Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7744

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16 

Исполнительная  власть  состояла  из  магистратур,  т. е.  государственных 

должностей, которые действовали на принципах выборности, ответственности, 
коллегиальности, срочности и безвозмездности. Магистратов (консулов, прето-
ров,  цензоров)  избирали  центуриатные  собрания  (комиции).  Исключительной 
магистратурой считалась должность диктатора. Высшими магистратами счита-
лись цензоры, консулы и преторы. Все магистраты избирались на 1 год (кроме 
диктатора, его срок полномочий – 6 месяцев, а также консула, чьи полномочия 
продлевались на время ведения военных действий). 

Власть магистратов состояла из следующих полномочий: военная власть, 

право заключать перемирие, созывать Сенат и народные собрания и председа-
тельствовать  на  них,  издавать  приказы  и  понуждать  к  их  исполнению;  право 
суда  и  назначения  наказания  –  у  диктатора,  консула  и  претора.  Диктатор  мог 
приговорить  к  смертной  казни  без  права  на  обжалование.  Приговор  консула 
мог быть оспорен в центуриатном собрании. 

Консул (consul) – высшее должностное лицо, представляющее и защища-

ющее интересы государства и граждан перед другими государствами. Консулы 
занимались текущими делами управления городом и государством, ведали рас-
ходами, следили за исполнением законов. Изначально во время войн и чрезвы-
чайных ситуаций один из консулов оставался и следил за городом; другой от-
правлялся  и  командовал  войсками.  В дальнейшем  оба  консула  могли 
отсутствовать в городе, как могли и не участвовать в боевых действиях. Консу-
ла запрещалось избирать на два срока подряд, однако к концу республики это 
правило стало нарушаться, например в случае избрания Гая Мария. 

Претура,  второй  по  важности  в  Риме  институт  государственной  власти, 

появилась в 366 г. до н. э. Претура – это необходимый институт власти при ре-
шении судебных дел. Претор – это заместитель и помощник консула, поэтому 
изначально их было также двое. Основная задача претора – обеспечение внут-
ренней безопасности города, рассмотрение споров. Он мог издавать истолковы-
вающие  право  эдикты  и  прибегать  к  специальным  правовым  запретам,  имел 
право замещать консула при его отсутствии.  

Квесторы  –  изначально  помощники  консулов,  секретари.  Ведали  госу-

дарственной  казной,  хранили  государственные  архивы,  выдавали  денежные 
суммы,  распоряжались  финансовыми  расходами  и  расследованием  некоторых 
уголовных дел.  


background image

17 

Эдилы  наблюдали  за  общественным  порядком  в  городе,  торговлей  на 

рынке, организовывали празднества и шествия. Выполняли полицейские функ-
ции, обеспечивали исполнение приговоров, конвоирование приговоренных. 

Коллегия 26 мужей – надзирали за содержанием тюрем, чеканкой монеты, 

очисткой дорог и некоторыми судебными делами. 

Коллегия авгуров осуществляла гадания в государственных нуждах, обес-

печивала жреческую идеологическую поддержку политики магистратов. 

Чисто плебейскими должностями были народные трибуны. Они возникли 

в 494 г. до н. э. и были призваны обеспечивать гражданское равенство и граж-
данские  права  плебеев  в  отношениях  с  патрициями.  Плебейские  трибуны  за-
щищали плебеев от произвола патрициев, наблюдали за законностью, защища-
ли  несправедливо  обиженных  граждан,  обладали  правом  вето  на  действия 
любых магистратов, вносили законодательные предложения в народные коми-
ции.  

С царских  времен  в  Древнем  Риме  существовало  ополчение,  позже  сме-

нившееся наемной армией (I в. до н. э., при консуле Гае Марии, после его воен-
ной  реформы).  Гай Марий  окончательно  завершил  реформу  римской  армии. 
Был  снижен  размер  имущественного  ценза  для  доступа  к  службе,  допущены 
пролетарии-неимущие, установлена плата за службу, определен 16-летний срок 
службы,  выдача  земельного  надела  на  окраинах  государства  по  окончании 
службы.  Вводились  строгая  дисциплина  и  широкая  практика  наемничества. 
Именно за счет наемников стало возможным образование регулярной армии в 
Римской империи. Именно характер римской армии сделал возможным и ско-
рым захват большого количества прилегающих к Римской республике террито-
рий и впоследствии привел к упадку государства. Срок службы в армии в пери-
од Империи был увеличен до 30 лет. 

