Файл: Бренд как конкурентное преимущество компании (Понятие бренда и его цель).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 3
Грамотно разработанный план действий способен превратить недостатки соперничающих фирм в конкурентные преимущества компании.
Критериями этого анализа могут служить [12]:
- Устойчивость фирмы в защите своего положения в рамках изменений рынка в сфере отраслей её деятельности, жёсткой конкурентной борьбы и конкурентных преимуществ компаний-конкурентов.
- Наличие эффективных конкурентных преимуществ у компании или
же недостаток, или отсутствие таковых.
- Возможности достижения успехов в конкурентной борьбе при оперировании настоящим планом действий (положение компании в системе конкурентной борьбы).
- Уровень устойчивости фирмы в текущий период.
Итак, разработка бренда это:
- технология превращения рядового потребительского товара в успешную торговую марку,
- создание конкурентных преимуществ продукта, его ценности и эмоциональной составляющей [14].
Качество товаров или цена уже давно ушли на второй план. Сегодня для потребителя важен сам продукт, а точнее его «красивая» подача и, разумеется, конечно же, репутация компании-производителя. Именно поэтому практически все компании независимо от масштабов деятельности уделяют огромное внимание разработке системы идентификации бренда:
- уникальный логотип,
- оформление и дизайн упаковки,
- корпоративный стиль,
- брендбук и др.
2.1. Роль бренда в формировании конкурентных преимуществ международных компаний
В настоящее время в условиях глобализации мировой экономики, интернационализации деятельности ТНК, устойчивые конкурентные преимущества компании на мировом рынке уже не достигаются за счет традиционных факторов:
- низкая цена,
- высокое качество,
- инновационность товара.
Глобализация мировой экономики сопровождается:
- сокращением жизненного цикла товаров,
- ростом объемов предложения товаров субститутов,
- увеличением числа каналов сбыта,
- серьезной дифференциацией покупательной способности и доходов населения в мире [10].
При этом, развитие рыночной экономики в разных странах наглядно показывает, что на современном этапе практикуются неценовые методы конкуренции. В этом случае основой устойчивого развития компании на рынке потребительских товаров (FMCG) в условиях растущей международной конкуренции, как правило, становится дифференциация ценностей через:
- инструменты брендинга,
- применения новых инструментов управления брендом
- портфель брендов.
И тогда бренд становится неоценимым нематериальным активом ТНК. В результате бренд становится принадлежностью рыночной капитализации компании. В результате растет взаимосвязь между инвестициями компании и стоимостью бренда. А стоимость бренда отражает его сформировавшуюся нематериальную ценность. Можно сказать, что в такой ситуации бывает недостаточно только лишь финансовых подходов к выявлению ценности бренда. В итоге это обстоятельство обостряет важность применения новых концептуальных подходов к истолкованию брендов, в том числе международных.
Бренд представляет собой уникальный, цельный и привлекательный образ объекта потребления. Одновременно он делает товар воплощением определенной личной ценности человека, и конечно, строятся на соответствии марки четко очерченной линии ценности.
В литературе неоднократно высказывалось мнение, что бренд представляет собой торговую марку. Если говорить о понятии «бренд», то существуют и некие его количественные показатели. Так, авторы Скотт М. Дэвис, Т.А. Лейни, Е.А. Семенова и С.А. Шилина заключают, что товар является брендом, если [18,23]:
- он является доступным 75% потребителей;
- 75% аудитории может лишь по одному названию бренда определить отрасль деятельности;
- минимальная доля в 20% покупателей из аудитории пользуется им на регулярной основе;
- минимальная доля в 20% потребителей может верно опознать ключевые характеристики бренда;
- продукт существует на рынке минимум пять лет;
- потребители всегда будут платить за данный товар больше, нежели чем за аналогичные товары в данной товарной категории.
В русскоязычной литературе используется чаще устоявшееся понятие – «торговая марка». Необходимо заметить, что понятие бренда товара и услуг более широкое, чем понятие торговой марки. Это можно объяснить тем, что в бренд дополнительно еще включены:
- сам товар/ услуга со всеми параметрами;
- набор ожиданий, эмоций, характеристик ассоциаций, которые воспринимаются пользователем и приписываются им товару (brand-image,
имидж товара);
- информация о покупателе;
- обещания некоторых преимуществ от автора бренда потребителям, т.е. смысл, который вложили в него создатели.
Проще говоря, не каждая товарная марка может стать брендом. Просто она должна быть известной на рынке и завоевать доверие у покупателей.
