ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6191
Скачиваний: 20
6
Введение
права и налогового права, оправданный образовательными стандартами, положен
в основу определения границ изложения материала в рамках курса представленной
дисциплины. В рецепции этой проблематики для студентов факультета дистанци-
онного обучения ТУСУРа, обучающихся по направлению подготовки «Юриспру-
денция», уже составлены учебные пособия по налоговому праву общей и особен-
ной части, на что имеются соответствующие ремарки в данной работе.
Сложившийся дуализм не приводит к размыванию предмета и методологии
финансового права. Налоговое право выделяется в качестве преподаваемого кур-
са, но как отраслевое (институциональное) образование оно включено в систему
публичного хозяйства.
Отметим, что юридическое содержание отрасли народного хозяйства опосре-
довано экономическими процессами (данное обстоятельство подтверждается рас-
положением структурных элементов особенной части отрасли в соответствии с си-
стемой финансов) и состоит в правовом обеспечении общеобязательных правил от-
носительно аккумуляции, распределения и использования фондов денежных средств.
При этом экономика опережает юриспруденцию в факте наличия и становления,
в частности, таких явлений, как инновации и инновационная деятельность, элек-
тронные деньги, венчурные инвестиции, производные финансовые инструменты
и др.
В данном аспекте неизбежно затрагивается финансовая культура, выступаю-
щая в ипостаси многогранного и сложного ориентира уровня качества финансовой
системы в условиях колеблющейся экономической действительности.
Финансовое законодательство Российской Федерации представлено сложным,
стройным, массивным комплексом правовых актов, отличающихся значительным
объемом. К ним относятся международные акты и договоры, Конституция РФ,
Конституции и Уставы субъектов РФ, постановления Правительства РФ, норма-
тивные акты Президента РФ, Центрального Банка РФ, Минфина России, Минэко-
номразвития РФ и т. д. Существование нечеткостей, противоречий и пробелов нор-
мативных предписаний аргументирует объективную потребность в их ликвидации,
а значит, выработке предложений по совершенствованию действующего законода-
тельства. Это, несомненно, вызывает актуальный интерес со стороны специалиста
в области юриспруденции. Не стоит забывать, что деятельность выпускников на-
званного направления в той или иной мере связана с нормотворчеством (особенно
работников и должностных лиц органов государственной власти, органов местного
самоуправления законодательной и исполнительной ветвей).
Центральным ядром изложения материала данного пособия выступают нераз-
рывность и взаимодействие теории финансового права и практики ее применения.
В результате освоения предложенного материала студенты должны:
1) знать
• основной понятийно-категориальный аппарат финансового права;
• совокупность отношений, составляющих предмет финансово-право-
вого регулирования;
• правовые основы регулирования отдельных сегментов финансового
права;
Введение
7
2) уметь
• ориентироваться в системе законодательства, регулирующего конкрет-
ные финансовые отношения;
• дифференцировать финансовые правоотношения и отношения иных
отраслей права;
3) владеть
• навыками применения приобретенных в данной сфере знаний и раз-
решения правовых ситуаций, складывающихся в процессе осуществ-
ления практической деятельности;
• навыками грамотного толкования и анализа нормативных положений
правовых актов, регулирующих различные сферы финансовых отно-
шений.
Соглашения, принятые в книге
Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пикто-
граммы и специальное выделение важной информации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этот блок означает определение или новое понятие.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этот блок означает внимание. Здесь выделена важная информа-
ция, требующая акцента на ней. Автор здесь может поделиться
с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых ошибок.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В блоке «На заметку» автор может указать дополнительные сведе-
ния или другой взгляд на изучаемый предмет, чтобы помочь чита-
телю лучше понять основные идеи.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает цитату.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает пример. В данном блоке автор может привести прак-
тический пример для пояснения и разбора основных моментов, отраженных в тео-
ретическом материале.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8
Введение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает выводы. Здесь автор подводит итоги, обобщает из-
ложенный материал или проводит анализ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1
ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и роль государственных
и муниципальных финансов
Термин «финансы» — это одновременно экономическая и правовая категория.
С XVIII века данное понятие обозначало денежный платеж или денежное сред-
ство. Финансы как одно из явлений общественной жизни обусловлено товарно-
денежными отношениями и деятельностью государства, которое, посредством ис-
пользования финансового механизма, выполняет свои задачи и функции.
Финансы страны подразделяются на публичные (государственные и муници-
пальные) и частные (негосударственные).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государственные (публичные) финансы — денежные средства,
которыми распоряжаются органы государственной власти Рос-
сийской Федерации и органы местного самоуправления. Сюда от-
носятся денежные средства бюджетов всех уровней, государ-
ственных и внебюджетных фондов, денежные средства государ-
ственных и муниципальных предприятий
1
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
К частным финансам следует отнести денежные ресурсы предприятий, органи-
заций, учреждений, а также отдельных лиц. Частные финансы регулируются нор-
1
Финансовое право: учебник / отв. ред. проф. С. В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: Воль-
терсКлувер, 2011. С. 12.
10
Глава 1. Финансы, финансовая система
и финансовая деятельность Российской Федерации
мами гражданского права, а в системе финансового права они интересуют нас толь-
ко с точки зрения их трансформации в государственные (например, посредством
уплаты налогов; вступления в отношения по государственному кредиту и др.).
Рассмотрение содержания этого емкого понятия необходимо осуществить че-
рез раскрытие его материальной, экономической и правовой сущности.
Финансы в материальном аспекте являются не экономическими отношениями,
а тем, что порождает эти отношения (то есть формирование, распределение меж-
ду отдельными программами или проектами, а также дальнейшее расходование
денежных фондов).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Таким образом, финансы — это денежные фонды государст-
ва, государственно-территориальных образований, предприя-
тий, учреждений, организаций, используемые для материального
обеспечения потребностей общества и развития производства
1
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Экономический аспект проявляется тогда, когда речь идет о распределении на-
ционального дохода на отдельные виды потребления.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Финансы с экономической точки зрения — это система денежно-
экономических отношений по обеспечению государства, его тер-
ритории, программ, отраслей и отдельных хозяйствующих субъ-
ектов необходимыми денежными ресурсами.
С правовой точки зрения финансы — это обособившаяся часть
урегулированных нормами права денежно-экономических отно-
шений по аккумуляции, распределению и использованию государ-
ственных и муниципальных, централизованных и децентрализо-
ванных, бюджетных и внебюджетных, общих и целевых фон-
дов денежных средств, которые необходимы для решения задач
и функций государства и местного самоуправления.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Отличительными признаками финансов являются:
• денежный характер: финансы — это всегда денежные отношения;
• одна из сторон в этих отношениях — государство или уполномоченный го-
сударством орган;
• движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование
которых осуществляются через денежные фонды
2
.
Роль финансов в социально-экономической жизни страны выражается в их
функциональном назначении.
1
Крохина Ю. А. Финансовое право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: 2008. С. 18.
2
Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Финансовое право: Конспекты лекций и схемы: учеб. пособие.
2-е изд. М.: Дело, 2002. С. 11.