ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7742
Скачиваний: 20
21
Рима – пост императора. Власть императора была безграничной: согласно «За-
кону о власти» Веспасиана, глава государства имел полномочия заключать до-
говоры с кем пожелает, делать, что сочтет необходимым «в интересах государ-
ственных, божественных и человеческих, а также частных дел». Происходит
формирование системы управления монархией, все решения принимает совет
(consilium) из сенаторов. В период принципата все провинции условно подели-
ли на два вида: императорские и сенаторские. В императорские провинции пра-
вителей назначал лично император, доходы от них поступали лично ему. Глав-
ная особенность принципата в том, что формально еще сохранялась видимость
республиканской формы правления и основных институтов демократической
власти, таких как народные собрания и Сенат. Избирались цензоры, консулы,
преторы, трибуны. Но фактически принцепс обладал полномочиями диктатора,
претора, консула, цензора, трибуна, верховного жреца, иных магистратов. Импе-
ратор единолично руководил страной.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В III в. (284 г. н. э.) в Риме наступает период домината (лат.
dominus – господин), который отличают неограниченная монархия,
единовластие.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Это время правления Диоклетиана (284–305 гг.), при котором Рим окон-
чательно превратился в монархическое государство. Диоклетиан был сыном
вольноотпущенного раба, сделавшего успешную военную карьеру. Доминат –
это абсолютная и божественная власть императора. Диоклетиан разделил вер-
ховную власть для более эффективного управления империей между четырьмя
соправителями: двое с титулом августов («святой»), занимавших первенствую-
щий статус во власти и управлявших Западной и Восточной частями империи;
двое с титулом цезарей при августах. Власть была узурпирована отдельными
представителями разбогатевших плебеев. Произошло территориальное разу-
крупнение (120 провинций) и затем одновременное их объединение в большие
области (12 диоцезов). Вводились большие прямые натуральные налоги. Все
эти события способствовали появлению эдикта 301 г., который устанавливал
максимальный уровень цен на продаваемые товары и максимальный уровень
заработной платы.
Сенат в эпоху домината был фактически отстранен от процессов управ-
ления, упразднялись институты трибуната, понтификата. Появился государ-
ственный совет при императоре, члены которого назначались лично императо-
22
ром. Усиливали свои позиции военное и финансовое ведомства. Именно такая
форма поздней империи послужила образцом для подражания для государств
периода Средневековья. Многие обычаи, титулы, ритуалы, церемонии проис-
ходят из эпохи поздней Римской империи. Ее же во многом копировали фа-
шистские государства XX в.
Дело Диоклетиана продолжил император Константин, который больше
известен как автор реформы христианской церкви, так как инициировал приня-
тие христианства римской церковью. В связи с распространением христианства
в начале III в. в Древнем Риме появилась новая система управления церковью и
глава римского церковного округа – епископ – предъявил претензии на главен-
ство во всей христианской церкви. В V в. он получил титул Папы. Позже в Ви-
зантии появился церковный чин Патриарха. Со временем влияние церкви рас-
пространилось далеко за ее пределами.
При сыновьях императора Феодосия I в целях управления в 395 г. про-
изошло окончательное разделение Империи на Западную и Восточную части:
Западная империя во главе с Римом закончила существование в 476 г. после за-
хвата и разграбления его германскими племенами, а Восточная со столицей в
Константинополе существовала еще тысячу лет, называясь Византией со сто-
лицей в Константинополе (Стамбул). Позже Византия стала Османской импе-
рией и, наконец, Турцией.
Несколько государств считало себя наследниками Римской империи.
Прямым ее продолжением на востоке являлась Византийская империя (визан-
тийский император Юстиниан захватил значительные части Западной Римской
империи в середине VI в. н. э., но его преемники не смогли их удержать). На
западе же после падения Римской империи на ее территории возникло множе-
ство более мелких государств. Франкскому государству удалось захватить
большую часть территорий Западной Римской империи, и в 800 г. Карл Вели-
кий был коронован Римским епископом Львом III «императором римлян». Это
государство просуществовало до 887 г., пока не было окончательно разделено
на три части. В 962 г. король Восточно-Франкского королевства Оттон I Вели-
кий создал Священную Римскую империю германской нации, которая просу-
ществовала до 1806 г. и была ликвидирована Наполеоном Бонапартом.
Древнеримская политическая система хронологически делится на следу-
ющие периоды:
• ранняя монархия (царский период) – 753–510 гг. до н. э.;
• ранняя республика – 510–146 гг. до н. э.;
23
• поздняя республика – 146–27 гг. до н. э.;
• ранняя империя (принципат) – 27 г. до н. э. – 284 г. н. э.;
• поздняя империя (доминат) – 284–476 гг.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Выводы
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В целом становление и развитие государственности в Древнем Риме про-
исходило по пути от малой гражданской общины, затем – к военно-
аристократической республике, позже – к империи. Основной чертой любого
уровня государственной системы Древнего Рима был военный порядок и жест-
кая военная дисциплина (так как изначально вожди, а потом диктатор и позднее
император были военачальниками, а политика Рима строилась на завоеваниях).
