ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6189
Скачиваний: 20
1.2 Виды финансовых фондов России
11
1. Распределительная функция заключается в том, чтобы распределять стои-
мость валового общественного продукта и тем самым обеспечить каждого
субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Бла-
годаря финансам денежные средства поступают в распоряжение государ-
ства, муниципальных образований, предприятий, организаций, физических
лиц
1
.
2. Контрольная функция выражается в способности финансов количественно
отображать ход воспроизводственного процесса, что позволяет сигнализи-
ровать о нарушениях в процедуре формирования, распределения и исполь-
зования фондов денежных средств. Практическая реализация указанной
функции осуществляется через деятельность финансовых органов, а имен-
но органов финансового контроля.
3. Регулирующая функция проявляется через воздействие государства на про-
цесс воспроизводства в целях создания стабильных экономических, поли-
тических и социальных условий посредством принятия финансово-право-
вых актов. Так, в качестве финансовых регуляторов может использоваться
правовое регулирование налогообложения (установление принципов нало-
гообложения, системы налогов и сборов, элементов налога, мер государ-
ственного принуждения за совершение налогового правонарушения и др.).
4. Стабилизационная функция заключается в формировании системы накоп-
ления денежных средств, то есть в создании резервных и страховых фон-
дов финансовых ресурсов для обеспечения жизнедеятельности страны и ее
населения при наступлении непредвиденных ситуаций (страховых случаев).
1.2 Виды финансовых фондов России
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Финансовые фонды — это денежные фонды, формируемые за
счет финансовых ресурсов, назначение которых в подготовке
условий, обеспечивающих удовлетворение постоянно меняющих-
ся финансовых потребностей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Финансовые фонды можно классифицировать по нескольким основаниям.
1. По отношению к уровню власти:
• государственные (федеральные и региональные);
• муниципальные.
2. По отношению к казне:
• централизованные фонды — это денежные фонды, средствами кото-
рых распоряжаются органы государственной власти Российской Феде-
1
Финансовое право Российской Федерации: учебник / отв. ред. М. В. Карасева. М.: Юристъ,
2004. С. 19.
12
Глава 1. Финансы, финансовая система
и финансовая деятельность Российской Федерации
рации и органы местного самоуправления. Денежные средства таких
фондов используются для удовлетворения общих нужд территориаль-
ных образований, в которых они находятся: района, города, области,
государства в целом. Общими нуждами являются управление, охра-
на общественного порядка, образование, здравоохранение, социаль-
ное обеспечение, оборона и т. д.;
• децентрализованные фонды — это фонды, которые аккумулируются в хо-
зяйственном ведении государственных или муниципальных предпри-
ятий, организаций, учреждений и используются для производствен-
ных и социальных целей соответственно предназначению названных
субъектов и в их масштабах.
3. В зависимости от принадлежности к бюджету финансовые фонды можно
разделить на бюджетные и внебюджетные.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Бюджетные фонды — это фонды, централизованные на общие
и специальные потребности публично-правовых образований.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В свою очередь бюджетные фонды в зависимости от целевого назначения под-
разделяются на общие и специальные (целевые).
К общим бюджетным фондам относятся федеральный бюджет, бюджеты субъ-
ектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Специальные (целевые) бюджетные фонды создаются в бюджетах разных уров-
ней для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народ-
ного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. К специаль-
ным (целевым) бюджетным фондам относятся:
1. Резервные фонды.
• Резервные фонды исполнительных органов власти (ст. ст. 81, 81.1 БК РФ
1
).
Размер резервных фондов исполнительных органов власти устанавливается за-
конами (решениями — для органов местного значения) о соответствующих бюдже-
тах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (реше-
ниями) общего объема расходов. Средства этих фондов направляются на финансо-
вое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-
восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией послед-
ствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
• Резервный фонд Президента Российской Федерации (ст. 82 БК РФ).
Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период
предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более
1 процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного
фонда Президента РФ используются на финансовое обеспечение непредвиденных
1
Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 31.07.1998 г.
N 145-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823.
1.2 Виды финансовых фондов России
13
расходов. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президен-
та Российской Федерации осуществляется на основании указов и распоряжений
Президента РФ. Использование бюджетных ассигнований рассматриваемого ре-
зервного фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности
Президента РФ не допускается.
• Резервный фонд Российской Федерации (ст. 96.9 БК РФ).
Резервный фонд РФ представляет собой часть средств федерального бюджета,
подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обес-
печения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета. Феде-
ральным законом о федеральном бюджете устанавливается нормативная величина
Резервного фонда РФ в абсолютном размере, определенном исходя из 7 процентов
прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутрен-
него продукта, указанного в федеральном законе о бюджете на очередной финан-
совый год и плановый период. Этот фонд формируется за счет дополнительных
нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем
средств Резервного фонда РФ не достигает его нормативной величины.
• Фонд национального благосостояния (ст. 96.10 БК РФ).
Цель формирования — обеспечение софинансирования добровольных пенсион-
ных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечение сбалансиро-
ванности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федера-
ции. ФНБ формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федераль-
ного бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда РФ
достигает его нормативной величины.
Управление средствами Резервного фонда РФ и Фонда национального благо-
состояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в по-
рядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда РФ мо-
гут осуществляться Центральным банком РФ, Фонда национального благососто-
яния — Центральным банком РФ и специализированными финансовыми организа-
циями в соответствии с договорами, заключаемыми Минфином России в порядке,
установленном Правительством РФ.
