Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Объективные условия возникновения и сущность естественных монополий в рыночной экономике
1.1 Сущность естественных монополий
1.2 Нормативно-правовое регулирование естественных монополий
1.3 Понятие и сущность государственного регулирования естественных монополий
1.4. Рынок естественной монополии
2. Опыт реформирования естественных монополий в разных странах
2.1 Реформирование естественных монополий в России
2.2.Реформирование газовой отрасли
2.3. Анализ процесса развития и трансформации естественных монополий за рубежом
- снижение качества услуг в наиболее социально значимых отраслях (ЖКХ).
- увеличение роста цен за счет возникновения лишнего посреднического звена между потребителем и производителем.
- нарушение национальных интересов и суверенитета. Переход наиболее значимых отраслей в иностранные руки. Как это произошло в процессе приватизации.
Наиболее приемлемым для РФ в зарубежном опыте государственного управления может стать:
- использовать «правило золотой акции». Когда эта акция
позволяют регулировать процессы управления естественной монополии с целью с одной стороны обеспечения национального суверенитета, с другой эффективности.
- изменение ценового регулирования. Переход на «модель
установления относительного предельного тарифа». Преимущества: ориентация на прогнозные данные, отход от «метода затратного регулирования».
Реструктуризация естественных монополий - важная составляющая антимонопольной политики в различных странах. Это связано с пересмотром места и роли государства в современной рыночной экономике. Существуют национальные и региональные особенности в антимонопольной политике в отношении крупных корпораций.
Так в США экономика традиционно развивается по принципу жёсткого контроля над монополиями внутри страны с целью создания условий конкуренции. В то же время государство всесторонне поддерживает крупный
бизнес за пределами США. В сфере естественных монополий работают
вертикально интегрированные конкурирующие компании.
В странах ЕС подход к антимонопольной политике представляется более умеренным, акцент делается не на сдерживании возникновения монополистических структур, но скорее на пристальном контроле за такими объединениями и их поведением. Реформирование естественных монополий в этих странах является одной из основных составляющих политики поддержания и развития конкуренции. В сфере естественных монополий европейские государства стремятся к построению олигополистических
рынков, исключающих, как чистую монополию, так и чистую конкуренцию.
В Японии, как показало исследование, антимонопольная политика обусловлена строгим контролем над крупнейшими компаниями. В настоящее время реализуется политика перехода оставшейся государственной собственности к частным инвесторам в некоторых инфраструктурных отраслях с целью повысить эффективность профильной деятельности и
ценообразования в потенциально конкурентных сферах.
Анализ реформирования естественных монополий развитых стран мира показал, что не существует универсального алгоритма проведения такого рода трансформаций. Вместе с тем и выявлены общие тенденции [10]:
- сохранение инфраструктурного ядра в ведении государства;
- разделение корпоративных образований по функциональному признаку;
- развитие конкуренции в тех сферах, которые позволят снижать цену (тариф) конечного продукта;
- постепенный и поэтапный процесс трансформации собственности;
- планомерное преобразование институциональной среды;
- значительные издержки реализации программ реформирования;
- обязательный контроль над структурой отрасли, за ценами и за выполнением стратегических задач после проведения реформ.
Россия вступила на путь построения рыночных отношений позже других стран. Конкурентное право, антимонопольное законодательство развивалось с чистого листа, хотя и быстрыми темпами, но не всегда поспевало за хозяйственной практикой, что неизбежно усложняло преобразования, тем более что российской экономике на старте реформ были свойственны концентрация капиталов и монополизация.
В настоящее время происходит совершенствование антимонопольного законодательства с оглядкой на мировой опыт становления норм и правил ведения справедливого хозяйствования. Также одним из основных элементов
антимонопольной политики в России становится преобразование
естественных монополий [19]:
- переход на рыночные принципы функционирования и развития;
- либерализация отношений собственности;
- изменение громоздкой структуры вертикально-интегрированных корпораций;
- масштабное привлечение инвестиций и внедрение передовых инноваций;
- снижение роли государства в управлении.
Предпосылки реформирования естественных монополий в России, которые можно разделить на общеэкономические и отраслевые. К
общеэкономическим предпосылкам относится принятый курс правительства на ускоренное построение рыночных отношений. В современных условиях конкурентные отношения проникают и в инфраструктурные отрасли, происходит разделение естественных монополий по функциональному признаку и т.д.
Отраслевые причины экономической модификации структуры естественных монополистов можно проследить по следующим особенностям их функционирования:
- неудовлетворительный механизм формирования тарифов по затратному методу;
- отсутствие стимулов к эффективному использованию основных фондов;
- технологическое отставание российских инфраструктурных компаний от аналогов в мире;
- инвестиционный голод;
- высокая аварийность трубопроводов, линий электропередач и путей сообщения;
- слабый контроль взимания платежей;
- закрытость путей доступа в отрасль для новых участников рынка;
- отсутствие информационной и финансовой прозрачности;
- устаревание и износ основных фондов.
Анализ реформирования естественных монополий проведён на примере отечественной электроэнергетики. Естественным монополистом в электроэнергетике был холдинг ОАО РАО «ЕЭС России», который в 2007 г. контролировал 69,5% общей генерации в стране и владел всеми линиями электропередач, создавал 8,8% ВВП. Основным принципом реформирования было разделение компании по функциональному признаку на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности с развитием конкуренции на оптовом и розничном рынках. В результате реструктуризации была ликвидирована монополия на генерацию и сбыт электроэнергии, из состава
холдинга выделились 7 оптовых генерирующих компаний (ОГК) и 14
территориальных генерирующих компаний (ТГК).
