Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности дошкольника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство –это первый период психического развития детей и поэтому он самый ответственный. Именно в это время закладываются основы всех нужных психических свойств, качеств личности ребенка, его познавательных процессов, различных видов деятельности.

В этом возрасте взрослые находятся с детьми в самых близких отношениях, принимают активное участие в развитии ребенка. Он активно познает окружающий его мир, подражая взрослым. Для правильного формирования личностного развития ребенка взрослым, находящимся рядом, будь то педагог, воспитатель или родители,надо учитывать возрастные особенности ребенка и особенности ведущего типа его деятельности.

Многие выдающиеся психологи и педагоги считают ведущей деятельностью детей дошкольного возраста –игру (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Они выделяют важную роль игры в становлении психики ребенка. Ученые считают, что игра - это основа для дальнейшего развития ребенка, ведь именно в игре он преобретает первоначальный опыт и развивает свои физические и духовные силы, а также способности, которые понадобятся ребенку для последующей жизни в обществе.

Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию способностей детей, познавательной деятельности и воображения, а также воли и властвования собой. Ребенок учится в игре и, овладевая ролью, учится понимать другого человека и входить в его положение, сами являются его творцами окружающего мира.

Таким образом, актуальность и значимость вышеизложенного и обьясняет выбор темы исследования: «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста».

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка, охватывающий промежутки времени от 0 до 7 лет. В это время расширяются границы взаимодействия ребенка- pамки семьи увеличиваются до пределов улицы, города, страны. Он испытывает желание включиться во взрослую жизнь, активно участвовать в ней, что, естественно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: выявление значимости сюжетно-ролевой игры в развитии личности детей дошкольного возраста.

Данная проблема позволила сформулировать цель исследования: изучить влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста.


Объект исследования: личностное развитие дошкольника.

Предмет исследования: роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности дошкольника.

Гипотезой исследования послужило предположение, о том, что сюжетно-ролевая игра в процессе воспитания и обучения активизирует и формирует личностное развитие ребенка, и этот процесс будет более результативным, когда будет носить целенаправленный и систематический характер.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие и сущность личностного развития дошкольника в психолого-педагогической литературе.

2. Раскрыть особенности развития личности детей дошкольного возраста.

3. Рассмотреть сюжетно-ролевую игру, ее роль в развитии личности дошкольника.

4. Провести эмпирическое исследование по изучению уровня развития личности старшего дошкольника.

5. Разработать рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр как средства личностного развитии дошкольника.

Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические: анкетирование и тестирование, обработка данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Экспериментальная база исследования: МДОУ №6 г. Подольска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста 6-6,5 лет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА РАЗВИТИИ ИХ ЛИЧНОСТИ

Понятие и сущность личностного развития дошкольников в психолого-педагогической литературе

В психологии «личностное развитие» - это психологические особенности личностного развития человека, его социально-биологическая характеристика. Личностное развитие – «это качественные изменения». Если в процессе изменений человек становится в чем-то важном уже другим, с ним происходили качественные изменения, говорят о процессе развития личности. В практике, по жизни, источником этих качественных изменений обычно являются влияния извне» [10].

Развития личности - это сложный и длительный процесс, так как изменение в организме происходят в течении всей жизни человека, но особо интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте. Развитие личности не только сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему, особенность этого процесса – переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических, духовных его характеристик [1, с.19-22].


Исследованиями развития личности дошкольников занимались многие отечественные психологи и педагоги, такие как Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьев и другие. Исследователи считают, что у детей всестороннее и целостное развитие личности происходит в процессе деятельности в период дошкольного детства: дошкольный возраст - это начальный период формирования и проявления черт личности и он играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этом периоде жизни начинают формироваться психологические механизмы его деятельности и поведения, закладываются основы будущей личности и зарождаются социальные потребности: потребность в уважении и признании взрослым; потребность в признании сверстниками; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и нормами; возникает новый тип мотивации; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей и многие моральные нормы и правила поведения в обществе.

Д.Б. Эльконин указывал, что в дошкольном возрасте у детей формируются первичные этические инстанции и моральные чувства. В формирование этических оценок слиты воедино непосредственное эмоциональное отношение и моральная оценка. Исходя из моральной оценки, дети устанавливают связь между понятиями «хорошо» и «плохо», и, соотнеся с этим, определяют свои поступки, как хорошие и плохие. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что именно управление своим поведением становится предметом сознания детей, а это означает новую ступень развития сознания ребенка. Важнейшим личностным новообразованием у дошкольников ученый считал формирование самосознания, которое наиболее ярко проявляется у них в самооценке и осмыслении своих переживаний [25,с. 163].

В развитии личности особенную роль играет возникновение воли как способности к управлению поведением. Например, известный психолог В.С. Мухина связывает возникновение воли «с развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания);установлением соотношения между целью действий и их мотивами; возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий»[18, с.270].

