Файл: Финансовое право - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 5530

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

Глава 1. Финансы, финансовая система

и финансовая деятельность Российской Федерации

Некоторые ученые считают, что публичный сектор финансовой системы Рос-

сии образуют: бюджетная система, налоговая система, денежная система, кредит-
ная система, страховая система

1

.

В любом случае каждая сфера денежно-экономических отношений представ-

ляет собой отдельное финансовое звено, объединенное в структуру.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Поэтому финансовая система — это внутреннее строение фи-
нансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев
(институтов), каждое из которых представляет специфическую
группу финансовых отношений

2

.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

На современном этапе в состав финансовой системы России входят:

• бюджетная система, которая состоит из федерального бюд-

жета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;

• внебюджетные целевые государственные фонды;

• финансы предприятий, организаций, учреждений различ-

ных форм собственности;

• финансы государственного страхования;

• государственный и муниципальный кредит.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.4 Понятие, функции и принципы финансовой
деятельности России

Финансовая деятельность как экономическая категория действует на основе

экономических законов (например, закон денежного обращения, закон стоимости),
а как правовая категория осуществляется на основе нормативно-правового регули-
рования.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Финансовая деятельность — это основанная на правовых нормах
публичная, повседневная работа органов государственной власти
и органов местного самоуправления, направленная на организа-
цию системы и структуры государственных и муниципальных
финансов и на планомерное формирование (аккумуляцию), распре-
деление и использование финансовых фондов денежных средств
в целях решения задач и функций публично-правовых образований
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

Соколова Э. Д. Правовые основы финансовой системы России. М.: 2006. С. 23

2

Финансовое право / отв. ред. д-р. юрид. наук, проф. Н. И. Химичева. М.: Норма, 2005. С. 93.


background image

1.4 Понятие, функции и принципы финансовой деятельности России

17

Признаки финансовой деятельности:

• властно-публичный характер, проявляющийся в обязательном участии го-

сударства и муниципальных образований в лице их компетентных органов;

• осуществляется в интересах государства;
• организационная составляющая содержания деятельности, характеризую-

щаяся формированием системы и структуры финансовых фондов, специ-
альных финансовых органов и нормативно-правовой базы;

• строгая установленная и нормативно определенная процедура формиро-

вания (аккумуляции), распределения и использования денежных средств
в целях получения позитивного юридически значимого результата;

• объектом деятельности выступают только денежные ресурсы.

Функциями финансовой деятельности выступают основные направления такой

деятельности. К ним относятся:

1) прогнозирование, то есть выработка динамики развития, выделение кон-

цепции;

2) планирование, то есть составление финансовых планов, пропорций, на-

правленных на сбалансирование финансовой деятельности;

3) координация органов государственной (муниципальной) власти, осуществ-

ляющих финансовую деятельность;

4) регулирование — подчинение единому порядку всех сфер финансовых от-

ношений;

5) контроль за законным и целесообразным распределением конечного ре-

зультата этой работы.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Принципы финансовой деятельности — базирующиеся на по-
знании объективных закономерностей финансовой деятельно-
сти руководящие положения, которые через закрепление в пра-
вовых или иных социальных нормах носят обязательный ха-
рактер и представляют собой высшую степень обобщенности
политико-правовых, экономических, организационно-технических
требований, предъявляемых к сфере финансовых отношений

1

.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Правовые принципы финансовой деятельности представляют собой систему

общих и специальных требований.

Общие (конституционные) принципы закреплены в Конституции РФ и харак-

терны для любого вида государственной и муниципальной деятельности. К ним
относятся: законность; демократизм; федерализм; принцип разделения властей;
принцип единства экономического пространства; принцип обеспечения Правитель-
ством РФ кредитной, финансовой и денежной политики; обязанность каждого пла-
тить налоги и сборы; единство денежной системы и др.

1

Зуев В. М. Финансовое право Российской Федерации: теория общей части. Томск, 2000. С. 38.


background image

18

Глава 1. Финансы, финансовая система

и финансовая деятельность Российской Федерации

Специальные (правовые) принципы основаны на общих принципах, вытекают

из них и регламентированы в специальном финансовом законодательстве. К ним
относятся: строгое соблюдение финансовой дисциплины; сочетание общегосудар-
ственных финансовых интересов и интересов других публичных образований; це-
ленаправленность распределения и использования денежных средств; прозрачность,
достоверность, гласность финансовых действий; принцип финансовой самостоя-
тельности публично-правовых образований; единство финансовой системы; эф-
фективность, рациональность, экономичность расходования финансовых средств;
сбалансированность финансовых планов; стабильность финансовой системы; пла-
новость и др.

1.5 Юридические формы
и организационно-правовые методы осуществления
финансовой деятельности в России

Форма по отношению к содержанию деятельности — внешнее выражение фи-

нансовых действий в правовых актах компетентных органов власти.

По своей юридической природе, содержанию, субъектам, целевой направлен-

ности финансово-правовые акты неоднородны. Среди финансово-правовых актов
следует различать:

• акты правотворчества, то есть юридические акты, с которыми связывают

возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений.
К ним относятся законы, постановления Правительства РФ, указы Пре-
зидента РФ, нормативно-правовые акты Центрального Банка РФ, приказы
Министерства финансов России и др.;

• акты правоприменения, то есть акты, порождающие применение конкрет-

ных правоотношений, результатом чего всегда является индивидуальный
акт (например, налоговое извещение, заключение Счетной палаты РФ, акт
налоговой проверки и др.);

• финансово-плановые акты, то есть акты, принимаемые в процессе финан-

совой деятельности органов государственной власти (местного самоуправ-
ления), государственных (муниципальных) предприятий и учреждений, ко-
торые содержат конкретные задания в области финансов на определенный
период. Другими словами, это план по аккумуляции, распределению и ис-
пользованию денежных средств, включающий доходы, расходы, а также
балансы о доходах и расходах.