Основой бренда является товарный знак, который по законодательству РФ является обозначением, служащим для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Кстати, под влиянием новых управленческих и информационных технологий в начале XXI в. роль брендов стала расти в результате серьезных изменений в области международного предпринимательства. На уровне ТНК брендинг стал самостоятельной сферой деятельности и методом ведения бизнеса. Суть брендинга состоит в том, чтобы «сделать бренд сильнее, чем его составные элементы». Как утверждает известный эксперт в области брендинга К. Роберте, «классические бренды «выдохлись», ибо вместо того, чтобы принадлежать потребителям, они существуют сами по себе».
К основным характеристикам бренда необходимо отнести следующее:
- бренд является торговой маркой. Некоторые специалисты воспринимаются эти понятия как синонимы,
- бренд - это «расширение» торговой марки,
- бренд – это обещание потребителю и ожидание потребителя,
- бренд - это личность и эмоциональная связь.
Если рассматривать эту характеристику бренда подробнее, то необходимо пояснить его смысл. Просто, по мнению специалистов, бренд под влиянием новых управленческих и информационных технологий, должен совершить грандиозный скачок на новый уровень качества, т.е. на уровень так называемых «любимых брендов»,
- бренд - это сумма восприятий и комплекс впечатлений.
Ведь высокий статус бренда требует постоянной его поддержки на
основе:
- новых изобретений,
- дизайнерских разработок,
- идей
- подходов.
Основополагающими элементами бренда являются:
- торговая марка,
- марочное имя,
- марочный знак,
- слоган,
- товарный знак,
- деловая репутация,
- имидж бренда.
Торговая марка (ТМ) - это название, имя, под которым:
- рекламируют,
- продвигают,
- продают продукцию,
- услуги,
- организации,
- идеи [17].
Однако основная часть бренда относится не к визуальной, а к интеллектуальной составляющей. Бренд - «интеллектуальная часть товара (услуги), обладающая устойчивой положительной коммуникацией с потребителями и придающая в их глазах товару дополнительную ценность». Это может относиться к репутации и имиджу. Репутация – это оценка потребителями качества продукции или обслуживания. Причем, имидж имеет стратегическое значение для бренда. Если учесть, что бренд устойчив и динамичен, то можно сказать, что в каждый конкретный момент он обладает определенным имиджем. Здесь можно говорить об оригинальном
комплексе впечатлений, которые могут появиться у потребителей к
данному бренду.
Брендинг представляет собой определенную деятельность по разработке бренда и по его управлению. Причем, как правило, объектом продвижения на рынке для брендинга является торговая марка. Брендинг определяют как:
- высший пилотаж маркетинга,
- процесс создания и управления брендом,
- принятие решения о применении марочного подхода в стратегии компании.
В современной мировой экономике классическая система управления брендом может потерпеть неудачу в результате:
- трудностей, связанных с глобализацией,
- изменения условий ведения международного бизнеса,
- усложнения архитектуры международных брендов и параллельно существующих множественных брендов и суббрендов.
В связи с этим новой моделью управления брендом становится бренд-лидерство. При этом движущей силой стратегии международного брендинга становится не прибыль и продажи как краткосрочные результаты, а эффективная идентичность бренда.
Можно сказать, что основное место в формировании конкурентных преимуществ ТНК приобретает стратегический брендинг. Например, когда ТНК собирается разработать или купить новый товар, то право на решение о выборе стратегии брендинга остается за ТНК.
Известный факт: на мировом рынке в течение последних двух десятилетий многие мультибрендовые компании развивались, исключительно только за счет слияний и поглощений. Причем, это ярко выражено в мировом автомобилестроении. Например, Ford Motor Company приобрела компанию Volvo Cars (Швеция), Aston Martin (Великобритания), Jaguar Cars Ltd, Land Rover (Великобритания) и значительный пакет (29%) акций Mazda Motor Corporation (Япония).
К слову, стратегии брендинга очень часто пересекаются. В связи с этим, в наличии имеется множество разных моделей, которые ТНК могут использовать для создания собственного портфеля брендов и управления им.
Кстати, основой корпоративной стратегии большинства ТНК является создание и поддержание успешных брендов. В литературе отмечается, что наконец, успешный брендинг может быть рассмотрен как с позиций концепции брендов (формируется в стратегии корпорации), так и с позиций имиджа брендов (формируется в сознании потребителя). Хотелось бы представить следующие стадии развития бренда (табл. 1).