2. Инвестиционные фонды (ст. 179.2 БК РФ).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Инвестиционный фонд — часть средств бюджета, подлежащая
использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осу-
ществляемых на принципах государственно-частного партнерства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
К инвестиционным фондам относятся Инвестиционный фонд Российской Фе-
дерации и инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации (региональ-
ные инвестиционные фонды). Инвестиционные фонды субъектов РФ могут быть
созданы в соответствии с законами субъектов РФ (за исключением законов субъек-
тов РФ о бюджетах субъектов РФ). Порядок формирования и использования бюд-
жетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ (инвестиционного фонда субъ-
14
Глава 1. Финансы, финансовая система
и финансовая деятельность Российской Федерации
екта РФ) устанавливается Правительством РФ
1
(высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта РФ).
3. Дорожные фонды (ст. 179.4 БК РФ).
В 2011 году возродились дорожные фонды (с 2011 года — Федеральный,
а с 2012 года — региональные и муниципальные), средства которых направлены
на цели финансовой обеспеченности дорожной деятельности. Объем бюджетных
ассигнований дорожных фондов формируется за счет: акцизов на топливо; исполь-
зования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования
федерального значения; передачи в аренду земельных участков, расположенных
в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федераль-
ного значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжело-
весных грузов; платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного
сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных гру-
зов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и др.
4. Фонды финансовой поддержки нижестоящих бюджетов.
В ст. 131 БК РФ сказано, что дотации на выравнивание бюджетной обеспечен-
ности субъектов РФ образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъ-
ектов Российской Федерации. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченно-
сти поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений
(ст. 137 БК РФ). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муници-
пальных районов (городских округов) образуют региональный фонд финансовой
поддержки муниципальных районов (городских округов) (ст. 138 БК РФ). Дотации
на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципаль-
ного района образуют районный фонд финансовой поддержки поселений (ст. 142.1
БК РФ).
Внебюджетные фонды создаются как финансово-кредитные учреждения, име-
ющие свой бюджет, свои органы управления. Образуются для реализации таких
прав граждан, как право на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение
бесплатной медицинской помощи. Доходы формируются за счет страховых взно-
сов
2
работодателей и граждан, штрафов и пеней за неуплату (несвоевременную
уплату) страховых взносов, средств из федерального бюджета на обеспечение от-
дельных категорий граждан, безвозмездных поступлений и т. д. Расходы направля-
ются на выплату пенсий и пособий гражданам, управление фондами, обеспечение
деятельности фондов, международное сотрудничество, проведение мероприятий
в области социальной политики и др.
1
Например : Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований
Инвестиционного фонда Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от
01.03.2008 г. N 134 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 10. Ст. 932.
2
О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхова-
ния Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования : федер.
закон Рос. Федерации от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009.
N 30. Ст. 3738.
1.3 Финансовая система России
15
В настоящее время в России существуют следующие внебюджетные фонды:
Пенсионный фонд Российской Федерации
1
; Фонд социального страхования Рос-
сийской Федерации
2
, Федеральный фонд обязательного медицинского страхова-
ния
3
и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
4
.
1.3 Финансовая система России
Емкая и многозначная категория одновременно экономической и правовой куль-
туры «финансовая система» широко применяется в области научных знаний.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Относительно природы финансовой системы существует несколь-
ко позиций в понимании существа явления.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Согласно фондовой концепции финансовую систему образуют бюджетные и вне-
бюджетные фонды, кредитные фонды, страховые фонды, финансовые ресурсы хо-
зяйствующих субъектов с дальнейшей дифференциацией типов и видов финансо-
вых фондов.
Институциональная концепция исходит из функционального своеобразия от-
дельно существующих финансовых институтов, таких, как государственные дохо-
ды, государственные расходы, страхование, госкредит, банковский кредит, денеж-
ное обращение и т. д.
Посубъектная концепция ставит во главу угла орган, осуществляющий управ-
ление фондом или институтом либо обладающий вещным правом того или иного
вида в отношении мобилизуемых финансовых ресурсов
5
.
Необходимо отметить, что фондовая теория обуславливает лишь материаль-
ное составляющее структурных элементов финансовой системы. Институциональ-
ная концепция представляет собой обоснование понятия «система финансового
права», а не дефиниции «финансовая система». Посубъектный подход носит ор-
ганизационный характер и ведет к размыванию предмета изучения — финансовых
отношений.
1
Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России) : постановление ВС Рос. Феде-
рации от 27.12.1991 г. N 2122-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. Ст. 180.
2
О Фонде социального страхования Российской Федерации: постановление Правительства Рос.
Федерации от 12.02.1994 г. N 101 // САПП РФ. 1994. N 8. Ст. 599.
3
Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования: по-
становление Правительства Рос. Федерации от 29.07.1998 г. N 857 // Собр. Законодательства Рос.
Федерации. 1998. N 32. Ст. 3902.
4
Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского
страхования: приказ Минздравсоцразвития Рос. Федерации от 21.01.2011 г. N 15н (Зарегистрирова-
но в Минюсте РФ 02.02.2011 г. N 19661) // Рос. газ. 2011. N 29.
5
Запольский С. В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: монография. М.: РАП,
Эксмо. 2008. С. 46.