ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6194
Скачиваний: 20
16
Глава 1. Финансы, финансовая система
и финансовая деятельность Российской Федерации
Некоторые ученые считают, что публичный сектор финансовой системы Рос-
сии образуют: бюджетная система, налоговая система, денежная система, кредит-
ная система, страховая система
1
.
В любом случае каждая сфера денежно-экономических отношений представ-
ляет собой отдельное финансовое звено, объединенное в структуру.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Поэтому финансовая система — это внутреннее строение фи-
нансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев
(институтов), каждое из которых представляет специфическую
группу финансовых отношений
2
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
На современном этапе в состав финансовой системы России входят:
• бюджетная система, которая состоит из федерального бюд-
жета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;
• внебюджетные целевые государственные фонды;
• финансы предприятий, организаций, учреждений различ-
ных форм собственности;
• финансы государственного страхования;
• государственный и муниципальный кредит.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.4 Понятие, функции и принципы финансовой
деятельности России
Финансовая деятельность как экономическая категория действует на основе
экономических законов (например, закон денежного обращения, закон стоимости),
а как правовая категория осуществляется на основе нормативно-правового регули-
рования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Финансовая деятельность — это основанная на правовых нормах
публичная, повседневная работа органов государственной власти
и органов местного самоуправления, направленная на организа-
цию системы и структуры государственных и муниципальных
финансов и на планомерное формирование (аккумуляцию), распре-
деление и использование финансовых фондов денежных средств
в целях решения задач и функций публично-правовых образований.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1
Соколова Э. Д. Правовые основы финансовой системы России. М.: 2006. С. 23
2
Финансовое право / отв. ред. д-р. юрид. наук, проф. Н. И. Химичева. М.: Норма, 2005. С. 93.
1.4 Понятие, функции и принципы финансовой деятельности России
17
Признаки финансовой деятельности:
• властно-публичный характер, проявляющийся в обязательном участии го-
сударства и муниципальных образований в лице их компетентных органов;
• осуществляется в интересах государства;
• организационная составляющая содержания деятельности, характеризую-
щаяся формированием системы и структуры финансовых фондов, специ-
альных финансовых органов и нормативно-правовой базы;
• строгая установленная и нормативно определенная процедура формиро-
вания (аккумуляции), распределения и использования денежных средств
в целях получения позитивного юридически значимого результата;
• объектом деятельности выступают только денежные ресурсы.
Функциями финансовой деятельности выступают основные направления такой
деятельности. К ним относятся:
1) прогнозирование, то есть выработка динамики развития, выделение кон-
цепции;
2) планирование, то есть составление финансовых планов, пропорций, на-
правленных на сбалансирование финансовой деятельности;
3) координация органов государственной (муниципальной) власти, осуществ-
ляющих финансовую деятельность;
4) регулирование — подчинение единому порядку всех сфер финансовых от-
ношений;
5) контроль за законным и целесообразным распределением конечного ре-
зультата этой работы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Принципы финансовой деятельности — базирующиеся на по-
знании объективных закономерностей финансовой деятельно-
сти руководящие положения, которые через закрепление в пра-
вовых или иных социальных нормах носят обязательный ха-
рактер и представляют собой высшую степень обобщенности
политико-правовых, экономических, организационно-технических
требований, предъявляемых к сфере финансовых отношений
1
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Правовые принципы финансовой деятельности представляют собой систему
общих и специальных требований.
Общие (конституционные) принципы закреплены в Конституции РФ и харак-
терны для любого вида государственной и муниципальной деятельности. К ним
относятся: законность; демократизм; федерализм; принцип разделения властей;
принцип единства экономического пространства; принцип обеспечения Правитель-
ством РФ кредитной, финансовой и денежной политики; обязанность каждого пла-
тить налоги и сборы; единство денежной системы и др.
1
Зуев В. М. Финансовое право Российской Федерации: теория общей части. Томск, 2000. С. 38.
18
Глава 1. Финансы, финансовая система
и финансовая деятельность Российской Федерации
Специальные (правовые) принципы основаны на общих принципах, вытекают
из них и регламентированы в специальном финансовом законодательстве. К ним
относятся: строгое соблюдение финансовой дисциплины; сочетание общегосудар-
ственных финансовых интересов и интересов других публичных образований; це-
ленаправленность распределения и использования денежных средств; прозрачность,
достоверность, гласность финансовых действий; принцип финансовой самостоя-
тельности публично-правовых образований; единство финансовой системы; эф-
фективность, рациональность, экономичность расходования финансовых средств;
сбалансированность финансовых планов; стабильность финансовой системы; пла-
новость и др.
1.5 Юридические формы
и организационно-правовые методы осуществления
финансовой деятельности в России
Форма по отношению к содержанию деятельности — внешнее выражение фи-
нансовых действий в правовых актах компетентных органов власти.
По своей юридической природе, содержанию, субъектам, целевой направлен-
ности финансово-правовые акты неоднородны. Среди финансово-правовых актов
следует различать:
• акты правотворчества, то есть юридические акты, с которыми связывают
возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений.