Генерирующие активы отдельных ОГК рассеяны по стране для снижения монополизации отрасли и функционируют на оптовом рынке электроэнергии, потребителями которого являются импортёры, экспортёры электроэнергии, а также сбытовые и промышленные компании. ТГК объединяют электростанции отдельно взятых регионов, снабжая электроэнергией потребителей на розничных рынках этих регионов. ОГК состоят в основном из станций, генерирующих электроэнергию, а ТГК в основном это ТЭЦ, которые генерируют электрическую и тепловую энергию. Доля собственности в генерирующих компаниях снижается с целью развития конкуренции и допуска в отрасль частных инвесторов. Например, 78,3% акций ОГК-4 принадлежат крупной немецкой энергетической компании «Е.Оп», 60,66% акций ОГК-3 принадлежат ОАО «ГМК Норильскому никелю», а 92,9% акций ТГК-10 принадлежат финской энергетической компании «РоЛит». При этом под контролем государства остались инфраструктурные активы распределения электроэнергии, а также часть производственных активов электроэнергетики, включая 10 атомных электростанций, доля государственной собственности в которых не ниже 75% [20].
Основными задачами реформы было привлечение частных инвестиций
и повышение эффективности основной деятельности.
При рассмотрении результатов реформирования естественных монополий возникла необходимость предложения методологии оценки эффективности их реструктуризации, которая состоит из следующего ряда показателей:
- показатели финансово-экономической деятельности, такие как рентабельность, производительность, цена за товар (услугу), численность сотрудников, инновационная и инвестиционная активность, рыночная капитализация, ВЭД;
- показатели социально-экономической ответственности (уровень качества услуг и их доступность для потребителя);
- технологические показатели (надёжность, безопасность производства и распределения).
Энергетический холдинг РАО «ЕЭС» перестал существовать. Главные
цели преобразований, как показал анализ функционирования отрасли, не достигнуты. Реформирование ОАО РАО «ЕЭС России» привело к достижению краткосрочных целей, то есть к разукрупнению и приватизации потенциально конкурентных активов. Перспектива же реализации долгосрочных целей (привлечение инвестиций, внедрение инноваций, опережающая технико-технологическая модернизация) видится размытой, так как созданные условия для развития частной собственности и конкуренции не привели к достижению поставленных задач. Развитие конкурентных отношений в развивающемся рынке страны должны были стимулировать надёжность и безопасность функционирования индустрии энергетики, но этого не произошло.
Российский энергетический рынок реформировать по европейскому образцу сложно – в Европе конкуренция обеспечивается большим количеством энергетических компаний разных стран. Там для образования конкурентной среды и выполнения основных задач по трансформированию энергетики оказалось достаточным выделить управляющую компанию и создать благоприятные условия для появления новых генерирующих компаний. Насколько целесообразно в наших реалиях разделять собственников для предотвращения дискриминационного доступа к инфраструктурным сетям, сказать сложно. Географическая отдаленность ряда субъектов Федерации и невысокая плотность населения в них являются аргументами в пользу функционального или оперативного разделения отечественной электроэнергетики.
Реформирование естественных монополий напрямую связано с развитием промышленности, экономики регионов и страны в целом. Поэтому для достижения высоких темпов роста и улучшения благосостояния населения необходимо продолжить поиск стратегии преобразования электроэнергетики.
Виды хозяйственной деятельности, которым необходимо регулирование, должны характеризоваться открытостью и доступностью информации для регулирующих органов. Они в свою очередь позволят устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и, соответственно, привлечь новые инвестиции. При этом в целях формирования реальной конкурентной среды потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы.
Причем от наличия единой методологической базы, правильного планирования на всех этапах реформирования напрямую зависит успешное отделение естественного монопольного ядра.
В целом выделение естественного монопольного ядра должно привести к следующему:
• в энергетике:
- создание эффективно работающего рынка электроэнергии, который функционировал бы на принципах экономически обоснованного ценообразования. В этом случае исключается дискриминация любых участников по всей территории Российской Федерации;
- создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства, а также передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния предприятий отрасли;
- стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;
- для изменения старых генерирующих мощностей, модернизации и реконструкции отрасли создание привлекательного инвестиционного климата в сфере электроэнергетики и привлечение значительного объёма инвестиций;
- сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики,
включая магистральные сети и диспетчерское управление;
- развитие экспортного потенциала электроэнергетики;
- как важнейшего условия повышения уровня и качества жизни населения обеспечение доступности электроэнергии, создание системы
поддержки социальных групп потребителей на период реформирования;
- ликвидация пересекающего субсидирования между различными группами потребителей электроэнергии;
- приватизация рынков топлива для тепловых электростанций;
- определение процедур антимонопольного регулирования при поэтапном переходе к дерегулированию потенциально конкурентных видов деятельности;
- создание нормативно-правовой базы реформирования сферы и её работы в новых экономических условиях.
• в железнодорожном транспорте Российской Федерации:
- формирование единой гармоничной транспортной системы страны;
- повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставления услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального развития;
- удовлетворения спроса на железнодорожные услуги;
- снижение совокупных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
- разъединение функций государственного управления и регулирования хозяйственной деятельности;
- усовершенствования тарифной политики;
- незаметное прекращение пересекающего субсидирования пассажирских перевозок за счёт грузовых, внутренних - за счёт экспортно-импортных;