Таблица 1
Стадии развития бренда в корпоративной стратегии
№ стадии |
Название |
Содержание |
Стадия 1 |
Unbranded goods (небрендовые то-вары) |
характеризуется превышением спроса над предложением, что типично для развивающихся стран и редко встречается в развитых странах. Производители не прилагают усилий сделать свои товары отличительными и потребительское восприятие этих товаров чисто утилитарное. |
Стадия 2 |
Brand as a Refer-ence |
Конкуренция стимулирует производителей делать свою продукцию отличительной. Они начинают использовать “brand names”, что позволяет потребителям не только дости-гать утилитарных целей, но и получать некое удовольствие от владения или использования подобных товаров. “Brand name” регистрируется и защищается юридически. На этой стадии акцент делается не только на функциональную полезность товара, но и на удовольствие, которое при этом испытывает потребитель. Поэтому был введен термин 3Fs (fantasies, feeling,fun), имеющие ключевое значение при принятии решения о приобретении того или иного продукта. |
Стадия 3 |
Brand as Personality |
На этой стадии потребителям предлагают огромное количество брендов. Технологический прогресс делает затруднительным поддержание функциональных преимуществ. Чтобы выделить свои товары, делается акцент на эмоциональ-ную привлекательность бренда. |
Стадия 4 |
Brand as Icon |
На этой стадии бренд становится символом. Удачно созданные символы (icons), используемые на протяжении десятилетий, ассоциируются с качеством, престижем, статусом (например, звезда в круге – символ Мерседес, красно-белая упаковка сигарет – символ Мальборо). Выбранный символ создает определенное восприятие бренда во всех странах. |
Стадия 5 |
Brand as Policy |
Немного компаний вышли на эту стадию, которая отличается гармоничной связью компании с этическими, социальными и политическими аспектами жизни (наиболее известные примеры – The Body Shop и Benetton) |
Необходимо пояснить понятия «капитал бренда» (Brand Equity) и «сила бренда». Капитал бренда, как и сам бренд, является нематериальным активом компании. Рост удельного веса активов бренда в структуре капитала ТНК является одним из проявлений постиндустриализации мировой экономики. Проще говоря, это период в экономическом развитии, следующий за периодом индустриализации и характеризующийся опережающим развитием и ростом доли сферы услуг в общей структуре экономики. Как правило, к активам бренда, которые способны увеличивать его капитал, относятся:
- имя бренда (а также доменное имя),
- товарный знак,
- право на дизайн,
- упаковка,
- оформление товара,
- рекламные образы,
- тексты,
- логотипы и т.п.
Необходимо уточнить, что именно эти элементы создают капитал бренда. Так, Д. Аакер определяет его как совокупность активов, связанных с символом и марочным названием, которая способна увеличить ценность товара для корпорации и ее клиентов [13].
Однако, немаловажную роль для оценки капитала бренда играют и нефинансовые методы. Даже с учетом того, что они носят описательный качественный характер, их необходимо использовать для понимания характера бренда. К другим финансовым моделям оценки капитала бренда относятся модели Interbrand, Brand Finance.
Надо принять во внимание, что в условиях глобализации мировой экономики сила и капитал бренда все более зависит от стратегии управления бизнесом:
- по мере нарастания процессов трансграничных слияний и поглощений,
- стратегических альянсов,
- усложнения логистических задач,
- появления новых технологий.
Стало быть, для многих компаний возрастает роль внутреннего брендинга. Причем его целью является доведение до сведения сотрудника понимание стратегии брендинга. Отдельно необходимо добавить, что взаимосвязь внутреннего и внешнего брендинга для тех компаний, которые оперирует на рынке Business-to-Business (B2B), т.е. работают в промышленности, особенно важна. Особое значение при этом приобретает внедрение новых систем корпоративного управления (например, ERP-системы – Enterprise Resource Planning).
Показатель силы бренда характеризует преданность потребителей к какой-то определенной торговой марке. Современная европейская и американская литература выбирает от 8 до 22 «свойств силы бренда» [19]:
- товар под брендом способен занять большую долю на рынке, в отличие от такого же товара, который продвигается под маркой без бренда;
- спрос на товары, продвигаемые под брендами-лидерами, увеличивается более интенсивно, чем спрос на товары, которые продвигаются под торговыми марками без брендов;
- бренд в своем сегменте можно предлагать в более высоком ценовом диапазоне по сравнению с аналогичным товаром, продвигаемым под торговой маркой без бренда;
- наличие в бренд-портфеля компании сильных брендов упрощает торг с независимыми посредниками. С учетом того, что бренд приносит большую доходность с одной торговой площади;
- бренды имеют много потребителей (25-50), абсолютно постоянных к марке. В этом случае имеется ввиду то, что потребители готовы отказаться либо отложить покупку, но ни в коем случае не пойти на замену товара. При этом у обычных торговых марок этот уровень находится в диапазоне лишь 10-15%.