Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности дошкольника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как в раннем возрасте, и причина этих изменений скрывается в разделение в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. Ведь до семи лет ребенок поступает в соответствии с переживаниями, которые важны для него в данный момент. И его желание, и выражение желаний посредством поведения представляют собой неразделимое целое. Утрачивая непосредственность и наивность, старший дошкольник меняет и свое поведение, что означает осознание своих действий и переживаний, то есть начинает присутствовать интеллектуальный компонент. И это осознание вклинивается во все сферы жизни ребенка, в том числе и осознание отношения окружающих к себе и свое отношение к ним [2].

Самосознание - осознание своего «Я» - важнейшее достижение ребенка старшего школьного возраста: он впервые осознает расхождение между положением, которое он занимает среди других людей, и осознанием своих реальных возможностей и желаний. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке - оценке своих достижений и неудач, своих качеств и возможностей. Здесь у ребенка формируется не только представления о присущих ему качествах и возможностях, – «какой я есть», но также и представление о том, каким он должен быть и каким его хотят видеть другие люди - «каким бы я хотел быть».

Л.С. Выготский считает, что ближе к младшему школьному возрасту самооценка ребенка становится более обобщенной и отношение ребенка к себе становится дифференцированным. Самооценка становится важнейшей инстанцией, которая позволяет контролировать собственную деятельность и строить свое поведение в соответствии с социальными нормами [3].

Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном возрасте является персональное самосознание, которое включает в себя осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

Таким образом, выяснили, что дети старшего дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей: возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, соподчинение мотивов и самосознание, что характеризует новую ступень в формировании личности ребенка.

Исследователи считают, что у ребенка всестороннее и целостное развитие его личности происходит в процессе совместной деятельности, среди которых наиболее значимая роль в развитии, воспитании и обучении ребенка принадлежит игровой деятельности - ведущему виду детской деятельности в дошкольном возрасте. Об особенностях сюжетно-ролевой игры, ее роли в развитии личности старшего дошкольника речь пойдет далее.


1.3 Сюжетно-ролевая игра, ее роль в развитии личности дошкольника

Все важнейшие новообразования зарождаются и начинают развиваться в ведущей деятельности детей дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, в какой дети примеряют на себя функции взрослых людей и в создаваемых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что создают сами дети, и игровая деятельность носит яркий выраженный самостоятельный и творческий характер.

Сюжетно – ролевые игры детей основываются на различных темах известных детям по собственному жизненному опыту. Как правило, они воспроизводят семейные роли (мама, бабушка, папа, дедушка, дочь и т.п.). воспитательные роли (няня, воспитательница). сказочные (лисичка, волк, заяц,) или же профессиональные (врач, летчик, моряк).

Сюжетно-ролевая игра имеет определенную структуру, которая включает в себя следующие основные компоненты:

Сюжет – это значимый компонент в сюжетно-ролевой игре, не будет его, не будет и самой игры. Д.Б. Эльконин под сюжетом понимает «ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх» [24,с.246]. Сюжеты игр отражают специфику жизни ребенка, которые изменяются в зависимости от условий, например, при расширении кругозора ребенка, его знакомством с окружающей средой.

Сюжеты детских игр многообразны, и все они имеют, как считает Д.Б. Эльконин, определенную закономерность в своем развитии, которую он связывает с расширением кругозора, жизненного опыта ребенка: существуют, по крайней мере, три линии развития игр в рамках одного сюжета: от бытовых игр к играм с производственным сюжетом, и к играм с общественно-политическими сюжетами.

Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве основного его понимания в человеческих отношениях, степень проникновения в отношения и деятельность людей. И в связи с этим, может отражать только внешнюю сторону поведения человека (чем и как действует человек), или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Одинаковая по сюжету игра может иметь совершенно разное содержание: это зависит от социальных условий, в которых живет ребенок, его опыт, именно они определяют содержание игры.

Но, опыт хоть и важный источник, но зачастую поверхностный, а потому задача взрослого состоит в том, чтобы корректировать и направлять ребенка: прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы, которые расширяют его кругозор, углубляют познание об окружающей среде; важно также сочетать внесение игрушек с обогащением детей знаниями о предметах; чтение художественной литературы, которая влияет на направленность детских игр – все это содействует развитию содержания сюжетно-ролевых игр и влияют на умственное развитие ребенка. То есть, разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту [11, с.4-7].


Средством реализации сюжета, содержания сюжетно-ролевой игры являются игровые действия ребенка, его роль в игре. Роль ребенка в игре – это средство объединения всех сторон игры. Это игровая позиция ребенка: отождествления себя с каким-либо персонажем сюжета, и отсюда – его действия в соответствии с представлениями о персонаже. Кроме основных компонентов сюжетно-ролевых игр, психологи выделяют и такие структурные компоненты, как правило, игровое действие, игровые и реальные отношения, воображаемую ситуацию, партнера по игре и т.д.

К старшему периоду дошкольного детства игры детей становятся совместными. И главным в этих играх становится не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация чаще ролевых отношений между людьми. Важным для детей старшего дошкольного возраста становится подчинение правилам, которые вытекают из роли: дети выделяют роли и правила взаимоотношений в игре и строго следят за их соблюдением в игре [12].

