ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7700
Скачиваний: 20
16
Исполнительная власть состояла из магистратур, т. е. государственных
должностей, которые действовали на принципах выборности, ответственности,
коллегиальности, срочности и безвозмездности. Магистратов (консулов, прето-
ров, цензоров) избирали центуриатные собрания (комиции). Исключительной
магистратурой считалась должность диктатора. Высшими магистратами счита-
лись цензоры, консулы и преторы. Все магистраты избирались на 1 год (кроме
диктатора, его срок полномочий – 6 месяцев, а также консула, чьи полномочия
продлевались на время ведения военных действий).
Власть магистратов состояла из следующих полномочий: военная власть,
право заключать перемирие, созывать Сенат и народные собрания и председа-
тельствовать на них, издавать приказы и понуждать к их исполнению; право
суда и назначения наказания – у диктатора, консула и претора. Диктатор мог
приговорить к смертной казни без права на обжалование. Приговор консула
мог быть оспорен в центуриатном собрании.
Консул (consul) – высшее должностное лицо, представляющее и защища-
ющее интересы государства и граждан перед другими государствами. Консулы
занимались текущими делами управления городом и государством, ведали рас-
ходами, следили за исполнением законов. Изначально во время войн и чрезвы-
чайных ситуаций один из консулов оставался и следил за городом; другой от-
правлялся и командовал войсками. В дальнейшем оба консула могли
отсутствовать в городе, как могли и не участвовать в боевых действиях. Консу-
ла запрещалось избирать на два срока подряд, однако к концу республики это
правило стало нарушаться, например в случае избрания Гая Мария.
Претура, второй по важности в Риме институт государственной власти,
появилась в 366 г. до н. э. Претура – это необходимый институт власти при ре-
шении судебных дел. Претор – это заместитель и помощник консула, поэтому
изначально их было также двое. Основная задача претора – обеспечение внут-
ренней безопасности города, рассмотрение споров. Он мог издавать истолковы-
вающие право эдикты и прибегать к специальным правовым запретам, имел
право замещать консула при его отсутствии.
Квесторы – изначально помощники консулов, секретари. Ведали госу-
дарственной казной, хранили государственные архивы, выдавали денежные
суммы, распоряжались финансовыми расходами и расследованием некоторых
уголовных дел.
17
Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на
рынке, организовывали празднества и шествия. Выполняли полицейские функ-
ции, обеспечивали исполнение приговоров, конвоирование приговоренных.
Коллегия 26 мужей – надзирали за содержанием тюрем, чеканкой монеты,
очисткой дорог и некоторыми судебными делами.
Коллегия авгуров осуществляла гадания в государственных нуждах, обес-
печивала жреческую идеологическую поддержку политики магистратов.
Чисто плебейскими должностями были народные трибуны. Они возникли
в 494 г. до н. э. и были призваны обеспечивать гражданское равенство и граж-
данские права плебеев в отношениях с патрициями. Плебейские трибуны за-
щищали плебеев от произвола патрициев, наблюдали за законностью, защища-
ли несправедливо обиженных граждан, обладали правом вето на действия
любых магистратов, вносили законодательные предложения в народные коми-
ции.
С царских времен в Древнем Риме существовало ополчение, позже сме-
нившееся наемной армией (I в. до н. э., при консуле Гае Марии, после его воен-
ной реформы). Гай Марий окончательно завершил реформу римской армии.
Был снижен размер имущественного ценза для доступа к службе, допущены
пролетарии-неимущие, установлена плата за службу, определен 16-летний срок
службы, выдача земельного надела на окраинах государства по окончании
службы. Вводились строгая дисциплина и широкая практика наемничества.
Именно за счет наемников стало возможным образование регулярной армии в
Римской империи. Именно характер римской армии сделал возможным и ско-
рым захват большого количества прилегающих к Римской республике террито-
рий и впоследствии привел к упадку государства. Срок службы в армии в пери-
од Империи был увеличен до 30 лет.