Несмотря на то что республика в Древнем Риме была аристократической 

и просуществовала около 500 лет, в ней было немало демократических инсти-
тутов власти. Народное собрание, срочность, выборность, подотчетность маги-
стратов  ограничивали  возможность  злоупотреблений  со  стороны  власть  иму-
щих  и  некоторым  образом  способствовали  сохранению  демократичности 
республики. 

В труде  греческого  историка  Полибия  сообщается,  что  римлянами  были 

использованы греческие модели – в виде элементов демократии (выборность и 
принятие  законов  народными  собраниями),  олигархии  (Сенат)  и  монархии 
(консулы). Гармоничное сочетание этих трех составных частей послужило ос-


background image

18 

новой для накопления внутренней мощи республики, ее невероятной крепости 
и динамичности.  

В результате войны с кельтами (галлами), населявшими территорию Се-

верной Италии, а также с многочисленными племенами (инсубры, бойи, линго-
ны,  сеноны,  ценоманы)  варваров,  проживавших  южнее,  Рим  приобрел  новые 
территории и города (Милан (Медиолан), Галлия). В этой войне Риму удалось 
захватить  всю  Северную  Италию  до  самых  Альп.  Итогом  всех  войн,  которые 
велись Римом с соседними территориями, явилось приобретение 9 провинций к 
середине  II в.  до  н. э.:  Сицилия,  Сардиния,  Корсика,  Цизальпинская  Галлия, 
Испания, Африка, Македония, Иллирия и Азия.  

Древний  Рим  республиканского  периода  –  сильнейшее  государство,  со-

зданное насильственным путем. Так было заложено в природе римского обще-
ства. Этого могло не быть, если бы во второй Пунической войне одержал побе-
ду  Карфаген  (Ганнибалова  война,  218–201 гг.  до  н. э.).  Изначально  римское 
общество строилось на подчинении одного другому, то есть на рабовладельче-
ских  отношениях.  Войны  способствовали  росту  рабства,  увеличению  количе-
ства  материальных  ценностей,  захваченных  у  противника.  Одновременно  с 
этими негативными явлениями были и положительные шаги в развитии Древ-
него  Рима:  развитие  товарного  производства,  которое  позволило  расширить 
сферу применения рабского труда; объединение городов и народов, проживав-
ших на территории всей Италии, в результате чего Рим стал сильнейшим госу-
дарством Западного Средиземноморья. Лишь однажды в истории Древнего Ри-
ма встал вопрос о сохранении его государственности. Карфаген был достаточно 
сильным  государством  на  побережье  Западного  Средиземноморья.  Рим  одер-
жал победу над Карфагеном лишь благодаря огромному напряжению сил всего 
римского общества, государства и вложению огромных средств в эту войну.  

C конца II в. до н. э. республика вступила в период кризиса общественно-

политических отношений и многочисленных военных конфликтов (в том числе 
Союзническая  война  между  Римом  и  его  соседями).  Увеличивалось  число 
крупных поместий и рабов, труд которых сильно обесценил крестьянский труд 
местных  жителей.  Крестьянство  начало  страдать  от  нехватки  земель.  В  то  же 
время в Риме формируется сословие знати – сословие нобилей. Имущество та-
ких  землевладельцев  оценивалось  в  размере  более  миллиона  сестерциев.  Это 
способствовало обострению отношений между крупными и мелкими землевла-
дельцами. И здесь на сцену выходят Братья Гракхи со своей идеей о земельной 
реформе.  Тиберий Гракх  предложил  закон,  устанавливавший  максимальный 


background image

19 

размер земельного участка в частном владении – одна тысяча югеров на семью, 
а излишки земли отдавать безземельным. Но земли на всех не хватало. Сенат не 
дал денег на реформы и упорно сопротивлялся их воплощению в жизнь. Однако 
ценой немалых усилий Тиберию Гракху почти удалось воплотить свои рефор-
мы.  Осуществить  до  конца  свои  идеи  ему  помешали  сенаторы,  выдвинувшие 
против него обвинение в преступлении и физически уничтожив его. Гай Гракх, 
брат Тиберия Гракха, продолжил его реформы. Но все его благие дела прервала 
трагическая  смерть.  Дальнейшие  события  в  политической  жизни  Рима  свиде-
тельствуют  об  ужесточении  существующего  режима.  Реформа  армии  ставит 
точку в процессах демократизации Римской республики.  