Структура психологического возраста, которая включает в себя личностные новообразования ребенка, более полно представлена в теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского, который определял психологический возраст социальной ситуацией развития, ведущим видом деятельности и противоречиями кризисов развития. Развитие ребенка, согласно его теории, необходимо рассматривать как непрерывный переход от одной возрастной ступени к другой, который связан с изменением личности ребенка. И когда возрастают возможности ребенка, его знания и умения, психические качества, то в этот момент возникают противоречия сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности, то есть возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения [3].


Е.Е. Кравцова считает, что «магистральная линия развития в дошкольном возрасте связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере, а психологический механизм произвольности эмоций связан с развитием воображения» [9, с.39-40].

К основным характеристикам развития личности ребенка дошкольного возраста, исследователи (Л.И. Божович, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.), относят:

- произвольность - одна из форм волевого поведения и возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами;

- самостоятельность - обеспечивает возможность постановки и решения жизненных проблем без помощи взрослого;

- инициативность - один из показателей развития детского интеллекта, его познавательной деятельности;

- креативность связана с уровнем развития мышления и памяти, воображения и восприятия, а также произвольности его поведения;

- свобода поведения - уверенность в своих силах, способность самостоятельно сделать выбор средств и способов для достижения определенной цели;

- безопасность поведения - понимание причинно-следственных связей и усвоение запретов, которые выполняют охранную функцию жизни и здоровья ребенка:

- ответственность - связана с развитием эмоционально-волевой сферы дошкольника (ее развитию способствуют переживание ими последствий своих действий по отношению к другим людям) [2;18;25].

Таким образом, развитие личности - это психологические особенности личностного развития человека, его социально-биологическая характеристика. Развитие личности - это довольно сложный и длительный процесс, так как изменения в организме происходят на протяжении всей жизни человека, но особо интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте.

К основным характеристикам развития личности ребенка дошкольного возраста относят: произвольность, самостоятельность, инициативность, свобода и безопасность поведения, ответственность. Основные характеристики личности ребенка динамичны и специфичны для каждого возрастного этапа его развития. Их своевременное возникновение и правильное формирование является залогом успешного развития ребенка.

Далее рассмотрим особенности развитии личности в старшем дошкольном возрасте.

Особенности развития личности детей дошкольного возраста

Процесс формирования личности дошкольника заключается в том, что в дошкольном возрасте ребенок начинает руководствоваться в выборе поведения и в оценках, которые дает себе и другим детям. У него формируются более устойчивые моральные представления, источниками которых являются взрослые и сверстники. Нравственный опыт передается детям и усваивается ими в процессах общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.


В дошкольном возрасте, детьми первыми усваиваются нормы и правила «бытового» поведения и культурно-гигиенические нормы, а также нормы, которые связаны с отношением к своим обязанностям, с обращением с животными и т.п. Нормы, которые касаются обращениями с людьми, усваиваются детьми дошкольного возраста в последнюю очередь, потому что они наиболее сложны для детского понимания и осознания. Поэтому обращение к сюжетно-ролевым играм в этом возрасте имеет положительное значение для усвоения таких правил. Так как в них ребенок может наблюдать и усваивать правила поведения. В младшем дошкольном возрасте дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания. В старшем дошкольном возрасте они начинают осознавать сущность этих правил и норм, и не только сами стараются выполнить их, но и внимательно следят, чтобы и другие дети следовали этим же правилам и нормам.

В процессе возрастного развития, поведение детей выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление своими действиями и поступками, то есть возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы приобретают устойчивость и теряют ситуативный характер, и к старшему дошкольному возрасту у большинства детей формируется определенная нравственная позиция, которой они более-менее придерживаются [23].

Еще в младшем дошкольном возрасте у ребенка появляется стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих его людей – родителей, сверстников, воспитателей. И при правильном воспитании впоследствии это стремление вырастает в потребность к достижению успехов, к целеустремленности, к самостоятельности и т.п. Также еще в младшем дошкольном возрасте у ребенка закладываются и формируются личностные качества, которые связаны с отношением к людям - внимание к человеку, сочувствие к его проблемам, переживаниям и т.д.

Старший дошкольник вполне способен разумно объяснить свои поступки, используя нравственно-оценочные нормы. Это говорит о том, что у него уже сформировались начала и основы нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения, хотя и не представляются еще достаточно устойчивыми [8].

В старшем дошкольном возрасте также продолжают развиваться мотивы общения и к их естественной любознательности и озабоченности получения одобрения со стороны взрослых в старшем дошкольном возрасте у детей добавляются новые мотивы общения – личные и деловые. Деловые мотивы побуждают детей к общению с людьми для решения какой-либо задачи. Личные мотивы связанны с внутренними проблемами ребенка, которые его заботят и волнуют: например, хорошо или плохо он поступил, как к нему относятся окружающие, каким образом оценивают его поведение. К мотивам общения присоединяются мотивы учения [19, с.161].