В старшем дошкольном возрасте сюжетно – ролевые игры развиваются, и отличаются большим тематическим разнообразием, а также разнообразием ролей и игровых действий, чем у младших дошкольников. Натуральные предметы, которые используют в своей игре дети младшего дошкольного возраста, здесь заменяются условными и возникает так называемая символическая игра. К примеру, обычный пластмассовый кубик в зависимости от отведенной ему роли может символически представлять как различные предметы мебели, так и машину и животных.

Игровая деятельность оказывает сильнейшее влияние на развитие личности дошкольника. В игре развиваются все психические процессы (память, речь, внимание, мышление, воображение, восприятие и др.), эмоциональная сфера, происходит их социализация, формируются социально-личностные качества (коммуникативность, оценка себя и других, нравственные и моральные качества, способность к межличностному взаимодействию, формируются волевые процессы и др.).

При создании воображаемой ситуации в игре дети учатся участвовать в социальной жизни, моделируют реальные отношения между людьми. Содержанием игры становятся социальные отношения людей и общественный смысл деятельности взрослых - в игровой форме они воспроизводят быт взрослых (играют в магазин, в «дочки-матери» и др.).

В игре дошкольниками отрабатываются варианты разрешения конфликтов, учатся выражать недовольство или одобрение, поддерживают друг друга – то есть детьми выстраивается «модель» взрослого мира, где дети учатся адекватно взаимодействовать с друг другом [23].


С помощью сюжетно-ролевой игры дети впервые вступают в общение с другими людьми – взрослыми, сверстниками, тем самым развивая и формируя свои коммуникативные навыки. В процессе совместной игры, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей.

В сюжетно-ролевой игре ребенок, не только играет роль, а как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и верит в правду игры, а потому искренне радуется или огорчается по ходу игры. Игровые переживания оставляют след в сознании ребенка, а многократное повторение действий взрослых, и подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка [22, с.52-55].

В игре также формируются нравственные и моральные качества ребенка, влияющие на поведение ребенка в жизни. Это, в первую очередь, ответственность перед другими за порученное дело, чувство товарищества, а также согласованность совместных действий при достижении общей цели и умение разрешать спорные вопросы.

В совместной игре с другими детьми их объединяет единая цель и усилия к ее достижению, общие переживания и интересы. Игра приучает дошкольников подчинять свои действия игровой цели, тем самым помогает воспитывать целенаправленность и волю.

Также немаловажным фактом значения сюжетно-ролевой игры в личностном развитии детей является то, что через игру ребенок приучается чувствовать себя членом коллектива, и учится оценивать действия и поступки других и свои собственные. Дети, кроме того, знакомятся с нормами поведения, образцами межличностного общения, формируют свои знания о приемах и правилах общения с людьми.

Характерной чертой сюжетно-ролевой игры является самостоятельный характер деятельности детей: дети сами выбирают тему игры, линию ее развития, сами решают способ раскрытия ролей и т.п. Для этого ребенок активно использует свое воображение и фантазию, творческое мышление, память и иные психические процессы. Поэтому можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра находится в основе формирования всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. С.Л.Рубинштейн считал, что игра тесно связана с развитием личности и в период ее интенсивного развития – в детстве –приобретает особое значение: «В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. В игре формируются все стороны психики ребенка» [20,c.524].


В сюжетно-ролевой игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии:

Воображение. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, значимая роль принадлежит воображению. С помощью воображения создается сама ситуация игры, ее образы, а также возможность сочетать реальное с вымышленным, способность отображать впечатления об окружающем мире. Согласованность действий в продолжительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией: дети сначала намечают некий общий план, последовательность игровых действий, а потом, во время игры, возникают и новые идеи, и образы, комбинируются различные впечатления.

Мышление, умственное развитие. Сюжетно-ролевая игра - это еще и значимое средство умственного воспитания дошкольника, здесь ребенком реализуются все полученные ранее дошкольником знания: их воспроизводство способствует ребенку учиться размышлять, понимать смысл явлений. Игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, выполняя различные роли в игре, ребенок исследует разные точки зрения, начинает видеть предмет с разных сторон, что способствует развитию мыслительной способности - представить другой взгляд и другую точку зрения. Сюжетно-ролевые игры детей никогда не бывают однообразными, одна и та же тема игры, развивается и усложняется по мере развития личности самого ребенка.

Эмоциональное восприятие. В сюжетно-ролевой игре ребенок, не просто играет роль, а как будто перевоплощается в того, кого он изображает, и верит в правду игры, а потому искренне радуется или огорчается по ходу игры. Еще И. М. Сеченов в своих исследованиях дал физиологическое обоснование значения игры для формирования эмоционального восприятия ребенка, он выяснил, что игровые переживания оставляют след в сознании ребенка, а многократное повторение действий взрослых, и подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Развитие речи. Создавая образ, ребенок оперирует словами и фразами. Кроме того, беседа помогает ему проявить свои мысли и чувства, согласовать с партнерами по игре действия, словом он обозначает действия, выражает мнение, описывает свой персонаж. Особенно заметна роль речи в режиссерских играх детей, когда ребенок говорит за игрушку, общается с другими.

Нравственные и моральные качества. В игре еще также формируются нравственные и моральные качества ребенка, которые влияют на поведение ребенка в жизни. Это ответственность перед другими за порученное дело, чувство товарищества, а также согласованность совместных действий при достижении общей цели и умение решать спорные вопросы.