Несмотря на то что республика в Древнем Риме была аристократической
и просуществовала около 500 лет, в ней было немало демократических инсти-
тутов власти. Народное собрание, срочность, выборность, подотчетность маги-
стратов ограничивали возможность злоупотреблений со стороны власть иму-
щих и некоторым образом способствовали сохранению демократичности
республики.
В труде греческого историка Полибия сообщается, что римлянами были
использованы греческие модели – в виде элементов демократии (выборность и
принятие законов народными собраниями), олигархии (Сенат) и монархии
(консулы). Гармоничное сочетание этих трех составных частей послужило ос-
18
новой для накопления внутренней мощи республики, ее невероятной крепости
и динамичности.
В результате войны с кельтами (галлами), населявшими территорию Се-
верной Италии, а также с многочисленными племенами (инсубры, бойи, линго-
ны, сеноны, ценоманы) варваров, проживавших южнее, Рим приобрел новые
территории и города (Милан (Медиолан), Галлия). В этой войне Риму удалось
захватить всю Северную Италию до самых Альп. Итогом всех войн, которые
велись Римом с соседними территориями, явилось приобретение 9 провинций к
середине II в. до н. э.: Сицилия, Сардиния, Корсика, Цизальпинская Галлия,
Испания, Африка, Македония, Иллирия и Азия.
Древний Рим республиканского периода – сильнейшее государство, со-
зданное насильственным путем. Так было заложено в природе римского обще-
ства. Этого могло не быть, если бы во второй Пунической войне одержал побе-
ду Карфаген (Ганнибалова война, 218–201 гг. до н. э.). Изначально римское
общество строилось на подчинении одного другому, то есть на рабовладельче-
ских отношениях. Войны способствовали росту рабства, увеличению количе-
ства материальных ценностей, захваченных у противника. Одновременно с
этими негативными явлениями были и положительные шаги в развитии Древ-
него Рима: развитие товарного производства, которое позволило расширить
сферу применения рабского труда; объединение городов и народов, проживав-
ших на территории всей Италии, в результате чего Рим стал сильнейшим госу-
дарством Западного Средиземноморья. Лишь однажды в истории Древнего Ри-
ма встал вопрос о сохранении его государственности. Карфаген был достаточно
сильным государством на побережье Западного Средиземноморья. Рим одер-
жал победу над Карфагеном лишь благодаря огромному напряжению сил всего
римского общества, государства и вложению огромных средств в эту войну.
C конца II в. до н. э. республика вступила в период кризиса общественно-
политических отношений и многочисленных военных конфликтов (в том числе
Союзническая война между Римом и его соседями). Увеличивалось число
крупных поместий и рабов, труд которых сильно обесценил крестьянский труд
местных жителей. Крестьянство начало страдать от нехватки земель. В то же
время в Риме формируется сословие знати – сословие нобилей. Имущество та-
ких землевладельцев оценивалось в размере более миллиона сестерциев. Это
способствовало обострению отношений между крупными и мелкими землевла-
дельцами. И здесь на сцену выходят Братья Гракхи со своей идеей о земельной
реформе. Тиберий Гракх предложил закон, устанавливавший максимальный
19
размер земельного участка в частном владении – одна тысяча югеров на семью,
а излишки земли отдавать безземельным. Но земли на всех не хватало. Сенат не
дал денег на реформы и упорно сопротивлялся их воплощению в жизнь. Однако
ценой немалых усилий Тиберию Гракху почти удалось воплотить свои рефор-
мы. Осуществить до конца свои идеи ему помешали сенаторы, выдвинувшие
против него обвинение в преступлении и физически уничтожив его. Гай Гракх,
брат Тиберия Гракха, продолжил его реформы. Но все его благие дела прервала
трагическая смерть. Дальнейшие события в политической жизни Рима свиде-
тельствуют об ужесточении существующего режима. Реформа армии ставит
точку в процессах демократизации Римской республики.
В 82 г. до н. э. к власти пришел консул и полководец Луций Корнелий
Сулла, который установил бессрочную единоличную диктатуру. При Сулле
была особенно усилена роль Сената и ограничена власть народного собрания.
