Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности дошкольника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. По мере роста навыков, знаний и умений дошкольников необходимо постепенное усложнение содержания игр: расширение тематики детских игр, придумывание новых сюжетов, а также с частичного изменения - «расшатывания» уже известных; постепенно переводя к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета.

Выводы по главе 2:

1.Во второй части моей работы было проведено эмпирическое исследование, цель которого заключалась в подтверждении или опровержении гипотезы исследования, что сюжетно-ролевая игра в процессе воспитания и обучения активизирует и формирует личностное развитие ребенка, и этот процесс будет более результативным, если в работе со старшими дошкольниками учитывать сюжетно-ролевую игру, как ведущей тип деятельности детей в этот возрастной период.

2.Результаты диагностики уровня личностного развития детей показали, что у большинства детей уровень развития их личности соответствует норме. Но некоторые дети имеют низкий уровень личностного развития, и низкий уровень социально-психологической зрелости. Полученные результаты свидетельствуют, что проводимые в дошкольном учреждении мероприятия по социально-личностному развитию не имеют особой эффективности, или проводятся не систематически, что отражается негативно на личностном развитии детей.

3. В связи с чем, мной были разработаны рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр как эффективного средства развития личности детей.

На данном этапе цель исследования достигнута. Гипотеза исследования нуждается в подтверждении в дальнейшей работе по изучению роли сюжетно-ролевой игры в развитии личности старшего дошкольника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в соответствии с целью и задачами исследования можно сделать следующие выводы:

1. Личностное развитие детей дошкольного возраста - актуальная задача дошкольной педагогики, так как дошкольное детство – первый период психического развития детей и поэтому самый ответственный, так как этот возрастной период является первоначальным становлением личности: возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, соподчинение мотивов и самосознание.

2.Исследователи считают, что всестороннее и целостное личности старшего дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, среди которых наиболее значимая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре - ведущему виду деятельности в старшем дошкольном возрасте. Ее значимость для всестороннего развития личности ребенка, в том числе и личностного развития, подтверждена многочисленными исследованиями, в которых утверждается, что в игре у ребенка интенсивно развиваются все психические процессы и формируются нравственные чувства, новые мотивы и потребности, развиваются навыки общения и взаимодействия с окружающей действительностью, следование нормам и правилам поведения, расширяются знания детей об окружающей действительности и способах ее познания.


3. Но несмотря на роль сюжетно-ролевой игры в личностном развитии детей, педагогическая практика, в том числе и проведенная мной диагностика детей, показывает, что уровень личностного развития у некоторых детей достаточно низкий. А это свидетельствует о том, что проводимые в дошкольном учреждении мероприятия по личностному развитию, в том числе и организация сюжетно-ролевых игр, не имеют особой эффективности, или проводятся не систематически, что отражается негативно на уровне развития личности детей.

4. В связи с чем, мной были разработаны некоторые рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр как средства социально-личностного развития детей, где были озвучены, по моему мнению, основные условия ее успешной организации: систематичность и целенаправленность в проведении сюжетно-ролевых игр; наличие современной развивающей предметно-игровой среды; углубление тематики игр, путем расширения круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни; тесные взаимоотношения с родителями воспитанников; постепенное усложнение содержания игр (придумывание новых сюжетов, а также с частичного изменения уже известных) и др.

На данном этапе исследования, цель работы достигнута, все задачи решены. Но считаю, что необходимо продолжить работу над изучением роли сюжетно-ролевой игры в развитии личности старшего дошкольника. Например, опытным путем проверить эффективность разработанных рекомендаций, чтобы подтвердить (или опровергнуть) гипотезу исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахтян А.Г. Социально-личностное развитие дошкольников: подходы к определению понятия[Текст]./ А.Г. Ахтян // Педагогика. - Вестник МГОУ - 2012. - №3. – С.19-22.
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей [Текст]/ Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]/Л.С.Выготский. ВЛАДОС, 2009. – 335с.
  4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада [Текст]. - М.: «Мозаико-Синтез» 2010. – 164 с.
  5. Деркунская В.А, Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5–7 лет: учебно-методическое пособие - М.: Центр педагогического образования. - 2014. -128с.
  6. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
  7. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М., 2001. – 272 с.
  8. Жигинас, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст]/ Н.В. Жигинас. – Томск: ТГПУ, 2008. – 274 с.
  9. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 6. – С.39.
  10. Козлов Н.И. Личностный рост или развитие личности/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychologos.ru (дата обращения: 16.04.2016).
  11. Короткова, Н. Сюжетная игра старших дошкольников [Текст] / Н.Короткова // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 4. – С. 4-7.
  12. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ под ред. О.Морозовой. - М.: Изд-ство: Феникс, 2014. – 251с.
  13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст]/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2010. – 463 с.
  14. Либерман, А. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе / А. Либерман, О. Репина // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 6. – С. 41- 47.
  15. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.
  16. Монина, Г.Б. Игры для детей от трех до семи лет [Текст]/ Г.Б. Монина, Ю.В. Гурина. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 256 с.
  17. Мониторинг в детском саду [Текст]: Научно-методическое пособие. — СПб.: «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.— 592 с.
  18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
  19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
  20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
  21. Селиванова, Е. Игра развивает, обучает, вдохновляет/ Е.Селиванова // Дошкольное воспитание. – 2009 . - № 4. – С. 69-72.
  22. Солнцева О. Играем в сюжетные игры [Текст]/ О.Солнцева // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – С. 52- 55.
  23. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. Заведений [Текст]/ Г.А. Урунтаева. – 6-е издание., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
  24. Эльконин, Д.Б Психология игры [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
  25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СТЕПЕНЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

(тестовая беседа предложенная С. А. Банковым)

Вопросы для собеседования:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество. 1

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.1

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?1

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через 2?

