шестой  из  царей,  провел  реформу, 

в результате которой плебеям были предоставлены более обширные политиче-
ские  и  экономические  права.  Основным  фактором  в  социальных  отношениях 
стало имущественное положение, а не происхождение. Необходимость реформ 
назрела  ввиду  социального  расслоения  и  недовольства  плебеев  своим  полити-
ческим статусом в обществе. Всех римлян соответственно уровню доходов раз-
делили на пять имущественных разрядов. Изменился характер военной службы: 
при  необходимости  ополченцы  получали  казенное  оружие  и  продовольствие; 
военнослужащим  платили  жалованье.  Но  характер  римской  армии  на  тот  мо-
мент  оставался  ополченческим:  после  окончания  войны  солдаты  расходились 
по домам. Призыв на военную службу охватывал свободных граждан в возрасте 
от 16  до 45 лет.  Армия  на  поле  боя  делилась  по  возрастам  и,  соответственно, 
уровню опытности на три части. Граждане старше 45 лет несли службу в кре-
постях и на наставнической работе и не участвовали в боевых действиях. 

Восстание местного населения Рима в конце VI в. до н. э. (510 г. до н. э.) 

ликвидировало царскую власть. Собранием народа было постановлено, что об-
щиной  впредь  будут  управлять  избираемые каждый год должностные  лица из 
наиболее уважаемых граждан – магистраты. В Риме утвердилась республикан-
ская форма правления (V–I вв. до н. э.). Это слово не тождественно демократии 
(хотя подразумевает ее элементы), буквально res publicae переводится как «об-
щее дело». 

«Империй» находился теперь в руках не царей, а двух ежегодно выбира-

емых  чиновников,  называвшихся  «консулами».  Под  властью  этих  людей  и  их 
аппарата  управления  Римская  республика,  начавшая  свое  существование  как 
небольшой  античный  город-государство  (полис),  в  конечном  счете  сформиро-
вала мировую империю. 


background image

15 

Высшим  государственным  органом  республики  считалось  народное  со-

брание (comitii, комиции). Комиции принимали и отменяли законы, объявляли 
войну и заключали мир, были верховной судебной инстанцией по пересмотру 
вынесенных  решений,  контролировали  должностных  лиц.  Народное  собрание 
избирало всех высших чиновников, в руках которых находилась вся исполни-
тельная ветвь власти. 

Народные собрания включали три вида комиций: 
1)  куриатные (по куриям);  
2)  центуриатные (по центуриям, то есть сотням);  
3)  трибутные (по трибам). 
Народные  собрания  в  Риме  созывались  по  усмотрению  магистратов,  ко-

торые могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председатель-
ствовали в собрании и объявляли повестку. Голосование было открытым, тай-
ное  голосование  (по  таблицам,  с  начертанием  на  табличке  первых  букв  слов 
«за» или «против») было введено в конце республиканского периода. В первый 
век  республики  Сенат  лишь  утверждал  решения  комиций,  с  III в.  до  н. э.  – 
предварительно  рассматривал  вопросы  повестки  комиций,  готовил  для  них 
проекты законов.  

Вторым основным органом власти в период республики был Сенат. Чис-

ло сенаторов за пятьсот лет (к концу существования республики – I в. до н. э.) 
возросло с 300 до 900 человек. Формальный глава Сената назывался принцепс. 
К функциям  Сената  относились:  подготовка  законопроектов  для  комиций, 
утверждение  решений  комиций,  предложение  кандидатов  на  государственные 
должности,  введение  и  отмена  налогов,  формирование  бюджета,  объявление 
военного набора,  назначение  полководцев,  распределение  легионов  между  ар-
миями,  заключение  мира,  объявление  войны,  назначение  управляющих  про-
винциями,  отправка  дипломатов,  рассмотрение  наиболее  значимых  судебных 
дел.  

Сенат  формировался  цензорами  –  особо  уполномоченными  лицами,  из-

бранными народным собранием (пять человек на пятилетний срок) и занимав-
шимися  составлением  ценза,  то  есть  списков  римских  граждан.  Подчинялся 
Сенат по традиции решениям народного собрания. Если члены Сената считали, 
что решение магистратов «не отвечает интересам Рима», в этом случае решения 
объявлялись недействительными, а должностным лицам, ответственным за эти 
решения, предлагалось покинуть свой пост.