К ним относятся законы, постановления Правительства РФ, указы Пре-
зидента РФ, нормативно-правовые акты Центрального Банка РФ, приказы
Министерства финансов России и др.;
• акты правоприменения, то есть акты, порождающие применение конкрет-
ных правоотношений, результатом чего всегда является индивидуальный
акт (например, налоговое извещение, заключение Счетной палаты РФ, акт
налоговой проверки и др.);
• финансово-плановые акты, то есть акты, принимаемые в процессе финан-
совой деятельности органов государственной власти (местного самоуправ-
ления), государственных (муниципальных) предприятий и учреждений, ко-
торые содержат конкретные задания в области финансов на определенный
период. Другими словами, это план по аккумуляции, распределению и ис-
пользованию денежных средств, включающий доходы, расходы, а также
балансы о доходах и расходах.
В теории и на практике существуют несколько видов финансово-плановых актов:
• федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и мест-
ные бюджеты;
• бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• приказы и сметы финансовых органов государственной (муниципальной)
власти;
1.6 Органы, осуществляющие финансовую деятельность в РФ
19
• балансы предприятий, организаций, учреждений;
• кредитные кассовые планы кредитных организаций;
• сметы казенных учреждений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Методы финансовой деятельности — это комплекс приемов
и способов, с помощью которых достигается результат данной
деятельности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Аккумуляция денежных средств в централизованные фонды осуществляется
с помощью внесения обязательных и добровольных платежей. Способ обязатель-
ных платежей реализуется посредством взимания налоговых (налогов и сборов,
установленных ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ)
1
и неналоговых (например, таможенных
пошлин и сборов, страховых взносов во внебюджетные фонды и др.) платежей.
Добровольное привлечение финансовых ресурсов осуществляется путем покупки
физическими и юридическими лицами государственных (муниципальных) ценных
бумаг, вкладов в банки, благотворительных пожертвований имущества в пользу
государства, проведения лотерей и др.
При распределении денежных средств применяются прямое и косвенное фи-
нансирование, а также публичное кредитование. Прямое финансирование — без-
возмездное и безвозвратное выделение денежных средств. Косвенное финанси-
рование выражается в предоставлении финансово-правовых стимулов (налоговых
льгот, освобождений, грантов и др.) субъектам тех или иных финансовых правоот-
ношений в размерах и порядке, установленном органами государственной власти
или органами местного самоуправления. Публичное кредитование означает отпуск
денежных средств на условиях возмездности, возвратности и срочности.
Использование финансовых ресурсов реализуется через расчетные операции,
которые могут осуществляться как в наличной, так и в безналичной формах.
1.6 Органы, осуществляющие финансовую
деятельность в Российской Федерации
Финансовую деятельность государства и муниципальных образований осуществ-
ляют все органы соответственно государственной и муниципальной власти. В силу
различия в предмете ведения, компетенции, полномочиях, выполняемых задачах
и функциях, следует выделить органы общей и специальной компетенции.
Систему органов общей компетенции представляют:
• законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, законодательные ор-
ганы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления),
осуществляющие функции по рассмотрению и утверждению законов (в том
1
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон Рос. Федерации от
31.07.1998 г. N 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824.
20
Глава 1. Финансы, финансовая система
и финансовая деятельность Российской Федерации
числе финансово-плановых актов), а также полномочия в сфере финансо-
вого контроля;
• Президент РФ как глава государства в своем ежегодном послании к Феде-
ральному Собранию определяет основные направления внутренней и внеш-
ней политики (ст. 80, п. «е» ст. 84 Конституции РФ
1
), на которой строится
финансовая политика государства; формирует систему и структуру орга-
нов исполнительной власти, обеспечивает их взаимодействие
2
; принимает
нормативно-правовые акты (указы и распоряжения) по вопросам кредитно-
денежного обращения, расчетов, валютной политики, организации органов
финансовой системы и др.
Необходимо отметить, что с 2012 г. в ведении Президента РФ находится
специализированный федеральный орган исполнительной власти — Феде-
ральная служба по финансовому мониторингу
3
. Данная служба осуществ-
ляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, по-
лученных преступным путем, и финансированию терроризма; по выра-
ботке государственной политики, нормативно-правовому регулированию
в этой сфере; по координации соответствующей деятельности других феде-
ральных органов исполнительной власти; функции национального центра
по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финан-
сирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения,
по выработке мер противодействия этим угрозам;
• исполнительные органы (Правительство РФ, правительства и администра-
ции субъектов РФ, исполнительно-распорядительные органы местного са-
моуправления) принимают меры по реализации финансовых законов; раз-
рабатывают и обеспечивают исполнение законов (решений) о бюджетах;
издают подзаконные нормативно-правовые акты в финансовой сфере. А в си-
лу ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ обеспечивает проведение
в России единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Среди органов государственной власти специальной компетенции особое ме-
сто принадлежит Министерству финансов России
4
, осуществляющему функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
практически во всех сферах финансовой деятельности — бюджетной, налоговой,
страховой, аудиторской, валютной, в сфере бухгалтерского учета и отчетности,
организации и проведения лотерей, производства, переработки и обращения дра-
гоценных металлов и драгоценных камней и др.
К полномочиям Минфина РФ относятся: составление проекта федерального
бюджета; организация исполнения федерального бюджета; принятие нормативно-
1
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) //
Собр. законодательства Рос. Федерации. N 15. 2014. Ст. 1691.
2
О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента Рос.
Федерации от 09.03.2004 г. N 314 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 11. Ст. 945.
3
Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу : указ Президента Рос. Федера-
ции от 13.06.2012 г. N 808 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 25. Ст. 3314.
4
О Министерстве финансов Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Феде-
рации от 30.06.2004 г. N 329 // Собр.законодательства Рос. Федерации. 2004. N 31. Ст. 3258.