6. Сейчас утро или вечер? (День или утро?)

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес

9. Кем работает твой отец, мать?

10.Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11.Какое сейчас время года - зима, весна или осень? Почему ты так считаешь?

12.Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

13.Почему снег бывает зимой, а не летом?

14.Что делает почтальон, врач, учитель?

15.3вонок, учебники и парты в школе нужны зачем?

16.Ты сам (а) хочешь пойти в школу.?.

17.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

18.Каких животных ты знаешь?

19.Каких птиц ты знаешь?

20.Кто больше корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лапы: у собаки или у петуха?

21.Что больше 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.

22.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов.

1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл (за исключением контрольных).

2. Ребенок может получить по 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта. 3.Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха. Неверными считаются ответы типа: Мама Таня. Папа работает на работе.

4. К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 22.

Они оцениваются следующим образом:

N 5 - если ребенок может вычислить, сколько ему лет, - 1 балл, если он называет года с учетом месяцев - 3 балла;

N 8 - за полный домашний адрес с. названием города - 2 балла, неполный - 1 балл;

N15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл;

N 22 - за правильный ответ -2 балла.

Оценка результатов беседы. Если ребенок получил:

25-29 баллов, он считается школьно-зрелым,

21-24 – средне-зрелым,

15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Методика «Рисунок человека»

Инструкция: ребенку дают карандаш и стандартный чистый лист бумаги формата А4, и просят создать рисунок. Просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер («А какого человека?»), следует отвечать уклончиво, например: «Любого», «Рисуй какого хочешь». На любые выражения сомнений нужно сказать: «Ты начни, а дальше легче будет...». Ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.

Ключ к пониманию рисунка ребенка:

Возрасту от 3 до 4 лет соответствует рисунок, так называемый «головоног», представляющий собой округлую голову и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги. Иногда присутствуют также черты лица и волосы.

4 года - рисунок, содержит кроме головы, рук и ног и туловище. Ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины. В это время рисунок «падающий».

5 лет - человечек стоит строго вертикально. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны. Если они есть – это говорит о хорошем признаке развития ребенка.

6 лет - детализированное схематическое изображение. Ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы, шея. Пластичное изображение тела - части тела плавно перетекают друг из друга. Чем больше пластичность тела, тем больше развит ребенок.

Оценка изображений:

1.Основная деталь (голова, туловище, ноги, руки, рот, нос, глаза) – по 2 балла за каждую деталь.

2.Второстепенная деталь (уши, волосы или шапка, брови, шея, пальцы, одежда, ступни или обувь) – по 1 баллу за деталь.

3.Манера изображения:

- если схема (руки/ноги-палочки) - 0 баллов.

- если руки/ноги-двойные линии - 2 балла

- если промежуточное изображение (схема и пластичность) - 4 балла.

- если пластичное изображение - 8 баллов.

- правильное количество пальцев - 1 балл.

Норма соответствия возрасту (возраст/баллы): 5-6 = 14-22; 6-7 18-25.

Существенное отставание от возрастной нормы может являться следствием нарушения интеллектуального развития.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Результат диагностики психосоциальной зрелости детей

Ф.И. ребенка

Балл

Уровень

Кирилл М.

23

средний

Артем Б.

21

средний

Алиса Т.

21

средний

Саша Г.

19

низкий

Саша П.

20

низкий

Даня А.

20

низкий

Даша С.

21

средний

Юлия К.

21

средний

Хаттаб Б.

22

средний

Мирон С.

23

средний

Алиса З..

24

средний

Кира Х.

25

высокий

Леша М.

25

высокий

Лена К.

26

высокий

Гриша Г.

19

низкий

Лиза Е.

25

высокий

Тимофей Е..

21

средний

Костя Д.

21

средний

Матвей Е.

25

высокий

Мустафа Н.

21

средний

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Результат теста «Рисунок человека»

ФИ детей

Параметры рисунка

Итого

Основная деталь (голова, туловище, ноги, руки, рот, нос, глаза)

Второстепенная деталь (уши, волосы и др.

Схема (руки/ноги-палочки)

Руки/ноги-двойные линии

Промежуточное изображение

Пластичное изображение

Кирилл М.

2+2+2+2+2+2

1+1+1+1

0

4

20

Артем Б.

2+2+2+2+2+2+

1+1+1+1

2

4

22

Алиса Т.

2+2+2+2+2+2

1+1+1

2

8

20

Саша Г.

2+2+2+2+2

1+1

0

4

16

Саша П.

2+2+2+2

1+1

0

4

14

Даня А.

2+2+2+2+2

1+1

0

4

16

Даша С.

2+2+2+2+2

1+1

2

8

22

Юлия К.

2+2+2+2+2

1+1+1

2

4

19

Хаттаб Б.

2+2+2+2+2+2

1+1+1

2

8

20

Мирон С.

2+2+2+2+2+2

1

2

4

19

Алиса З..

2+2+2+2+2

1+1+1+1

0

4

18

Кира Х.

2+2+2+2+2+2+2

1+1

2

8

26

Леша М.

2+2+2+2+2+2+2

1+1+1+1

2

8

28

Лена К.

2+2+2+2+2+2+2

1+1

2

8

26

Гриша Г.

2+2+2+2+2

1+1

0

4

16

Лиза Е.

2+2+2+2+2

1+1+1+1

0

4

18

Тимофей Е.

2+2+2+2+2+2

1+1+1

2

8

20

Костя Д.

2+2+2+2+2+2

1

2

4

19

Матвей Е.

2+2+2+2+2

1+1+1+1

0

4

18

Мустафа Н.

2+2+2+2+2+2

1+1+1

2

8

20