Сулла наделил Сенат новыми полномочиями – передал ему контроль над фи-
нансами и право цензуры. Состав Сената он также увеличил с 300 до
600 членов из числа своих сторонников. Особенный удар Сулла нанес по
народным трибунам, которые были лимитированы в политических правах. Все
их решения должны были предварительно обсуждаться в Сенате. Было решено,
что лицо, занявшее должность народного (плебейского) трибуна, не может пре-
тендовать на иные государственные должности. Сулла присвоил себе право из-
давать законы и произвольно распоряжаться имуществом и жизнью граждан
Рима.
Первый этап кризиса республики соответствовал периоду военной дикта-
туры Суллы (82–79 гг. до н. э.). Произошло ужесточение центральной власти и
началось беззаконие в отношении римских граждан. Ученые указывают на то,
что все органы государственного управления, появившиеся в республиканский
период, были созданы как органы администрирования городом, небольшим по-
лисом. Органы государственного управления того периода не были рассчитаны
на управление такой державой, как Римская империя. Поэтому причинами па-
дения республики историки называют резкое социальное расслоение, падение
морали, коррупцию, рабовладение, слабость системы сдержек и противовесов,
непрерывный рост армии и превращение полководцев в самодостаточные неза-
висимые фигуры. Падение республики было ускорено восстанием рабов под
предводительством Спартака в 74–72 гг. до н. э.
После периода республики последовал период кризиса, который означал
военные конфликты Рима, мятежи, захват провинций наместниками, упадок
20
сельского хозяйства и торговли. Для улучшения экономической обстановки и
снижения издержек в сельском хозяйстве в период принципата были предпри-
няты попытки раздачи участков земли рабам (пекулии) в обмен на половину
урожая. Одновременно с этими процессами в Древнем Риме происходит пре-
вращение свободных крестьян в арендаторов (колонов). Начался процесс при-
вязывания человека к земле с помощью аренды.
После ухода Суллы Риму возвратили республиканскую конституцию.
Однако в 49 г. до н. э. после военных походов Гай Юлий Цезарь вернулся в Рим
и был провозглашен консулом. Это был второй этап распада республики – дик-
татура Цезаря. Цезарь взял в руки всю исполнительную и законодательную
власть, ограничив полномочия сената, провел через комиции два земельных за-
кона, осуществив над Сенатом прямое насилие и отклонив вето народных три-
бунов. В результате реформ преимущественное право населения общественных
земель получили отцы семейств с тремя и более детьми. Таких оказалось около
двадцати тысяч. Целью нового диктатора было также ограничение произвола
провинциальных наместников. Очень широкое распространение при Цезаре по-
лучило наделение жителей провинций правами римского гражданства.
В 46 г. до н. э. после разгрома своих противников Цезарь возвратился в
Рим и провозгласил себя императором на десять лет; в 44 г. до н. э. он стал дик-
татором пожизненно. Кроме этого, в руках Цезаря оказалась сосредоточена
власть народных трибунов, цензора, верховного жреца. При Юлии Цезаре в I в.
до н. э. были заложены основы нового политического строя, сменившего рес-
публиканский и получившего название принципата.
В I в. до н. э. в силу указанных выше внутренних противоречий между
социальными группами происходит распад республики и установление монар-
хической власти. Главой государства становится принцепс (princeps – первый),
председатель Сената. Принцепсы постепенно усиливали свою власть, аккуму-
лировали полномочия магистратов, фактически формировали абсолютную мо-
нархию. Произошло установление Римской империи – сначала фактическое, а в
III в. – формальное. Центром системы власти в этот период становится канце-
лярия принцепса, а затем императора.
После смерти Цезаря власть в Риме перешла к Октавиану Августу (27 г.
до н. э. – 14 г. н. э.), который закрепил за собой все возможные властные пол-
номочия, и окончательно утвердилась новая форма правления – принципат, по-
сле того, как Сенат вручил ему верховную власть. Для Августа это означало,
что он «первый гражданин государства», а согласно неписаной Конституции