В 82 г.  до  н. э.  к  власти  пришел  консул  и  полководец  Луций Корнелий 

Сулла,  который  установил  бессрочную  единоличную  диктатуру.  При  Сулле 
была особенно усилена роль Сената и ограничена власть народного собрания. 
Сулла  наделил  Сенат  новыми  полномочиями  –  передал  ему  контроль  над  фи-
нансами  и  право  цензуры.  Состав  Сената  он  также  увеличил  с  300  до 
600 членов  из  числа  своих  сторонников.  Особенный  удар  Сулла  нанес  по 
народным трибунам, которые были лимитированы в политических правах. Все 
их решения должны были предварительно обсуждаться в Сенате. Было решено, 
что лицо, занявшее должность народного (плебейского) трибуна, не может пре-
тендовать на иные государственные должности. Сулла присвоил себе право из-
давать  законы  и  произвольно  распоряжаться  имуществом  и  жизнью  граждан 
Рима.  

Первый этап кризиса республики соответствовал периоду военной дикта-

туры Суллы (82–79 гг. до н. э.). Произошло ужесточение центральной власти и 
началось беззаконие в отношении римских граждан. Ученые указывают на то, 
что все органы государственного управления, появившиеся в республиканский 
период, были созданы как органы администрирования городом, небольшим по-
лисом. Органы государственного управления того периода не были рассчитаны 
на управление такой державой, как Римская империя. Поэтому причинами па-
дения  республики  историки  называют  резкое  социальное  расслоение,  падение 
морали, коррупцию, рабовладение, слабость системы сдержек и противовесов, 
непрерывный рост армии и превращение полководцев в самодостаточные неза-
висимые  фигуры.  Падение  республики  было  ускорено  восстанием  рабов  под 
предводительством Спартака в 74–72 гг. до н. э.  

После периода республики последовал период кризиса, который означал 

военные  конфликты  Рима,  мятежи,  захват  провинций  наместниками,  упадок 


background image

20 

сельского  хозяйства  и  торговли.  Для  улучшения  экономической  обстановки  и 
снижения издержек в сельском хозяйстве в период принципата были предпри-
няты  попытки  раздачи  участков  земли  рабам  (пекулии)  в  обмен  на  половину 
урожая.  Одновременно  с  этими  процессами  в  Древнем  Риме  происходит  пре-
вращение свободных крестьян в арендаторов (колонов). Начался процесс при-
вязывания человека к земле с помощью аренды. 

После  ухода  Суллы  Риму  возвратили  республиканскую  конституцию. 

Однако в 49 г. до н. э. после военных походов Гай Юлий Цезарь вернулся в Рим 
и был провозглашен консулом. Это был второй этап распада республики – дик-
татура  Цезаря.  Цезарь  взял  в  руки  всю  исполнительную  и  законодательную 
власть, ограничив полномочия сената, провел через комиции два земельных за-
кона, осуществив над Сенатом прямое насилие и отклонив вето народных три-
бунов. В результате реформ преимущественное право населения общественных 
земель получили отцы семейств с тремя и более детьми. Таких оказалось около 
двадцати  тысяч.  Целью  нового  диктатора  было  также  ограничение  произвола 
провинциальных наместников. Очень широкое распространение при Цезаре по-
лучило наделение жителей провинций правами римского гражданства. 

В 46 г.  до  н. э.  после  разгрома  своих  противников  Цезарь  возвратился  в 

Рим и провозгласил себя императором на десять лет; в 44 г. до н. э. он стал дик-
татором  пожизненно.  Кроме  этого,  в  руках  Цезаря  оказалась  сосредоточена 
власть народных трибунов, цензора, верховного жреца. При Юлии Цезаре в I в. 
до  н. э.  были  заложены  основы  нового  политического  строя,  сменившего  рес-
публиканский и получившего название принципата.  

В  I в.  до  н. э.  в  силу  указанных  выше  внутренних  противоречий  между 

социальными группами происходит распад республики и установление монар-
хической власти. Главой государства становится принцепс (princeps – первый), 
председатель  Сената.  Принцепсы  постепенно  усиливали  свою  власть,  аккуму-
лировали полномочия магистратов, фактически формировали абсолютную мо-
нархию. Произошло установление Римской империи – сначала фактическое, а в 
III в. – формальное. Центром системы власти в этот период становится канце-
лярия принцепса, а затем императора.  

После смерти Цезаря власть в Риме перешла к Октавиану Августу (27 г. 

до н. э. – 14 г. н. э.), который закрепил за собой все возможные властные пол-
номочия, и окончательно утвердилась новая форма правления – принципат, по-
сле  того,  как  Сенат  вручил  ему  верховную  власть.  Для  Августа  это  означало, 
что  он  «первый  гражданин  государства»,  а  согласно  неписаной  Конституции