В теории и на практике существуют несколько видов финансово-плановых актов:

• федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и мест-

ные бюджеты;

• бюджеты государственных внебюджетных фондов;

• приказы и сметы финансовых органов государственной (муниципальной)

власти;


background image

1.6 Органы, осуществляющие финансовую деятельность в РФ

19

• балансы предприятий, организаций, учреждений;

• кредитные кассовые планы кредитных организаций;

• сметы казенных учреждений.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Методы финансовой деятельности — это комплекс приемов
и способов, с помощью которых достигается результат данной
деятельности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Аккумуляция денежных средств в централизованные фонды осуществляется

с помощью внесения обязательных и добровольных платежей. Способ обязатель-
ных платежей реализуется посредством взимания налоговых (налогов и сборов,
установленных ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ)

1

и неналоговых (например, таможенных

пошлин и сборов, страховых взносов во внебюджетные фонды и др.) платежей.
Добровольное привлечение финансовых ресурсов осуществляется путем покупки
физическими и юридическими лицами государственных (муниципальных) ценных
бумаг, вкладов в банки, благотворительных пожертвований имущества в пользу
государства, проведения лотерей и др.

При распределении денежных средств применяются прямое и косвенное фи-

нансирование, а также публичное кредитование. Прямое финансирование — без-
возмездное и безвозвратное выделение денежных средств. Косвенное финанси-
рование выражается в предоставлении финансово-правовых стимулов (налоговых
льгот, освобождений, грантов и др.) субъектам тех или иных финансовых правоот-
ношений в размерах и порядке, установленном органами государственной власти
или органами местного самоуправления. Публичное кредитование означает отпуск
денежных средств на условиях возмездности, возвратности и срочности.

Использование финансовых ресурсов реализуется через расчетные операции,

которые могут осуществляться как в наличной, так и в безналичной формах.

1.6 Органы, осуществляющие финансовую
деятельность в Российской Федерации

Финансовую деятельность государства и муниципальных образований осуществ-

ляют все органы соответственно государственной и муниципальной власти. В силу
различия в предмете ведения, компетенции, полномочиях, выполняемых задачах
и функциях, следует выделить органы общей и специальной компетенции.

Систему органов общей компетенции представляют:

• законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, законодательные ор-

ганы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления),
осуществляющие функции по рассмотрению и утверждению законов (в том

1

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон Рос. Федерации от

31.07.1998 г. N 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824.


background image

20

Глава 1. Финансы, финансовая система

и финансовая деятельность Российской Федерации

числе финансово-плановых актов), а также полномочия в сфере финансо-
вого контроля;

• Президент РФ как глава государства в своем ежегодном послании к Феде-

ральному Собранию определяет основные направления внутренней и внеш-
ней политики (ст. 80, п. «е» ст. 84 Конституции РФ

1

), на которой строится

финансовая политика государства; формирует систему и структуру орга-
нов исполнительной власти, обеспечивает их взаимодействие

2

; принимает

нормативно-правовые акты (указы и распоряжения) по вопросам кредитно-
денежного обращения, расчетов, валютной политики, организации органов
финансовой системы и др.

Необходимо отметить, что с 2012 г. в ведении Президента РФ находится
специализированный федеральный орган исполнительной власти — Феде-
ральная служба по финансовому мониторингу

3

. Данная служба осуществ-

ляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, по-
лученных преступным путем, и финансированию терроризма; по выра-
ботке государственной политики, нормативно-правовому регулированию
в этой сфере; по координации соответствующей деятельности других феде-
ральных органов исполнительной власти; функции национального центра
по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финан-
сирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения,
по выработке мер противодействия этим угрозам;

• исполнительные органы (Правительство РФ, правительства и администра-

ции субъектов РФ, исполнительно-распорядительные органы местного са-
моуправления) принимают меры по реализации финансовых законов; раз-
рабатывают и обеспечивают исполнение законов (решений) о бюджетах;
издают подзаконные нормативно-правовые акты в финансовой сфере. А в си-
лу ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ обеспечивает проведение
в России единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Среди органов государственной власти специальной компетенции особое ме-

сто принадлежит Министерству финансов России

4

, осуществляющему функции

по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
практически во всех сферах финансовой деятельности — бюджетной, налоговой,
страховой, аудиторской, валютной, в сфере бухгалтерского учета и отчетности,
организации и проведения лотерей, производства, переработки и обращения дра-
гоценных металлов и драгоценных камней и др.

К полномочиям Минфина РФ относятся: составление проекта федерального

бюджета; организация исполнения федерального бюджета; принятие нормативно-

1

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) //

Собр. законодательства Рос. Федерации. N 15. 2014. Ст. 1691.

2

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента Рос.

Федерации от 09.03.2004 г. N 314 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 11. Ст. 945.

3

Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу : указ Президента Рос. Федера-

ции от 13.06.2012 г. N 808 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 25. Ст. 3314.

4

О Министерстве финансов Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Феде-

рации от 30.06.2004 г. N 329 // Собр.законодательства Рос. Федерации. 2004. N 31. Ст. 3258.