Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- снижение качества услуг в наиболее социально значимых отраслях (ЖКХ).

- увеличение роста цен за счет возникновения лишнего посреднического звена между потребителем и производителем.

- нарушение национальных интересов и суверенитета. Переход наиболее значимых отраслей в иностранные руки. Как это произошло в процессе приватизации.

Наиболее приемлемым для РФ в зарубежном опыте государственного управления может стать:

  • использовать «правило золотой акции». Когда эта акция

позволяют регулировать процессы управления естественной монополии с целью с одной стороны обеспечения национального суверенитета, с другой эффективности.

  • изменение ценового регулирования. Переход на «модель

установления относительного предельного тарифа». Преимущества: ориентация на прогнозные данные, отход от «метода затратного регулирования».

Реструктуризация естественных монополий - важная составляющая антимонопольной политики в различных странах. Это связано с пересмотром места и роли государства в современной рыночной экономике. Существуют национальные и региональные особенности в антимонопольной политике в отношении крупных корпораций.

Так в США экономика традиционно развивается по принципу жёсткого контроля над монополиями внутри страны с целью создания условий конкуренции. В то же время государство всесторонне поддерживает крупный

бизнес за пределами США. В сфере естественных монополий работают

вертикально интегрированные конкурирующие компании.

В странах ЕС подход к антимонопольной политике представляется более умеренным, акцент делается не на сдерживании возникновения монополистических структур, но скорее на пристальном контроле за такими объединениями и их поведением. Реформирование естественных монополий в этих странах является одной из основных составляющих политики поддержания и развития конкуренции. В сфере естественных монополий европейские государства стремятся к построению олигополистических

рынков, исключающих, как чистую монополию, так и чистую конкуренцию.

В Японии, как показало исследование, антимонопольная политика обусловлена строгим контролем над крупнейшими компаниями. В настоящее время реализуется политика перехода оставшейся государственной собственности к частным инвесторам в некоторых инфраструктурных отраслях с целью повысить эффективность профильной деятельности и

ценообразования в потенциально конкурентных сферах.


Анализ реформирования естественных монополий развитых стран мира показал, что не существует универсального алгоритма проведения такого рода трансформаций. Вместе с тем и выявлены общие тенденции [10]:

- сохранение инфраструктурного ядра в ведении государства;

- разделение корпоративных образований по функциональному признаку;

- развитие конкуренции в тех сферах, которые позволят снижать цену (тариф) конечного продукта;

- постепенный и поэтапный процесс трансформации собственности;

- планомерное преобразование институциональной среды;

- значительные издержки реализации программ реформирования;

- обязательный контроль над структурой отрасли, за ценами и за выполнением стратегических задач после проведения реформ.

Россия вступила на путь построения рыночных отношений позже других стран. Конкурентное право, антимонопольное законодательство развивалось с чистого листа, хотя и быстрыми темпами, но не всегда поспевало за хозяйственной практикой, что неизбежно усложняло преобразования, тем более что российской экономике на старте реформ были свойственны концентрация капиталов и монополизация.

В настоящее время происходит совершенствование антимонопольного законодательства с оглядкой на мировой опыт становления норм и правил ведения справедливого хозяйствования. Также одним из основных элементов

антимонопольной политики в России становится преобразование

естественных монополий [19]:

- переход на рыночные принципы функционирования и развития;

- либерализация отношений собственности;

- изменение громоздкой структуры вертикально-интегрированных корпораций;

- масштабное привлечение инвестиций и внедрение передовых инноваций;

- снижение роли государства в управлении.

Предпосылки реформирования естественных монополий в России, которые можно разделить на общеэкономические и отраслевые. К

общеэкономическим предпосылкам относится принятый курс правительства на ускоренное построение рыночных отношений. В современных условиях конкурентные отношения проникают и в инфраструктурные отрасли, происходит разделение естественных монополий по функциональному признаку и т.д.

Отраслевые причины экономической модификации структуры естественных монополистов можно проследить по следующим особенностям их функционирования:

- неудовлетворительный механизм формирования тарифов по затратному методу;

- отсутствие стимулов к эффективному использованию основных фондов;


- технологическое отставание российских инфраструктурных компаний от аналогов в мире;

- инвестиционный голод;

- высокая аварийность трубопроводов, линий электропередач и путей сообщения;

- слабый контроль взимания платежей;

- закрытость путей доступа в отрасль для новых участников рынка;

- отсутствие информационной и финансовой прозрачности;

- устаревание и износ основных фондов.

Анализ реформирования естественных монополий проведён на примере отечественной электроэнергетики. Естественным монополистом в электроэнергетике был холдинг ОАО РАО «ЕЭС России», который в 2007 г. контролировал 69,5% общей генерации в стране и владел всеми линиями электропередач, создавал 8,8% ВВП. Основным принципом реформирования было разделение компании по функциональному признаку на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности с развитием конкуренции на оптовом и розничном рынках. В результате реструктуризации была ликвидирована монополия на генерацию и сбыт электроэнергии, из состава

холдинга выделились 7 оптовых генерирующих компаний (ОГК) и 14

территориальных генерирующих компаний (ТГК).