В государстве была четко выстроена система государственного аппарата управ-
ления и система власти (судебная, законодательная, исполнительная). При этом
основным регулятором общественных отношений были обычай и право. Про-
цесс образования государственности в Древнем Риме является своего рода об-
разцом, по которому строилась государственность в других странах вплоть до
современности.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 1
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Дайте характеристику основным периодам истории Древнего Рима.
2. Каковы особенности государства Рима царского периода?
3. Как происходило территориальное развитие Рима? Определите основ-
ные этапы данного процесса.
4. В чем причины появления римской республики и каково ее значение
для современной государственности?
5. Каково влияние римской государственности на современную Россию?
6. Что такое магистратура?
7. Какова цель создания должности претора?
24
2 История развития римского права
2.1 Общая характеристика развития римского права
Право в римской истории имеет длительную историю. Каждая эпоха вно-
сила что-то новое, опираясь на наработанный юридический материал. Все это
вызвало необходимость теоретических обобщений, особенно в конце республи-
ки – в начале империи.
В истории римского права время от возникновения Рима до конца IV в. до
н. э. выделяется как период архаического права. В догосударственную эпоху
жизнь римлян регулировалась нормами обычного права, представлявшими со-
бой устоявшиеся нравы и обычаи, тесно связанные с религиозной сферой.
В правление царей, и особенно в начале республики, вырабатывается собствен-
но право, то есть совокупность норм и правил поведения, установленных или
санкционированных государством и выражающих волю господствующего
класса. Источниками права в то время были обычное право (совокупность усто-
явшихся правил поведения), царские законы, законы, принимавшиеся комици-
ями. Первым письменным памятником римского права были Законы XII таб-
лиц, обнародованные в середине V в. до н. э., закрепившие нормы обычного
права и одновременно уже освящавшие неприкосновенность частной собствен-
ности граждан, а также сословное деление.
В V–IV вв. до н. э. в ходе сословной борьбы патрициев и плебеев религи-
озное право отделилось от светского, а публичное – от частного. Толкование
права перестало быть монополией жрецов. В первой половине IV в. была уч-
реждена должность городских преторов, разъяснявших законы заинтересован-
ным лицам. Но этим функции преторов не ограничивались. Они занимались
упорядочением проведения судебных споров. До введения претуры сами сто-
роны в процессе организовывали суд для рассмотрения каждого дела. Теперь
подбор судей и юридическая консультация вменялись в обязанность государ-
ственным чиновникам. Их деятельность дала начало гражданскому процессу-
альному праву, особой отрасли права. Римское архаическое право отражало
свойственные раннему античному полису коллективизм, замкнутость и кон-
серватизм, оно было квиритским правом, то есть учитывавшим интересы пре-
имущественно граждан римской общины.
Отношения между гражданами Рима регулировались системой квирит-
ского права. Позже перегринское право (перегрины – лица, не имеющие рим-
25
ского или латинского гражданства) стало называться «правом народов» (jus
gentium) – это ветвь римского права, которая регулировала особый круг имуще-
ственных и некоторых неимущественных отношений.
По мере того как Рим превращался в политический центр Средиземномо-
рья, он также становился центром торгового оборота огромной и разнородной
территории. В связи с этим возникла потребность в создании правовых норм
для разрешения споров, которые можно было бы применять независимо от
национальной и территориальной принадлежности субъектов права. Старое ар-
хаическое римское право для этого не годилось, так как оно не было свободно
от местных и национальных особенностей. Его устаревший характер становил-
ся все более очевидным. Под влиянием объективных потребностей римское
право все шире воспринимало обычаи международного оборота, которые до не-
го веками вырабатывались в межгосударственных отношениях, придало им си-
стемность, отчетливость, приобретало черты универсальности. Так возникало
римское право, основанное на принципах универсализма и индивидуальности,
ставшее общим правом всего античного мира. Известный римский юрист Уль-
пиан сформулировал обобщение, универсальное для любой эпохи: «Предписа-
ния права таковы: жить честно, не вредить другому, предоставлять каждому
свое». И в начале нашей эры римское право становится основой правовой си-
стемы всей цивилизации Средиземноморья.
Уже в Законах XII таблиц (V в. до н. э.) можно обнаружить деление права
на публичное и частное, дальнейшую теоретическую разработку которых мы
находим в трудах Гая, Ульпиана и др. Критерием различия публичного и част-
ного права является характер интересов, защищаемых правом. Это деление ис-
пользуется и сегодня.
Анализируя судебную практику с позиций соответствия устойчивым
нормам цивильного права (jus civile) и представлениям о добре и справедливо-
сти, к I в. до н. э. римские юристы разработали разнообразные формы удовле-
творения и согласования индивидуальных интересов, выработали практически
все мыслимые правовые институты и создали язык права, способный выразить
тончайшие аспекты волеизъявления и правоотношений. Высшим достижением
римского правового развития стала кодификация императора Юстиниана, со-
зданная на востоке империи в VI в.
Квинт Муций Сцевола (140–82 гг. до н. э.) написал первое упорядоченное
изложение римского права. Создание этого труда и знаменует собой возникно-
вение римской юридической науки. Теоретическое юридическое обобщение