Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности дошкольника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Память. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.

Коммуникативные процессы. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра будучи ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом; основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке. Сюжетно-ролевая игра находится в основе развития личности ребенка, в формировании всех психических процессов детей, в игре ребенок учится, овладевая ролью, обретает первоначальный опыт и развивает физические и духовные качества и способности, которые необходимы ему для последующей жизни в обществе.

Выводы по главе 1:

  1. Развитие личности - это сложный и длительный процесс, так как изменение в организме происходят на протяжении всей жизни человека, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте.
  2. В психолого-педагогической литературе проблема изучения структуры развития личности дошкольника рассматривается в совокупности с его социальной ситуацией развития между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения., ведущим видом деятельности и противоречиями кризисов развития, которые связаны с противоречием
  3. Рассмотренные психолого-педагогические взгляды исследователей на понятие и сущность игры, позволяют считать, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для формирования личностного развития дошкольника. В игре у ребенка интенсивно развиваются все психические процессы и формируются первые нравственные чувства, новые мотивы и потребности. Так же в игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками, учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры, согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

В связи с чем, во второй части нашего исследования проведем эмпирическое исследование, направленное на изучение роли сюжетно-ролевой игры в развитии личности старшего дошкольника.


ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

2.1 Организация и методики исследования

База и выборка исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ № №6 г. Подольска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста 6-6,5 лет.

Гипотезой исследования явилось предположение, что сюжетно-ролевая игра в процессе воспитания и обучения активизирует и формирует личностное развитие ребенка, и этот процесс будет более результативным, если будет носить целенаправленный и систематический характер.

Цель экспериментального исследования заключается в практическом подтверждении или опровержении данной гипотезы.

В соответствии с гипотезой ставим следующие задачи исследования:

        1. Подобрать и опробовать методики для определения уровня развития личностного у детей.
        2. Проанализировать полученные в ходе данного эксперимента результаты.
        3. Обобщить собранные результаты и сделать выводы, в соответствии с которыми разработать рекомендации по развитию личностного развития старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Этапы исследования:

1. Предварительный этап - для проведения эксперимента подбирались методы, выяснялись и фиксировались данные детей, устанавливался контакт с детьми.

2. Второй этап - проведение тестовой диагностики по выявлению уровня личностного развития детей.

3. Третий этап – проанализировать полученные результаты и разработать рекомендации.

При проведении эксперимента соблюдались следующие требования:

1.Перед началом исследования дети имели возможность познакомиться со мной и привыкнуть ко мне.

2.В ходе исследования всем детям были обеспечены условия максимального раскрытия своих возможностей. Ребенок получал положительное подкрепление в виде похвалы, подбадривания и положительной оценки.

3. Чтобы составить полную и развернутую картину исследования, кроме проведения экспериментальных методик, проводились наблюдения за деятельностью детей и их общением со сверстниками.


Для изучения уровня развития личности у старших дошкольников воспользовалась следующими методиками:

1. Тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым, где с помощью вопросов определяется степень психосоциальной зрелости ребенка дошкольного возраста (вопросы теста с представлены в Приложение 1).

2. Проективный тест «Рисунок человека», который направлен на исследование определения индивидуальных особенностей личности детей [7;6]. Методика была разработана К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф (инструкцию и ключ к тесту см. Приложение 2).

2.2 Анализ результатов исследования

Определившись с методиками исследования мной была проведена диагностика детей. Результаты и анализ представлены ниже.

Результат диагностики детей по тестовой беседе С.А. Банкова, где с помощью вопросов определялась степень психосоциальной зрелости ребенка дошкольного возраста, представлен в Приложении 3.

Обобщенные данные результатов диагностики по тестовой беседе С.А. Банкова представлены в таблице ниже (см. таблицу 1):

Таблица 1

Диагностика уровня психосоциальной зрелости старших дошкольников

Уровень зрелости

Количество детей

Процент

Высокий уровень

5

25%

Средний уровень

11

55%

Низкий уровень

4

20%

Из данной таблицы видно, что большинство детей имеют средний уровень психосоциальной зрелости - 11 детей (55%): эти дети правильно ответили на все вопросы, некоторые ответы на контрольные вопросы были неполными (как например, на вопрос № 5 дети могут вычислить, сколько им лет, но без учета месяцев; на вопрос № 8 эти дети называли свой домашний адрес без указания города).

Высокий уровень психосоциальной зрелости наблюдается у 5 детей (25%) – эти дети дали правильные и фактически полные ответы на все вопросы.