Генерирующие активы отдельных ОГК рассеяны по стране для снижения монополизации отрасли и функционируют на оптовом рынке электроэнергии, потребителями которого являются импортёры, экспортёры электроэнергии, а также сбытовые и промышленные компании. ТГК объединяют электростанции отдельно взятых регионов, снабжая электроэнергией потребителей на розничных рынках этих регионов. ОГК состоят в основном из станций, генерирующих электроэнергию, а ТГК в основном это ТЭЦ, которые генерируют электрическую и тепловую энергию. Доля собственности в генерирующих компаниях снижается с целью развития конкуренции и допуска в отрасль частных инвесторов. Например, 78,3% акций ОГК-4 принадлежат крупной немецкой энергетической компании «Е.Оп», 60,66% акций ОГК-3 принадлежат ОАО «ГМК Норильскому никелю», а 92,9% акций ТГК-10 принадлежат финской энергетической компании «РоЛит». При этом под контролем государства остались инфраструктурные активы распределения электроэнергии, а также часть производственных активов электроэнергетики, включая 10 атомных электростанций, доля государственной собственности в которых не ниже 75% [20].

Основными задачами реформы было привлечение частных инвестиций

и повышение эффективности основной деятельности.

При рассмотрении результатов реформирования естественных монополий возникла необходимость предложения методологии оценки эффективности их реструктуризации, которая состоит из следующего ряда показателей:


- показатели финансово-экономической деятельности, такие как рентабельность, производительность, цена за товар (услугу), численность сотрудников, инновационная и инвестиционная активность, рыночная капитализация, ВЭД;

- показатели социально-экономической ответственности (уровень качества услуг и их доступность для потребителя);

- технологические показатели (надёжность, безопасность производства и распределения).

Энергетический холдинг РАО «ЕЭС» перестал существовать. Главные

цели преобразований, как показал анализ функционирования отрасли, не достигнуты. Реформирование ОАО РАО «ЕЭС России» привело к достижению краткосрочных целей, то есть к разукрупнению и приватизации потенциально конкурентных активов. Перспектива же реализации долгосрочных целей (привлечение инвестиций, внедрение инноваций, опережающая технико-технологическая модернизация) видится размытой, так как созданные условия для развития частной собственности и конкуренции не привели к достижению поставленных задач. Развитие конкурентных отношений в развивающемся рынке страны должны были стимулировать надёжность и безопасность функционирования индустрии энергетики, но этого не произошло.

Российский энергетический рынок реформировать по европейскому образцу сложно – в Европе конкуренция обеспечивается большим количеством энергетических компаний разных стран. Там для образования конкурентной среды и выполнения основных задач по трансформированию энергетики оказалось достаточным выделить управляющую компанию и создать благоприятные условия для появления новых генерирующих компаний. Насколько целесообразно в наших реалиях разделять собственников для предотвращения дискриминационного доступа к инфраструктурным сетям, сказать сложно. Географическая отдаленность ряда субъектов Федерации и невысокая плотность населения в них являются аргументами в пользу функционального или оперативного разделения отечественной электроэнергетики.

Реформирование естественных монополий напрямую связано с развитием промышленности, экономики регионов и страны в целом. Поэтому для достижения высоких темпов роста и улучшения благосостояния населения необходимо продолжить поиск стратегии преобразования электроэнергетики.

Виды хозяйственной деятельности, которым необходимо регулирование, должны характеризоваться открытостью и доступностью информации для регулирующих органов. Они в свою очередь позволят устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и, соответственно, привлечь новые инвестиции. При этом в целях формирования реальной конкурентной среды потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы.


Причем от наличия единой методологической базы, правильного планирования на всех этапах реформирования напрямую зависит успешное отделение естественного монопольного ядра.

В целом выделение естественного монопольного ядра должно привести к следующему:

• в энергетике:

- создание эффективно работающего рынка электроэнергии, который функционировал бы на принципах экономически обоснованного ценообразования. В этом случае исключается дискриминация любых участников по всей территории Российской Федерации;

- создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства, а также передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния предприятий отрасли;

- стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;

- для изменения старых генерирующих мощностей, модернизации и реконструкции отрасли создание привлекательного инвестиционного климата в сфере электроэнергетики и привлечение значительного объёма инвестиций;

- сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики,

включая магистральные сети и диспетчерское управление;

- развитие экспортного потенциала электроэнергетики;

- как важнейшего условия повышения уровня и качества жизни населения обеспечение доступности электроэнергии, создание системы

поддержки социальных групп потребителей на период реформирования;

- ликвидация пересекающего субсидирования между различными группами потребителей электроэнергии;

- приватизация рынков топлива для тепловых электростанций;

- определение процедур антимонопольного регулирования при поэтапном переходе к дерегулированию потенциально конкурентных видов деятельности;

- создание нормативно-правовой базы реформирования сферы и её работы в новых экономических условиях.

• в железнодорожном транспорте Российской Федерации:

- формирование единой гармоничной транспортной системы страны;

- повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставления услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального развития;

- удовлетворения спроса на железнодорожные услуги;

- снижение совокупных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;

- разъединение функций государственного управления и регулирования хозяйственной деятельности;

- усовершенствования тарифной политики;

- незаметное прекращение пересекающего субсидирования пассажирских перевозок за счёт грузовых, внутренних - за счёт экспортно-импортных;