К сожалению, среди детей обнаружен и низкий уровень психосоциальной готовности к школе: у 4 детей (20%) - эти дети не на все вопросы ответили правильно. Например, у Мустафы и Тимофея. трудности возникли в ответах на некоторые контрольные и простые вопросы: на вопрос № 8 дети затруднились назвать домашний адрес (назвали только номер квартиры), на вопрос №15 не смоги назвать предназначение двух из трех предметов школьной атрибутики. На вопрос № 22 был получен ответ «не знаю». Другие дети с низкой социально-психологической готовностью - Артем и Кирилл - ответили на все вопросы правильно, но их ответы были неполными (например, «Какое сейчас время года - зима, весна или осень?» - Осень. «Почему ты так считаешь?» - Знаю.; на вопрос «Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы», дети давали неполный ответ - только фамилию и имя родителей.


Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке ниже (см. рис. 1):

Рис.1 - Уровни развития социально-психологической зрелости детей

Результаты теста «Рисунок человека» представлены в Приложении 4. Обобщенные данные результатов этой методики представлены ниже (см. таблицу 2):

Таблица 2

Диагностика уровня личностного развития дошкольников

Уровень развития личности

Количество детей

Процент

Высокий уровень

3

15%

Средний уровень

14

70%

Низкий уровень

3

15%

Проанализируем полученные данные:

- 3 ребенка имеют показатель выше нормы для своего возраста - 26 и 28 баллов (норма для детей 6-7 лет - 18-25 баллов), что свидетельствует о высоком уровне развития личности;

- 14 детей имеют показатель развития личности, который соответствует их возрастной норме – от 18 - до 25 баллов.

- 3 детей имеют низкий показатель развития личности: 16-17 баллов, что соответствует норме ребенка от 5 до 6 лет (нашим испытуемым больше 6 лет, но меньше 7);

Таким образом, с помощью теста «Нарисуй человека» выявили, что из 20 детей 3 детей (15%) имеют высокий уровень развития личности, у 14 детей (70%) показатель развития личности в норме и 3 детей (15%) показали неудовлетворительные результаты.

Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке ниже:

Рис.2 – Уровни развития личности детей

Обобщив результаты проведенных тестов, делаем вывод, что в испытуемой группе, состоящей их 20 детей старшего дошкольного возраста, у большинства детей уровень развития их личности соответствует норме, согласно их возрасту, также у большинства детей в группе уровень социально-психологической зрелости находится в пределах нормы.

Но в группе испытуемых обнаружены дети, у которых уровень социально-психологической зрелости низкий и уровень развития их личности не соответствует их возрасту.

Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты свидетельствуют, что проводимые в дошкольном учреждении мероприятия по социально-личностному развитию не имеют особой эффективности, или проводятся не систематически, что отражается негативно на личностном развитии детей.

2.3 Рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр как средства личностного развития дошкольников

Опираясь на теоретическую литературу в области личностного развития детей в процессе сюжетно-ролевых игр, а также результаты эмпирического исследования, мной были разработаны рекомендации для педагогов дошкольного учреждения которые, по моему мнению, могут быть полезны при организации сюжетно-ролевых игр как эффективного средства личностного развития дошкольников:


1. Систематичность и целенаправленность в проведении сюжетно-ролевых игр. Благодаря систематической, целенаправленной и планомерной работе по реализации сюжетно-ролевых игр, происходят качественные и количественные изменения показателей уровня игровой деятельности, и показатель их личностного развития, так как через сюжетно-ролевую игру обеспечивается формирование и обогащение представлений детей о жизни общества, о способах общения людей между собой, привитие общепринятых норм поведения и морали, воспитание культурно – гигиенических навыков и самообслуживания, воспитание самостоятельности.

2. Наличие современной развивающей предметно-игровой среды, которая соответствует возрастным особенностям детей, а также следующим требованиям: разнообразие материала, которая способствует развитию познавательной, игровой, исследовательской и творческой активности; полифункциональность и трансформируемость материалов игровой среды; вариативность, то есть наличие в группе различных пространств, периодическая сменяемость игрового материала.

3. Воспитывать у детей глубокие познавательные интересы путем расширения круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребенка таких ярких образов, которые он стремился бы воплотить в игровом действии.

4. Опираться на такие принципы организации сюжетно-ролевой игры:

- воспитатель должен занять позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть»;

- каждом этапе развития сюжетной игры следует развертывать ее таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

5. Расширять тематику игр и углублять их содержание в направлении коммуникативных способностей детей (навыки построения адекватных взаимоотношений, следование социальным нормам и правилам поведения).

6. Условием успешности организации сюжетно-ролевых игр также служат тесные взаимоотношения с родителями воспитанников: создание и обогащение предметно-игровой среды: совместное выполнение воспитателем и детьми построек для тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим дом, садик» и др.

7. Формировать игровые навыки с помощью таких методов, как: показ игровых действий с игрушками, предметами, предметами-заместителями, разыгрывание игрового эпизода, показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой.

8. Непосредственное руководство играми детей, формирование игровых умений и навыков; методы: показ игровых действий с игрушками, предметами, предметами-заместителями, употребление условной игровой терминологии, разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей), показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой.